Научная статья на тему «Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования»
методическая разработка по теме

Научная статья на тему "Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_reshetova.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша

Научная статья на тему

«Пространство сотворчества педагога и ребенка,
обеспечивающее инновационное содержание образования»

Решетова Екатерина Евгеньевна,
учитель истории и обществознания

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз этуиндивидуальность  и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.                                             

 В.А. Сухомлинский 

Мне очень близки эти словазамечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского.

В последние годы работа с одаренными детьми  выделяется в разряд приоритетных направлений.Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Для меня работа с одаренными детьми является приоритетной, поскольку это будущее нашей страны. Век наукоемких технологий невозможен без людей, мотивированных на получение знаний. Безусловно, работа с такими детьми не должна быть эпизодической и хаотичной, поэтому я вижу необходимость в программном управлении этой работы. Для меня таким технологическим инструментарием стала комплексная программа работы с одаренными детьми: «Звезда по имени Клио».  Данная программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Ведущую цель программы я вижу в том, чтобы создать систему деятельности учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Для достижения поставленной цели я постаралась пошагово определить структурное содержание программы. (задачи)

  1. Разработать методику выявления одаренных детей;
  2. Создать оптимальные условия для выявления, поддержки и самореализации одаренных учащихся;
  3. Внедрять в учебно – воспитательный процесс все виды и формы интеллектуальной творческой самореализации, мышления обучающихся;
  4. Создать банк «Одаренные дети».

Направления работы с одаренными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов.

Прежде, чем работать с одаренными детьми, их необходимо заметить из общей массы учащихся. Поэтому исходным шагом программы стало выявление высоко – мотивированных учащихся на изучение моих предметов – истории и обществознания.

1 направление – выявление одаренных детей

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. В связи с этим вспоминаются слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Конечно, выявить детей с повышенными образовательными потребностями помогают мои наблюдения, срезы контрольных работ. Но в данной работе, безусловно не обойтись без школьного психолога, который проводит различные тесты и мониторинги по таким методикам, как Савенкова, СОНА, Задорина.
  2. Выделение групп одаренных детей в каждом классном коллективе, мотивированных на изучение истории и обществознания.
  3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приемы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания.

Таким образом, в процессе проведенной работы, формируется банк данных мотивированных детей на мои предметы.

ФИ

Класс

Показатель диагностики

Семенова Анастасия

7 класс

Умение работать с первоисточниками

Дедов Егор

7 класс

Умение выделять логические взаимосвязи

Салдаева Алена

7 класс

Высокие образовательные потребности

Уберский Владислав

9 класс

Умение самостоятельно находить какие – либо сведения

Астратова Анастасия

9 класс

Умение целенаправленно работать, добиваясь результатов

Трубицына Ольга

9 класс

Особая склонность к гуманитарным наукам

Хомякова Юлия

9 класс

Умение делать выводы, умозаключения

Бизина Алиса

5 класс

Гибкость мышления

Колаев Даниил

5 класс

Высокие образовательные потребности

Голубцова Анастасия

5 класс

Склонность к гуманитарным наукам

Прит Владислав

5 класс

Сформированы навыки работы с информацией

Баст Анна

5  класс

Высокие образовательные потребности

Голубева анастасия

5  класс

Гибкость мышления

Орджиковская Алина

6  класс

Склонность к гуманитарным наукам

Волков Бронислав

9 класс

Склонность к гуманитарным наукам

А зачем же нужна такая кропотливая работа? Нужна. Потому что теперь я знаю детей, способных достичь высоких результатов именно по моим предметам.

2 направление- сопровождение одаренных детей на уроках истории и обществознания

Мой 10 – летний педагогический опыт убедил меня, что главное место в работе с детьми принадлежит, безусловно, уроку. Размышляя о роли учителя, я провела незатейливые расчеты. Ученик с 5 по 9 класс в среднем обучается истории 374 урока и обществознанию 136 уроков, а это составляет 30 600 минут.  На самом деле это бездна времени, и каждую минуту на уроке я использую по назначению. Понимаю, что на уроке я должна формировать предметные и гражданские компетенции у всех учащихся, а также развивать мотивированных детей.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широко использую  групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Убеждена, что ведущим методом современного урока должен быть исследовательский метод, который я часто использую.

