Литературный салон в школьной библиотеке как сотворчество педагога-библиотекаря и учащихся
методическая разработка

Сазонова Лариса Андреевна

Образовательный процесс в современной школе постоянно расширяет свои границы и возможности, обогащается новыми технологиями. При этом периодически становятся востребованными идеи, рождённые в другое историческое время и, кажется, прочно забытые. Современный библиотекарь стремится использовать традиции отечественной российской культуры в новых социальных и педагогических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_salon_12.docx451.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный салон в школьной библиотеке

как сотворчество педагога-библиотекаря и учащихся

(Методическая рекомендация по формированию читательской культуры)

«Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.»

Уильям Теккерей

Образовательный процесс в современной школе постоянно расширяет свои границы и возможности, обогащается новыми технологиями. При этом периодически становятся востребованными идеи, рождённые в другое историческое время и, кажется, прочно забытые. Современный библиотекарь стремится использовать традиции отечественной российской культуры в новых социальных и педагогических условиях.

В процессе поиска перспектив развития библиотеки, обновления её методической работы в школе №113 Приморского района г. Санкт-Петербурга родилась идея создания такого способа образования учащихся, который бы вдохновлял на чтение современной литературы, на сотворчество библиотекаря и учащихся. Был разработан проект под названием «Литературный салон как интеграция творчества педагога-библиотекаря и учащихся». Реализовать эту идею и воплотить её в педагогическую практику взялись педагог-библиотекарь Сазонова Лариса Андреевна и заместитель директора по воспитательной работе Глинкина Елена Геннадьевна.

Литературные салоны как особый способ общения образованных людей ХIХ века формировали художественно-эстетические вкусы эпохи, влияли на общественное мнение, собирали читателей, писателей и критиков в один круг взаимообогащающего разговора.

Литературные салоны хранит в памяти пушкинская эпоха - золотой век русской литературы. Атмосферу этих вечеров, на которых присутствовала вся литературно-образованная и культурная молодёжь того времени, передала в своём стихотворении «Где мне хорошо» Е.П. Ростопчина.

Когда, насытившись весельем шумным света,

Я жизнью умственной вполне хочу пожить,

И просится душа, мечтою разогрета,

Среди душ родственных свободно погостить,

К приюту тихому беседы просвещенной,

К жилищу светлых дум дорогу знаю я

И радостно спешу к семье благословенной,

Где дружеский приём радушно ждёт меня.

Там говорят и думают по-русски,

Там чувством родины проникнуты сердца;

Там чинность модная своею цепью узкой

Не душит, не теснит…

Возрождение традиции литературных салонов стало мечтой учителей русского языка и литературы и работников библиотек. Библиотекарями руководило стремление объединить в салон читающих и размышляющих учащихся вокруг новых идей, интересных книг, лучших фильмов.

Литературный салон должен был удовлетворить внутреннюю потребность учеников в современном способе самообразовательного чтения и неформального, внеурочного, свободного общения, для которого была найдена “историческая форма” и новое содержание.

В этот салон школьники приходят «среди душ родственных свободно погостить», насладиться «беседой просвещённой».

Полученный за два года инновационный опыт и созданный оригинальный педагогический прецедент дают нам возможность научно осмыслить проведённый эксперимент, обобщить результаты инновационной деятельности и представить его технологические характеристики. Именно они дают возможность сделать эту идею литературных салонов переносимой в новые условия других школ. Разработанный алгоритм может стать основой организации литературных салонов в новых школах, библиотеках.

Условия организации литературных салонов

  1. Создание в школе группы единомышленников (12-15 человек) (группа может менять участников), которые возьмутся совместно с библиотекарем за проведение салонов и смогут привлечь в качестве гостей других педагогов и школьников.
  2. Выбор помещения (библиотека, уютный кабинет литературы или музыки, специально подготовленное фойе), которое позволяет организовывать неформальное общение и групповое взаимодействие.
  3. Наличие в школе и возможность использования проектора, множительной техники, компьютера, музыкального центра.

Основные педагогические характеристики литературных салонов

  • Отличительным содержательным признаком салона является установка на свободное чтение книг, расширяющих представление о жизни, о путях сохранения «человеческого в человеке». Источником выбора книг для салона может стать читательский и педагогический опыт учителей русского языка и литературы, новинки современной литературы. Поиск таких литературных произведений, которые отвечают на смысложизненные вопросы и «вызовы времени» — увлекательное занятие, которое требует и литературного кругозора, и читательского общения и умения работать с Интернетом, и инициативы «книжного охотника» и библиофила.
  • Организационным потенциалом салона может стать всё педагогическое сообщество школы, к которому присоединились учащиеся средней школы и старшеклассники. Литературные салоны призваны привлечь читателей, учащихся  и педагогов своей творческой атмосферой, новизной информации, свободой неформального общения.
  • Методический ресурс салона, его педагогическая составляющая заключается в формировании читательской культуры участников салона. В ходе бесед раскрывается представление о читателях литературного салона.
  1. Быть читателем— значит уметь слушать.
  2. Быть читателем — значит не только читать, но и перечитывать. Рассказывать о прочитанном другим.
  3. Быть читателем — значит иметь свою личную библиотеку, которую нужно собирать всю жизнь.
  4. Быть читателем — это значит вести читательский дневник, записывая туда самые дорогие строки и мысли.
  5. Быть читателем — это значит участвовать в литературных салонах, диалогах и дискуссиях.
  6. Быть читателем — это значит мечтать написать книгу о своей жизни.
  • Атмосферу литературного салона можно назвать «образовательно-культурной встречей».
  • Эта атмосфера дает возможность задавать любые вопросы, участвовать в дискуссиях, высказывать свое впечатление о новинках литературы, обмениваться книгами и мнениями о прочитанном. В живом диалоге рождаются идеи новых салонов, мечты о дальнейших встречах, стремление расширить круг участников.
  • Сотворчество, сопереживание и сорадость — вот внутренний “мотор” салона. Психологической составляющей “жизни салона” является возможность каждого найти ответы на свои внутренние вопросы. В основе салона— встреча читателя со СЛОВОМ как носителем культурного кода нации, её ментальности, её философии, её интеллектуального развития и духовной жизни.
  • Но всё же одной из основных целей организаторов салона должна стать разработанная ими технология проведения салонов, которая и сделает их любимыми и востребованными.

