Дикция
учебно-методический материал

Юлия Михайловна Пономарева

памятка по дикции. (изучение методического материала театрального института имени Б. Щукина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по технике речи – методическая разработка от театрального института имени Б.Щукина

ДИКЦИЯ

Дикция – освоение четкого и ясного произнесения отдельных звуков и звукосочетаний. Известно, что звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки образуются в тех случаях, когда выдыхаемая воздушная струя, не встречая на своем пути препятствий, льется свободно и плавно. Гласные придают речи объем и полетность. В русском языке именно на них строится мелодика речи. Часто из-за неправильного произнесения или «съедания» гласного звука слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному звуку, так и другим гласным в слове. Согласные звуки придают речи четкость и ясность.  Образование согласных связано с преодолением воздушной струей препятствий в виде губ, языка и т.д. Неправильное произнесение согласных звуков может привести невнятности, неразборчивости речи. Сочетание гласных и согласных звуков даёт внятную, образную речь. Рассмотрим позиции речевого аппарата при образовании каждого звука.

Гласные звуки

 «Твердая» таблица гласных звуков: и – э – а – о – у – ы

«Мягкая» (йотированная) таблица: и – е(йэ) – я(йа) – е(йо) – ю(йу) – и

И – челюсти сближены, раствор рта узкий, губы приоткрыты, слегка растянуты в стороны, прижаты к верхним резцам. Видны кончики верхних и нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов. Гортань приподнята. Между спинкой языка и передней частью твердого неба узкая щель, по которой течет воздушная струя.

Э – передняя часть языка опускается, кончик языка лежит свободно у нижних зубов. Раствор губ шире, чем у звука и, а глоточная полость немного уже. Мягкое небо поднимается.

А – язык лежит плоско, свободно. Корень языка опущен, кончик языка у нижних зубов. Нижняя челюсть опущена, рот широко открыт. Мягкое небо поднято.

О – язык слегка приподнимается и отодвигается назад. Губы округляются и образуют широкое кольцо. Глотка раскрыта несколько шире, чем при звуке А, гортань опускается чуть ниже.

У – язык отодвигается еще дальше, его корневая часть приподнята, глоточная – расширена. Губы сужены почти до трубочки, образуя узкое кольцо, и выдвинуты вперед больше, чем при звуке О.

Ы – положение то же, что при звуке И. Кончик языка оттянут от нижних зубов, средняя и задняя части языка подтянуты к верхнему небу. Нижняя челюсть чуть выдвинута вперед (как при неправильном прикусе).

Наиболее полно любой гласный звук проявляется в ударном слоге. На это нужно обращать внимание в упражнениях, при чтении слов и текстов. Работа с гласными звуками важна и при устранении диалектного произношения.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Произнести таблицу гласных беззвучно, обращая внимание на артикуляцию. Затем можно прибавить голос, следя за произношением каждого звука.

И – Э – А – О – У – Ы

2. Произнести таблицу гласных, перенося ударение с одного звука на другой, например:

и' – э – а – о – у – ы

и – э' – а – о – у – ы

и – э – а' – о – у – ы

и – э – а – о' – у – ы

и – э – а – о – у' – ы

и – э – а – о – у – ы'

К этому можно прибавить интонацию вопроса и ответа, например:

и' – э – а – о – у – ы?

и' – э – а – о – у – ы

и – э' – а – о – у – ы ?

и - э' – а – о – у – ы и т. д.

3. Соединить гласные звуки в другой последовательности, например:

иэ – иа – ио – иу – иы

иэа – эао – аоу – оуы

4. Используя междометия, выполнить одиночные или парные этюды, меняя интонацию или словесное действие, например:

Усомниться в правильности сказанного: а? Укорить собеседника: э – э – эх!

В данное упражнение можно вносить элементы игры, общения, пользоваться разными темпо-ритмическими рисунками.

5. Звучание гласных звуков можно проверять в специально подобранных словах.

ПРИМЕРЫ СЛОВ

исповедь, академизм, калачи и'

эврика, изображение, резюме э'

алгебра, эмигрант, бирюза a'

ярмарка, армяне, стезя 'a'

оттепель, лоджия, веретено о´

елка, чечетка, плечо 'o'

устрица, кушанье, какаду y'

Для подбора дополнительных слов используйте словари.

6. Медленно, затем, ускоряя темп, прочитайте слова, удлиняя ударный слог и следя за редукцией безударных гласных:

вздрa'гивающие, вздра'гивающий, вздра'гивающая

направля'ющие, направля'ющий, направля'ющая

плани'руемые, плани'руемый, плани'руемая

гаранти'рованные, гаранти'рованный, гаранти'рованная

све'шивающиеся, све'шивающийся, све'шивающаяся

находя'щиеся, находя'щийся, находя'щаяся

вызыва'емые, вызыва'емый, вызыва'емая

вме'шивающиеся, вме'шивающийся, вме'шивающаяся

анализи'рующие, анализи'рующий, анализи'рующая

маневри'рующие, маневри'рующий, маневри'рующая

протя'гивающие, протя'гивающий, протя'гивающая

вы'струганные, вы'струганный, вы'струганная

регули'рующие, регули'рующий, регули'рующая

инвестицио'нные, инвестицио'нный, инвестицио'нная

заплани'рованные, заплани'рованный, заплани'рованная

испо'льзуемые, испо'льзуемый, испо'льзуемая

тонизи'рующие, тонизи'рующий, тонизи'рующая

контроли'руемые, контроли'руемый, контроли'руемая

втя'гивающие, втя'гивающий, втя'гивающая

вытя'гивающие, вытя'гивающий, вытя'гивающая

продемонстри'рованные, продемонстри'рованный, продемонстри'рованная

На занятиях сценической речью данное упражнение можно делать не только в индивидуальном, но и в групповом варианте, используя воображаемые и реальные мячи, ритмическое и темповое разнообразие, словесное действие и взаимодействие с партнером.

