Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся в театральном объединении «Радуга»
статья на тему

 

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся  в театральном  объединении «Радуга».

Данная статья опубликована в журнале "Дополнительное образование и воспитание" №12 за 2012 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubar_s_v.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся  в театральном  объединении «Радуга»

Современное общество выдвинуло  перед учреждениями дополнительного образования задачу формирования у  детей навыков коммуникативного общения. Сегодняшние проблемы подростков – это  принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы.

В решении данных проблем помогает реализация дополнительной образовательной программы театра миниатюр «Радуга», которым я руковожу в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий на протяжении 4-х лет.

Почему именно театр? Театр – это средство социальной ориентации обучающихся, так как именно эмоционально-творческий характер восприятия помогает самим артистам и нашим зрителям использовать приобретённую театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Подросток получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как нужно поступать в той или иной ситуации. Принимая правила игры на сцене, ребёнок отвлекается от насущных житейских проблем. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости.

Когда – то в детстве на протяжении многих лет я сама посещала занятия в театральной студии. И любовь к театру пронесла через всю жизнь. Сейчас, работая с детьми и занимаясь любимым делом, я стараюсь достучаться до каждого ребёнка, стремлюсь подарить  детям теплоту человеческого общения.

На данный момент в театральном объединении «Радуга»  занимается 25 обучающихся разного возраста и разного уровня развития. Набор детей в объединение ведется  на протяжении всего года, так как основная задача нашего театра  миниатюр заключается в нравственном, духовном, эстетическом развитии ребенка, адаптации его в обществе.

 В коллективе много ребят, которых не слышат, не видят, не замечают в школе и дома.  Но ребенок не будущая личность – он уже личность, а психология любой личности требует востребованности и самореализации. Особенно нужно учитывать то, что в детском и подростковом возрасте важно позитивное представление ребенка о себе: «я могу!», «я не хуже других!». Когда этого нет – происходит нарушение  психического развития человека.

Занятия театральным искусством в полной мере могут обеспечить  востребованность и самореализацию. Ведь театр вобрал в себя множество разных искусств, где каждый ребенок может найти себе дело по душе и способностям. В нашем коллективе есть дети, не имеющие артистических способностей, но мы не прощаемся с ними, а даём возможность проявить себя в подготовке костюмов, декораций, в техническом и музыкальном оснащении мини – спектакля.

Занимаясь с детьми театральным искусством, я могу сказать, что  в процессе занятий очень быстро повышается самооценка ребенка. Работая над  ролью, мы глубоко анализируем характер героя, его поведение. Специфика актерского мастерства и состоит именно в этом – в понимании сути и психологии личности героя, его поступков. В процессе такого анализа  у ребенка постепенно происходит переоценка своего поведения, черт своего характера.

  Работая с ребенком, важно выявить его способности, указать на них, заставить поверить в них, а в дальнейшем развивать их по мере возможностей ребенка и очень бережно относиться к малейшим его успехам. Именно успехи определяют личностное становление человека, оказывают прогрессивное влияние на его психическое и физическое развитие, делают его уверенным в своих силах. Очень важно показать  творческие способности ребёнка  сверстникам, педагогам и  родителям.

Отличительной особенностью моей образовательной программы является то, что театр миниатюр «Радуга» - это цепь кратковременных проектов, направленных на социализацию подростков. Каждый раз для постановки новой пьесы, сценической миниатюры, агитбригады  театр миниатюр открывает новый сезон. В течение месяца программа предусматривает  либо проведение мероприятия самими детьми, либо непосредственное их участие в нем, что способствует закреплению  полученных знаний, умений и  навыков.   Детям не приходится заучивать большие тексты, что не загружает их, а  наоборот, активизирует их мыслительную деятельность.    

Вместе со мной, педагогом дополнительного образования, в нашем творческом коллективе с детьми занимается и музыкальный руководитель Арыкова Елена Анатольевна, поэтому все наши постановки музыкальны. Творческое театральное объединение «Радуга» имеет свою специфику, заключающуюся в особенном психолого-педагогическом взаимодействии между педагогами и детьми. Мы  вместе отмечаем дни рождения, организовываем  походы выходного дня, готовим костюмы и декорации и не забываем поддержать ребёнка в трудную минуту.

Готовя наши мини – спектакли, мы  стараемся делать всё качественно, просчитывая каждую мелочь. И, наверное, в этом и заключается наш успех, успех каждого ребенка в отдельности. Ведь, испытав состояние успеха, у детей появляется  уверенность в себе и интерес к дальнейшим занятиям. Если он попробовал выступать на сцене,  и у него это получилось, то ребенок будет хотеть еще и еще выходить на сцену. И чем лучше у него будет получаться, тем больше будет расти интерес ребенка, и, соответственно, если будет расти интерес, то успешнее и глубже ребенок будет осваивать эту деятельность.

 Обучающиеся нашего объединения успешно участвуют в работе клубов выходного дня, принимают самое активное участие в городских конкурсах «Рождественская звезда» и «Люди идут по свету», представляют свои мини – постановки в программе городского праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры, выступают на вечерах – портретах, посвященных нашим лучшим педагогам,  на   тематических родительских собраниях….

  В своей работе я обозначила лишь несколько аспектов значимости занятий актерским мастерством для подростков, но их множество – это развитие внимания, мышления, ощущений, воображения, речи, двигательной системы, развитие воли, умения общаться  и,  несомненно, занятия театральным искусством повышают социализацию детей в обществе.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Социализация личности посредством музыки"

Социализация личности посредством музыки...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

Научная статья на тему «Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования»

Научная статья на тему "Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования"...

Обеспечение условий для социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях

В статье рассказывается о нарушениях, которые присутствуют у детей с дефектами речи и о том, что коррекционную работу необходимо проводить комплексно...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...