Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод
опыты и эксперименты по истории (5 класс) на тему

Уханова Ольга Владимировна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский  республиканский  институт образования»

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод»

Саранск 2014 г.

Оглавление

  1. Введение ______________________________________________________________________ 3-5 стр.
  2. Технология опыта _______________________________________________________________ 6-9 стр.
  3. Результативность опыта__________________________________________________________ 10 стр.
  4. Библиографический список _______________________________________________________ 11 стр.

Введение

           Уханова Ольга Владимировна–

 учитель истории и обществознания.

 Стаж педагогической деятельности – 20 лет.

 Образование – высшее.

 Квалификационная категория – I.

           С 2008-2009 учебного года преподаю историю

 и обществознание в МОУ «Ялгинская СОШ» г. о. Саранск,,

на базе которой происходит обобщение данного опыта.

          Исследовательский метод сам по себе не является методической новинкой, однако его  роль в современном образовании не стоит недооценивать. Как учитель вижу свою задачу в обновлении успешно зарекомендовавшего себя ранее метода обучения в соответствии с запросами информационного общества.

Мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

                В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная  социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потерявшему привычную  точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность.  

           Сегодня компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования. Это положение требует нового подхода к привычному образовательному процессу.

Именно он определяет способы деятельности учащегося, а значит – характер деятельности, которой ему предстоит овладеть в процессе обучения.

           Новизна данного эксперимента заключается в дополнении исследовательского метода  современными информационно – коммуникационными технологиями.

           Главной мыслью эксперимента является следующее положение:  систематическое применение исследовательского метода на занятиях способствует ускоренному формированию творческой, социально мобильной  личности, что доказывает успешное участие школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

           Учебная проблема, из которой исходит данный эксперимент возникла передо мной  тогда, когда в

 5–й класс пришли дети, обучавшиеся в начальной школе по  развивающей системе «Школа 2100». Пятиклассники демонстрировали высокий уровень сформированности инеллектуальных и психических качеств личности. Встала задача продолжения личностного развития учащихся с акцентом на творческую составляющую .

Актуальность и перспективность очевидны:

Потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту учащихся, значительно возросла. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Цель проекта:  воспитание человека -творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно.

Задачи проекта: расширить и углубить знания учащихся по истории;

- дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

- формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию; -- развивать коммуникативные качества личности школьников;

- находить и анализировать информацию из различных источников;

- научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

- помочь учащимся определиться с выбором профессии подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Мотивы учащихся: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие.

           Обратимся к истории формирования интересующего нас метода.  

           Подразделение методов обучения на репродуктивные и поисковые уходит в века. «Сократовские катехизации» - умение педагога путем постановки вопросов руководить логическими построениями ученика, чтобы приходить к неизвестным ему до этого выводам и обобщениям  были известны уже в истории Древней Греции.

           Б.Райков  впервые предложил термин «исследовательский метод», который в самых различных модификациях разрабатывался затем В.Ю.Ульянинским, Н.Н.Рождественским, К.П.Ягодовским, А.П.Пинкевичем. Наиболее систематизированное изучение исследовательского метода было проведено К.П.Ягодовским, который опубликовал в 1929 году книгу «Исследовательский метод в школьном обучении».          

           Таким образом, развитие учения о проблемно-поисковых методах имеет давнюю историю. Но тот факт, что к этой проблеме постоянно возвращаются в педагогике, говорит о том, что внедрение идеи поискового подхода к обучению путем решения учащимися разнообразных учебных проблем проходит весьма медленно, что сказывается на снижении эффективности развивающего характера обучения.

           В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).

           Творческие способности, безусловно, дар природы. Однако их необходимо  постоянно развивать в каждом человеке. Школа – благоприятный период для этого.

           В практике уроков истории и обществознания применяю проблемные вопросы, проблемные задания,  создаю проблемные ситуации. Как правило, их решение происходит с опорой на научные знания, но обязательно с большой долей участия субъектного опыта каждого ребенка.

           Деятельность учащихся на уроках проблемного характера наиболее близка творческой деятельности ученого.  

           Венцом раскрытия творческих способностей и формирования социальной компетентности школьников служит исследовательский метод. Он призван обеспечить  творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.

    Еще одним оригинальным аспектом данного эксперимента считаю его перенесение на внеурочную краеведческую деятельность.

       

 1.   За последние десятилетия в теории и практике преподавания истории было разработано немало перспективных технологий, позволяющих на высоком уровне решать задачи развивающего обучения. Проблема заключается скорее в поиске эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса…

           Необходимо, активно внедрять творческие задания, в том числе методику исследовательских проектов.  

           Из сказанного выше вытекают задачи, стоящие передо мной - учителем истории и обществознания:

1.Создавать условия для развития системного и динамичного мышления ребенка.

2.Готовить учащихся к активной творческой деятельности в новом информационном обществе.

3.Воспитывать инициативу школьников.