7. Прочитайте слова и словосочетания, произнося рядом стоящие гласные, учитывая нормы орфоэпии и правила дикции. Сделайте это сначала медленно, затем прибавляя темп и повторяя каждое из них по несколько раз: при переименовании команды на аналогичных соревнованиях

метро Аэропорт

по оперативным данным

у обочины

Аудитория

уазик

на аналитических мероприятиях

поочередно

про Аустерлиц

у остановки

по альтруистическим соображениям

по соображениям безопасности

на организованном митинге

городская инфраструктура

Территориальные

на огороде

Аудитор

у обрыва

Аудио

Инициатива

Хореограф

На очередном заседании

Аура

у окраины

В Московском зоопарке

коалиция союзников

На окраине города

Следующим этапом упражнения может стать сочинение небольших текстов с использованием предложенных словосочетаний.

! Работу с гласными звуками можно и нужно соединять с интонационными, а также дыхательными и голосовыми упражнениями.

Красота гласных звуков и интонационное богатство русского языка особенно ярко проявляются в пословицах и поговорках, русских народных сказках и других фольклорных текстах.  Сначала предлагается прочитать тексты про себя, понять смысл прочитанного, отметить ударные гласные и только после этого читать вслух.

Ориентируйтесь на многократное повторение текстов и отработку гласных звуков! Читайте тексты сначала медленно и только потом постепенно прибавляйте темп!  Тексты на отработку гласных звуков. Пословицы и поговорки

1. Пословица не мимо молвится.

2. Не всякая пословица при всяком молвится.

3. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

4. Пословица ведется, как изба веником метется.

5. Что слово молвит, то рублем подарит.

6. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

7. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

8. Слухом земля полнится.

9. Молва – что волна: расходится шумно, а утишится – нет ничего.

10. Добрые вести не лежат на месте.

11. Языком молоть – не дрова колоть.

12. Много гово'рено, да мало сказано.

13. Много званых, да мало избранных.

14. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.

15. Речь хороша, когда коротка.

16. Меньше говори, да больше делай.

17. В многословии не без пустословия.

18. Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

19. Аппетит – лучший повар.

20. На вкус и цвет товарища нет.

21. У всякого свой вкус: кто любит дыню, кто - арбуз

22. Зима без снега - лето без хлеба.

23. Не ищи мудрости – ищи простоты.

24. Не мытьем, так катаньем.

25. В ком стыд, в том и страх.

26. Мастерство в труде достается.

27. Где щи да каша, там место наше.

28. За морем и синица – птица.

29. И черная туча льет светлую воду.

30. Наше счастье – дождь да ненастье.

Присказки

■ В некотором царстве, не в нашем государстве, за тридевять земель, в три-десятом царстве жил-был король. У него была дочь красоты неописанной, звали ее Марья-королевна.

■ То не белые лебеди вереницей по небу летят, а русские люди сказку говорят. Сказка быль, не быль, да и не вранье, а бывальщина старых годов. Верьте ей, не верьте, а слушать – слушайте до конца. Конец – всему делу венец.

■ Курошинским ребятам ныне пожилось, прибогатилось; они муку с торгу брали, муку на солод меняли, да пивушко варили, бражку хмельненькую, бражку пьяненькую; да все проистращали, кошелечки нашивали, пестери наплели, по дворам побрели, набрели на град какой, стоит тот град пуст, а во граде куст, под кустом сидит старец, да варит изварец, да сказки сказывает.

■ Без присказки сказки – что без полозьев салазки. Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, Не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, Не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику. Вот диво – так диво!

■ Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные, а батрак Шарбаш, из плутов плут, уже как взялся за гуж, так неча сказать – на все дюж. А ведь пословица да сказка не мимо молвится. Нашли мы ее в свитках старинных, на столбах длинных, разбирали три дня с поддонком. Чего не разобрали, не осудите, свитки были ветхие, а скоропись на них – нечеткая.

■ Глаза раскройте широко, уши навострите, да не зевайте, а сказке доброй и старой, и мудрой внимайте. Сказка веселая, да не шутка, а правда, истина. А сказку-то нашли за морями широкими и озерами, ака Байкал, глубокими, детям своим сказывали, ни слова не привирали. А посему смеяться – смейтесь, а мудрости учитесь. Сказка вам славный урок преподаст.

■ На море, на океане, на острове на Буяне есть бык печеный. В одном боку у Быка нож точеный, а в другом чеснок толченый. Знай режь, в чеснок помакивай,да вволю ешь. Худо ли? То еще не сказка, а присказка. Сказка вся впереди. Как горячих пирогов поедим, да и пива попьем, тут и сказку поведем.

■ В стары годы, в старо прежние, в красну весну в теплые лета, сделалась такая сморота, в мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь попивать. Появился мизгирь, удалой добрый молодец, стал ножками трясти, да мережки плести, ставить на пути,  на дорожки, куда летают комары да мошки…

Согласные звуки

Согласные звуки имеют следующие признаки:

1. СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ

щелевые Ф, В, С, З, Ш, Ж, Щ, Х

взрывные П, Б, Т, Д, К, Г

слитные (аффрикаты) Ц, Ч

дрожащие Р, РЬ

носовые М, Н

2. МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ

губно-губные П, Б, М

губно-зубные В, Ф

переднеязычные – зубные С, З, Л, Т, Д, Н

переднеязычные – передненебные Ш, Ж, Щ, Ч, Р

заднеязычные К, Г, Х

3. Согласные звуки различаются по звонкости - глухости. Большинству звонких соответствует парный глухой звук. У каждой пары звуков одинаковая артикуляция, разница лишь в том, что звонкий произносится с участием голоса, а глухой – без голоса. Сонорные согласные Р, Л, М, Н,  а также звук Й не имеют в русском языке парных глухих.

4. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. У твердых согласных задняя часть языка приподнята к мягкому небу. У мягких звуков передняя часть языка приподнята к твердому небу.

Звуки Ц, Ш, Ж в литературном языке всегда твердые (буквосочетания жж, зж могут произноситься мягко: вож΄ж΄и). Звуки Ч, Щ – всегда мягкие.

На практике освоение правильного звучания согласных звуков строится по следующей схеме: работа частей речевого аппарата, верное звучание в слогах и словах, дикционная отработка звуков в специально подобранных текстах и скороговорках, автоматизация навыка правильного звучания в бытовой и профессиональной речи.

Звуки П, Б, В, Ф

П, Б – образуются за счет разрыва воздушной струей препятствия (губы). Если мы предварительно сомкнем губы, а затем при выдыхании с небольшим усилием разомкнем их, то получим звук П, а при участии голоса – звук Б.

В, Ф – верхние зубы лежат на нижней губе, сквозь них просачивается воздух при Ф (с голосом при В).

При звуке Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам, между ними проходит воздух, вызывая вибрацию.

Особое внимание необходимо уделить правильному распределению выдыхаемого воздуха. Следите за тем, чтобы воздух попадал не в щеки, а был направлен вперед – в губы! Губы, в свою очередь, должны быть собранными и формировать необходимую артикуляцию.

УПРАЖНЕНИЯ

пи – пэ – па – по – пу – пы

би – бэ – ба – бо – бу – бы

ви – вэ – ва – во – ву – вы

фи – фэ – фа – фо – фу – фы

пиб – пэб – паб – поб – пуб – пыб

бип – бэп – бап – боп – буп – бып

пи – пи – пи – б + «твердая» таблица гласных звуков

би – би – би – п + «твердая» таблица гласных звуков

при – прэ – пра – про – пру – пры

мфи – мфэ – мфа – мфо – мфу – мфы

виф – вэф – ваф – воф – вуф – выф

фив – фэв – фав – фов – фув – фыв

фри – фрэ – фра – фро – фру – фры

2. Для отработки губных звуков можно использовать специально подобранные слова.

«Больные» звуки должны встречаться в разных позициях – в начале, в середине и в конце слова.  Помните, что звонкие согласные в конце слова оглушаются.

Например:

праздник, попона, сноп

барон, барабан, зуб [п]

врач, повеса, зов [ф]

факел, муфта, тиф

Слова для отработки звуков П, Б, В, Ф

персона

правило

перрон

петля

пластырь

пудра

копуша

капель

запой

топор

запонка

пелерина

мопед

капитально

каппучино

барон

бритва

бархат

барсук

берег

белый

мольберт

таблетка

кабина

мобильно

забавно

болото

табло

боль

баталия

вертикаль

вихрь

врун

ванна

вор

варежка

ковер

завет

товар

ловушка

лавина

аквариум

вата

овал

волос

фрагмент

финиш

фара

фраза

феска

фреска

муфта

кофта

какофония

завтрак

Земфира

фосфор

фунт

кафтан

асфальт

3. Прочитайте слова, следя за работой губ и языка в сочетаниях согласных звуков «ств» [ств], «вс» [фс]. Произносите все согласные звуки четко и без сокращений: «СТВ»

ствол, стволовой, створ, створки, створожить, створчатый, лекарства,

мастерство, кокетство, представительство, свидетельство,

обстоятельство, собственность, коварство, мародерство, министерство,

художественный, разгильдяйство, кощунство, фарисейство,

паломничество, хозяйство, количество, потомство

«ВС» [ФС]

в соответствии, в сравнении, всплеск, вскрытие, в состоянии,

в самом деле, в своем роде, всего навсего, всемирный, всерьез,

вскачь, вслед, вслух, все ж таки, всмятку, вспахать, вспороть,

вследствие, всегда, вселять, всемером, всеобщий, всецело, вскрик

4. Прочитайте слова, следя за произнесением согласных звуков в сочетаниях «вп», «вб», и«вв». Обратите внимание на активную работу губ:

«ВП» [ФП]

впадина, впопыхах, впрячь, впустить, впрягать, впрямую,

вполголоса, вполовину, в придачу, вприкуску, вприсядку, впредь,

впустую, впрок, впотьмах, впору, впоследствии, вправду, вправе,

впроголодь, впритирку, впрочем, впрыгнуть, впрягать, впутаться

«ВБ» , «ВВ»

вброд, вбок, вверх, ввиду, ввысь, в бреду, ввечеру, вблизи,

в весе, вверять, вбежать, вбирать, вбить, вбрасывать,

вваливаться, введение, ввек, ввернуть, вверить,

вволю, ввертеть, вверху, ввести, ввод, ввоз

5. Следите за произнесением звуков [в], [ф] и [у]. Обратите внимание на то, чтобы губы «отрабатывали» эти звуки поочередно.

