Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Флягина Татьяна Викторовна

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;

- воспитание в детях доброго отношения к людям.

Воспитательные цели: воспитание доброты, человечности, отзывчивости к чужой боли и чужой беде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Голос совести в рассказе   А.В.Костюнина  «Рукавичка

Цель урока: воспитание в детях чувства милосердия и сострадания, умения прощать.

Задачи:

- знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»;

- развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;

- воспитание в детях доброго отношения к людям.

1.Организационный        момент.                                                                                        

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель читает эпиграф к уроку:

                                                         Жизнь хочу прощению посвятить,
                                                        Ведь Христос меня простил с любовью.
                                                        Не могу Ему я изменить,
                                                        Не пойду с другими за толпою.

                                                                                                   Т.Мороз

                                                         Учись прощать, прощать не только словом,
                                                        Но всей душой, всей сущностью своей.
                                                        Прощение рождается любовью
                                                        В творении молитвенных ночей.

                                                        Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
                                                       Великодушье лечит, как бальзам.
                                                       Кровь на Кресте за всех пролита.
                                                       Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

                                                                                                Б.Пастернак                                                                                      

- Ребята, в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку я выбрала строки из двух стихотворений разных авторов. Скажите, как вы понимаете эти строки?

 («Речь идет о таких человеческих чувствах, как прощение, великодушие, любовь», «Иисус Христос простил когда-то людей, и мы должны учиться прощать», «У человека должно быть своё личное мнение, он не должен сливаться с толпой») 

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.

Виктор Гюго.

Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь справедливыми.

Джек Лондон

Проигрыватель. Мелодия «Одинокий пастух» используется как фон.

Толковые словари на партах.

тексты рассказа «Рукавичка».

Текст разделен на части. В конце каждой части стоит знак*. Дети работают в группах по 5-6 человек.

Ход урока.

3.Актуализация знаний.

- Как бы вы истолковали значение слов «милосердие», «сострадание», «великодушие»? Можете ли вы привести примеры проявления этих человеческих качеств в жизни? Вы сами испытывали когда-нибудь эти чувства?

- Посмотрим, как толкует значение этих слов «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный - проявляющий милосердие, вызванный милосердием.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Великодушный        -        обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим.

4.Постановка задач к уроку. Запись темы урока.

- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на нашем уроке?

(Познакомиться с автором рассказа «Рукавичка»;  узнать, проявлял ли какой-нибудь герой рассказа перечисленные качества; проанализировать рассказ)

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? 

Воспоминания писателя о своей жизни:
– школьные годы,
– “роковые девяностые”.

Запись темы в тетради.

5. Сообщение учителя о писателе. Рассказ о конкурсе по его творчеству.

- Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964 года в Карелии.

Увлекается литературным творчеством, фотографией и рисованием.

У А.В.Костюнина две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души».

6.Сопоставление        эпиграфов.                                                                            Ученик читает эпиграф к рассказу.

- Ребята, о чем идёт речь в эпиграфе? Откуда взяты эти строки? Сравните их с предыдущими стихами. Они помогают выявить основную проблему рассказа. “Тридцать сребреников”-символ платы за предательство.

(Великодушия, понимания здесь никто не проявляет; Иуду мучает чувство раскаяния, но первосвященникам до этого нет дела)

Какое произведение русской литературы XX века вы читали, в котором тоже рассказывается о детстве, школе, о становлении личности?

В.Распутин “Уроки французского”.

– Рассмотрим композицию сюжета рассказа и выявим её особенности.

Особенности композиции:

  1. Мемуарный тип речи.
  2. Автобиографичность повествования.
  3. 1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое.
  4. Наличие эпиграфа.
  5. Наличие 2 параллельно введённых в повествование историй.
  6. Введение в рассказ цитат из библии.
  7. Антитеза.
  8. Речевая характеристика героев.

7.Работа с текстом рассказа. Беседа.

- Что вы узнали из вступления о рассказчике?

(Это взрослый человек, который вспоминает события 30-летней давности; в пять лет говорил только на родном карельском языке)

-Какой        он        представлял        себе        школу?

(«Заливистый школьный звонок», «мальчишеские забавы»; в школу очень хотелось пойти, чтобы узнать много интересного)

- Ребята, каким вы представляли себе в самом начале чтения «случай с рукавичкой»?                                                                                                   («Вначале я подумала, что будет что-то забавное, но, вспомнив про эпиграф, засомневалась», «А я обратил внимание на то, что рассказчик сравнивает школьные воспоминания то с лечебным грибом, то с ядовитым; меня это заинтересовало»)

- С чем сравнивает автор школьные воспоминания? Почему? («Воспоминания и ранят душу, и, наверное, лечат»)

- Какими пришли в школу дети? Зачитайте. Чувствуется отношение к ним автора?