4.Формировать умение вести диалог со сверстниками и старшими оппонентами, отстаивая свою точку зрения.

5.Формировать исследовательскую культуру учащихся.

6.Готовить детей к участию в олимпиадах  и творческих конкурсах различных уровней.

           Реализация данного опыта не потребовала изменений в организации учебно-воспитательного процесса и хорошо уложилась в классно-урочную систему и традиционную внеклассную работу. Содержание учебных программ было принято за основу обучения, их коррекция также не потребовалась. Изменения произошли лишь в соотношении ролей учитель-ученик на уроке и на занятиях краеведческого кружка.

Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании проблемно-поисковых методов по уровням познавательной активности (по Пидкасистому)

метод

Учитель

ученик

Частично-поисковый

Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

 

Деятельность обучаемого заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за достижением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений)

Поисковый

Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировка гипотез и показ способов их проверки.

Деятельность обучаемого заключается не столько в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в наблюдении за движением мысли обучающегося (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности предположений)

Исследовательский

Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий.

Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения.

           Приведенные выше подходы к роли учителя и ученика являются базой педагогической деятельности, так как именно эти факторы в наибольшей степени позволяют достигать задач, направленных на личностное развитие учащихся.

           Перейдем к детальному рассмотрению форм, методов и приемов, нашедших применение в данном опыте.

           Соглашусь с Махмутовым в том, что следует различать два термина «форма» и «форма обучения». В первом своем различии «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин «форма обучения отличается от термина «форма организации обучения», означающего какой-либо вид занятия, урок, предметный кружок и т.п.  

           Итак, формы организации обучения в рамках моего опыта – урок, учебное занятие.

Формы, применяемые на занятиях разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная.

           Средства обучения: учебник , ПК, проектор, печатные учебные пособия, электронные учебные пособия, таблицы,  исторические карты.

           В последние годы активно задействую на уроках и во внеурочной практике субъектный опыт учащихся по работе на персональном компьютере. На уроках использую CD – диски, содержащие обучающие программы, пользуюсь ресурсами КМ – школы.

           Конструирование стратегии преподавания предмета начинаю с момента составления тематического планирования на предстоящий учебный год. На уроках истории в 5-х, 6-х классах преобладающими являются традиционные формулировки тем уроков (созвучные программам) и уроки комбинированного вида. Чем старше становятся ученики, тем разнообразнее становятся виды уроков истории и обществознания. Начиная с 7-го класса, активно внедряю в уроки элементы лабораторной работы с текстом учебника.  Провожу уроки-семинары, уроки – зачеты, уроки - ролевые игры, уроки – размышления. Убеждена, по мере взросления учеников  степень самостоятельности в получении знаний должна возрастать.

           Считаю, что творческие приемы существенно расширяют способности к поиску и созданию нового,  активизируют творческий процесс. Они способствуют формированию параметров творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Творческие приемы

Название

Цель

Этап урока

Содержание приема

Пример

1

Яркое пятно

Создать положительный эмоциональный фон, заинтересовать

Целеполагание

и мотивация

Используются иллюстрации, предметы, интересные факты

Кисть винограда, символизирующая

структуру федеративного государства

2

Противоречия двух фактов

Развивать гибкость мышления

Изучение нового материала и первичное закрепление

Используются два факта. Общепринятое представление и научная точка зрения.

В крепостнической России начала  XIX века существовала группа  свободных крестьян. Каким образом они могли освободиться от зависимости?

3

Мозговой штурм

Развивать беглость, продуктивность, оригинальность мышления

На любом

Детьми выдвигаются различные гипотезы, даже самые фантастические

Средняя продолжительность жизни человека каменного века составляла немногим более 20 лет. В одной из могил были найдены останки 40-летнего однорукого мужчины. Как он мог дожить до столь «преклонного» возраста?

4

Сопоставление двух фактов

Развивать самоконтроль

На любом

Полученные знания (определения, алгоритм, прогноз события) сравниваются с материалом учебника, справочника

В Бородинском сражении победили русские войска. Почему же Кутузов сообщал о своей победе над Бонапартием, а Наполеон о своей. Кто из них был прав?

5

Аналогия

Развивать гибкость и оригинальность мышления

Закрепление знаний и умений

Использование опоры на жизненный опыт

Почему 16-летнему гражданину, зарегистрированному предпринимателю было отказано в праве голосовать на выборах?

           Повышают познавательную активность семиклассников практические задания ( по Вяземскому). Очень эффективны учебные занятия по решению проблемных задач .

           Познавательные задания – образные задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса. [5;15]

           Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня  знаний и умений ученика и требующего их пополнения для решения поставленной задачи. В процессе ее выполнения ученики овладевают опытом творческой деятельности.

           Приведу пример решения проблемной задачи, предложенной учителем.

