Программа "Математическая грамотность " 5-6 классы
рабочая программа (5 класс)

Бортникова Татьяна Александровна

Программа курса нацелена на развитие:

• способности учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

• способности учащегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

• способности учащегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой (естественнонаучная грамотность);

• способности учащегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, семьи и общества, а также возможности участия в экономической жизни  (финансовая грамотность).Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих  основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).  В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost_programma.docx546.69 КБ

Предварительный просмотр:

МО -  Чучковский муниципальный район Рязанской области

муниципальное образовательное учреждение «Аладьинская школа»

Принята

педагогическим Советом

«___» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________ А.А. Еремина

«____» _________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в рамках дополнительного образования

«Математическая грамотность»

Направленность:   

Естественнонаучная

Форма проведения: 

кружок

Участники:

обучающиеся 5-6 классов

Количество часов: 

68 часов  (2 года)   

Периодичность:  

еженедельно  (1 час в неделю)   

Программу подготовила: Учитель математики и физики  высшей категории Бортникова Татьяна Александровна

                                                                          

с.Аладьино

2022 г.

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка:

4

  1. Характеристика программы Актуальность программы

4

  1. Цель.  Задачи

7

  1. Место курса в учебном плане

8

  1. Планируемые результаты

8

     2.1 Содержание  программы дополнительного образования  первого года обучения

14

      3.1   Тематического планирование занятий  обучения

15

      3.2. Календарно-тематическое планирование

16

4. УМК. Список используемой литературы.

23

  1. Пояснительная записка

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.  Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

Актуальность. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».  Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном  обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны граждане, способные максимально и эффективно реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на  высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты  образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных  достижениях обучающихся, чему способствует их математическая и финансовая грамотность.

Характеристика курса «Математическая грамотность»

Программа курса составлена  с учетом условий организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, которые регулируются следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря  2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями)
  • Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"  
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.№ 996-р.
  • Письмо Минпросвещения РФ от 2.05.2023 №03-870
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения РФ от 3 ноября2019 г. №467.
  • «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28).
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г.
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом  заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 (с изменениями).

Программа курса нацелена на развитие:

• способности учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

• способности учащегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

• способности учащегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой (естественнонаучная грамотность);

• способности учащегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, семьи и общества, а также возможности участия в экономической жизни  (финансовая грамотность).

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих  основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).  В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

Одно из ведущих мест отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из  проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но  решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю, – хочу узнать.

Типы учебных задач:

• задания, в которых имеются лишние данные;

• задания с противоречивыми данными;

• задания, в которых данных недостаточно для решения;

• многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному  алгоритму. Для этого учитель предлагает учащимся решать ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Типы задач:

Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения  которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для  решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование  условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной  действительности.

Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом  обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся,  формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Цель и  задачи изучения курса

Целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-6 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию, в  том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня  учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной  культуры.

Задачи программы:

• распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые  могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

• формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;

• познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и различными  способами их решения;

• организовать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;

• создать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.

Программа построена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривается проведение традиционных и обобщающих  занятий, практических, игровых занятий. Практическое выполнение программы  предполагает выполнение обучающимися тестов, графических и творческих работ, защиту  мини-проектов.

Реализация программы ориентирована на новые подходы в организации общения, сотрудничества на уроках. Используются активные формы работы: «учитель – ученик», парная и групповая работа, игровая форма работы «Детективное дело».  Обучающимся предлагаются задачи в форме расследования детективных историй.

Место  курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года, 5-6 класс, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках дополнительного образования и содержит в основе два модуля: «математическая грамотность» и «финансовая грамотность», на основе которых так же выстраивается работа по развитию читательской и естественно-научной грамотности. Всего программа рассчитана на 68 часов, из которых 34 часа – 5 класс, 34 часа – 6 класс, по 1 часу в неделю.

Результаты освоения курса.

Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность» направлена на  достижение  учащимися   следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) осознание российской  гражданской  идентичности  (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;

6) наличие мотивации к целенаправленной  социально  значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

7)  проявление интереса к способам познания;

8) стремление к самоизменению;

9) сформированность внутренней позиции личности как  особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

11)  установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

12) осознанный выбор и построение  индивидуальной  траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

13) активное участие в жизни семьи;

14)  приобретение опыта успешного межличностного общения;

     15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в   коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

     16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

      17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

3) осознание необходимости в формировании новых знаний,  в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

5) активное неприятие действий, приносящих  вред  окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты в  ФГОС  сгруппированы  по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

—        овладение универсальными учебными познавательными действиями;

—        овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

—        овладение  универсальными  регулятивными  действиями

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1)базовые логические действия

2)базовые исследовательские действия

3)работа с информацией

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация:

1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

3) самостоятельно составлять алгоритм  решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с  учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

5) делать выбор и брать ответственность за решение;

  1. самоконтроль:

1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

4) объяснять причины достижения  (недостижения)  результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

6) оценивать соответствие результата цели и условиям;

  1. эмоциональный интеллект:

1) различать, называть  и  управлять  собственными  эмоциями и эмоциями других;

2)  выявлять и анализировать причины эмоций;

3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

4) регулировать способ выражения эмоций;

         4)принятие себя и других:

1)  осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

2)  признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

3)  принимать себя и других, не осуждая;

4)  открытость себе и другим;

5)  осознавать невозможность контролировать все вокруг

Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:

       Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

1) сравнивать и  упорядочивать  натуральные  числа,  целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия  с  рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области   управления   личными   и   семейными   финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через  другие;  интерпретировать  результаты  решения  задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;

3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;

4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;

6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических

величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текс3том задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;

9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Содержание курса.  5 класс

«Математика в повседневной жизни» (22ч)

1

Спорт

2

Геометрические формы вокруг нас

3

Здоровый образ жизни

4

В школе и после школы (или Общение)

«Школа финансовых решений» (12ч)

1

Семейный бюджет: по доходам — и расход

2

Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений

3

На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет

4

Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета

5

«Копейка к копейке – проживет семейка»

Содержание курса.  6 класс

«Математика в повседневной жизни» (14 ч)

1

Аренда автомобиля (каршеринг)

2

Устройства для хранения информации

3

Колодец

4

Зачет по математике

«Математический детектив» (16 ч)

1

Поиск истины

2

Кто есть кто (задачи профориентационного содержания)

3

Трудный вопрос: сколько?

«Школа финансовых решений» (4ч)

1

Семейный бюджет: по доходам — и расход. Непредвиденные расходы

2

«Копейка к копейке – проживет семейка»

Тематическое планирование

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове дения занятий

Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые)

«Математика в повседневной жизни» (22 ч)

1.

Новое об известном

(«Футбольное поле»,

 Площадка для падминтона»

«Электро бус»)

7

Зависимости между величинами.

Сравнение чисел и величин. Действия с натуральными числами, с десятичными дробями. Нахождение процента от числа, отношения двух чисел. Числовая последовательность (правило составления последовательности).

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий. Предлагать и обсуждать способы решения.

Прикидывать, оценивать, вычислять результат.

Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными.

Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, ве личины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата.

Интерпретировать ответ, данные.

Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и вы- воды.

Распознавать ис- тинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказы- вания, доказывать их соответствие условиям задачи. Приводить примеры и контрпримеры.

Выявлять сходства и различия объектов.

Измерять объекты, Конструировать математические отношения.

Моделировать ситуацию математически.

Доказывать истинность утверждения на основе данных и решения.

Планировать  ход и контролировать

результат решения математической задачи.

Фиксировать ответ в заданной форме.

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

«Электробус»: от- крытый банк зада- ний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru)

«Рецепт торта»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

2

 Конструирование (Геометри ческие формы вокруг нас)

Задачи  про пруд и садовый участок.

Задачи про кубики

7

Размеры пространственной и плоской геометрических фигур. Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение). Прямо пропорциональная зависимость величин.