(«Маленькие, неловкие, смущённые, незащищённые», «как воробушки», «автор ласково сравнивает их с трепетными птичками», «они доверчивые», «любознательные: им все интересно», «я заметила в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы»)

 - Почему ребята в замешательстве покидали кабинет труда?

(«Они там встретились с чудом», «дети никогда не видели раньше таких красивых вещей», «соприкоснулись с прекрасным», «звонок будто всё перечеркнул»)

- Ребята, вы заметили, что «звонок прогремел резко», будто разделяя рассказ на две разные части?

8.Работа с эпизодом в группах.

- Работаем с эпизодом обыска учительницей Светки Кондроевой.

Ученики делятся на группы (пары) и работают с лексикой: выписывают слова и словосочетания, относящиеся к Алле Ивановне, Светке Кондроевой. Отдельной группе даётся задание письменно передать своё отношение к происходящему.

                                                             Система образов рассказа.

http://festival.1september.ru/articles/569052/img1.gif

9.Проверка задания.

Ответы на задания прочитываются в данной последовательности, дети дополняют друг друга.

1 группа (Алла Ивановна): «цепким взглядом прошлась по каждому», «зло процедила», «резко перевернула» портфель, «цепкие пальцы» трясли, «хлёстко скомандовала», «тыкая пальцем в крест, возмутилась».

2 группа (Кондроева): безвольно приближалась, «безропотно начала стягивать … кофтёнку, «слёзы … скатывались», «поминутно всхлипывая», «стояла босая», «нательный … крестик».

3 группа: «Поведение Аллы Ивановны вызывает чувство ужаса и недоумения. Такое впечатление, что она действительно допрашивает преступников. Из степенной она превратилась в грубую и жестокую. Кто дал ей право так обращаться с детьми? Ведь она была их первой учительницей!           Алла Ивановна укоряет Светку за то, что та носит крестик. Светка Кондроева унижена и оскорблена. Девочка сильно испугалась, так как она пошла на допрос первой. Для неё это стало сильным потрясением, так как она, не переставая, плачет. Её очень жаль, ведь её никто в тот момент не защитил».

Учитель корректирует ответы детей.

Антитеза Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?

1. Крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел.

2. Красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска.

3. Короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички.

– Какие ассоциации вызывает у вас мел, крошащийся в белую пыль?

Разбитые, как осколки зеркала, тёплые отношения между учителем и учениками;

Кусочки мела – это “разложение” чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);

Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший “человеческие отношения” между ребятами;

Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, “чёрная полоса” в жизни детей и учительницы

Проследите за поведением Светки и Юрки.

Светка Кондроева

Юрка Гуров

“Безвольно стала приближаться”

“застыла в неловкой позе”

“безропотно начала стягивать кофтёнку”

“теребила в смущении панталончики”

“не в силах успокоить свои руки”

“слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз”

“поминутно всхлипывая”

“Лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык”

“Юркины губы мелко дрожали”

“маленького, беззащитного”

“с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу”

“разревелся в голос”

“плачущего Юрку”

Автор подробно описывает “ одежонку” девочки и её саму не случайно: уменьшительно-ласкательные слова показывают отношение писателя к девочке: “кофтёнка”, “косички”, “башмачки”, “дырка”, “юбчонка”, “панталончики”, “пальчик”, “крестик”, “шейка”, “ножки” – чувство стыда, обиды, горечи.

Сцена раздевания девочки перед классом – это своеобразный барометр, демонстрирующий степень нравственного падения учителя.

Девочка из бедной семьи, плохо одета: дырка на колготках, заштопанная кофта; Света хрупкая, маленькая, худенькая. Алюминиевый крестик – символ беззащитности. В портфеле девочки много школьных принадлежностей: карандаши, тетрадки, учебники и среди этих вещей – кукла. Светка старательная, ответственная ученица.

        

10.Прочтение учителем сцены обыска Юрки Гурова.

-Прокомментируйте поведение Аллы Ивановны, которая превращается в Аллавановну. Опишите её. Какой вы представляете себе 1-ю учительницу?Учительница напоминает мне Карабаса-Барабаса, который управлял своими куклами в театре.

                                            11.Беседа по вопросам.