На уроке обществознания в 8 классе по теме: «Психологический климат в семье» предлагаю учащимся задуматься над следующим противоречием: в давние времена на Руси девушки выходили замуж часто против собственной воли, рыдали, прощаясь с жизнью в родительском доме. Сегодня браки заключаются по обоюдному согласию молодых, невесты на свадьбах радуются. Почему же в Белгородской области за 2006 год на 1000 свадеб пришлось 400 разводов, а в древние времена на Руси разводов не было совсем?

           На этапе первичного закрепления знаний  считаю целесообразной индивидуальную работу учащихся по составлению картинного плана.

           К примеру, на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бесценный дружеский союз» по второму пункту одноименного параграфа учебника Л.Н.Боголюбова учащимся предлагается составить картинный план из афоризмов, пословиц и поговорок. Вот один из вариантов (автор Шкаликова Алена, 8 «А» класс):

Почему мы дорожим дружбой?

1.Мы в ответе за тех, кого приручили…» А.Экзюпери

2.Друга ищи, а нашел – береги.                  Пословица

3 «Хорошо было бы , чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей и чтобы старался быть как можно дороже». Сократ

4.Мы с тобой ,  как рыба с водой.                Поговорка

           На этапе обобщения и систематизации знаний органично выглядит работа над коллективными познавательными проектами, где обязательно бывают задействованы  элементы исследовательского метода

           В 6-м классе урок «Культура Древней Руси» провожу в виде краткосрочного проекта –  выпуска стенгазеты. Учащиеся через обсуждение решают какими средствами лучше отобразить в стенгазете пункты типового плана изучения темы «Культура».  Одна группа школьников сканирует фотографию памятника князю Владимиру I в Белгороде, другая – рисует Десятинную церковь, третья – набирает на компьютере стихотворение собственного сочинения и т.п.

           На наш взгляд, заслуживает внимания классификация творческих работ В. Леонтовича:

 - литературно-художественные творческие работы (сочинения, рассказы, эссе, стихотворения, написанные на основе литературных канонов и отражающие чувственно- эстетическое восприятие мира);

- проблемно-реферативные, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа считается исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки и выполнена на хорошем уровне);

 - информационно-реферативные – творческие работы, выполненные с помощью нескольких источников (как правило, уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;

 - исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения, выводы о характере исследуемого объекта, события и т.п.

           При выполнении школьниками проблемно-реферативных работ наиважнейшими задачами педагога считаем помощь в проблемной постановке темы, знакомство ребенка с методами научного исследования, способами оформления результатов деятельности в виде реферата.

Выполнение подобных заданий вполне по силам ученикам 7-го, 8-го классов.

           Когда ребенок поэтапно овладевает умениями и навыками свободного общения с информационными потоками, он способен достичь вершины – реализации исследовательского проекта. Первый подобный опыт, как правило, осуществляется под непосредственным руководством учителя. Последующие работы выполняются с большей долей самостоятельности учащихся.

     2.      К 11-му классу у ученика прошедшего все вышеперечисленные этапы должны в полной мере развиться следующие исследовательские умения и навыки:

- выявления и постановки проблемы, уточнения неясных вопросов, планирования и разработки исследовательских действий, сбора данных, сопоставления данных и умозаключений, подготовки и написания сообщений, выступления с подготовленным сообщением, переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы, проверки гипотез, построения обобщений и выводов, разработки проекта, защиты проекта.

Учащиеся МОУ «Ялгинская СОШ» на всех ступенях становления исследователя, достигают достаточно высокой результативности .

Так  школьники выступая с исследовательскими работами занимают призовые места на конкурсах разных уровней: ученица 9 класса Уханова Елена заняла I место в республиканском конкурсе «Святыни земли Мордовской» с работой «Святыни Мордовии. Спасо-Преображенская Пустынь – Старцев Угол.», заняла призовое место в республиканском конкурсе «Ярмарка идей», во всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность» усащийся 9 класса Рузайкин Дмитрий занял III место, во всероссийском конкурсе сочинений ученица 6 классе Тишкина Алина заняла III место и другие.

           

Библиографический список

1.О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации: инструктивно – методическое письмо Министерства образования № 13 – 51 – 08/13 от 15.01.2003;

2.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.//Образование в современной школе. – 2005.-№ 9. – С.3

3.Бабанский Ю.К.Методы обучения в современной  общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1985;

4.Громов М.Д.Психология./Громов М.Д., Игнатьев Е.И., Крутецкий В.А., Лукин Н.С.Психология. Учебное пособие для учащихся пед.училищ.Издание 2-е, переработанное и дополненное.-М., «Просвещение»,1974;

5.Вяземский Е.Е.Как сегодня преподавать историю.//Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю.Как сегодня преподавать историю.-М.:Просвещение,1999;

6.Махмутов М.И.Современный урок.-М.:Просвещение,1985;

7.Пидкасистый П.И. Педагогика./Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук профессора П.И.Пидкасистого второе издание(доработанное и исправленное).-М.:Российское педагогическое агентство,1996;