Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий "
статья на тему

Магомедова Джамиля Мухтаровна

Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий " .Данная статья была мною использована на своем совещании учителей при завуче,где обсуждалась проблема повышения качества образования в нашем лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
  • введение профильного обучения в старшей школе;
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
  • развитие дистанционного образования;
  • государственная поддержка школ для одаренных детей;
  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
  • создание государственной системы оценки качества образования и др.

Так что же такое "Хорошее качество образования"?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.

Как же повысить качество образования?

Качество образовательного процесса синтезируется из следующихкачеств:

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  • качества образовательных технологий;
  • качества управления образовательными системами и процессами.

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.

Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей:

  •  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
  • создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
  • позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
  • позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
  • позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом,
  • возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
  • использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся:

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
  • всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
  • появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Что такое интерактивная доска?

Она представляет собой экран белого цвета, размером с обычную школьную доску, к которому подключается мультимедийный проектор и компьютер. В результате учебный материал высвечивается на интерактивной доске. Учитель работает с ним при помощи специальной указки - маркера. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы.

Интерактивную доску можно использовать на многих уроках:

обучение младших школьников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для детей, помогут учителю "оживить" урок. Представьте возможности: Математика - кубики, монетки в сочетании с библиотекой фотографий магазинов и продуктовых товаров, математика становится отношением к повседневной жизни учащихся. Грамотность - использование персонажей из сказки или детского стишка или красочных пейзажей для работы с учащимися.

Пример:

Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Печка, пушка).

Составим схему слов ПЕЧКА, ПУШКА. Поработаем со словами.

Раздели слово ПЕЧКА и ПУШКА на слоги; поставь ударение.

Чем похожи схемы? Чем отличаются?

  • при изучении физики интерактивный экран позволит ясно представить, например, как электрическая энергия при определённых условиях переходит в механическую, тепловую, световую, химическую, магнитную.
  • при изучении английского языка скрыть слова в тексте. Обсудить с учащимися, какие по их мнению слова скрыты и открыть их. Использование звукозаписей через интерактивный экран во время показа текста на экран предоставляются возможность учащимся чтения и практики прослушивания одновременно.
  • фотографии из истории прошлого в полном объёме цвета можно легко отображать на экран.
  • на географии можно отобразить любую карту легко и быстро, увеличить, уменьшить её, нанести маркером любые значки: где добываются полезные ископаемые
  • на уроке русского языка школьник пишет текст на доске маркером, учитель или ученик проверяет, красным цветом исправляет ошибки, выставляет отметку и сохраняет текст в компьютерной папке ребёнка. К нему всегда можно вернуться.
  • на уроке биологии можно виртуально препарировать лягушку или просто показать как происходит опыление при изучении темы"Размножение и развитие растений"
  • на химии увидеть все "последствия" химических реакций, вплоть до виртуального взрыва, не используя опасные реактивы. Чисто и эстетично.

Более подробно я остановлюсь на применении интерактивной доски на уроках математики.

На уроках математики интерактивную доску я использую с различными целями:

  • для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
  • для обеспечения наглядности при изучении различных объектов, например, геометрических фигур (рисунок, элементы, свойства и т.д.),
  • для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
  • для интеграции со следующими дисциплинами: математикой и физикой (механический смысл производной, преобразование графиков тригонометрических функций), математики с информатикой (построение и исследование графиков функций, построение диаграмм)

Самый первый шаг в использовании интерактивной доски - применение обучающих программ, которые имеются в каждой школе.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА?

Создавать мультимедийные презентации, ведь для их разработки достаточно базовых знаний компьютерного пользователя и они имеют ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации.

С помощью интерактивной доски я создаю не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Например:

  • на уроке математики в 6 классе, посвящённом решению уравнений с помощью новых алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую.
  • возможности анимации позволили мне показать учащимся при изучении темы задачи на движение само движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Раньше я рисовала задачи на бумаге, доске, где пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Не хватало в моих рисунках одного, но самого главного - движения.
  • возможности анимации помогают при раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых,
  • при умножении десятичных дробей,
  • введении геометрических понятий.

Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.

Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:

  • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.
  • отсутствие интерактивных досок в школе
  • на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....

доклад на тему "Пути повышения качества образования"

Доклад по теме "Пути повышения качества образования"...

доклад на тему "Пути повышения качества образования" презентация

Пути повышения качества образования (презентация)...

Программа проведения методического дня по теме «Пути повышения качества образования в условиях реализации проекта 500+»

Программа проведения методического дня по теме«Пути повышения качества образования в условиях реализации проекта 500+»...

Справка о результативности личного вклада учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа Сергеевой СветланыНиколаевны в повышение качества образования как результате продуктивного использования образовательных технологий на урок

Справкао результативности личного вклада учителя русского языка и литературы МБОУ«Средняя школа №2» города Велижа Сергеевой СветланыНиколаевны в повышение качества образования как результа...