- Справедливо ли Алла Ивановна поступила, назвав Юрку вором? Почему?

(«Юрка был ещё совсем маленьким, не было преступленья в его поступке», «хотел прикоснуться к чудесной вещи, ведь он мало хорошего видел в жизни», «не успел разглядеть рукавичку», «не хотел красть»)

- Можно ли было повести себя по-другому на её месте?

(«Надо было проявить понимание, сострадание к ребёнку», «на учительнице была большая ответственность за судьбу детей, а она об этом даже не задумалась»)

- Почему ребята, вся деревня вслед за Аллой Ивановной поставили на Юрке и его семье страшное клеймо?

(«Поступили, как все, как толпа», «проявили малодушие, слабость, жестокость»)

- Какую роль в судьбе Юрки сыграл случай с рукавичкой?

(«Этот случай сломал ему жизнь», «Юрка стал ненужным, чужим, над ним издевались», «школа стала тюрьмой»)

- Почему в девяностые годы Юрка действительно принимал участие в воровстве?

(«Наверное, от безысходности», «может быть, он мстил односельчанам», «связался с плохими людьми») 

разделите тетрадную страницу пополам – в одну  часть запишите те  слова, которые характеризуют поступки людей по отношению к Юрке и его состояние. В другую – если бы события развивались по-другому, какие чувства испытывали бы люди по отношению к Юрке и друг к другу.

Поступки  и состояние        

Другой сюжет

Непонимание

Обида

Обвинение

Жестокость

бессердечность

Смятение

Установка

Стыд

озлобленность

Милосердие

Понимание

Доброта

Сострадание

Жалость

Защита

Ответственность

Великодушие

Чувство товарищества

12.Самостоятельная работа с текстом.

Ребята самостоятельно составляют проблемные вопросы к финалу рассказа.

13.Проверка задания. Самоанализ.

Дети задают свои вопросы классу - класс отвечает.

1.Почему рассказчику тяжело вспоминать о Юрке? Можно сказать, что он тоже участник травли Юрки.

2. Какие чувства испытал рассказчик много лет назад, узнав о гибели Юры Гурова? Почему? Ему стыдно за свое немое молчание в тот момент, когда, возможно, Юрка больше всего нуждался. Тогда голос совести не проснулся ни у одного из сидящих в классе. Голос совести спал. Этот звонок прервал размеренную, спокойную жизнь героя. В памяти не стерся эпизод, произошедший много лет назад. Голос совести дал о себе знать, пусть даже с опозданием, но осознание вины сверлит душу.).

3. Как можно связать историю, случившуюся в рассказе, со строками из Евангелия?

Нельзя терять совесть никогда. Надо найти в себе силы вступиться за слабого, не пойти на поводу у «толпы», изменить настроение « толпы». Как раз об этом строчки из Евангелия от Луки, которыми заканчивается рассказ:

« На небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» « Юрка, Юрка... твоя судьба для меня- укор...И чувство вины растет. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушить эту боль я почему-то не хочу...)

4. Почему рассказ называется так просто – “Рукавичка”?

Наверное, этим заглавием автор хотел подчеркнуть то, с чего началось всеобщее нравственное “падение” героев рассказа: обеих учительниц школы; Юрки Гурова, ставшего “вором” с подачи одноклассников и учителя; Светки Кондроевой, которую первой публично унизили; рассказчика, не заступившегося за товарища, а, как и все, промолчавшего. Именно история с кражей этой маленькой кукольной рукавички через 30 лет заставила рассказчика пересмотреть свою жизнь, покаяться в содеянном, вернуться к истокам своего грехопадения.

5. Чем может обернуться в жизни равнодушие и бессердечность?Трагедией

6.Какая проблема поднята автором в рассказе? (Проблема бесчеловечности, черствости людей, неумение слушать и слышать, поэтому угрызения совести пронес автор через всю жизнь.

14.Заключительное слово учителя.

- Эта история явилась для рассказчика жизненным уроком. Мысль о том, что когда-то он отвернулся от друга, не проявил чувства сострадания, мысль о загубленной чужой судьбе не даёт покоя рассказчику. Но душа его раскаялась, как когда-то Юрка раскаялся, покончив с жизнью. 

15.Проверка индивидуального задания.

Дома ребята по желанию попробовали создать популярные  стихотворения из пяти строчек – синквейны.

1.Рукавичка.   Маленькая. Кукольная.                                                                                            

Привлекла. Выдала. Погубила.                                                                                                          

Он спрятал её под одеждой.                                                                                        

 Мечта.

