Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов "Решение проблемных педагогических ситуаций" проводится с целью информирования педагогических работниках о современных подходах в решении сложных педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_ped._situatsii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

 «Психологическая компетентность педагога:

решение проблемных педагогических ситуаций»

Лапина Татьяна Петровна,

методист МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Цель консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагога по вопросам применения технологии педагогических кейсов.

В первую очередь выделим различия между понятиями: компетентность и компетенция.

Компетентность  осведомлённость, авторитетность;

Компетенция  круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий»

В педагогической науке понятие «Психолого-педагогическая компетентность» определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Разные подходы к толкованию понятия психолого-педагогической компетентности объясняются его динамичностью и многогранностью.

В настоящее время проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. «Профессионал» в современной методической литературе определяется как субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий развитую систему личностной и деятельной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения.

Значимой составляющей педагога-профессионала является его компетентность. Компетентность профессиональная - это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Деятельность педагога относится к типу «человек - человек», и особая роль в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять в профессиональном пространстве.

Психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков в области психологии; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности. Психологическая компетентность педагога должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации. Таким образом, в модели психологической компетентности можно выделить следующие структурные элементы (блоки): блок психологических знаний, блок "Я-концепции", блок активности, блок саморегуляции, блок профессионального самосознания.

Педагогические способности включают в себя:

  1. Психологическая грамотность и педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
  2. Наблюдательность.
  3. Желание работать с детьми.
  4. Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Организаторские способности как умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность, умение увлечь, стимулировать детскую активность.
  6. Эмпатия. Это способность эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.
  7. Способность к сотрудничеству с детьми.

Решение педагогических ситуаций или кейс-технологии в педагогике

В настоящее время в педагогической науке появляется множество заимствованных терминов, как правило, англоязычного происхождения. Современный учитель должен знать основные направления в развитии дидактики и методики преподавания своего предмета и воспитания учащихся.

Процедура аттестации педагогов может быть пересмотрена в самое ближайшее время, поэтому сегодня мы расширяем свой горизонт познаний и обсуждаем один из методов проблемного обучения – «метод кейсов».

        Кейс (англ.) – случай. Метод кейсов, или метод решения педагогических ситуаций, предполагает решение студентами или педагогами реальных ситуаций из педагогической практики других учителей и педагогических работников.

        Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

        Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, учащийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться продуманно. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуальных особенностей конкретных людей и реальной обстановки.

Педагогическая ситуация – это проблема. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или практике вопрос относительно обучения и воспитания. Педагогические ситуации могут носить общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, либо частный характер, когда педагогические проблемы возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, однако они не всегда могут быть разрешены немедленно.

        Анализ проблемы состоит из следующих шагов:

  1. Описание проблемной ситуации.
  2. Исследование причин возникновения проблемной ситуации.
  3. Построение прогноза дальнейшего развития ситуации.
  4. Построение модели решения задачи, представление идеального конечного результата (ИКР).
  5. Рефлексия.

Педагогический практикум

Педагогическая ситуация №1

        После занятий к педагогу робко подходит первоклассник и, смущаясь, просит: «Ольга Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ивановой.

        Педагог спрашивает: «Дима, зачем тебе телефон Маши?»

Опустив глаза, мальчик говорит, что ему очень нравится Маша, а поговорить с ней он не решается. Он надеется, что сможет общаться с ней по телефону.

        Вопрос: как поступить педагогу?

Оценка ситуации

        Ситуация неоднозначная. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки, значит, поступить некорректно по отношению к ней. Перед педагогом стоит сложная задача, которая требует тактичного решения, чтобы помочь мальчику и не навредить девочке.

Прогнозирование

        Дать номер телефона девочки – неправильно, так как такой поступок педагога может не понравиться родителям ребенка и самой девочке. Не давать номер телефона – тоже неправильно, т. К. ребенок может потерять доверие к педагогу.

Решение

        Педагог должен сказать мальчику, что не может дать телефон девочки, потому что не имеет на это права по этическим причинам, но постарается ему помочь наладить с ней отношения. На следующем занятии педагог может дать ребятам общее задание, что позволит поближе познакомиться, возможно, даже подружиться.

Педагогическая ситуация №2

        На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, видит сообщение: «Посмотри на потолок». Учитель смотрит на потолок. Класс смеется.

        Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

Оценка ситуации и прогнозирование

        В данной ситуации учащиеся стараются протестировать учителя и увидеть его эмоции и действия. Если педагог начинает паниковать, кричать, грозить директором, это вызовет негативное отношение учащихся. Учитель потеряет уважение учеников, так как он поддался на провокацию, и дети будут придумывать новые каверзные ситуации.

Решение

        Учителю рекомендуется спокойно реагировать на такие ситуации и отнестись к ней с юмором. Возможны фразы: «Мне нравится ваш сплоченный коллектив, наличие у вас чувства юмора, однако не всегда следует поддаваться «стадному чувству». Давайте перейдем к теме нашего занятия и выясним ваши индивидуальные способности».

Педагогическая ситуация №3

        В группе занимается ребенок, физически слабый, отличающийся от других детей наличием какого-либо дефекта развития. Дети в группе смеются над ним, подтрунивают, даже издеваются.

Оценка ситуации и прогнозирование

        Физически слабый ребенок отличается от других детей, переживает свою «инаковость». Такой ребенок нуждается в поддержке педагога, которая будет осуществляться тактично и психологически грамотно. В случае полного отсутствия взаимопонимания со сверстниками и педагогом у ребенка может сформироваться «комплекс неудачника».

Решение

        Педагог должен выяснить круг интересов своего ученика, давать задания, с которыми он может справиться, создавать ситуации успешности, однако при этом, не выделяя его из группы и не создавая «особых условий».

Педагогическая ситуация №4

        Учитель входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Рисунок смешной и выразительный. Класс молча ждет реакции учителя. Учитель рассматривает карикатуру и говорит: «Нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Художник – талантливый карикатурист, такой дар необходимо развивать».

Оценка ситуации и прогнозирование

        Учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял карикатуру как личную обиду, не стал обижаться на детскую выходку. Учитель не искал виноватого и не пытался пристыдить его, таким образом он избежал лишнего морализаторства. Такая реакция учителя позволила детям увидеть сильную личность, и в следующий раз у детей не возникнет желание так поступать.

Решение

        Не рекомендуется устраивать скандал, искать того, кто нарисовал карикатуру. Деструктивное поведение приведет к ухудшению отношений между учениками и учителем. Нестандартное поведение учителя обезоруживает детей. На положительном примере они учатся конструктивно реагировать на жизненные вызовы, уважать других людей.

Литература

  1. Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи ситуации. – М.6 Флинта, 2014. – 162 с.
  2. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога. - М.: Красная площадь, 1996.
  3. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М.: Педагогика, 2004.
  4. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Владос, 2002.
  5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростовн/Д: Феникс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2...

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3...

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 4...