Хочу обратить ваше внимание на фрагменты некоторых уроков с использованием исследовательского подхода.

Тема «Куликовская битва»

Цели: сформировать представления учащихся о политической ситуации в Золотой Орде.

познакомить учащихся с основными событиями о подготовке и ходе Куликовской битвы;

путем анализа представленных исторических документов выявить значение победы в Куликовской битве.

Тип урока: урок новых знаний

Ведущий метод -  проблемная беседа

Средство – проблемный вопрос

Форма урока – проблемная лекция

Формируемые компетенции - развитие способностей к анализу, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Содержательная линия урока

Приемы, используемые на уроке

Борьба Москвы за политическое первенство

Рассказ учителя

Русь и Орда накануне значения

Работа с учебником, заполнение таблицы

Ход Куликовской битвы

Работа с картой - схемой

Значение Куликовской битвы

Выступление учащихся

Последствия Куликовской битвы

Проблемные вопросы

Перед вами сюжетные линии урока.

Говоря о последствиях Куликовской битвы, учащимся задается проблемный вопрос: «Почему Куликовская битва была выиграна русскими дружинами? В чем заключается ее историческое значение»

Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. В целом, можно выделить следующие основные точки зрения:

  • С традиционной точки зрения Куликовская битва является первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.
  • Российский историк Соловьёв С. М. считал, что Куликовская битва, остановила очередное нашествие из Азии на  Восточную  Европу.
  • Сторонники критического подхода считают, что реальное значение Куликовской битвы сильно преувеличено поздними московскими книжниками и рассматривают битву как внутригосударственный конфликт в Орде (стычка вассала с незаконным узурпатором), не связанный напрямую с борьбой за независимость.

Какая из этих точек зрения кажется вам более убедительной? Свой ответ аргументируйте.

Возникает своеобразная дискуссия.

Посмотрите, какие интересные ответы я получала:

  1. Мне ближе 1 точка зрения. После победы на поле Куликовом Русь прекращает систематически платить дань Золотой Орде
  2. На самом деле монголо – татарское иго было свергнуто гораздо позже, после стояния  на реке Угре
  3. Куликовская битва – гениальная военная операция, благодаря которой авторитет Древнерусского государства значительно возрос.

Знаю, что на уроке у меня есть группа ребят, мотивированных на мой предмет. Они получают индивидуальное задание – В чем значение Куликовской битвы, если через два года после нее Дмитрий Донской признает себя вассалом хана Тохтамыша.

Аналогичным образом проходит урок по теме «Социальные движения в XVIIвеке»

Содержательная линия урока

Приемы, используемые на уроке

Причины социальных движений в XVII веке

Рассказ учителя

Соляной бунт

Проблемный вопрос

Медный бунт

Выступление учащихся

Значение городских восстаний

Работа с учебником

Проблемный вопрос: В 1646 году был принят указ о соляном налоге, затем было сокращено жалование стрельцам, а позднее серебряные деньги стали менять на медные. Эти меры привели к знаменитым восстаниям – соляному и медному бунтам. Однако гнев бунтовщикоэ\ждмсазв не был направлен против царя. Почему объектом ненависти стали бояре, хотя они лишь исполнители царской воли. Кто виноват царь или бояре?

Индивидуальное задание для одаренных ребят – Можно ли события 17 века назвать гражданской войной.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания.
Слайд «Креативные домашние задания»
-
прием «три уровня домашнего задания»

Я одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень -
обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

- прием «особое задание». продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

Часто использую
 прием «энциклопедист». Предполагаю т самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.  Можно ли рассматривать кондиции 1730 года как попытку ограничения самодержавия?

Мне понравился
прием «молодой учитель».  Ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

Применяю прием «задания формата ГИА» - соотнесите имя и прозвище:

Андрей – Боголюбский

Олег – Вещий

Василий – Темный

Иван - Калита

3 направление – внеклассная деятельность

Безусловно продолжением урока является внеурочная деятельность. Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.