2.Юрка. Запуганный. Беззащитный.                                                                                              

Плачет. Дрожит. Страдает.                                                                                                        

Никогда не назову тебя вором.                                                                                          

Мученик.

3.Рассказчик. Кающийся. Мучающийся.

   Вспоминает. Жалеет. Сострадает.                                                                                      

  Твоя история послужит уроком.

   Человек.

4.Автор. Понимающий. Милосердный.

 Рассказывает. Сопереживает. Учит.  

  Ваш рассказ запал в  душу.

  Александр Костюнин.

16. Рефлексия: впечатления об уроке.                                                                                                        

17.Выставление оценок. Комментирование.                                                                      

 18.Домашнее задание.

– Кто из русских писателей широко использовал библейские сюжеты в своём творчестве?

А.С.Пушкин “Станционный смотритель”.

– Какое библейское выражение из эпиграфа, ставшее фразеологизмом, вошло в нашу речь?

“Тридцать сребреников”.

– Что оно означает?

Символ платы за предательство.

Работа по тексту.  
- Дома я вас просила составить цитатный план. Обычно цитатный план отражает главную мысль каждой части. На сколько частей вы разделили рассказ? (на 6 частей). Дети читают свои варианты. (
Слайд №2 с заголовком 1 части, далее по мере работы с каждой частью на 2 слайде при щелчке появляется каждое последующее оглавление).

1.«Запомнился мне случай с рукавичкой».

Вопросы к первой части:

- От какого лица ведется рассказ? (от первого лица).

- Какие воспоминания о школе у него сохранились? (ответы детей).

- Почему запомнился именно этот случай? (он слишком необычный; этот случай повлиял страшно на судьбу ребенка и т. п.)


Как вы озаглавили вторую часть?

2. «Ребята, пропала рукавичка!.. Взял кто-то из вас…».

Вопросы ко 2 части:

-Куда повела учительница детей?

-Что там увидели дети? (ответы детей, чтение эпизодов)

- Что случилось после экскурсии?

-Как ведет себя учительница?

- Почему так стыдно и неловко детям? (зачитываем эпизод с обыскиванием Светы Кондроевой. Одна ученица ответила на вопрос, почему девочка плакала, так: «Ей не только тело раздели, ей душу раздели»).

- Чего больше всего боятся ребятишки? (что их могли обвинить в краже).

-Почему не удержался от соблазна Юрка Гуров? (ребята вспоминают, из какой он семьи; рукавичка была для него чудом из сказочного мира).

Как вы озаглавили третью часть?

3. «Он стал изгоем».

Вопросы к 3 части:

-Как вы понимаете слово «изгой»? (работа со словарем).

Ребята, знаете ли вы случаи в своей школе, когда обижали или обижают слабых и беззащитных? А становились ли на защиту или стыдливо отводили глаза? Как вы понимаете смысл предложения «Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх»? (легко обидеть слабого и беззащитного, потому что это остается безнаказанным, да ещё и можно самоутвердиться за его счет).

- Почему так издевались над несчастным мальчишкой? (клеймо «вор» припечатала учительница, а учитель был на селе самым уважаемым и авторитетным человеком, значит, можно вслед за учителем травить провинившегося).

-Давайте обратимся к тексту. Найдите в этой части рассказа слова и предложения, показывающие, каким страшным испытаниям подвергался мальчик? («вор», школа обернулась «тюремным сроком», «стал изгоем», «его по-человечески унижали», «все задорно смеялись», сделать ему гадость «считалось подвигом»).

- А что было страшнее всего для ребенка? (он был абсолютно одинок, никто не встал на его защиту, даже самые близкие люди – родные братья).

-Он воровал после этого в школе? (нет, никогда).

-Ему дали шанс исправить проступок? (нет, ему даже не дали забыть об этом).

-Как вы озаглавили следующую часть?

4. «Воровство…накрыло карельские деревни и сёла».

Вопросы к 4 части:

-Что вы знаете о жизни России в 90-е годы? (детям можно рассказать или подготовить ученика рассказать о распаде страны, о переходе на рыночные отношения, о разгуле криминала и беспомощности властей (на доступном им уровне)).

- Почему селяне самостоятельно решили расправиться с местными ворами?

(милиция бездействовала).

-Как вы озаглавили следующую часть?


                                                                                           4.«Проучить их хорошенько следовало».

Вопросы к 5 части:

-Вас удивило, что среди воров оказался Юрка Гуров? Если нет, то почему? (своим злым отношением, травлей «помогли» ему стать таким).