Перечислим технологические шаги проведения салонов, вобравших в себя весь опыт освоенных технологий: педагогических мастерских, чтения и письма для развития критического мышления, технологии проектной деятельности. Несмотря на технологическую компетентность, эксперимент потребовал определенного времени и сравнительного анализа проведённых салонов для описания алгоритма деятельности ведущих литературных салонов в школе.

Этап 1. Выбор темы, определяющей направление чтения, открытие нового имени, новой проблемы, нового автора. На этом этапе включается познавательный интерес участников салона, обозначается поле непознанного, рождается любопытство и развивается любознательность.

Этап 2. Встреча с художественным текстом, в котором нужно найти свои смыслы, свои читательские ценности, которые всегда индивидуальны. На этом этапе очень важно, чтобы стиль автора был услышан, воспринят каждым, одушевлён ведущим салона.

Этап 3. Поиск смыслов. Выбор наиболее значимого, сравнение мыслей, формулировка своих вопросов, выводов. Погружение в пространство размышлений, впечатлений, воспоминаний, ассоциаций путём выполнения разных творческих заданий.

Этап 4. Этап свободного общения всех участников салона. Предметом разговора и дискуссии является прочитанное, соотнесённое со своим жизненным опытом, потому что «литература— это продолжение или опережение жизни» (В.П. Астафьев). Впечатления от текста становятся источником размышлений о себе, своём жизненном выборе, о людях. На этом этапе формируется умение слушать и учиться у других, впитывать их ощущения, вслушиваться в их мысли, становиться “заслуженными собеседниками”.

Этап 5. Этап поиска нового, обозначение перспектив чтения и общения. Каждый говорит о том, с чем бы он хотел познакомиться, что ему интересно завтра. Это этап рождения замысла нового салона, который ещё должен пройти становление, воплощение и осмысление результатов.

Что же является скрытым результатом образования в литературном салоне? Прежде всего это:

  • ощущение свободы творчества, свободы чтения, свободы общения, не ограниченного программой, а направляемого интересом к жизни;
  • возможность сотворчества взрослых и юных читателей на основе равенства и свободного выбора. Обсуждение тем и проблем, на которые у разных поколений и разных людей различные точки зрения. Участниками салона могут быть и педагоги, и школьники;
  • безоценочная деятельность, в которой каждый берёт на себя ответственность за свою инициативу;
  • вдохновляющая сила новизны тем, содержания произведений, биографий авторо.;
  • атмосфера товарищества, заинтересованного общения, радость от встречи.

В качестве примера можно привести материалы к литературному салону на тему «Прочел сам-рекомендую друзьям» Замысел этой темы родился из поиска интересных произведений, которые объединяют взрослых и детей в стремлении понять друг друга.

Салон открывает тему вопросами ведущего (один из участников салона)

- Какую последнюю книгу вы почли?

- Есть ли у вас заветная книга, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?

- Какое произведение вы моли бы посоветовать для прочтения?

Каждый участник салона имеет возможность рассказать о самой запомнившейся книге. Ребята делятся впечатлениями о прочитанном произведении и авторе, объясняют почему оно им интересно, в чем его новизна.

Участники салона приносят книги с собой, и другие учащиеся могут познакомиться с произведением, видеть книгу, прочесть аннотацию, обменяться литературным творением.

В общении они имеют возможность поделиться мнениями о том или ином жанре, вступить в дискуссию. При этом атмосфера камерного общения, хорошего настроения, общность интересов, объединяющая всех участников это главная цель литературного салона.

Ценность литературного салона заключается в том, что существует возможность высказаться, выразить свой взгляд, поделиться впечатлением, что пробуждает желание встретиться еще и еще раз.

У педагога-библиотекаря формируется стремление не только повторить с учениками встречу, но и открывать “свои книги”, обращённые к уму и сердцу каждого читателя, выстраивать перспективы читательского интереса учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ПОМЕЩЕНИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в библиотеке....

Работа школьных библиотек в области экологического просвещения учащихся

Презентация рассказывает о том как начинать и вести работу с учащимися по экологическому направлению.методические рекомендации для школьных библиотекарей....

Открытый урок по ИЗО в 6 классе на тему:"Литературная гостиная и литературный салон"

Данный урок составлен по ФГОС для 6 класса по программе Ермолинской, Савенковой.Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер л...

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря...

Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).

В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...