Методические рекомендации на тему" Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в классе хореографии"
методическая разработка на тему

Луганская Екатерина Николаевна

Данные методические рекомендации имеют практическую значимость и направленность. Они основаны на изучении и обобщении педагогических исследований и своего практического опыта в области хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod-kie_rekom-tsii_luganskoy_e.n.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методические рекомендации на тему:

«Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий

в классе хореографии»

                                           

Составитель:

                                                       Преподаватель хореографических дисциплин

первой квалификационной категории

                                                                           Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Значимость репетиционных занятий…………………………………….4

Планирование репетиционных занятий…………………………………5

Особенности проведения репетиционных занятий………………………6

Заключение…...…………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………….13

Введение

Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня большой интерес среди детей и их родителей. И нужно заметить, что успех воспитанников зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в воспитательной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Успех коллектива - это,  прежде всего, заслуга его руководителя. Поэтому преподавателям хореографии важно знать особенности воспитательной работы в процессе репетиционных занятий, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся на практике.

Методические рекомендации на тему «Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в классе хореографии» являются результатом анализа бесценного опыта ведущих педагогов отечественной хореографической школы и собственной педагогической деятельности. Они могут быть интересны преподавателям  хореографических дисциплин, руководителям танцевальных коллективов, а также  использованы в качестве учебно-методического пособия хореографам, начинающим свою практику.

Цель методической работы - изучить и обобщить имеющиеся методические разработки и  свой  практический опыт  в области   педагогической деятельности, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве преподавателя хореографических дисциплин.

Задачи работы:

  1. Раскрыть специфику деятельности преподавателя в процессе репетиционных занятий на хореографии;
  2. Предоставить основные сведения о воспитательной работе в процессе репетиции, на примере накопленного опыта преподавательской деятельности в классе хореографии.

Значимость репетиционных занятий

Репетиции принадлежит важная роль в формировании коллектива, развитии исполнительской, эстетической и нравственной культуры участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетиция – сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

К сожалению, методика воспитательного процесса во время репетиционных занятий до последнего времени разрабатывалась и освещалась недостаточно. Между тем потребность в такого рода литературе ощущается. Особенно это касается молодых, начинающих руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени детей к выступлению. Знание же основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение их переосмыслить являются важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиции.

Качество репетиционной работы, прежде всего, зависит от того, насколько тщательно и всесторонне она подготовлена. Если вся организационная часть репетиции обеспечена должным образом, то усиливается и ее воспитательное воздействие. Важно обеспечить репетиционные занятия всем необходимым, продумать до мельчайших подробностей ряд организационно-педагогических моментов.

Планирование репетиционных занятий

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Может возникнуть вопрос - нужно ли планировать репетиционные занятия? Необходимо! Так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения руководителя, он что-то забыл сделать из намеченного ранее. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество.

Поэтому руководителю для придания своей работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим продуманный и зафиксированный на бумаге план. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим, так и достаточно опытным руководителям.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно-эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и руководителя, ей подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание.

Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Введение в эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара - развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у участников их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.

Особенности проведения репетиционных занятий

Руководитель творческого коллектива во время репетиции находится в постоянном поиске таких приёмов и методов работы, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации репетиции, и мне кажется, каждый руководитель должен знать и обязательно использовать эти положения в организации репетиций своего коллектива.

Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу участников. Это послужит хорошим уроком тем, кто опоздает, и приучит всех приходить на репетицию за 10 - 15 минут до начала. В противном случае, зная, что руководитель из-за несвоевременной явки участников задерживает репетицию, число опозданий может постоянно увеличиваться, что приведёт к потере времени, отведённого на репетицию. От этого снижается не только художественная отдача репетиции, но теряется и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. Безответственное отношение одних порой раздражает, расслабляет в определённом отношении других, снижает в них чувство постоянного творческого «горения». Таким образом, начало репетиций в строго установленное время - это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

Репетиция должна начинаться с разминки, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.

Если вся организационная часть репетиции обеспечена должным образом, то усиливается и её воспитательное воздействие. Поэтому так важно продумать репетиционные занятия до мельчайших подробностей их организационно-методическую и техническую стороны.

Отрицательно влияют на творческий настрой участников неожиданные вызовы руководителя, например: к телефону, к директору и т.д. Если же всё-таки возникает необходимость отлучиться с репетиции, то, конечно, нужно извиниться перед участниками, дать им задание и поручить контролировать ход его выполнения самому опытному из них.

Без продуманной организации репетиции не может быть ни подлинного взаимопонимания между руководителем и коллективом, ни реализации педагогической и художественной программы. Чёткая организация служит поддержанию в участниках творческого горения, их активной самоотдаче.