вульгаризм

вулканолог

вулканизировать

в убыток

в угоду

в ударе

в унисон

в упор

в ус

в уме

в умиротворении

в удовольствии

в удовлетворении

вуаль

вуалетка

вуз

завуалировать

вузовец

вулкан

вундеркинд

вульгарность

футуризм

футляр

у фонтана

муфта

Фудзияма

Конфуций

из футляра

во главу

тайфун

разорву

из фуры

во рву

тьфу

инфузория

в Уфу

в ультрамодном наряде

на траву

назову

у Фрола

увалень

в Удмуртию

6. Прочитайте слова, удлиняя ударный слог и следя за произнесением звукосочетаний «–вовать», «–вывать» и «–вого». Обратите внимание на два звука [в]: «–вовать», «–вывать», «–вого»

основывать аналогового

освидетельствовать правового государства

 утрамбовывать из налогового кодекса

задействовать нового

завоевывать кривого

укомплектовывать здорового

растолковывать торгового

задействовать правого

расшнуровывать талантливого

усовершенствовать выносливого

переименовывать трусливого

завывать торопливого

участвовать боязливого

закольцовывать говорливого

сковывать молчаливого

заковывать боязливого

разворовывать бордового

расцеловывать терракотового

пританцовывать розового

обосновывать малинового

7. Прочитайте слова так, чтобы на слух различались по длительности звуки [в] и долгий [вв].  Помните, что замена их друг другом может нарушить смысл сказанного:

воз – ввоз воз и ныне там

 ввоз багажа запрещен

ведение – введение ведение дела

 введение в специальность

валиться – ввалиться валиться с ног

 ввалиться в дверь

вернуть – ввернуть вернуть книгу

 ввернуть лампочку

водный – вводный водный стадион

 вводный курс

волок – вволок волок по дороге

 вволок в квартиру

водить – вводить водить по кругу

 вводить в круг

век – ввек век прошедший

 ввек не забуду

Все предложенные упражнения после технического освоения необходимо переводить в игровую форму, придумывая различные ее варианты!

Предложенные ниже тексты прочитайте сначала про себя, обдумайте смысл сказанного, отметьте сложные звукосочетания и только после этого медленно прочитайте предложения в голос, не забывая о контроле над требуемой артикуляцией.

Данные тексты должны быть отработаны как чистоговорки. Не стремитесь сразу наращивать темп речи. Это может повлечь за собой дикционную неточность!

Тексты для отработки звуков П, Б, В, Ф

1. У Феофана Митрофаныча – три сына Феофаныча,

три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

2. Ест Федька водку с редькой, ест редька с водкой Федьку.

3. Рыбы в проруби – пруд пруди.

4. Из–под пилки – сыплются опилки.

5. Белые бараны били в барабаны, без разбора били, лбы себе разбили.

6. Петр пень пилил пилой, распилил весь пень пилой.

7. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

8. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

9. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

10. Водовоз вез воду из–под водопровода.

11. Фофан, Фофан в землю вкопан.

12. Фофанова фуфайка Фефеле впору.

13. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

14. От богача да к богачу, как Чердокдыгин, я скачу: так – дым (4 раза), так – дын (4 раза), так – дыл (4 раза), так – дыр (4 раза).

15. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

16. Сшит колпак, да не по–колпаковски, вылит колокол, да не поколоколовски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

17. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

18. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брит Фрол брат, брит Пров брат, брат Игнат бородат.

19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

20. Добыл бобов бобыль.

Звуки К, Г, Х

К, Г – воздушная струя, двигаясь вперед, «взрывает» препятствие, образующееся при смыкании задней частью языка с мягким небом. Выдох короткий.

Х – воздушная струя на выходе с незначительным шумом свободно проходит через щель между задней частью языка и мягким небом, образуя глухой звук. Выдох – теплый, мягкий.

УПРАЖНЕНИЯ

1. ки – ги – хи кэ – гэ – хэ ка – га – ха

ко – го – хо ку – гу – ху кы – гы – хы

киг – кэг – каг – ког – куг – кыг

гик – гэк – гак – гок – гук – гык

птки – пткэ – птка – птко – птку – пткы

кт – кт – кт...

гб – гб – гб...

кпти – кптэ – кпта – кпто – кпту – кпты

гбди – гбдэ – гбда – гбдо – гбду – гбды

хи – хи – хи хэ – хэ – хэ ха – ха – ха,

хо – хо – хо ху – ху – ху хы – хы – хы

2. Для отработки заднеязычных звуков можно использовать специально подобранные слова (К, Г, Х находятся в начале, середине и в конце слов).

Например:

качество миксер мрак

грамота загиб маг [к]

храм махорка грех

3. Слова для отработки звуков К, Г, Х

кинза

красота

экран

креол

кружка

картина

китаец

ракета

морские

рак

закат

заказ

цикады

карантин

Киев

магия

гений

градус

георгин

сигарета

Греция

фрагмент

торг

грибы

магнолия

грех

огрех

фуга

загул

Грозный

химия

хромота

хитрость

тархун

мохнатый

хна

холера

хурма

художник

хорал

хорей

ходули

ханжа

охрана

Хива

Тексты для отработки звуков К, Г, Х

1. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

2. Турка курит трубку, курка клюет крупку.

3. Гром гремит, грозит, грохочет, напугать гроза нас хочет.

4. Над горой гуси гогочут, под горой огонь горит.

5. На реке – костер, на костре – котел, в нем уха – не щи, а в ухе – лещи.

6. С кем хлеб–соль водишь, на того и походишь.

7. Дело в руках – и хлеб в устах.

8. Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме то ж.

9. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

10. Около кола колокола, около ворот коловорот.

11. Шакал шагал, шакал скакал.

12. Купи кипу пуха.

13. У елки иголки колки.

14. У нас гость унес трость.

15. Гонец с галер сгорел.

16. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

17. Покатил Костя в Кострому в гости.

18. Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

19. А мне не до недомогания.

