Работа над дикцией в театральном объединении.
методическая разработка по теме

Путилова Марина Александровна

Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый режиссером текст. Важным компонентом для успешного приобретения этих умений играет разговорная практика самого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_dikciey_v_teatralnom_obedinenii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над дикцией в театральном объединении.

   Одно из главных художественно – выразительных средств театра – человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. В первое время театрально-сценическая работа практически вся построена на основе использования уже имеющихся у детей разговорных навыков. Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый режиссером текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу.

   Важным компонентом для успешного приобретения этих умений играет разговорная практика самого ученика. Режиссер обычно обращает внимание на то, как,  в каком темпе, с какой скоростью говорит тот или иной артист, произносит ли он, верно, все звуки в тех словах, которые говорит.

    Во время обычных школьных уроков неразборчивое произношение ребенком текста не вызывает у педагогов сильной тревоги, в конце концов, учителя и сверстники приноравливаются к пониманию детской скороговорки, воспринимая её даже с определенной долей юмора. Но с приходом ребенка в театральное объединение от такого недостатка придется избавляться. Иначе это может послужить причиной многих неприятностей.

  Выходит, допустим, исполнитель на сцену и читает конкретный текст, но при этом говорит неразборчиво. Вместо первого успеха актер слышит раздающийся смех. После такой премьеры юный актер может расстроиться и прекратить посещение театрального кружка. Чтобы этого не случилось, режиссеру придется в преддверии будущих выступлений позаботиться о наличии хорошей дикции у исполнителя. Позаботиться о наличии правильной дикции очень просто: все выполняется на уровне местных условий. Помощь здесь сводится к одному: надо посоветовать будущему артисту несколько раз в день, допустим после завтрака, обеда и ужина, потратить на то, чтобы быстро и отчетливо произносить скороговорки.

    Пусть режиссер продемонстрирует несколько приемов того, как это можно сделать увлекательно. Для начала ребенок должен, что называется, « с ходу» быстро и громко произнести три раза: «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали». Нелегко? Но это, можно сказать, - высший пилотаж дикции.

   Каждое занятие надо начинать с маленькой разминки языка и губ. Вместе с воспитанниками объединения произнесите по нескольку раз гласные звуки, на которые губы должны принимать разные положения: округлили рот – «о-о-о», потом вытянули губы в трубочку – «у-у-у», потом растянули в улыбке – «и-и-и». Получилось? Повторите еще раз.

  Теперь пусть поучиться активно двигаться язык; ведь от него тоже зависит качество произношения. Пусть ребята, закрыв, а затем, слегка приоткрыв рот, сделают движение языком: 10 раз вправо-влево и 1о раз вверз-вниз.

  Последнее упражнение – мяуканье. Артисты должны несколько раз медленно произнести слово «мя-а-а-у-у-у», сначала старательно растягивая губы на звук «я», а затем собирая их в узенькую трубочку. Необременительное и забавное упражнение – переход к более сложной второй части, когда необходимо разучивать поговорки-скороговорки.

   Приступаем к разучиванию поговорок с простенького выражения. Пусть ребята вместе с вами… посчитают до трех. Начинайте: раз, два, три. Произнесите это несколько раз, сначала медленно и отчетливо, а затем быстро и так же отчетливо.

   После успешного выполнения задания, усложните его. Поставьте после

каждого слова, обозначающего счет, слово «дрова» и повторите сначала это слово отдельно, так же отчетливо, медленно, затем быстро.

  Сложив оба упражнения, вы получите уже достаточно трудный дикционный ход: «Раз дрова, два дрова, три дрова».

  Вот эту поговорку поучите в течение первого занятия. Пять-десять минут пролетят незаметно. Обычно они вызывают у ребят не напряжение, а смех. Так с хорошим настроением ваше первое занятие следует повторить несколько раз.

