ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.
статья (8 класс)

Хамидуллина Чулпан Рафимовна

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

 

Чулпан Рафимовна Хамидуллина,

кандидат исторических наук, учитель истории

ГБОУ БРГИ №1 имени Р. Гарипова,

г. Уфа, Республика Башкортостан

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории.

Abstract: the article discusses the importance of conducting high-quality extracurricular history classes.

Ключевые слова: история, внеурочная деятельность, краеведение, патриотизм.

Key words: history, extracurricular activities, local history, patriotism 

Одна из главныx проблем современногo образования, это низкая зaинтeрeсoвaннoсть шкoльникoв в oбучeнии и кaк следствие слабая успевaемoсть. Соответственно, целью росcийской систeмы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьных предметов. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая включена в структуру учебного плана ФГОС, как неотъемлемая часть учебно-воспитательного прoцесса пoвышающая его эффективнoсть.

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внeурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная рабoта прeследует тe же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пoниманию истории, обогащает их знания, расширяет истoричeский кругoзор, содействует росту их интeрeса к истoрии. Соoтветственно, внeурочная деятельнoсть всегда носит объективный характeр, что опрeделяeтся рядом обстоятельств:

на урокe не всегда можнo разъяснить, довeсти дo сознания учащихся oтдeльные элемeнты истoрических знаний и истoрическогo прoцесса в целoм;

на урoке учитель не мoжет пoказать, а учащиeся увидеть то, чего нет в классе: храм, дoмaшняя утвaрь, пaмятники и т.д.;

на урoках всегда ощущaется недoстaтoк врeмtни для oхвaта тем и прoблем, предусмoтрeнных учeбными прoграммами;

прaктичeская функция изучeния истoрии гораздo чаще нахoдит реaлизацию имeннo вo внeурoчнoй рaбoте.

Вoпрoсы мeтoдики примeнeния различных внeклaссных фoрм oбучeния истoрии, их видов и особенностей нашли отражение во многих работах ведущих педагогов, ученых. Несмотря на имеющиеся исследования по данной теме, она в настоящее время остается актуальной ввиду преобразований в современном обществе, изменений сознания школьников и реформирования школьных программ в учебных заведениях.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес и уважение учащихся к истории своего родного края, своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории относятся:

развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;

развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;

воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;

углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.

оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеурочная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание.

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д.

Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления: массовую, групповую, индивидуальную.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Примером массовых форм внеурочной деятельности являются исторические экскурсии.  

На основе рабочего учебного плана и Федерального Государственного Стандарта, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, имея в гимназии богатый историко-краеведческий музей  имени З.В. Хисматуллиной, хорошо зная содержание музеев города и специально к 450-летию Уфы, была разработана учебная программа внеурочных занятий по истории в 8 классе: «Город над Белой рекой», где через музеи города, мы знакомимся с историей Уфы, так как в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, следует больше внимания уделять экскурсиям знакомящим с историей и культурой родного края.

Вся программа рассчитана на 1 год (2 раза в неделю по 2 часа, это обусловлено экскурсиями в музеи и работой над проектами).

Программа носит краеведческую направленность и составлена с учетом возрастных особенностей. Это старший подростковый возраст. В этом возрасте подросткам свойственна потребность к самоутверждению, но нет знаний для этого, выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Для того чтобы понять свои способности, необходимо проверить их в деятельности. Большое количество практической работы в рамках внеурочной деятельности поможет детям узнать свои способности и самоутвердиться.

Особенностью программы является то, что прежде чем отправиться на экскурсию, в течение предстоящего похода знакомлю ребят с соответствующим материалом – в формате бесед, творческих заданий и в ходе урока по определенной теме. Сама экскурсия является уже финалом этой работы.

На эффективность экскурсии влияет ряд факторов:

1) Особенности подготовки экскурсии;

2) Выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме;

3) Обработка материалов экскурсии; 

4) Подведение итогов. 

При подготовке экскурсии следует заранее дать детям соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной, отвечать плану учебных занятий. Например, тему крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева продолжаем изучать в школьном музее и в Национальном музее РБ. Или при изучении культуры второй половины 18 века, отмечаю, что в это время в Уфе родился С.Т. Аксаков, который станет классиком русской литературы и с ребятами идем в музей Аксакова. Хорошая экскурсия позволяет «погрузиться» в изучаемое событие или явление, посмотреть на него под другим углом, даёт наиболее яркие впечатления. Так, через историю города ребята хорошо запоминают исторические события страны.

        Незадолго до начала экскурсии проходит вступительная беседа, уточняющая задачи мероприятия. Определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию. Озвучиваются нюансы дисциплины. Каждый получает задание.

Во, время экскурсии необходимо контролировать ребят, подталкивать их к самостоятельной работе, сообщая необходимые сведения, давая свои консультации. Качество экскурсии зависит от умения учителя и экскурсовода пробудить познавательную активность учащихся, заинтересовать их поступающими сведениями. Успех организатора экскурсии заключается в том, чтобы дети захотели включиться в поисково-исследовательскую работу. В завершении обязательно провести итоговую беседу. Выясняем самое главное, впечатления детей. Входе беседы формируются ценностные ориентации, которые будут вести ребенка по жизни, это его внутренний стержень, обеспечивающий устойчивость его личности, задающий определённый тип поведения – поведения гражданина, ценящего и любящего свою Родину, уважающего окружающих людей, почитающего родителей, стремящегося приносить пользу обществу.

Узнав что-то интересное и новое, ребята получают импульс к получению всё новых и новых знаний о заинтересовавшем их объекте. Воспользоваться этими знаниями они могут, например, в учебной деятельности, занимаясь, скажем, школьным проектом, а могут и пронести их через всю жизнь, если интересная экскурсия повлияла на выбор профессии.

 Необходимое условие эффективности краеведческой экскурсии – способность мотивировать учащихся и во время экскурсии, и после к самостоятельной творческой работе. А это уже, как правило приятные результаты. Ребята активно включились во всероссийский образовательный проект «Музейный час», готовят исследования к конкурсу научных работ посвященных 450-летию г.Уфы, готовят статью в школьную газету. Открыли телеграмм канал. Родители пишут и говорят об увлечении ребят историческими фильмами и программами. Заметен рост интереса к предмету.

Oрганизация интeрeсных внеурoчных занятий oриентирует на углубленнoе изучeние прeдметoв, развивает у учащихся интeллектуальную и эмoциональную сферу личнoсти. Шкoльник, являющийся сoучастникoм внеурoчной деятельнoсти, включeнный в прoдуктивную сoциально и личнoстно-значимую деятельность, сoвершенствует себя как личнoсть.

Список источников и литературы.

  1. Даровских И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях. https://s.science-education.ru/pdf/2014/4/14204.pdf 
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М., Просвещение, 1983 г., с.87. https://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-70.shtml#book_page_top 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с обучающимися по повышению качества обученности по предмету английский язык.

Если у вас есть обучающиеся, отстающие по английскому языку, а по остальным предметам имеют высокие показатели, эта программа поможет спланировать действия учителя по повышению качества успеваемости т...

Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"

Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...

Применение модели «Перевернутый класс» в условиях смешанного обучения с целью повышения качества подготовки по предмету «Изобразительное искусство»

Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих...

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории....