Проект мастер-класса «Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»
методическая разработка по информатике и икт

Колесник Олеся Александровна

Проект мастер-класса

«Развитие творческих способностей школьников посредством обучения

3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master-klassa_kolesnik.docx794.71 КБ

Предварительный просмотр:

Колесник Олеся Александровна, учитель информатики

МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»

Проект мастер-класса

«Развитие творческих способностей школьников посредством обучения

3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»

За 3D-технологиями будущее, причём не только в кино, ведь, если мы видим мир трёхмерным, то зачем нам себя искусственно ограничивать?..

Джеймс Кэмерон, режиссёр

Цель мастер-класса: создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию 3D-моделирования в программе Blender для развития творческих способностей школьников  во внеурочной деятельности.  

Задачи:

  • обозначить актуальность изучения программных продуктов по созданию 3D моделей во внеурочной деятельности школьников 5-6 классов;
  • познакомить с алгоритмом создания 3 D моделей в программе Blender;  
  • провести практикум по созданию простых моделей в программе Blender.

Ожидаемый результат:

  • у участников мастер-класса появится первоначальное представление о 3D-моделировании в программе Blender, о возможности её применения для развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности;
  • участники создадут, как простые модели самостоятельно, так и более сложную, под руководством мастера.

Оборудование мастер-класса: компьютеры, экран, проектор, программное обеспечение Blender (предполагается, что программа уже установлена на ПК).

Ход мастер-класса

Этапы

Содержание

деятельности мастера

Предполагаемая деятельность участников мастер-класса

Формы деятельности

1.Организационный этап

Приветствие, представление мастера и  знакомство с участниками мастер-класса для определения контингента участников по сфере деятельности или преподаваемому предмету, чтобы определить уровень владения компьютером.

- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса. Меня зовут Олеся Александровна. Я приветствую вас на своём мастер-классе,  который посвящен теме развития творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом организации занятий с использованием программы компьютерного моделирования – Blender, в которой мы попробуем с вами создать некоторые модели.

Прежде, чем начать, я прошу вас поднять руки тем, кто уже имел опыт работы по созданию моделей в какой-либо из программ.

Приветствуют, отвечают на вопрос.

 Фронтальная

2. Актуальность выбранной темы

- Давайте с вами сначала обозначим актуальность 3D моделирования, как в повседневной жизни, так и в жизни учащихся школы.

3D - моделирование на сегодняшний день достаточно прочно вошло в нашу с вами жизнь, разглядываем мы интерьер комнаты на рекламном баннере или наблюдаем взрыв к примеру самолета в каком-то фильме. Возможно, многие не догадываются, что перед ними не реальные съёмки, а результат работы специалиста 3D - моделирования.

Что же касается обучающихся в школе, то наверняка согласитесь со мной, что сегодня удивить детей чем-то и сформировать устойчивый интерес очень сложно, особенно в области информационных технологий.  С уверенностью могу сказать, что занятия по 3D-моделированию вызывают у них очень большой интерес. К тому же применение во внеурочной деятельности данной технологии способствует:

  • развитию творческих способностей и операционного мышления школьников;
  • развитию познавательной активности учащихся;
  • развитию пространственного мышления детей;
  • профориентации на инженерные и технические специальности;
  • улучшению восприятия учебного материала;
  • организации внеурочной деятельности по разным направлениям;
  • успешному участию школьников в конкурсах и других мероприятиях.

Слушают, желающие дополняют

Фронтальная

3. Теоретическая часть

Начнём с вопроса:

«А что же такое 3D моделирование?»

Модель может быть похожа как на объект реальности, так и выдуманной. Выполнить такие модели можно в различных программах. Вы их уже называли.

А сегодня я хочу познакомить  вас  с программой Blender, которая на данный момент популярна среди всех пакетов трехмерной графики тем, что это программа свободно распространяемая и с богатым инструментарием, не уступающим по своим возможностям платным редакторам. На занятиях внеурочной деятельности использую именно эту программу, так как она имеет массу достоинств, которые и помогают мне раскрывать творческий потенциал учащихся.

Скачать Blender вы можете с официального сайта - https://www.blender.org. У нас установлены пакеты версии 2.6 и 2.78 на английском языке. Программа, конечно, сложная, но достаточно интересная, имеет уникальный интерфейс, где нет привычного меню и кнопок панели инструментов. Вообще, при работе с Blender необходимо выучить длинный список сочетаний клавиш, с чем дети по ходу работы охотно справляются.