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

«Поделки из пластиковой бутылки»:  открытый банк заданий, 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Панно»: обра зовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://

media.prosv.ru/func/)

3.

Здоровый образ жизни

(«Кало- рийность питания»,

«Игра на льду»)

2

Действия с натураль-ными числами, де- сятичными дробями (вычисление, окру- гление, сравнение). Прямо пропорцио- нальная зависимость величин. Площадь прямоугольника. Представление данных: таблица, столбчатая диаграм ма. Метод перебора вариантов.

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа

«Калорийность пита- ния»: открытый банк заданий, 2019/2020 (http://skiv.instrao. ru

)

«Комплексный обед»: образовательный ресурс издатель-

ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

4

В школе и после школы

(«Путешествие по Волге» «Игры в сети»,

«Занятия Алины»)

6

Числовое выражение, значение вы- ражения.

Единицы времени. Масштаб карты, оценка рас стояния. Прямо пропорциональная зависимость величин. Признаки делимости натуральных чисел. Чтение диаграммы.

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

«Занятия Алины»: открытый банк за- даний, 2021 (http:// skiv.instrao.ru)

«Школа финансовых решений» (12 ч)

5

Семейный бюджет: доход и расход

«Аренда автомобиля» (каршеринг)

2

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные доходы, обя- зательные и необязательные расходы.

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания

Решение си- туативных и проблемных задач

Беседа/ Мини- проект/ Работа в группах/ Составление словаря-глос- сария по теме.

Комплекс   «Дохо- ды семьи» (2021, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost) Комплекс «Две семьи». Финансовая

грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: Учебное пособие для общеоб- разовательных орга- низаций. Под редак- цией Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. – М.; СПб.: Просвеще- ние, 2020

6.

Непредвиденные расходы: как снизить риски финансовых затруднений

2

Непредвиденные расходы, финансовый  риск. Что такое и зачем нужна финансовая подушка безопасности.

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания

Решение ситуативных и проблемных задач.

Беседа/Командная игра/ мини-диспут.

Комплекс «Непред- виденная трата», (2022, 5 класс) Комплекс «Инте- ресные выходные» (2021, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)

7.

На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет

1

Финансовое планирование, рациональное поведение, экономия семейного бюджета

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ конкурс пла- катов.

Комплекс «Как составляли семейный бюджет» (2020, 5 класс) Комплекс «Экономичные и неэкономичные привычки» (2021, 7 класс) (http://skiv. instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya- gramotnost)

8

Самое главное о правилах ведения семейного бюджета

2

Семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и рас- ходы семьи. Рациональное поведение.

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы.

Применять финан- совые знания

Решение си- туативных и проблемных задач.

«Нужен ли семье автомобиль»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

9

«Копейка к копейке – про- живет семейка»

«Семейный бюджет»

5

Финансовая гра- мотность: семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи, рациональное поведение. Математическая грамотность: зависимость «цена – количество-стоимость».

Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями. Вычисление процен тов.

Финансовая гра- мотность:

1 Выявление и ана- лиз финансовой информации

2 Оценка финансо- вых проблем

3 Применение фи- нансовых знаний

Математическая грамотность:

1 Извлекать инфор мацию (из текста, таблицы, диа- граммы),

2 Распознавать математические объекты,

3 Моделировать ситуацию матема- тически,

4 Устанавливать и использовать

зависимости меж- ду величинами, данными,

5 Предлагать и об- суждать способы решения,

6 Прикидывать, оценивать, вычислять результат

Решение си- туативных и проблемных задач

Беседа/ Игра- квест. Груп- повая работа, индивидуаль- ная работа

Комплекс «Дорога в школу» (2022,

6 класс)

Комплекс «День рождения мечты» (2022, 6 класс) (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ finansovaya- gramotnost)

Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения

Тема занятия

Дата

Зависимости между величинами.

Сравнение чисел и величин.

Решение задач про футбольное поле

Решение задач «Площадка для бадминтона»

Действия с натуральными числами, с десятичными дробями.

Нахождение процента от числа, отношения двух чисел.

Числовая последовательность (правило составления последовательности).

