"Социальный проект как форма сотворчества педагога и учащегося"
статья ( класс) на тему

Аниканова Наталья Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_1.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аниканова Наталья Геннадьевна - учитель истории, истории и культуры Санкт-Петербурга Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района города Санкт-Петербурга

Социальный проект как форма сотворчества педагога и учащегося

Профессиональное мастерство в любой специальности определяется знаниями и умениями специалиста. Знать необходимо все то, что уже достигнуто в данной отрасли знаний, т. е. то, что добыто другими. Уметь же, как известно, всегда следует самому. Для учителя это умение добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно. Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему учащихся, познакомить их с основами науки на современном уровне, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:

- формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;

- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, так и как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования является межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения (организации).

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

 а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

 б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

 в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Существуют различные виды социальных  проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях, например:

- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

- информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

- ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

- исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

- проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.[1]

Социальный проект «Усадьбы Петергофской дороги» – относится к исследовательскому и реализуется в рамках районной краеведческой проектной работы.

Объект нашего исследования:

- усадьба Чидсона.

Целями проекта являются:

- приобщение учащихся к историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга и Красносельского района;

- привлечение внимания воспитанников к проблемам сохранения культурного наследия нашего города;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Задачи, которые стоят перед проектом:

1. Развитие интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга и Красносельского района на примере изучения Петергофской дороги и непосредственно усадьбы Чидсона;

2. Обобщение знаний учащихся об истории Петергофской дороги, усадьбы Чидсона, ее знаменитых владельцев;

3. Включение учащихся в поисковую исследовательскую деятельность, связанную с историческим наследием нашего города и района;

4. Стимулирование творческого поиска и использование современных технологий в исследовательской деятельности учащихся;

5. Активизация социально значимой деятельности учащихся;

6. Раскрытие творческого потенциала школьников;

7. Воспитание нового поколения петербуржцев, знатоков своей малой родины;

8. Формирование чувства патриотизма;

9. Повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

10. Формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

11. Закрепление навыков командной работы.

Участниками данного проекта является команда из 8 человек – учащиеся 8-9-х классов, которые занимаются данной проектной деятельностью на протяжении двух лет. Работа включает в себя несколько этапов.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Роль преподавателя в данном проекте заключается в постоянной консультативной помощи.

Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен быть для ученика консультантом, его научным руководителем. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем, должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний.

Таким образом, в работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником необходимой информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

К ответу на этот индивидуальный вопрос, каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить», «сыграть» учителю в ходе руководства проектом:

- «энтузиаст», который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели;

- «специалист», который компетентен в нескольких, но не во всех, областях;

- «консультант», который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;

- «руководитель», который может четко спланировать и реализовать проект.

- «координатор», который поддерживает групповой процесс решения проблем;

- «эксперт», который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Конкретного ответа на эти вопросы нет! Тогда, что делать учителю? Я считаю, что для этого необходимо:

а) составить личный план работы;

б) ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по интересующему вопросу;

в) создать положительную мотивацию учащихся к исследовательской работе;

г) совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы;

д) осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы;

е) разобраться самому и изучить с учениками нормы и требования по оформлению работы;

ж) разъяснить примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Только после этого, мы можем сказать о роли учителя в данном проекте.

Несомненно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных учениках, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.[2] 

Сотворчество юного исследователя и научного руководителя — эта совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, в результате которой получают или самоценное новое научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от одного субъекта — педагога (более информированного) — к другому субъекту — ученику. Но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу – научному руководителю. Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.[3]

Очень важно также в данном случае было осуществлять обмен информацией с заинтересованными лицами – организаторами данного проекта.

В нашей исследовательской работе ученики подготовили компьютерную презентацию на тему: «Усадьба Чидсона», прослушали курс лекций «Петергофская дорога», совершили занимательную автобусную экскурсию «Петергофская дорога», пешеходную экскурсию по сохранившимся усадьбам Петергофской дороги, находящимся на территории Красносельского и Кировского районов. Ребята с радостью приняли участие в социально - значимой благотворительной акции по благоустройству территории Троице-Сергиевой пустыни. С интересом и творчески подошли к выполнению задания «Социально - значимый проект»: провели агитацию среди жителей Красносельского района, где осветили проблемы на территории усадьбы в настоящее время, ознакомили с историей усадьбы, ее владельцами, используя при этом наглядные материалы.

Работая над исследуемой темой, мы приняли участие в фотовыставке «Усадьбы Петергофской дороги», подготовили фотоколлаж к ней, сфотографировали то место, где когда-то находилась исследуемая нами усадьба, опросили местных старожилов, осуществили поиск старых фотографии. К большому нашему сожалению, усадьба не сохранилась до наших дней.

Хотелось бы отметить, что ученики проводили свои исследования самостоятельно, в свободное от школьных уроков время, выполняя определенную индивидуальную программу, которую мы выработали в процессе совместного творчества. Именно творчества. Так как, только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом и воспитанниками можно получить эффективный результат самореализации учащихся, который будет заключаться в развитии следующих умений:

- общеучебных: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана исследовательской работы, выступления, докладов и т.д.;

- специальных: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

- коммуникативных по видам речевой деятельности.

Ученики, как нам известно, выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Появляется новая оценка - «и это тоже возможно». Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире[4].

Работа над социальным проектом позволила почувствовать и понять как ученикам, так и учителю, значимость своей исследовательской деятельности, повысить наш социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Мы прошли все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертизу и порядок его реализации. Продуктом исследовательской деятельности станет публикация статьи «Усадьба Чидсона» в краеведческом сборнике.

Данное исследование выявило не только наши положительные качества, но и позволила определить слабые стороны, недостатки, над которыми в дальнейшем можно и нужно работать.

Литература:

1. http://edu.zelenogorsk.ru/project/1metods.html

2. http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/proektnaya-deyatelnost-rol-uchitelya-i-uchenika" > Проектная деятельность, роль учителя и ученика.

3. http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/a_151046.html

4. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/proektnaya-deyatelnost-rol-uchitelya-i-uchenika


[2] http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/proektnaya-deyatelnost-rol-uchitelya-i-uchenika" > Проектная деятельность, роль учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Социальный проект "Школьная форма"

Социальный проект "Школьная форма"...

Презентация к выступлению на тему "Социальный проект - воспитательная форма инициирования взросления учащихся"

Презентация к выступлению на тему "Социальный проект  - воспитательная форма инициирования взросления учащихся"...

Социальный проект как форма организации работы по нравственному воспитанию учащихся

Я уже больше десяти лет заниаюсь социальным проектированием со школьниками. Мы уже не один раз участвовали в городских и районных конкурсах. Это замечательный опыт и для учащихся и для педагогов.Такая...

Литературный салон в школьной библиотеке как сотворчество педагога-библиотекаря и учащихся

Образовательный процесс в современной школе постоянно расширяет свои границы и возможности, обогащается новыми технологиями. При этом периодически становятся востребованными идеи, рождённые в другое и...