20. К Габсбургам из Страсбурга.

Звуки С, З, Ц

С, З – воздух при С (с голосом при З) на выдохе проходит между средней частью языка, приподнятой к твердому небу, и верхними зубами. Кончик языка лежит у основания нижних зубов.

При произнесении звуков СЬ, ЗЬ середина языка поднимается к твердому небу.

Ц – звук Ц состоит из мгновенно произнесенных подряд звуков Т и С.

Вариант № 1: Кончик языка находится у основания нижних зубов, передняя часть языка смыкается с верхними зубами и десной (отрабатывая звук Т), а затем отходит от них и становится в положение С.

Вариант № 2: Кончик языка от основания верхних зубов моментально переходит к основанию нижних зубов.

Выбор варианта проводится под контролем педагога и зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Обратите внимание на активную работу кончика и середины языка!

Контролируйте, дозируя, объем выдыхаемого воздуха!

После нахождения правильного звучания свистящих звуков можно пробовать соединять их с гласными.

УПРАЖНЕНИЯ

1. ЙЭС – звуки произносятся очень медленно и слитно.

си – сэ – са – со – су – сы

ис – эс – ас – ос – ус – ыс

сис – сэс – сас – сос – сус – сыс

пси – псэ – пса – псо – псу – псы

рси – рсэ – рса – рсо – рсу – рсы

зи – зэ – за – зо – зу – зы

из – эз – аз – оз – уз – ыз

зиз – зэз – заз – зоз – зуз – зыз

сиз – сэз – саз – соз – суз – сыз

зис – зэс – зас – зос – зус – зыс

си – си – си – з + «твердая» таблица гласных звуков

зи – зи – зи – с + «твердая» таблица гласных звуков

ци – цэ – ца – цо – цу – цы

сиц – сэц – сац – соц – суц – сыц

зиц – зэц – зац – зоц – зуц – зыц

пци – пцэ – пца – пцо – пцу – пцы

сти – стэ – ста – сто – сту – сты

кс – кс – кс – кс

кси – ксэ – кса – ксо – ксу – ксы

кси – гзи + «твердая» таблица гласных звуков

пс – пс – пс – пс

пси – псэ – пса – псо – псу – псы

тс – тс – тс – тс

тси – тсэ – тса – тсо – тсу – тсы

бз – бз – бз – бз – при повторе каждое звукосочетание чередовать

с высунутым «иголочкой» языком дзинь – дзинь – дзинь – дзинь

2. Для отработки свистящих можно использовать специально подобранные слова со звуками С, З, Ц в позиции начала, середины и конца слова, например:

сруб истина покос

замок изморозь КамАЗ[с]

циркуль акция стрелец

А также слова, в которых встречаются два из перечисленных звуков, например:

соцветие красавица сказание

сациви сценка солнце

цистерна Засов связист

целоваться Цветистый цензор

завесить Зазор занавес

сазан Сцена сценограф

сцепить Сцеженный сценарист

Цецилия Ценность Цирцея

цистит Цинизм цесаревич

цесарка Сессия Сицилия

средство Созвездие зацепка

засор Зернистый злословие

3. Прочитайте слова с сочетаниями согласных звуков «сп», «сб», «зб», «всп», «восп». Обратите внимание на активную поочередную работу губ и языка.

«СП», «СБ», «ЗБ»

спесивый, спереди, спекулянт, спецовка, спечь,

спешиться, спирт, спиться,спихнуть, спица, спич,

сборная, не возбраняется, взбираться, взбежать,

сбитень, сбой, сбавить, сбалансировать, спектр,

спровоцироватьсплав, поспешный, избрать, испечь

«ВСП» [ФСП], «ВОСП»

вспомогательное, воспроизводить, воспрепятствовать,

готов спасать, воспитание, повспоминать,

воспоминание, воспарить в воздухе, вспышка, вспять,

вспорхнуть, вспахать, вспениться, всплакнуть, всплеск,

всплеснуть, всплошную, всплыть, вспоить, всполошиться,

вспомнить, вспугнуть, вспылить, распекать

 4. Прочитайте слова с сочетаниями согласных «ст», «сд», «зд», «вст», «взд». Обратите внимание на быструю смену местоположения кончика языка.

 стих страховка

 стихия статус

 стимул статистика

 стойка стелька

 стаккато стекло

 старость старатель

 стеллаж стереотип

 столько стабильность

 стон стандарт

 стричь студийность

 стремя стезя

 стипендия стеклярус

 стебель старец

 стенд старовер

 стажер мастер

 здравствуйте ростовщичество

 здоровье помост

 здание на вырост

 звезда костер

 сдобный раздевание

 разделка повздорить

 поздороваться вздорный

 сдавить узда

 сдаваться уздечка

Предложенные ниже тексты следует сначала прочитать про себя, продумать их смысл, отметить сложные звукосочетания с выделением парных свистящих звуков и только после этого медленно читать их с голосом. Для формирования и закрепления устойчивого дикционного навыка к текстам необходимо обращаться многократно, проверяя точность произнесения свистящих звуков. Постепенно можно незначительно прибавлять темп и использовать различные словесные действия. Помните, что скороговорка может нарушить чистоту произнесения звуков!

Тексты для отработки звуков С, З, Ц

1. Весна красна цветами, а осень снопами.

2. Сказано – не доказано, надо сделать.

3. Не все то золото, что блестит.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. У гусыни усов ищи – не ищи, не сыщешь.

6. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок,

Сеньку с ног, Саньку в бок,Соньку в лоб, всех в сугроб.

7. Из кузова в кузов перегружали арбузы,

в грозу в грязи от груза разва – лился кузов.