Большие возможности есть в вариативной части учебного плана. За последние несколько лет  я апробировала такие элективные курсы

Список элективных курсов

Уровень

Название курса

Старшая школа

«Подросток и закон» (8 класс)

«Изучаем конституцию» (9 класс)

«Трудные и дискуссионные вопросы истории ХХ века» (10 - 11 класс)

«Вопросы текущего законодательства России» (10 - 11 класс)

Я понимаю, что без насыщенной внеклассной работы по моим предметам не обойтись. Программа  предусматривает систему мероприятий, при отборе которых опиралась на календарь славных дат отечественной истории

   ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ 2013 ГОДА

18 января

Годовщина ленинградской блокады

15 февраля

23 февраля

День памяти воинов – интернационалистов

День Защитников Отечества

6 мая

9 мая

18 мая

День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства российского

День Победы

День музеев

23 августа

Годовщина окончания Курской битвы

4 ноября

11 ноября

День народного единства

День памяти жертв Первой Мировой войны

9 декабря

12 декабря

День героев Отечества

День Конституции

А вот мой календарь основных мероприятий

Дата

Мероприятие

Класс

январь

Уроки музейной педагогики «Блокадный Ленинград»

8 – 9 классы

январь

Радио – митинг «Колокола нашей памяти»

2 – 9 классы

февраль

Устный журнал «Листая страницы Сталинградской битвы»

Брейн – ринг «Военный Сталинград»

Митинг у памятной доска А. Беньковского «Ими гордится страна»

5 – 6 классы

2 – 4 классы

8 – 9 классы

март

Виртуальная экскурсия, посвященная 195 – летие открытия памятника Минину и Пожарскому

2 – 9 классы

май

Уроки Мужества, посвященные 790 – летию битвы на реке Калке.

2 – 9 классы

май

Виртуальное путешествие «Северная столица России»

5- 9 классы

Сентябрь

Встреча поколений «Мои воспоминания о войне» (приглашение ветеранов ВОВ)

8 – 9 классы

ноябрь

Устный журнал  «Символы моей страны»

5- 7 классы

декабрь

Дни правовой культуры в школе

2 – 9 классы

Через такие традиционные внеклассные мероприятия, я стараюсь формировать предметную образовательную среду, носителем которой являются мотивированные дети. Они выступают в роли креативных вдохновителей, экскурсоводов, готовят мини – исследования.

Стараюсь поддерживать интерес и мотивацию к своим предметам через участие в познавательных конкурсах, олимпиадах. Каждый ребенок в начале учебного года получает своеобразный путеводитель «Пробуй, ищи, открывай», в котором он может выбрать те конкурсы, в которых хотел бы поучаствовать.

Мероприятие

Сроки

«Познание и творчество»

В течение года

Региональный конкурс исследовательских работ «Овеянный славою флаг наш и герб»

ноябрь

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век»

В течение года

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

Январь - апрель

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРСЕНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

В течение года

Областные литературно – исторические конкурсы «Храмы России», «Берег России».

Март - апрель

«Золотое руно»

февраль

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

апрель

Олимпиада имени М.В. Ломоносова

В течение года

Олимпиада «Олимпус»

В течение года

4 направление Педагогическое сопровождение высоко мотивированных обучающихся в научно – исследовательской деятельности.

Я часто задаю себе вопрос, что я хочу от одаренного ребенка, что он должен уметь? Отвечая на свой вопрос, я обратилась к понятию одаренность. Некоторые считают, что одаренность – этосистемное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Мне близко понятие: Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Понимаю, что работая с одаренными детьми, мне потребуется все педагогическое мастерство, чтобы не погасить огонь, тягу к знаниям у этих детей. Я должна их научить самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, проектировать и т.д. Поэтому я предаю особое значение индивидуальному сопровождению обучающихся в научно – исследовательской деятельности.

На протяжении нескольких лет я веду мини - курс «Юный исследователь», который помогает ребятам сделать первые шаги в научно – исследовательской деятельности.

№ п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Методология научного творчества

4

3.

Этапы работы в рамках научного исследования

1

4.

Оформление исследовательской работы

1

5.

Представление результатов научно-исследовательской работы

2

6.

Итоговое занятие. Защита выступлений.

2

Итого

11

Безусловно, такая работа носит сугубо индивидуальный характер, поэтому я разрабатываю технологическую карту индивидуального сопровождения ребенка. Примеры карт перед вами

ФИ ученика

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 -2015

Семенова Анастасия

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Дедов Егор

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Олимпиада имени Ломоносова

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Олимпиада имени Ломоносова

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Муниципальный этап олимпиады по истории

Олимпиада имени Ломоносова

Салдаева Алена

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Интеллектуальный марафон

«Познание и творчество»

Астратова Анастасия

Интеллектуальный марафон

Олимпиада «Олимпус»

Муниципальный этап олимпиады по истории

«Познание и творчество»

Областные литературно – исторические конкурсы «Храмы России», «Берег России».

Муниципальный этап олимпиады по истории

«Познание и творчество»

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

Муниципальный этап олимпиады по истории, обществознанию, праву

Показателем результативности работы является рост активности у учащихся в конкурсах и олимпиадах исторической и обществоведческой направленности.

А вот некоторые результаты работы за два года работы

ФИ ученика

Год

Название мероприятия

Результат

Александров Влад

2012 -2013

Муниципальный этап олимпиады по обществознанию

Призер

Салдаева А., Чуешова Д., Попова Е., Лепихин К., Александров В.

2012-2013

Межведомственная городская игра «Юность без решеток»

1 место

Салдаева А.

2012-2013

Муниципальная историческая конференция исследовательских работ «Великие битвы Отечественной войны»

3 место

Яковлева Ирина

2010-2011

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

Поощрительный отзыв

Яковлева Ирина

2011 - 2012

Всероссийская ассамблея «Культура и дети»

Диплом участника

Кирюшкина Александра

2011 - 2012

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

Поощрительный отзыв

Хомякова Юлия

2011 - 2012

«Золотое руно»

1 место

Лепихин Кирилл

2011 – 2012

2013 – 2014

«Золотое руно»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по праву

1 место

1 место

Попова Екатерина

2011 – 2012

2012 - 2013

«Золотое руно»

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

1 место

1 место

Салдаева А., Чуешова Д, Полкунова М., Кондратьев А.,

2011 - 2012

«Презентация исторической книги»

2 место

Польская Любовь

2013 – 2014

Муниципальная научно – практическая конференция «Юность Севера»

3 место

Иванова Марина

2013 – 2014

Международный конкурс «Юный журналист» номинация «Юридический дебют»

1 место

Астратова Анастасия

2014 – 2015

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по праву, обществознанию

Муниципальная викторина «Имею право»

1 место

1 место

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Безусловно, я уверенна, что моя задача, разглядеть за общей массой детей, именно мотивированного к истории ребенка, помочь ему раскрыть свои способности. Ведь если вспомнить историю, не многие гении блистали в школе. Так например – Александр Сергеевич Пушкин был явным гуманитарием. Много читал, интересовался новым, но совершенно ничего не понимал в математике и получал по этому предмету двойки. Однако это не помешало Александру Сергеевичу стать лучшим из лучших. А Антон Павлович Чехов дважды оставался в школе на второй год. В третьем классе - из-за плохих отметок по арифметике и географии, в пятом классе - из-за сплошных двоек по греческому языку. Удивительно, что по русской словесности будущий писатель никогда не получал больше четвёрки. Зато когда Чехов поступил в медицинский университет и там начал писать рассказы, то открыл себя в совершенно новом качестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий "

Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий " .Данная статья была мною использована на своем совещании учителей при завуче,где об...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

«Обновление содержания образования. Компетентность педагога-дефектолога в организации педагогической деятельности по новым программам». Обновление содержания образования.

27 сентября 2011года на заседании Правительства г.Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образо...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...