Решение задачи  «Рецепт торта»

Размеры пространственной и плоской геометрических фигур.

Конструирование поделок из пластиковых бутылок

Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение).

Действия с геометрическими величинами – длиной, площадью, объемом (вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение).

Прямо пропорциональная зависимость величин.

Задачи о кубиках

Задачи  про пруд и садовый участок.

Задачи про «Калорийность питания». Взвешивание фруктов

Задачи про «Игру на льду»

Задачи «Игры в сети», Единицы времени.

Масштаб карты, оценка расстояния. Путешествие по Волге

Задачи «Игры в сети», «Занятия Алины». Устройства для хранения информации

Представление данных: таблица, столбчатая диаграмма. Чтение диаграммы.

Аренда автомобиля (каршеринг) Прямо пропорциональная зависимость величин.

Задачи «Колодец» и «Автоматические выключатели

Метод перебора вариантов. История с телефонными звонками

Отчет о соревнованиях

Семейный бюджет: доход и расход

Непредвиденные расходы: как снизить риски финансовых затруднений

Самое главное о правилах ведения семейного бюджета

На чем можно сэкономить: «тот без нужды живет, кто деньги бережет»

«Копейка к копейке – проживет семейка»

«Семейный бюджет»

«Загадочное письмо»

История с графиком отпусков

У кого какая должность? У кого какая профессия?

Олимпиадная задача

«Математика в повседневной жизни» (16 ч)

1

Аренда автомобиля (каршеринг)

2

Устройства для хранения информации

3

Колодец

4

Зачет по математике

5

Автоматические выключатели

«Математический детектив» (14 ч)

1

Поиск истины

2

Кто есть кто (задачи профориентационного содержания)

3

Трудный вопрос: сколько?

«Школа финансовых решений» (4ч)

1

Семейный бюджет: по доходам — и расход. Непредвиденные расходы

2

«Копейка к копейке – проживет семейка»

Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения

Тема занятия

Дата

. Аренда автомобиля

Решение задач про  такси и каршеринг

Всегда- Никогда - Иногда

Найди ошибку

Устройства для хранения информации

Знаете ли вы?

Решение задачи   о USB- флешках

Решение задач  об устройствах для хранения информации

Моя дача

Колодец, его строительство

Решение задач на устройство колодца

Масленичные блины

Зачет по математике

Автоматические выключатели

Мощность и нагрузка домашней электрической цепи

Пример и контрпример. Техника безопасности в быту

История с телефонными звонками

Кто дежурил в классе?

История с отчетом о соревнованиях

Странный приказ

У кого какая профессия

У кого какая должность

История с графиком отпусков

Где учатся и на чем играю члены эстрадного квартета

Вопросы, интересовавшие Доктора Ватсона

Спор, возникший после субботника

Загадочное письмо

Олимпиадная задача

История о пришкольном участке

Задачи от Кенгуру

Понятие «семейный бюджет»

Понятие «Заработок»

Понятия «% годовых», «начисленные проценты»

Семейный бюджет: доход и расход. «Копейка к копейке – проживет семейка»

УМК .   Используемая литература

1.Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 1, 2. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург.  «Просвещение» 2022.

2.Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразовательные организации. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.

3 Математический детектив: пособие для учащихся/В.В. Мадер. _ М.: Мнемозина, 2008

4.Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл._ М.6: Издательство НЦ ЭНАС, 2014

https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки/?uid=30558470&login=TatyanaBortnikova 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучение грамотности в коррекционном классе охраны зрения

Урок в 1 классе охраны зрения " Прощание с русской Азбукой".Учитель Нефёдова Надежда Сергеевна ( ГБОУ СОШ № 448 Санкт-Петербург )...

по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 5 класса

Данное планирование разработанно для обучения "Основам компьютерной грамотности" детей со сложной структурой дефекта для 5 класса...

по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 7 класса на 2013-2014 уч.г.

Данное планирование разрабатывалось для детей со сложной структурой дефекта для 7 класса...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Проверка грамотности чтения 6 класс

Проверка грамотности чтения 6 класс. Задание для дистанционного обучения...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...