Методический модуль - презентация "Мастерская художественного слова": использование на занятиях традиционной пластической культуры северных народов
методическая разработка

Нечаева Светлана Николаевна

Методический модуль - презентация "Мастерская художественного слова": использование на занятиях традиционной пластической культуры северных народов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический модуль Номинация: Методический кейс «Театральная методическая мастерская » Разработчик : Нечаева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»

Слайд 2

Мастерская художественного слова : использование на занятиях традиционной пластическо-танцевальной культуры северных народов

Слайд 3

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы. Тундра, поражающая своей суровой бескрайностью, бесчисленные озера и населяющие их птицы, полноводные реки, изобилующие рыбой и опасностью, подстерегающая охотника и рыболова на каждом шагу. Преодолеть страх, вселить мужество, поверить в удачу рыбаку и охотнику еще совсем недавно помогали ритуальные танцы. Они были яркими и точными. Их движения и позы, передающие азарт борьбы и радость победы, переходили из поколения в поколение как заклинание.

Слайд 4

Традиционное пластико-театральое воплощение зооморфизма коренных народов Севера Для северных народов свойственны в основном имитационно-подражательные движеня , групповые и сольные. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, хорканье оленя, крик чайки. Плавные движения рук женщин в медленном ритме, напоминают стаю птиц, взмахивающих крыльями. Можно подражать бегу оленей, вскидывая высоко ноги и держа руки над головой словно рога.

Слайд 5

Анализ пластико -театрального воплощения зооморфизма у коренных народов Севера В игровой культуре . У ненцев устраивались игры и состязания (метание копий, перетягивание , накидывание аркана и др.). Эти представления с плясками сопровождались звукоподражанием голосам зверей и птиц. Обряд подготовки к охоте сопровождается танцевальными движениями, что помогает настроиться на победу. Так северные народы отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на дичь, имитировали в танце преследуемого зверя. Пляски шаманов . Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и олень, и птица, и карта в духовном мире.

Слайд 6

На занятиях по театральному мастерству используются такие движения и пластические этюды, которые близки традиционной северной культуре : Классификация по количественным показателям:

Слайд 7

После вариации, белый олень с важным видом скачет на задний план сцены перед выходом за противоположные кулисы, кивает головой и уводит за собой оленей…» « …На переднюю часть сцены выскакивает белый олень, за ним начинают выстраиваться девочки (в роли оленей). Оленевод остается с боку сцены с удивленным видом. Олени начинают разбиваться на условные пары, где каждая пара, прыгая, перемещается на место партнера (вторая вариация)…» Сюжет №1 «Охота» «…Опомнившись, оленевод кидает аркан, ловит последнего оленя и с усталым видом уводит его за кулисы…»

Слайд 8

Сюжет №2 «Волчья охота» «…2 «оленя» пасутся в правом ближнем углу сцены. Почувствовав тревогу, олени прыгают по кругу 1 раз и останавливаются в изначальной точке. Из дальней кулисы выбегает крадучись волк и бежит к оленям…» «…Далее олени расходятся в разные стороны, совершая круг к центру, а волк бежит к дальней части сцены, по инерции возвращаясь вслед за оленями к центру сцены. В это время волк оказывается по обе стороны от оленей, которые бьют его рогами (руки сложены крест-накрест над головой)…» «…Волк убегает в дальние кулисы. Олени гордо проходят круг, после встают на середину сцены. Танцуют движения: подскоки, имитация бодания друг друга…» «…Выбегают волки (5-6 чел), идет самопроизвольное перемещение по сцене, со смещением к центру. Волки окружают оленей, танцуя вокруг них резкие движения с выпадом в сторону оленей (запугивая их)…»

Слайд 9

Ненецкие ансамбли и коллективы « Маймбава » « Нянэй сё» « Сыра-Сэв »

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".

Методическая разработка мероприятия, дающего детям  возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...

Кубанская свадьба (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

Внеклассное мероприятие о свадебных обрядах и традициях на Кубани, которые необходимо возобновить . Ребята узнают  много познавательного из истории традиционно-бытовой культуры Кубани. ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Хорошая организация урока – залог эффективности учебного процесса и показатель педагогического мастерства учителя.Включение учителями в урок физической культуры комплексов физических упражнений, прово...

Детский фольклор в традиционной культуре бурятского народа

В последнее десятилетие отмечается усиление внимания к устному народному творчеству , к детскому фольклору, в связи с утратой многих ценностей, впрочем, как и другими народами, межпоколенных связей, а...

Подвижная игра "Добавь" для использования на занятиях по физической культуре в младших и средних группах детского сада.

Разработал инструктор физической культуры ГБДОУ №16 Калининского района Косенкоа А. И. Подвижная игра "Добавь"Цель: развитие мелкой моторики, формирование математических представле...

традиционная культура тувинцев в контексте с культурой соседних народов

Тип занятия: занятие развивающего контроляЦель: ознакомление с корнями народной мудрости, с традиционной культурой...