  Второе занятие начните с точного повторение первого. Вообще это железное педагогическое правило: каждое занятие начинают с повторения предыдущего, и ему надо следовать неукоснительно. Но второе занятие должно содержать задания, чуть более трудные, чем первые. Повторили то, что выучили накануне, обратили внимание на их маленькие успехи и – вперед, на новый штурм! Попробуйте выучить всем хорошо известные слова: «На дворе трава, на траве дрова». Начинайте с медленного темпа, а затем ускоряйте его. Выучили? Молодцы!

  Третье занятие начнем снова с повторения. Теперь давайте соединим первую поговорку со второй. Получится фраза длинная и трудная: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова».

  Далее задания постепенно от урока к уроку усложняем. Переговорив большое количество поговорок, пробуем взяться за самую первую – «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали». Если получается, значит дети чему то научились.

   Поставить голос – это значит выявить природные данные и развить, обогатить, улучшить их для профессионального звучания. Правильная организация работы над голосом есть единый процесс развития всех, без исключения, навыков речи.

  Педагог с первых занятий следит, чтобы упражнения по дикции проводились после предварительного вдоха носом, чтобы ребята пользовались полным выдохом и умели распределять выдох. При произнесении звуков соблюдается точная их артикуляция (положение губ, языка, раствор рта). Во время дикционной и дыхательной тренировки снимаются мышечные зажимы окологортанной мускулатуры. , определяется свободное звучание голоса в резонаторах. С первых же уроков следует обращать внимание на голосовые недостатки: зажим гортани, носовое звучание, открытый резкий звук. Для преодоление этих недостатков предлагаются такие упражнения, как «Разогрев по точкам», «Вибрационный самомассаж», «Круговой комплекс».

Упражнение «Разогрев по точкам».

   Ноги вместе, руки опущены. По предложению «первая точка» ученик берет дыхание и опускает голову с текстом: «раз». Затем из этого же исходного положения по команде «вторая точка», ученик с текстом: «два» опускает голову и плечи, руки свободны. Следующая точка «три» - ученик опускает голову, плечи, корпус, руки свободно висят. Последняя точка – «четыре» - ученик опускает поочередно голову, плечи, корпус и садится на корточки, опустив голову и обхватив колени руками и с текстом: «четыре». Все упражнение выполняются на длинном выдохе и повторяются 3-4 раза. Вместо текстов «раз, два, три, четыре» можно произносить тексты 1 –я точка хм, 2-ая точка – хм-хм, 3-я точка – хм – хм – хм, 4-я точка – хм-хм-хм-хм.

Это произносится на коротком выдохе.

Упражнение «Вибрационный массаж».

  Вибрационный самомассаж представляет собой совокупность  приемов механического воздействия на каждую поверхность или слизистую оболочку речевого аппарата; цель самомассажа – улучшить деятельность этих органов, освободить их от мышечных зажимов. Кроме того, самомассаж действует успокаивающе, снимает усталость мышц участвующих в голосообразовании, придает бодрость.

 - Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам  с текстом: «На мели….».

Повторить 4-6 раз.

- Постукивать ладонями обеих рук по очереди крылья носа с текстом: « мы налима…»

Повторить 4-6 раз.

- Постукивать руками сжатыми в кулак скулы от лба до нижней челюсти с текстом: «ловили..».

Повторить 4-6 раз.

-Поглаживать указательными пальцами обеих рук одновременно надгубное и подгубное пространство с текстом: «меняли..».

Повторить 4-6 раз.

-Поглаживать тыльной стороной по очереди подбородок с текстом: «налима…».

Повторить 4-6 раз.

-Постукивать кулаками обеих рук по верхней части грудной клетки от середины к плечам с текстом: «вы мне на линя…».

Повторить 4-6 раз.

-Поглаживать ладонями обеих рук лоб, щеки, боковые части шеи, корпуса, бедер с одновременным свободным наклоном корпуса вперед с текстом: «о любви..».

Повторить 4-6 раз.

- Поглаживать спину обеими руками от верхней части легких вниз и одновременно приседать на корточки с текстом: «не меня ли вы мило молили».

Повторить 4-6 раз.