-Найдите эпизод, где описание состояния окружающей природы помогает понять эмоциональное состояние людей? Слайд № 3 (дети зачитывают эпизод).

-Мы подошли к самой драматичной части рассказа. Как вы озаглавили его?

5.«Мы пили за победу над злом».

Вопросы к 6 части:

-Какой смысл автор вкладывает в слова «мы пили за победу над злом»? (чувство удовлетворения от «самосуда»).

-Почему мы чувствуем иронию в этих словах? (зло наказали злом).

-Почему Юра покончил с собой? (не смог больше выдержать унижения, это наказание стало пределом осознания своей загубленной жизни).

-Почему после случившейся трагедии рассказчик вспомнил про синюю рукавичку? (именно с того момента маленького, несчастного, оступившегося мальчишку «заклеймили» взрослым, позорным «вор»), дети зачитывают эпизод.

-Почему впервые в конце рассказа мы читаем, что его назвали не обычным уличным именем Юрка, а уважительным, или нормальным, Юра? (только после смерти вспомнили в нем человека, а не вора)

-Как вы озаглавили заключительную часть?

6. «Твоя судьба для меня – укор…И чувство вины растёт».

Вопросы к 6 части:

- Из уроков основ православной культуры вы знаете судьбу Иуды, предавшего Христа. Прочтите эпиграф рассказа. Для чего автор вставляет в рассказ библейский сюжет об Иуде?

(судьбы в чем-то сходны, и цена их раскаяния – жизнь)

-Почему чувство вины растёт? (невозможно ничего исправить).


III.

- Какая, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

(Надо уметь прощать людям ошибки, необходимо давать шанс исправиться оступившимся, проявлять милосердие к окружающим). Далее работа с эпиграфом.

- Что такое милосердие? (ответы детей, запись в тетради этого понятия, после чего подготовленный ученик зачитывает его значение, выписанное из Толкового словаря). Дети составляют словосочетания и предложения со словом милосердие, подбирают синонимы (слайд№4), (сострадание, сочувствие, сопереживание, готовность помочь, человеколюбие).

-В начале урока мы вспоминали рассказ В. Распутина «Уроки французского». - Какие уроки преподала учительница из этого рассказа? (уроки доброты и милосердия). А какой урок «провела» учительница из рассказа А. Костюнина «Рукавичка»? (урок судилища и жестокости).


- Дети, какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа?

(нельзя жестоко судить людей за их слабости и ошибки, надо протянуть вовремя руку помощи слабым духом, чтобы человек поверил в себя) -Какой выбор делаете вы?(слайд№5) (ответы детей).

Заключительное слово учителя.

- Действительно, благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока и нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее. Вспомним поучительный эпизод  из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Педагог доверил своему воспитаннику, бывшему вору Карабанову, значительную сумму денег. Этот факт так потряс юношу, что с того момента он поверил в себя и начал новую честную жизнь. Со временем юноша стал верным помощником А.С. Макаренко.



Домашнее задание. Слайд №6. Прочитать эссе «Вера» из цикла «Земное притяжение» А. Костюнина и письменно составить к произведению вопросы.

Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                   Н. Заболоцкий

20)Почему рассказ посвящается священнику?

(Возможно, автор хочет, чтоб читатель чаще заглядывал в Библию, чтоб учились жить по совести, по законам доброты, были внимательны друг к другу. А может, этот священник сыграл какую-то роль в жизни автора, помог ему в трудную минуту).

21)Каждый из вас, наверное, сделал свой вывод. Думаю, никого этот рассказ не оставил равнодушным.

Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прожать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как различные материалы пропускают свет" (занятие внеурочной деятельности "Я-исследователь", 2 класс, система Л.В.Занкова)

Данная разработка открытого занятия "Я-исследователь" предназначена для учителя, который работает по ФГОС НОО, ведет внеурочную деятельность и работает по системе Л.В.Занкова....

"Растительный мир степи" - занятие внеурочной деятельности в 3-4 классе

занятие направлено на расширение представления учащихся о природных зонах; изучение особенности растительного мира степи, влияние на него человеческой деятельности....

ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 «А» КЛАССЕ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 8 «А» КЛАССЕТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»...

Методические рекомендации по обучению английскому языку (чтению вслух)

Методические рекомендации по обучению английскому языку (чтению вслух)...

Проект мастер-класса «Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»

Проект мастер-класса«Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»...

Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью

Стасть в сборнкик "Поделимся опытом" на тему "Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью"...

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре....