Открытый урок по ИЗО в 6 классе на тему:"Литературная гостиная и литературный салон"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Коновалова Алена Дмитриевна

Данный урок составлен по ФГОС для 6 класса по программе Ермолинской, Савенковой.

Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер литературной гостиной»

Задачи:

  1. Дать представление об истории возникновения литературных салонов и литературных гостиных
  2. Защита творческих проектов «Интерьер литературной гостиной» в группах
  3. Развивать применять разные техники и технологии работы при выполнении проекта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_izo.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Литературная гостиная и литературный салон.

Раздел программы: Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер литературной гостиной»

Задачи:

  1. Дать представление об истории возникновения литературных салонов и литературных гостиных
  2. Защита творческих проектов «Интерьер литературной гостиной» в группах
  3. Развивать применять разные техники и технологии работы при выполнении проекта

Планируемые результаты:

Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Предметные: Сформированность  представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно – нравственном развитии; Показать связь изобразительного искусства с литературой, музыкой.

Метапредметные:

 1.Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. 

Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; самостоятельно выполнять пробные поисковые задания.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация по теме

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

На урок пришли вы в класс,

Настроенье, как у вас?

Вам сегодня предстоит

На вопросы отвечать

И проекты защищать.

Приготовились?

Тогда, в добрый путь

Вам всем, друзья.

Занимают свои места, проверяют готовность к уроку, приветствуют присутствующих.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

 Предлагаю вам просмотреть сейчас небольшое слад-шоу, которое  поможет вам определить тему нашего урока.

Просмотр слад – шоу «Литературные гостиные 19-20 в.в.»

- Что мы с вами сейчас увидели?

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Ученики смотрят слад-шоу, формулируют содержание темы урока

 

Игра «Путаница»:

(на доске иллюстрации дворянских усадеб и проекты домов или их рисунки)

- Рассмотрите иллюстрации на доске и надписи под ними. Все ли здесь верно или  есть ошибки? (перепутаны надписи: дизайн и интерьер)

- А как вы догадались, что здесь есть ошибки, что помогло вам догадаться?  (мы знаем эти определения)

- Что означает  слово интерьер? Дизайн?  

-Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома,  помещения, а также его устройство, убранство.

Дизайн — это проект, рисунок, вид.

-Расставим надписи правильно.

-А что общего между этими иллюстрациями?

(на них изображен  дворянский дом) 

-Что вы можете рассказать о нем?

Повторение изученного на прошлом уроке, проверка д/з:

-Что представляла собой дворянская усадьба? (центр культурной жизни)

- Для чего предназначался  большой парадный зал?

(проходили званые обеды, балы, торжества)

- Чем он украшался?

(колоннами, лепниной, живописью)

- Что дополняло предметную среду дворянского дома?

(дорогая мебель – перечисляют)

-Какие цвета преобладали в интерьере?

(белый и золотой)

-Где находились такие усадьбы? Какую они играли роль в жизни дворянина?

(далеко от больших городов, надежное прибежище в случае разорения, опалы, семейной драмы)

-Какие еще были специальные помещения в доме?

(вестибюль, анфилада, парадные спальни, курительные, бильярдные, литературные гостиные)

Рассматривают иллюстрации, находят ошибки, исправляют их, отвечают на проблемные вопросы.

Рассказывают об интерьере дворянского дома, о котором читали дома в учебнике  с.68-72

4. «Открытие» обучающимися нового знания

Итак, вы сказали, что дворянская усадьба была центром культурной жизни и в ней были специальные помещения для прохождения спектаклей, чтения и обсуждения произведений литературы, живописи и музыки.

Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!…
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль.
И слышен чей-то странный, грустный шепот.
Кому-то в этот час чего-то жаль.

К.Д. Бальмонт

Об истории возникновения таких литературных гостиных нам расскажет……………………………………

                Сообщение учащегося

Первые салоны (кружки) появились во Франции в эпоху правления Людовика XVIII в начале XVII века, где они получили название «Гостиные». Салоны были местом встреч людей избранного круга, собирающихся в частном доме. В уютном пространстве салона обсуждались произведения литературы, живописи, скульптуры, музыки.

В России литературные салоны появились в конце XVIII века. Они устраивались во многих дворянских домах, где проходили поэтические вечера, диспуты, конкурсы, игры, а также интересные встречи с писателями, музыкантами, поэтами. На таких встречах обязательно звучала музыка, читались стихи, художественная проза. Наибольшую популярность литературные салоны и гостиные приобрели в XIX веке. Этот исторический период называют золотым веком русской литературы.

5. Творческая практическая деятельность.

На прошлом уроке мы с вами разбились на творческие группы для работы над проектом «Литературная гостиная». Цель проекта: исследовать интерьер литературных гостиных 19 - начала 20 века, выполнить макет интерьера.

Каждая группа выбрала стиль, в котором будет выполнена ваша гостиная, изготовила макет, а также подготовила информацию о выбранном стиле.

Но интерьер – это не просто стены в выбранном цвете, чтобы ваша гостиная была уютной необходимо заполнить ее мебелью, картинами и другими приятными мелочами.

Перед вами на демонстрационном столе находятся различные модели мебели, макеты картин и другие предметы. Предлагаю вам выбрать все, что необходимо и создать интерьер литературной гостиной в выбранном стиле.

Выполняют практическую работу по созданию интерьера литературной гостиной.

6.Защита проектов.

Практическую работу мы с вами закончили, предлагаю перейти к защите ваших проектов.

Прошу группы представить свои проекты.

Защищают проекты, демонстрируют клипы о своих интерьерах, читают стихи выбранной эпохи.

1 группа: Бидермейер

Для оформления макета гостиной XIX века наша группа выбрала распространенный стиль той эпохи: «бидермейер».

Бидермейер является разновидностью романтизма.  Для него характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.

        Прежде всего, этот стиль выразился в живописи. Представителями в живописи являются: немецкие художники  КерстингРихтер и другие. Основная черта этого стиля — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки.

    Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла.

Бидермейер — стиль провинциальный. Проник этот стиль и в Россию.

В России — это пушкинские времена. Именно его произведения можно было услышать в литературных гостиных этой эпохи. Предлагаем и вам прослушать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Для интерьеров в этом стиле  характерны простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями, поэтому для своего макета мы выбрали именно такие обои. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти детали интерьера были из благородного бархата.

     Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.

    Декоративность мебели отходит на второй план. Прежде всего, ценились такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.

      Комнаты заставлены большим количеством мебели, которая группировалась  в центре, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

     В этом стиле можно увидеть раздвижные столы, столы с выдвижными или откидными столешницами, шкафов с различными ящичками и так далее.

В эпоху бидермейер наиболее распространёнными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды.

     Большая часть типов мебели этой эпохи не утратила своей актуальности и по сей день. Они отлично подходят для оформления классического интерьера. Предлагаем вам посмотреть наш слайд-шоу, где вы увидите, как можно использовать выбранный нами стиль в современном интерьере.

(показ слайд-шоу)

 2 группа: Модерн

Моде́рн (от фр. moderne — современный)— художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Именно поэтому для оформления макета гостиной начала XX века наша группа выбрала этот стиль.  

    Отличительными особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

    В разных странах стиль модерн называют по разному: во Франции «арт-нуво, в Италии – «либерти», в Испании – «модернизмо».  Несмотря на разные по звучанию названия, этот стиль объединяет единое значение – новое искусство, молодой стиль. Стиль модерн в интерьере всегда был ярким.

        Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта, Врубеля, А. Бенуа. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки.

В литературных гостиных этого времени звучали произведения Марины Цветаевой, Александра Блока, Тютчева, Фета. Чтобы окунуться в творческую атмосферу литературной гостиной начала 20 века предлагаем прослушать стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В оформлении интерьера гостиной того времени любимые сочетания модернистов – серо-голубые, жемчужно-серые, приглушенные сиреневые тона, цвет увядающей розы. Мы выбрали для оформления стен светло-голубые обои, а также сделали ниши на стенах, в окружении  колонн, украшенных растительным узором,  которые обязательно присутствуют при оформлении в этом стиле. Ниши должны отличаться от основной гаммы гостиной.

     Шелковистые обои, оконные драпировки с изображенным цветущим маком, экзотическими птицами, павлиньим пером, цветами – это точное попадание в стиль модерн в интерьере. Именно поэтому наши ниши такие необычные с растительным орнаментом.

           Интерьер стиля модерн – это буфеты, комоды, удобные и мягкие кресла, диваны, столики на витиеватых ножках. В глаза бросается цветное или матовое остекление, зеркала, вставки из слоновой кости, и пр.  Выбирая мебель, которая подчеркнет стиль модерн в интерьере, следует обратить внимание на плавные линии, изогнутые очертания.

     Ткань, которой оббита мягкая мебель, чаще всего была необычной цветовой гаммы, расписана растительным орнаментом. Цветы и листья, изображенные на ней, имели нестандартную форму. Наиболее популярными изображениями стиля модерн считаются водяные лилии, ирисы, жуки, стрекозы и кузнечики.

Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. На полы стелили восточные ковры.

Стиль модерн актуален и сегодня. Предлагаем вам посмотреть наш слайд-шоу, где вы увидите, как можно использовать выбранный нами стиль в современном интерьере.

(показ слайд-шоу)

7. Рефлексия деятельности

Молодцы, ребята! Все проявили творчество, самостоятельность выполнения работы с разными материалами, подобрали очень интересную информацию об интерьерах гостиных, а какие замечательные стихотворения прозвучали сегодня на нашем уроке! Мы, как будто, побывали в дворянской усадьбе в XIX – начале XX века. Я, надеюсь, что наш урок  оставил у вас самые наилучшие впечатления.

Предлагаю вам:

  • Определить свое настроение, которое оставил после себя наш урок, поставив кляксу любого цвета.

Домашнее задание

Прочитать в учебнике материал на с.74-78

Желающие могут подготовить сообщения о творчестве художников, работавших в стилях, о которых сегодня шла речь на нашем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Сочинение в жанре литературной сказки»

Данный конспект урока представляет собой урок внеклассного чтения по сказке Р.Киплинга" Как кит получил свою глотку". Призван систематизировать знания, полученные при изучении раздела "...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....