- Постукивать ладонями по очереди руки от плеча до кисти с текстом: «и в туманы лимана манили меня».

Повторить 4-6 раз.

Упражнение «Круговой комплекс».

  При составлении упражнений этого цикла мы исходили из наших специальных задач. Движение головы и шеи вовлекают в работу мышцы, расположенные вблизи верхних дыхательных путей. Такие движения снимают излишнее напряжение окологортанной мускулатуры и улучшают, кровоснабжение верхних частей легких. Упражнения с движением рук на уровне головы и выше активизируют дыхательную функцию в нижней части  грудной клетки и диафрагмы. Упражнения с движением ног укрепляют мышцы живота, диафрагмы, поясничные мышцы.

  Такую же работу выполняют и разнообразные движения туловища – сгибание и разгибание, наклоны в сторону. Приседание вовлекают в работу крупные мышцы ног. Активные сокращения этих мышц привлекают к ним большое количество крови и тем самым освобождают области, связанные с верхними дыхательными путями, от избытка скопившейся и застоявшейся крови.

 -Круговое вращение головой на освобожденной шее влево, затем вправо с текстом: «Полили ли лилию, видели ли Лидию».

Повторить 2-4 раза.

- Круговой разворот раскручивания плеч назад, затем вперед с текстом: «Пришел Прокоп, кипел укроп; ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».

Повторить 2-4 раза.

- «Штопор». Закручивание тела влево, вправо, руки свободны. Текст: «Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру».

Повторить 2-4 раза.

- Круговое вращение рук от локтя до кистей на уровне груди с текстом: «Около кола колокола, около ворот коловорот».

Повторить 2-4 раза.

- «Мельница». Вращение обеими руками от плеч до кисти рук с ускорением на одном дыхании с текстом: «Король-орел, орел-король».

Повторить 2-4 раза.

- Вращение кисти рук и пальцев на уровне груди с текстом» У осы не усы, не усища, а усики».

Повторить 2-4 раза.

-Раскручивание корпуса влево, вправо, вперед, назад, по кругу. Руки на поясе, голова и шея свободны. Текст: «На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Повторить 2 раза.

- Вращение голени влево, затем вправо. Нога поднята вперед, затем идет вращение сначала одной ноги, потом другой с текстом: «Рад кавалергард, что едет на парад. Парад кавалергардов, все кавалергарды в кокардах».

Повторить 2 раза с каждой голенью.

-Вращение стопы в одну сторону, затем в другую с текстом: «Не ждет теперь Папакатипет дней Клатикутры».

Повторить 2 раза каждой стопой.

- Круговое движение бедра влево, затем вправо с текстом: «Козел мукомол, кому муку молол, а кому и не молол. От того, кому молол получал по ватрушке, а от того кому не молол получал по макушке».

Руки свободны, держать равновесие: повторить с каждым бедром.

-«Пружина»№. Одновременным приседанием и опусканием головы и плеч с текстом: «Фофан, Фован в землю вкопан».

Повторить 4-6 раз.

- «Качалки». Присев на одну ногу, и вытянув другую, переносим тело с одной ноги на другую с текстом: «Шушара шуршала, а жужелица жужжала».

Повторить 2 раза.

  Весь комплекс можно проводить используя предлагаемые обстоятельства, обращая особое внимание на произнесение окончаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Конспект открытого занятия в театральном объединении "Кукольный театр"Арлекин". Театрализация песни "Смелый козлик". 2 класс.

Конспект составлен с учётом требований ФГОС на основе песен-потешек, этюдов, инсценировки. Большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию детей....

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся в театральном объединении «Радуга»

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся  в театральном  объединении «Радуга».Данная статья опубликована в журнале "Дополнительное образование и воспитани...

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

Методический сборник для работы в театральном объединении

Методический сборник для работы в театральном объединении...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

В статье кратко изложены некоторые формы работы педагога дополнительного образования по формированию сплоченного коллектива, единой команды игроков в  театральном коллективе Дома детского творчес...