Профилактика повреждения стопы на занятиях по хореографии. Методические рекомендации
методическая разработка

Котышева Валентина Григорьевна

Забота о профилактике повреждения стопы во время занятий хореографией, цирковым искусством является важным компонентом в работе педагога. Знание и учёт физиологических особенностей стопы в детском возрасте является залогом профессионального подхода к работе и, соответственно, отсутствием травматизма на занятиях. Методические рекомендации разработаны для педагогов, занимающихся с детьми хореографией, цирковым искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

станицы Атаманской муниципального образования

Павловский район

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КОТЫШЕВА\SAM_0787.JPG

Профилактика повреждения стопы

на занятиях по хореографии

Методические рекомендации

ст. Атаманская

2022 год

В.Г. Котышева

Методические рекомендации

\

МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской

2022

Рекомендовано к печати Методическим советом МБОУ ДО ДДТ  ст. Атаманской.

Котышева В.Г. Профилактика повреждения стопы на занятиях по хореографии. Методические рекомендации. – Атаманская, 2022. – 12 с.

Забота о профилактике повреждения стопы во время занятий хореографией, цирковым искусством является важным компонентом в работе педагога. Знание и учёт физиологических особенностей стопы в детском возрасте является залогом профессионального подхода к работе и, соответственно, отсутствием травматизма на занятиях. Методические рекомендации разработаны для педагогов, занимающихся с детьми хореографией, цирковым искусством.

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………….,,,,,,,, 2

Комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия……… 5

Водные профилактические процедуры…………………………………………7

Травмы и их профилактика……………………………………………………...8

Список литературы.……………..………,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 9

1

Пояснительная записка

Весь вес тела у людей должен выдерживаться ногами. Это – наш контакт с землей. Ступни ног обеспечивают устойчивость, равновесие, движение, на них опускается вес тела после прыжка. Это возможно благодаря особому строению ступни. В нашей культуре, к сожалению, не принято заботиться о стопах ног. Неудобная обувь, отсутствие упражнений, асфальт – всё это приводит к преждевременным дегенеративным изменениям стопы  и тому, что здоровая стопа в наше время – большая редкость. Стопы – это фундамент тела, они выполняют амортизирующую и опорную функцию. Стопы – основная проблема нарушения походки и осанки, а также болезней позвоночника.

Танцор должен особенно заботиться о ступнях ног. Особое задание педагога – следить за обувью обучающихся и научить их быть ответственными за стопы.

Стопа играет большую роль в красоте исполнения танца. Были времена, когда ступни танцовщиц были предметом восхищения. Во избежание травм стоп и других повреждений обучающийся и педагог должны заботиться о правильной технике исполнения, распределении веса. Следует уделять особое внимание материалу, из которого сделан пол.

Для успешной танцевальной карьеры необходима особая врождённая форма стопы. Стопа меняет форму и движения в результате тренировок больше, чем любая другая часть тела. Стопа состоит из 28 костей они делятся на:

  • предплюсневые;
  • плюсневые;
  • фаланги и пальцы.

К первой группе относятся таранная, пяточная, ладьевидная, кубовидная и три клиновидные кости. Ко второй – пять  плюсневых костей, к третьей – пальцы. У большого пальца две фаланги, у четырех остальных по три. Под базальным суставом большого пальца, в сухожилии длинного сгибателя большого пальца залегают две сезамовидные кости в форме чечевиц. Все 28 костей стопы сведены между собой связками и суставами. Такая конструкция делает стопу крепкой, чтобы можно было стоять, но в то же время оставляет возможность для свободы движений.

2

Поднятие и опускание стопы происходит в голеностопном суставе, латеральные движения в таранно-ладьевидном и поперечном тарзальном суставах. Вместе с голеностопным эти суставы образуют

шаровидные соединения, позволяющие совершать движения во всех направлениях.

Клиновидно плюсневый сустав между предплюсневой и плюсной позволяет совершать движение плюсневых костей, а именно поднятие и  опускание головок плюсны и латеральное смещение до 100. Передняя часть стопы при этом распрямлена, свод стопы изогнутый или плоский. Вторая плюсна самая длинная. Она практически неподвижна и образует ось латерального движения других костей плюсны. Поэтому на нее ложится наибольшая нагрузка. Под воздействием сильного давления и натяжения у многих танцоров поверхность диафиза плюсны утолщаются в полтора раза. Такое   утолщение  –  природная   реакция   на повышенное   и   разнообразное    использование стопы в танце и ни в коем случае не служит симптомом болезни.

Для выполнения необходимых упражнений стопой важно помнить, что релеве, опускание стопы совершается, в основном, голеностопным суставом.

Большой палец состоит из двух фаланг, а остальные - из трех фаланг каждый. Под головкой 1-й плюсны находятся две сезамовидные кости. В базальных суставах пальцы могут подниматься на 70 – 800 и опускаться на 350. У танцоров базальные суставы должны быть приспособлены к поднятию на 800. Здесь подвижность базального сустава опасна. При неправильном выполнении происходит растяжение и искривление в деми плие.

Если подвижность суставов других пальцев недостаточная, это может быть исправлено. Подвижность базального сустава большого пальца является анатомической. Её нельзя изменить упражнениями.

Вес тела распределяется по стопе в трех направлениях:

  • к пятке;
  • вдоль медиального края стопы к головке 1-й плюсны и большому пальцу;
  • вдоль латерального края стопы к головке 5-й плюсны.

Вес тела делает своды стоп более плоскими. Продольные своды поддерживаются не только костной конструкцией, но и крепкими продольными связками и сильными короткими внутренними мышцами стопы. Они образуют многослойную мышечную связку в

3

подошве стопы. Передний свод поддерживается не костной конструкцией и связками, а мелкими поперечными мышцами. Встречается      расширенная    стопа   из-за     опускания      переднего

поперечного свода. Это может стать причиной проблем.

Анатомические особенности должны всегда приниматься во внимание при работе стоп.

Чрезмерно анатомически поднятый свод является аномалией, которую нельзя рассматривать как преимущество в танцевальной карьере! Врожденное искривление, которое было у ребёнка до начала занятий танцами, нельзя путать с поднятым продольным сводом, развившимся во время занятий танцами или развития мышц ступни.

При другом виде искривления – серповидной стопе – передняя часть стопы, особенно 1-я плюсна и большой палец обращены вовнутрь. Это врожденная деформация, которая часто встречается, проходит со временем. Если же деформация остается, вопрос о серьёзной  танцевальной карьере не стоит, т.к. форма стопы очень некрасивая. Даже средняя степень искривления ставит танцевальную карьеру под вопрос.

            При плоскостопии медиальный продольный свод плоский или отсутствует. Плоскостопие может быть врожденной деформацией, а может быть и результатом ослабления поддерживающих мышц и связок. Растяжение суставов при занятии танцами, спортом или просто работе соответствующего одновременного укрепления мышц стопы может вызвать опускание свода. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь на высоком каблуке, а также с очень узким носком.

                                                                                                                                                                                                                   

4

Комплекс физических упражнений

для профилактики плоскостопия

Упражнения на стуле:

- пальцами ног собрать кусок ткани. Желательно предварительно ткань намочить в холодной воде и хорошо отжать. В этом случае рецепторы кожи на ступнях будут реагировать на прохладную ткань, что способствует более интенсивной стимуляции стоп;

- опустить стопы на аппликатор Кузнецова, слегка придавить. Подержать 1 мин, постепенно время процедуры увеличить до 4-5 мин или позже, после периода привыкания, осторожно пробовать стоять.

- захватить и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие

5

предметы (камешки, карандаши, детали конструктора);

- во время отдыха на пляже – сгребать речной песок стопами ног;

- максимальное разведение пяток и сведение пяток, не отрывая носков от пола, затем наоборот;

- поочередно сгибать и разгибать пальцы ног;

- катать ногой овальные и круглые предметы.

Упражнения стоя:

- не сгибая колен, приподняться на носочки, на пятки;

- стоя на носочках, перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение;

- встать на рёбра внешней стороны стоп, постоять в таком положении примерно 30-40 секунд;

- встать передней частью стопы на возвышение (от 5 см, размер регулируется  в зависимости от возраста ребёнка) пятки опущены на пол, колени натянуты; плавно подниматься и опускаться. Начинать желательно с 10 повторений, увеличивая до 30. Это упражнение укрепляет свод стопы и развивает мышцы голени.

Упражнения выполняются босиком, каждое не менее 10 раз. Выполнять рекомендуется ежедневно.

Упражнения на гимнастическом коврике:

- сесть на коврик выпрямить ноги, колени натянуты; сокращаем стопы на себя и в противоположном направлении в пол. Делаем

5

плавно, на секунду задерживая до максимального свода стопы;

- исходное положение то же; стопы направлены на себя, пальцы смотрят в потолок; двигаем стопами в стороны как «дворники» на машине;

-  исходное положение то же; двигаем стопами наружу и внутрь, пальцы направлены в потолок. Мышцы бедра, колен не двигаются;

-  исходное положение сидя на коврике, ноги согнуты в коленях, стопы вместе («бабочка»); сокращаем пальцы ног и постукиваем друг о друга, пятки не отрывать, такое упражнение называют «клювики» (см. фото):

6

C:\Users\domtv\Desktop\SDC17262.JPG   C:\Users\domtv\Desktop\SDC17263.JPG

-  исходное положение сидя на коврике, колени согнуты, стопы на лежат на коврике; двигаем сначала правой ногой в стороны как бы растирая краску под стопой, пятку  не отрываем. Затем то же - левой пяткой;

-  опускаемся на коврик на четыре точки опоры (на «четвереньки») на ширину плеч, опираемся на пальцы ног, пятки направлены в потолок; медленно опускаемся на пятки, оттолкнуться пальцами стопы и вернуться в исходное положение. Это упражнение способствует мягкому растяжению мышц свода стопы;

-  усложняем упражнение за счёт поднятия колен, когда опускаемся на пятки, при возвращении в исходное положение колени опускаем;

 -   исходное положение то же, опускаемся на пятки, выпрямляя

6

корпус, поднимаем колени и сидим в таком положении от 5 счётов.