8. Зевая, Захар сам задвинул засов, заслышав скрипенье старинных часов.

9. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

10. Соня Зине принесла бузины в корзине.

11. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.

12. Молодец против овец, а против молодца – сам овца.

13. Как аукнется, так и откликнется.

14. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

15. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

16. Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: цыц!

17. Жили–были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Цидрони.

Жили–были три японки: Ципи, Ципи Дрипи, Ципи Дрипи Лимпомпони.

Поженились Як на Ципи, Як Цидрак на Ципи Дрипи, Як Цидрак

Цидрак Цидрони на Ципи Дрипи Лимпомпони, и у них родились дети.

У Яка и Ципи – Шах, у Як Цидрак и Ципи Дрипи – Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Цидрони и Ципи Дрипи Лимпомпони – Шах Шахмат Шахмат Шахмони.

18. Целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы.  Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства.

19. Сачок зацепился за сучок.

20. Береги нос в большой мороз.

Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ

Т, Д – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов, затем быстро отдергивается. ТЬ, ДЬ – кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка прижимается к твердому небу. Язык более мягкий.

УПРАЖНЕНИЯ

1. ти – тэ – та – то – ту – ты

ди – дэ – да – до – ду – ды

ти – те – тя – те – тю – ти

ди – де – дя – де – дю – ди

ди – ти, дэ – тэ, да – та, до – то, ду – ту, ды – ты

три – трэ – тра – тро – тру – тры

тид – тэд – тад – тод – туд – тыд

ти – ти – ти – д + «твердая» таблица гласных звуков

ди – ди – ди – т + «твердая» таблица гласных звуков

кпти – кптэ – кпта – кпто – кпту – кпты

птки – пткэ – птка – птко – птку – пткы

т – т – т – т – т – т...........................

д – д – д – д – д – д...........................

тк – тк – тк – тк...........................

2. Для отработки взрывных согласных звуков можно использовать специально подобранные слова, например:

 театр птенец мост

 трещина петля торт

 туча пташка фронт

 теща дача дерево

3. Слова для отработки звуков Т, ТЬ, Д, ДЬ

 табель Дача Мадера

 тело Дело Модерн

 туфли думы Коготь

 тюфяк драма Деготь

 тир дерево Мудрый

 темп Документ Тюльпан

 театр Дельта Туман

 топь Дар Душно

 мотор кадет Дюны

 лото задор Талия

 ротонда фельдмаршал Тяжба

 мот Код Только

 тенор Дилетант Телка

 кантор друг Дикий

 тяжесть Кадр Тихий

Тексты для отработки звуков Т, ТЬ, Д, ДЬ

1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

2. Есть-то есть, да не про вашу честь.

3. Тетерев сидел на дереве – тень от дерева.

4. Тетя ходит по палате от кровати до кровати.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. На улице медовик – мне не до медовика, на улице деготник – мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковой тещи.

7. Ткач ткет ткани на платки Тане.

8. Тарелка с траулера «Тауэр» стоит талер.

9. Труд человека кормит, а лень портит.

10. Лучше вода у друга, чем мед у врага.

11. В тесноте, да не в обиде.

12. Делу время – потехе час.

13. Держи ноги в тепле, а голову в холоде.

14. Талантливый тенор в театре стеснялся петь.

15. Дионис дарил Дариде диковинные диадемы.

16. Деревянный дом стоял на 10 десятинах.

17. Друзья обдумывали это дело деловито и детально.

18. Это было истинное творение искусства.

19. Документы были датированы девятым декабря этого года.

20. Драма и трагедия требуют от актеров достоверности и темперамента

Звуки М, Н, Л, ЛЬ, Р, РЬ

М – губы сомкнуты. Нижняя челюсть немного опущена, звук направлен вперед, хотя воздух выходит через нос. Воздушная струя разрывает препятствие – губы.

Н – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов. Губы чуть приоткрыты.  Воздух направлен вперед, а выходит через нос.

Л – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов. Воздух проходит по бокам между языком и верхними коренными зубами вдоль щеки.

ЛЬ – кончик языка упирается в верхнее небо.

Р – язык кончиком поднимается к небу, но не доходит до него. Края языка касаются верхних зубов. Кончик языка дрожит под напором струи выдыхаемого воздуха.

РЬ – кончик языка вибрирует, поднимаясь к твердому небу. Уголки рта растянуты в стороны. Особое внимание следует обратить на объем и направление струи выдыхаемого воздуха!

УПРАЖНЕНИЯ

1. р – р – р – р – р

р – рь, р – рь, р – рь

ри – рэ – ра – ро – ру – ры

ри – ре – ря – ре – рю – ри

ври – врэ – вра – вро – вру – вры

при – прэ – пра – про – пру – пры

ли – лэ – ла – ло – лу – лы

ли – ле – ля – ле – лю – ли

лри – лрэ – лра – лро – лру – лры

рли – рлэ – рла – рло – рлу – рлы

три – тре – тря – тре – трю – три

рир – рэр – рар – рор – рур – рыр

три – ри – ри, тре – ре – ре + «мягкая» таблица гласных звуков

три – ри – ри – рь + «мягкая» таблица гласных звуков

мни – ми – ри – ль, мне – ме – ре – ль + «мягкая» таблица гласных.

2. Для отработки сонорных согласных звуков можно использовать специально подобранные слова, например:

рампа корсет юмор

локон кулон колокол

ливрея олень моль

3. В речи часто встречается взаимозамена звуков Р и Л. Эта ошибка связана с торопливостью речи, вялостью речевого аппарата, а иногда – с неточным произношением самих звуков.