Характер репетиций зависит: во-первых, от технической подготовленности исполнителей, во-вторых, от степени сложности исполняемого и разучиваемого репертуара. Для профессиональных хореографических коллективов в этом плане одни методические установки, для студенческих и детских хореографических коллективов - другие. В зависимости от этого время, отводимое на репетиционные занятия в различных коллективах, неодинаково. В начинающих коллективах, а также коллективах невысокого художественно-исполнительского уровня репетиционная работа сведена до минимума. Преобладают занятия учебно-тренировочного характера.

Существуют отличия и в содержании репетиций высоко-профессионального и начинающего коллектива. В первый период работы хореографического коллектива необходимо подбирать лёгкие и небольшие, разные по характеру и настроению номера. Такой подход к подбору номеров позволяет разнообразить занятия, способствует более быстрому усвоению исполнителями различных художественно-технических приёмов, умению перестраиваться с одного темпа ритма на другой.

В любом хореографическом коллективе, а особенно в детском, не следует работать над одним произведением в течение половины репетиции, тем более в течение всей репетиции. Участники в этом случае быстро устают. Номер им «примелькается», и они допускают в исполнении непроизвольные ошибки, вызванные в первую очередь снижением внимания, усталостью. Должен быть закон: если ты репетируешь с двумя, а остальные пятнадцать сидят, то им тоже должно быть интересно. Если им скучно, ты их должен удалить или же сделать так, чтобы и они тоже что-то получили от репетиции.

Для работы лучше брать номера в сочетании: лёгкие - трудные, быстрые - медленные. На лёгких номерах исполнители как бы «разогреваются». Трудные номера, особенно если они ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного внимания, существенных эмоциональных и физических затрат. Исполнители в этом случае должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в неё и в то же время не уставшими.

Исполнители не любят частых остановок на репетиции. Это нервирует, сбивает темп и настрой репетиции. К тому же, частые остановки разбивают целостное представление о номере, а это значит, что усложняется работа воображения. На репетиции замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера.

Можно ограничиться словесными пояснениями, высказывать их конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно. Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти не получающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Возможно, что исполнители не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками - следует пойти на компромисс: или потом отдельно поработать с исполнителями, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы, или заменить отдельных участников и поставить в номер других, более подготовленных в техническом и художественном отношении исполнителей.

Многократные повторения одного и того же номера снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. Эта опасность подстерегает даже балетмейстеров профессиональных коллективов. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным. Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, похулиганить!». Принцип интереса и увлечённости - это одно из основных условий для плодотворной работы хореографического коллектива.

К темпу репетиции относится и умение руководителя вовремя сделать перерыв в занятии. Целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.

Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер, но при этом у участников сохранялось желание позаниматься ещё. Это настраивает их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача.

У коллектива всегда должно быть в готовности определённое количество номеров, с которыми он может выступать, не испытывая при этом больших затруднений с подготовкой к концерту.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор возрастных различий участников.

К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Прежде всего, не нужно много говорить, выражать мысли следует как можно короче: участники приходят на репетицию, чтобы выразить себя как танцора, но не выслушивать длинные, порой и несущественные, не относящиеся к предмету разговоры. Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции.

Проведение генеральной репетиции имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией с одной стороны, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления (костюмы, грим, свет, звук и т.д.). Генеральная репетиция является итоговой для определённого этапа подготовки репертуара к концерту, и поэтому на ней решаются такие задачи: как подготовить психически исполнителей к концерту; проверить программу, её выстроенность.

На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки. Важнее пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, этим самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все номера. И лучше проводить генеральную репетицию (если есть такая возможность) в том зале и площадке, где предстоит выступление за два дня до концерта. В этом случаи (если это необходимо) ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света звука и т.д.

Перечисленные в методической рекомендации требования и пожелания, предъявляемые к руководителю хореографического коллектива во время репетиционных занятий, конечно, не учитывают всего многообразия сложностей, встречающихся в каждом случае. Руководитель, исходя из специфических, присущих только его коллективу особенностей, должен организовать репетицию таким образом, чтобы максимально эффективно, с большей отдачей использовать отведённое время.

Заключение

Подводя итоги методической рекомендации можно прийти к заключению, что занятия в классе хореографии имеют большое значение для развития детей. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит, прежде всего, от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию. Важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку в процессе репетиционных занятий. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе.

Данные методические рекомендации, основанные на изучении и обобщении педагогических исследований и своего практического опыта в области хореографии, имеют практическую значимость и направленность. Они могут помочь, особенно молодым специалистам, понять специфику воспитательной работы в процессе репетиционных занятий. Эта работа подскажет многим в области хореографии, как расширить грани своей деятельности и занять активную позицию в формировании культурно-образовательной среды в учреждениях системы дополнительного образования.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. –  М.: Педагогика, 1998.
  2. Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986.
  4. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Искусство 1983.
  5. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
  6. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Каргин, А.С. Призвание и мастерство. – М.: Сов. Россия, 1986.
  8. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: 1984.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –  М.: Академия 2000.
  10. Уральская В.И. Рождение танца.– М.: Советская Россия 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы д...