Уникальность трёхмерного редактора заключается в том, что Blender сочетает в себе полный набор инструментов для производства анимации. Теоретически можно создать короткометражную анимацию от начала и до конца, используя исключительно средства данной программы.

Вообще Блендер - это серьезный пакет, позволяющий делать анимацию, фильмы, дизайн и даже игры.  

Желающие отвечают на вопрос.

 Ответ на вопрос: «Говоря простыми словами, 3D моделирование – это создание объёмных объектов в трёхмерном пространстве»

Фронтальная

4. Презентация опыта

Занятия внеурочной деятельностью провожу по программе «Компьютерное моделирование» среди 5-6-ых классов, целью которой является формирование и развитие у обучающихся  интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, а также образного, критического мышления и творческих способностей личности средствами компьютерного моделирования.

На занятиях с детьми работаем сообща: вместе формулируем цели, ставим задачи и также вместе находим решения. Так как программа вызывает у школьников большой интерес, то многие её возможности они раскрывают самостоятельно.

Занятия стараюсь готовить интересными, насыщенными, с учётом пожеланий детей. Сначала мы вместе создаём модель, затем я предлагаю детям самостоятельно пофантазировать, с чем они охотно справляются.

На начальных стадиях изучения программы Blender, мы с детьми создавали примитивные модели, изучая при этом возможности трехмерного редактора и отрабатывая навыки работы с ним. Представляю вашему вниманию некоторые из них.

 

  Рис. 1: Модель пирамидки             Рис. 2: Модель снеговика                                              

На следующих этапах работы, мы в основном учились создавать предметы интерьера.  Эти знания необходимы детям для следующего этапа – создание проекта по предложенным темам, например: «Дом моей мечты», «Моя комната», «Моя школа», «Школа будущего» и т.д.

Хочу представить вам некоторые из предметов, созданные детьми.

   Рис. 3: Модель табуретки                       Рис. 4: Модель лампы                                              

Сейчас дети работают над предложенными проектами, где придумывают и создают не только модель дома, но и интерьер комнаты, используя полученные навыки и применяя свои творческие способности. Так как эта работа еще на начальном этапе, могу показать лишь наброски. На рис. 5 представлена одна из моделей домов, а на рис. 6 пробная модель ландшафта.

 Рис. 5: Модель дома                                Рис. 6: Модель ландшафта       

По окончанию работы, планируется защита проектов. Дети работают в парах.

Как уже было сказано выше модели могут быть, как похожи на объект реальности, так и выдуманной. Так некоторые модели, школьники придумывают сами, проявляя свои творческие способности. Вот, например, некоторые из них:

                            Рис. 7: Модели фигур                                

Далее мы планируем работать с анимацией в этой программе.

Слушают, желающие высказываются

Фронтальная

4. Практическая часть

А теперь предлагаю  воспользоваться данной программой для создания простых моделей. Я приглашаю вас занять места за компьютерами. Предлагаю работать в парах.

У вас у всех на столах есть подробные рекомендации к выполнению практических заданий. К тому же я вместе с вами пошагово буду создавать предложенные модели.

1. Итак, начнём с запуска программы Blender. На рабочем столе найдите такой ярлык  и запустите программу.

                                                                                                 Рис. 8               

После запуска Blender, перед вами появляется главное окно программы:

                                         Рис. 9

Вы видите три перпендикулярные оси, что сразу создаёт ощущение трёхмерного пространства.

В окне вы видите следующие объекты:

  1. 3D-курсор - используется для определения места добавления новых объектов;
  2. лампу – служит источником света;
  3. камеру -необходима для отображения конечного изображения;
  4. куб – отображаемый объект.

2. Давайте сначала рассмотрим с вами инструменты навигации в окне просмотра с помощью мыши:

  1. прокрутка колеса мыши меняет масштаб;
  2. движение мыши при нажатом колесе поворачивает сцену  (не крутите его, просто нажмите как кнопку);
  3. движение мыши при нажатом колесе + Shift передвигает сцену.

3. Сейчас необходимо научится выделять объекты, т.е. рассмотрим инструменты выделения:

  1. выделение объекта в Blender осуществляется щелчком правой кнопки мыши  (ПКМ) по нему;
  2. несколько объектов - ПКМ при зажатой клавише Shift.

4. Прежде чем мы начнем изменять формы объектов и превращать их в другие формы, мы должны познакомится с инструментами создания, удаления, перемещения, вращения и масштабирования основных 3D-объектов:

  1. добавление новой фигуры – Add / Mesh / фигуры;
  2. удаление фигуры – при выделенной фигуре нажать клавишу Delete;

Попробуйте добавить несколько фигур.

  1. перемещение выделенной фигуры – клавиша G  +  перемещение фигуры левой кнопкой мыши (ЛКМ);
  2. масштабирование объекта – клавиша S + движение курсора до необходимого размера;

Попробуйте изменить размер любой фигуры и переместить её в другое место.

  1. вращение объекта – клавиша R + курсор мыши;

Примечание: Щелчок ЛКМ  подтверждает согласие с изменениями,  правой –  отказ от них.

5. Давайте рассмотрим инструменты раскрашивания фигур. Рассмотрим самый простой способ окрашивания. Для этого справа на панели инструментов выбираем Material (рис. 10).

                                                                Рис. 10

Появится диалоговое окно, где необходимо выбрать нужный  цвет,  как показано на рис 4.

Сейчас вы можете попробовать самостоятельно создать такие фигуры, как, например, кубик-рубик, пирамидку,  снеговика и прочее.

                                                                                 Рис. 11

Теперь предлагаю вам под моим руководством, используя подробные рекомендации, создать модель чаши (предполагается, что все действия участники мастер-класса выполняют под руководством мастера).

  1. Для создания новой модели, нам необходимо удалить все имеющиеся, нажав клавишу Delete.
  2. Далее добавляем Сферу: Add/Mech/UV Sphere. Перейдите в режим редактирования, нажав клавишу Tab.
  3. Сейчас нам необходимо настроить вид или отображение нашей сферы на экране, для этого найдите пункт меню View нажмите опцию View Persp/Otho и нажмите отображение справа Right. Также нужно необходимо перейти в режим Wireframe (рис. 12).

                                              Рис. 12

  1. Следующим шагом нашей работы будет удаление верхней части сферы. Для этого нажмите клавишу B, выделите верх сферы и удалите её, нажав Delete.
  2. Аналогичные действия выделения необходимо проделать с низом сферы и нажать по порядку клавиши S/Z/0 затем подтвердить действия нажатием клавиши Enter. 

В результате у вас должно получится следующее:

                                   Рис. 13

  1. Сейчас нам необходимо перейти в режим Solid (рис. 12) и выйти из режима редактирования (Tab).
  2. Теперь нам необходимо установить толщину стен и сгладить нашу чашу. Для этого необходимо выбрать модификатор Solidify, как показано на рис. 14.

                                   Рис. 14

  1. Устанавливаем в окне значение Thickn =0.07 (толщина стен чаши) и слева находим опцию сглаживания Smooth и нажимаем её.
  2. Вы можете задать ей цвет, используя кнопку Material.
  3. В результате мы получим следующую модель чаши (рис. 15).

                                             Рис. 15

Обсуждение результатов практических работ.

Выполняют практические задания

По итогам работы, педагоги демонстрируют и обсуждают созданные модели.

Парная

5. Результативность

Представленная на мастер-классе программа Blender, позволяет формировать и развивать не только конкретные предметные знания, умения, навыки, но и творческие способности детей. Выполнение заданий на развитие творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объёмного восприятия и образного мышления.

Занятия моделированием является важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Слушают, желающие высказываются.

Фронтальная

5. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия

Итак, уважаемые участники мастер-класса, сегодня мы с вами познакомились с процессом создания простых моделей в трехмерном редакторе Blender, увидели её возможности для развития творческих способностей школьников. Хотелось бы услышать ваше мнение:

  1. Заинтересовало или вас 3D-моделирование в данной программе?
  2. Планируете ли вы использовать данный опыт во внеурочной деятельности?
  3. Какие рекомендации хотели ли бы оставить мастеру?

Отвечают на вопросы, высказывают пожелания и впечатления от мастер-класса.

Фронтальная

Список литературы:

  1. Автор: James Chronister – Blender Basics Учебное пособие 3-е издание. Перевод: Юлия Корбут, Юрий Азовцев с.153;
  2. Автор(ы): В. П. Большаков, В. Т. Тозик, А. В. Чагина «Инженерная и компьютерная графика»;
  3. Меженин А.В. Технологии 3d моделирования для создания образовательных ресурсов. Учебное пособие. – СПб., 2008 - 112 с.

Ресурсы Internet:

  1. http://programishka.ru;
  2. http://younglinux.info/book/export/html;
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Blender.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович  1.   Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

В с.воей статье рассматриваю влияние  нестандартных уроков, внеклассной учебной деятельности на развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания английского языка, но и способствует...

Развитие творческих способностей школьников посредством флористики (статья)

Данная статья содержит информацию о влиянии флористики на развитие творческих способностей...

Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью

Стасть в сборнкик "Поделимся опытом" на тему "Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью"...