Для исправления таких ошибок предлагается упражнение со словами, в которых нужно сопоставить звучание звуков Р,РЬ и Л,ЛЬ.

Например:

рама – лама крошка – ложка

ром – лом ружья – лужа

враль – ларь крен – лень

кружит – Луша крона – лоно

криво – лира рань – лань

рампа – лампа рев – клев

роль – лор ров – лов

крик – лик ряса – лясы

Рим – налим руки – из лука

рей – лей рейка – лейка

Для подбора аналогичных пар слов удобно пользоваться словарями.

При произнесении звуков М и Н ошибки встречаются крайне редко. Дополнительные упражнения могут быть предложены педагогом в индивидуальном порядке. Предложенные ниже тексты следует прочитать сначала про себя, обдумать их смысл, вслух еще раз. Затем читать столько раз, сколько нужно.

Тексты для отработки звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ

1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку – Ларькину жену.

2. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

3. Рыла свинья белорыла, тупорыла: полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы недорыла; на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.

4. Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

5. Курьера курьер обгоняет в карьер.

6. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

7. Турка курит трубку, курка клюет крупку.

8. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.  Рассердилась вдова, убрала в сарай дрова.

9. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно.

10. Пролетарий и пролетарка ходят в планетарий. Все пролетарии ходят в планетарий.

11. Граф Парто играл в лото и проиграл пальто. Графиня Парто не знала про то,  что граф Парто играл в лото и проиграл пальто. Если бы графиня Парто знала про то, что граф Парто играл в лото и проиграл пальто, она не разрешила бы графу Парто играть в лото.

12. Однажды галок поп пугая, в лесу увидел попугая, и говорит тот попугай:

«Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в саду пугая, пугать не смей ты попугая».

13. Мыла – не устала, вымыла – не узнала: то ли мыто, то ли нет.

14. Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала, рада ландышам была. Лавр дарил ведь от души Ларе ландыши.

15. 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

16. Маланья–болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

17. Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

18. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

19. Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.

20. У Аграфены и Арины растут герань и георгины.

Звуки Ч, Ш, Ж, Щ

Ч – звук состоит из мгновенно произнесенных подряд звуков Т и Щ. Передняя часть языка прижимается к верхним альвеолам и тотчас же отходит от них, образуя узкую щель. Звук произносится коротко и быстро.

Ш – язык «чашечкой». Челюсти выровнены. Боковые края языка несколько приподняты, плотно касаются верхних коренных зубов, не пропуская воздуха. Звук произносится коротко и легко. Воздушная струя направлена вперед.

Ж – положение речевого аппарата то же, но передняя часть языка поднята чуть выше. Язык слегка вибрирует под напором воздуха. Воздушная струя направлена в небо.

Щ – углы рта собраны. Кончик языка опущен. Боковые края языка касаются коренных зубов. Язык напряжен.  Обратите внимание на то, что шипящие звуки произносятся коротко и быстро!

Следите за направлением струи выдыхаемого воздуха при произнесении звуков Ш, Ж, Щ !

После проверки звучания, шипящих попробуйте медленно соединить их с гласными звуками, продолжая контролировать точность необходимой артикуляции.

УПРАЖНЕНИЯ

1.чи – че – ча – че – чу – чи

тд – чи, тд – че, тд – ча, тд – че, тд – чу, тд – чи

пчи – пче – пча – пче – пчу – пчи

фчи – фче – фча – фче – фчу – фчи

вчи – вче – вча – вче – вчу – вчи

ши – шэ – ша – шо – шу – шы

чи – ши, че – шэ, ча – ша, че – шо, чу – шу, чи – ши

пши – пшэ – пша – пшо – пшу – пши

рши – ршэ – рша – ршо – ршу – рши

шри – шрэ – шра – шро – шру – шры

шиш – шэш – шаш – шош – шуш – шиш

иш – эш – аш – ош – уш – ыш

жи – жэ – жа – жо – жу – жи

ржи –ржэ – ржа – ржо – ржу – ржи

щи – ще – ща – ще – щу – щи

чи – ши – жи – щи + комбинированная таблица гласных звуков

чи – щи, че – ще, ча – ща, че – ще, чу – щу, чи – щи

чик – чек – чак – чек – чук – чик

вчик – вчек – вчак – вчек – вчук – вчик

чи – чи – чи – ш + «мягкая» таблица гласных звуков

шиж – шэж – шаж – шож – шуж – шиж

жиш – жэш – жаш – жош – жуш – жиш

щик – щек – щак – щек – щук – щик

к – г – ши, к – г – шэ, к – г – ша, к – г – шо,

к – г – шу, к – г – ши

2. Для отработки передненебных звуков можно использовать специально подобранные

слова, например:

черника кучка путч

шелест морошка торгаш

жимолость коржик бомж [ш]

щетка кощунство клещ

А также слова, в которых встречаются два шипящих звука, например:

чешуя чешки чушка

чижик щелчок чиж

чашка жужелица чужой

Жучка чукча шишка

чеченка чуваши чужак

чурчхела шантаж[ш] шарж[ш]

шушера шушун жужжать

жажда жечь жижица

3. Прочитайте слова, выделяя ударный слог и следя за сочетанием согласных «вш» [фш] и «вж»: «ВШ» [ФШ]

фильтровавшиеся, надевшие, надевавший, протрезвевший,

заледеневший, неудавшийся полинявший, поразивший,

выявивший, проявившийся, отяжелевший, унижавшийся, вставший, оставшийся, удивившийся, пользовавшиеся, лоббировавшие,

одряхлевший, позировавший, выздоровевший, напрягавшийся,

продемонстрировавший, утрамбовавшийся

«ВЖ»

в желтке, вжаться, вжиться, в жизни, в жару, взять в жены,

дорога в жизнь, вживую, в жидкости, в жбан, вживлять,

вживить, игра в жмурки, в желтом плаще, в железной маске,

в жалких одеждах, в жгучем танце, в жирной тарелке,

в жадности, в жутком состоянии, в жалобной книге, в жизненном

укладе, утрамбовавшийся, в жизнерадостном настроении

в шерсти, в шоколаде, ковш, приходивший в шесть, кувшинка, в шунтировавший, сказав в шут ку, новшество, распоров шов, завшивевший бомж, в шестером, правша, левша, офшорная зона,

вжививший, студия Довженко и др.

4. Прочитайте слова с сочетаниями согласных «сч», «зч» как [щч]

с частыми отлучками

вернулись из Черногории

в четыре с четвертью часа

из Чебоксар

из чеченского плена

из Чили

с чеченскими боевиками

с часовым механизмом

с чешскими представителями

платье из черной ткани

без четвертинки не обойтись

с четырьмя друзьями

с частыми опозданиями

ни с чем не сравнимо

расчехлить

расчертить

росчерк на счастье

счетовод из Челябинска

исчезнувшие цивилизации

из чашки чая

Тексты для отработки звуков Ч, Ш, Ж, Щ

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Дружба дружбой, а служба службой.

3. Жуж'ж'ит над жимолостью жук, железный на жуке кожух.

4. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

5. Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

6. Плачу, плачу, а горе прячу.

7. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Держи уши пошире, а рот поуже.

9. 16 шли мышей и 6 нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

10. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже:

ужа ужица съест на ужин. Не ешь, ужица, мужа ужа, без мужа ужа будет хуже.

11. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон –

как в капюшоне он смешон!

12. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

13. Сашка шапкой шишки сшиб.

14. Пошел шепот от шептуньи к шептуну. Что в ушах шуршит, не слышно никому.

15. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и,

жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

16. Ишак в кишлаке дрова возил, ишак дрова в траву свалил.

17. В час ночной часовой мрачен, скучен, молчалив,

озабочен, озадачен, черной ночию охвачен.

18. Чижик в чаще чушь чирикает.

19. В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно четко.

20. Пекарь в печке печет горячие калачи.

21. В четверг, четвертого числа, ровно через час после чебуречной чванное, чуть-чуть чирикающее членистоногое чудовище начисто перечеркнуло едва начавшуюся сочувственную речь незадачливых, почитающих человечность и почтение чукч рядом с учебной частью где-то между Чили и Карачаево-Черкессией, где курочка-пестрохвосточка выпестрохвостила своих

пестрохвостят, плачущие и расчувствовавшихся из-за печальных событий, отчасти удрученных, отчасти очумевших, корчась около чайника и почему-то почесываясь. Лежа на печи около чана с чечевицей и ячменем, макая заточенный початок в черные чернила, четыре черненьких чумазеньких чертенка с чувством честно чертили чудный чертеж. Чрезвычайно четко, чрезвычайно чисто.

Звук Й

При произнесении этого звука средняя часть языка почти смыкается с твердым небом, образуя узкую щель. Кончик языка находится у нижних зубов. Язык упругий.

Слова для отработки звука Й:

единство егерь ежик

 явление ежевика елки

 поединок ездок Емеля

 якорь естественный ярмарка

 единоборство покойник подъезд

 Киев елейный юрта

 действительность ефрейтор юркнул

 боевики ехидство юла

 соединение языковой скамейка

 фейерверк яшма койот

 евангелие японский маевка

 египтяне оловьи зайка

 въезд майка ехать

Тексты для отработки звука Й

1. Японский ефрейтор юркнул в Тойоту.

2. Егерь Емеля в ельнике ел ежевику.

3. Киевские фейерверки и египетские единоборства – редкое соединение.

4. Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки.

5. Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья.

6. Языковой барьер нарушал единство праздничной суеты.

7. Настоятель приютил лояльную Юлию Юрьевну.

8. Язычество рьяно пропагандируется в Европе.

9. Обаятельная консьержка имела терпение для работы на компьютере.

10. У моего изголовья стоял бокал коньяка.

11. Альянс Татьяны и Ильи помешал их карьере.

12. На Елене Геннадьевне была надета ярко-красная юбка с полосатой каемкой.

13. Расстояние до маяка в Триесте равно девять ярдов.

14. На юге Ямайки и Египта в январе можно найти уединение.

15. Мы приехали в Екатеринбург и успели на первый тайм.

Обучающийся, закрепивший навык верного произношения звуков в пословицах и скороговорках, может переходить к более сложным текстам и многоговоркам.  Многоговорка – это рассказ, составленный из микротекстов и скороговорок, имеющий завязку, развитие и финал.

Это работа не только над звуками, но и над действенностью слова и темпоритмом. Вместе с педагогом можно выбрать словесное действие и положить на него текст многоговорки. Словесное действие обычно выражено глаголом. Возможные задачи: упрекнуть, похвалить, отругать, напугать, доложить, передать сплетню, заинтересовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляция и дикция в вокальной практике

Артикуляция и дикция очень важны для любого человека, а тем более для тех, кто посвятил свою жизнь сцене. Статья предназначена для педагогов и учащихся, занимающихся вокалом и сценической речью. Предл...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Для улучшения дикции

Вот некоторые чистоговорки для развития речи ребенка. Просто повторяйте их с ребенком за повседневными занятиями не концентрируя его внимание на них. И он отвлечется и не будет шалить тогда, когда не ...

Работа над дикцией в театральном объединении.

Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читат...

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...