Происходит мягкое растяжение пальцев, мышц свода стопы, голеностопа;

-    исходное положение то же, только пальцы стопы лежат на полу тыльной стороной;  происходит растяжение  мышц свода стопы, пальцев ног, как бы с другой стороны. Упражнение рекомендуется выполнять не более 1 мин. Можно усложнить, приподняв колени, опираясь  на пятки (пятки не разводить) (см. фото № 1)  2281 или приподняться выпрямив ноги ( см. фото № 2 ).  

                   Фото № 1                                      Фото № 2

J:\метод оазработка\IMG_2281.JPG   J:\метод оазработка\IMG_2283.JPG

Водные профилактические процедуры

Взять две ёмкости – с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарить стопы в горячей воде, а затем опустить в холодную. После того, как стопа распарилась, помассировать её, «вылепливая» своды стоп.

Врачи рекомендуют тщательно следить за состоянием стоп, потому что здоровые стопы обеспечивают не только правильную походку и осанку, но и  отсутствие проблем с внутренними органами, а также здоровые мышцы и суставы. От здоровья стоп зависит состояние всего организма целиком.

Занятия хореографией, цирковым искусством являются, общеизвестно, травматическими видами искусства. Поэтому педагог обязательно должен следить за правильным выполнением различных упражнений, а также приучать детей изначально к мерам профилактики    травм,    ведению    здорового   образа   жизни.  А  в

7

учреждениях дополнительного образования в условиях продуктивного взаимодействия педагога с детьми для этого есть все предпосылки.

Травмы и их профилактика

В обязанности педагога входит профилактика травм за счет тщательной подготовки к проведению занятий.

Причинами возникновения повреждений являются:

1) неправильная организация тренировочного процесса, недостатки в методике ведения занятий;

2) неблагоприятные условия окружающей среды, неудовлетворительное состояние помещений для занятий;

3) нарушение обучающимися техники безопасности выполнения элементов, неудовлетворительное состояние обуви обучающихся.

Профилактика травм включает:

- анализ индивидуальных особенностей обучающегося:

- возраст, выбор интенсивности и продолжительности нагрузки;

- вес, выбор амплитуды и скорости движений;

- общее состояние организма, запрещается тренировка в случае заболевания;

- образ жизни, выбор нагрузки в соответствии с наличием или отсутствием стресса;

- уровень тренированности, выбор нагрузки в соответствии с физическими качествами обучающихся и их психическими возможностями;

- техническая подготовленность, выбор координационной сложности и техники движений с учетом уровня технического мастерства.

Занимайтесь и будьте здоровы!       

8

Список литературы

1. Джозеф С. Хавилер. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – Выборг: Новое слово, 2007.

2. Козырев Г.С. Возрастные особенности развития стопы. – Харьков,1969.

3. Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия // Основы безопасности жизни. - 2002. - № 12.

4. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982 .

5. Недригайлова О.В., Яременко Д.А. Развитие свода стопы у детей // Ортопедия, травматология и протезирование, 1969.

6. Рина М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М.: Просвещение, 1988.

9

Упражнения с предметами

упражнения для стоп

http://avatars.mds.yandex.net/get-direct/250393/LiWcvu1KgWXa8TXnTMaYnw/y300

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,

Смешного бульдога,

Стремительный скутер,

Коралловый остров

(Хоть это и сложно),

Но только здоровье

Купить невозможно.

Оно нам по жизни

Всегда пригодится.

Заботливо надо

К нему относиться.

Гришин А.

                                          Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                 

E-mail: vkotysheva@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей 7 лет на занятиях ритмикой и хореографией. Методические рекомендации.

В статье раскрываюся творческие возможности и способности, а так же способы и методы их развития на занятиях ритмикой и хореографией на примере личных занятий....

Развитие творческих способностей детей 7 лет на занятиях ритмикой и хореографией. Методические рекомендации.

В статье раскрываюся творческие возможности и способности, а так же способы и методы их развития на занятиях ритмикой и хореографией на примере личных занятий....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Методические рекомендации на тему" Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в классе хореографии"

Данные методические рекомендации имеют практическую значимость и направленность. Они основаны на изучении и обобщении педагогических исследований и своего практического опыта в области хореографии....

Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...

Роль концертмейстера в хореографии. Методические рекомендации.

Занятие танцами не только учит понимать и создавать прекрасное, также развивает мышление, фантазию, дает гармоничное пластичное развитие....