Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения" продится с целью информирования педагогов о методах обученя, о традиционных и современных классификациях методов обучения. Знания методики и дидактики необходимы современному педагогу и являются неотъемлемой частью общей педагогоческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metody_obucheniya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

«СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Методы обучения − это пути, способы достижения определенной дидактической цели (например, усвоить понятие, сформировать умение или навык). Они определяются способами работы педагога и способами познавательной деятельности учащихся.

Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами − одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, Макаренко А. С. сформировал ставшие общепризнанными следующие положения:

  • каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установленной раз и навсегда, она изменяется и развивается;
  • вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
  • если частная цель несовместима с главной целью, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

Выделяют следующие общепедагогические функции методов обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная функция методов обучения заключается, прежде всего, в том, чтобы оптимально способствовать гармоническому развитию личности − человека образованного, воспитанного, развитого, способного самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания и творчески применять их в жизни. Эта функция наиболее успешно осуществляется в условия целенаправленного обучения, при оптимальном выборе методов и приемов обучения, их дидактических структур и средств, с учетом содержания учебного материала, цели обучения, уровня воспитания и развития учащихся.

Воспитательная функция методов обучения неотделима от образовательной. Она присуща каждому методу обучения. Задача педагога − определить, какими приемами ее легче всего обеспечить. Здесь особенно важны приемы, акцентирующие внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке изучаемых природных и общественных явлений, нравственных и эстетических качествах личности. С одной стороны, воспитательная функция методов обучения должна активизировать познавательную деятельность детей. С другой стороны, применение методов обучения способствуют организации правильных взаимоотношений между учащимися и учителями.

Развивающая функция методов обучения тесно связана с образовательной и воспитательной функциями. Нет специальной развивающей деятельности и развивающих методов, каждый метод осуществляет развивающую функцию, одни больше, другие меньше.

Методы имеют разнообразную структуру, элементами которой являются дидактические приемы, действия, операции и средства обучения.

Приемом называется такой составной компонент метода, который направляет учащихся на решение частичных дидактических задач. Дидактический прием включает действия.

Действие − это акт целенаправленной деятельности, характеризуется осознанием результата, условий и путей его достижения. Действие определяется целью, на достижение которой оно направлено, и мотивом, который побуждает человека стремится к данной цели. Действие включает в себя ряд операций, с помощью которых оно осуществляется.

Метод призван решать основные дидактические задачи, а приемы, действия, операции − конкретные задачи, которые ведут к достижению основной цели. Следовательно, каждый метод обучения определяется своеобразной комбинацией дидактических компонентов, которые обеспечивают оптимальное функционирование применяемой системы.

Готовясь к занятию, педагог подбирает такие методы и его составные, которые наиболее соответствуют дидактическим целям занятия и конкретным задачам. Без такого рационального выбора и сочетания методов и их компонентов ни один из методов не даст соответствующих результатов. Педагог должен четко представлять, что и как будет делать он сам, как будут действовать учащиеся в определенных учебных ситуациях, умеют ли они применять приемы, действия и операций, нужные для решения поставленных задач, как их этому научить, какие приемы мотивации целесообразно применять в тех или иных условиях.

Основной критерий выбора структуры метода обучения − его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усваиваемых знаний с учетом затрачиваемых усилий, средств и времени. Выбор структуры методов обучения, как правило, определяется следующим:

  • целями учебно-воспитательного процесса;
  • целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения, его функциями;
  • организационными формами работы, в рамках которой должен быть использован метод;
  • видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;
  • физиологическими и психологическими возможностями учащихся, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения.

Основные подходы к классификации методов обучения

Классификация

Основание

Группы методов

Традиционная

Источник знаний

Словесные, наглядные, практические

По дидактическим целям

Цели обучения

Методы, способствующие:

  • первичному усвоению материала,
  • закреплению приобретенных знаний,
  • совершенствованию навыков и умений, применению знаний в различных областях.

Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому

Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД)

  1. Методы организации и осуществления УПД.
  2. Методы стимулирования и мотивации УПД.
  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД.

Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М. Н. Скаткину

Характер деятельности учащихся

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.
  2. Репродуктивный метод.
  3. Метод проблемного обучения.
  4. Частично-поисковый метод.
  5. Исследовательский метод.

Существующая многомерность классификаций методов обучения является одной из проблем в современной дидактике.

Известны две классификации методов по ведущим дидактическим задачам.

Первая классификация методов:

  1. изложение новых знаний;
  2. закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
  3. применение знаний;
  4. их проверка.

Вторая классификация методов:

  1. методы стимуляции, мотивации учения;
  2. методы оценки и контроля;
  3. методы разъяснений.

Наиболее распространенной считается классификация методов обучения по источникам знаний:

  • словесные: рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником; 
  • наглядные: наблюдения, иллюстрации, демонстрации; 
  • практические: упражнения, задача, лабораторные опыты, практические работы.

Сторонниками такой классификации были отечественные дидакты, в частности, Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский. Сформулирована она была в 30-е годы и в то время соответствовала требованиям к школе: учить так, чтобы дать учащимся комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для успешного обучения в техникумах и вузах.

Однако в 50-е годы двадцатого века, когда общество поставило перед школой требование подготовки учащихся к жизни, к производительному труду, ярко проявился главный недостаток названной классификации − ориентация на словесные формы обучения и слабое развитие творческого мышления у учащихся. Поиски ученых, методистов и учителей показали, что наиболее приемлемым для решения поставленной задачи оказалось проблемное обучение.

В. А. Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности:

  1. методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала;
  2. методы осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.

М. А. Данилов и Б. П. Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин в 1965 году разработали новую систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности. Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, были выделены следующие группы методов:

  1. объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие). Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие методы как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
  2. репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используется для приобретения учащимися умений и навыков: воспроизведение действий на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
  3. проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия;
  4. частично-поисковый (эвристический) метод. Суть заключается в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а ученики осуществляют отдельные шаги поиска ее решения;
  5. исследовательский метод, при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы и приемы.

Ю. К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения (организационная классификация) выделил три группы методов.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); индуктивные и дедуктивные (логический аспект); репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации: интерес к учению; долг и ответственность в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.

Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования. Каждая классификация имеет определенное основание и позволяет не только осмысливать сущность методов обучения с различных сторон, но и создает возможность исследовать процесс обучения под определенным углом зрения.

Какой классификации следует придерживаться в педагогической деятельности педагогу?

Педагог может пользоваться той концепцией и соответствующей классификацией, которая наиболее соответствует его методическим замыслам.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Инновационные варианты обучения возникли из-за потребности не только передавать ученикам информацию, но и развивать в них сформированное творческое мышление, интерес, познавательную активность и самостоятельность.

Как и традиционные методы обучения, современные методы можно разделить на подгруппы:

  • по характеру учебно-познавательной деятельности (имитационные и не имитационные);
  • по численности участвующих (индивидуальные, коллективные, групповые);
  • по месту проведения (аудиторные, внеаудиторные);
  • по принципу пользования ПК (с полным или частичным пользованием, без пользования);
  • по типу деятельности при решении задач.

Основным требованием к современным методам обучения можно считать интерактивность (особенности взаимодействия педагога и учащихся обеспечивают сохранение интереса к образовательному процессу).

Виды интерактивных современных технологий:

  • командная работа;
  • проектная работа, которая включает в себя отбор, анализ и систематизацию информации;
  • case study (анализ конкретных ситуаций);
  • ролевые и деловые игры (имитация реальной профессиональной деятельности);
  • модульное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуальное обучение (составление плана обучения с учетом интереса самого ученика);
  • опережающая самостоятельная работа;
  • междисциплинарное обучение (группировка знаний из отдельных областей);
  • обучение на основе опыта ученика;
  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Вывод. Современные способы обучения направлены не только на обучающую функции, но и на коммуникативную, релаксационную, психотехническую и другие, на которые не делается упор в классических методах.

Методы обучения в педагогике по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт классифицирует методы обучения следующим способом:

Пассивные методы

Ведущая роль у педагога. 

Большую часть времени педагог излагает материал, общение с учениками проходит в форме опросов, письменных и практических работ.

Наименее эффективный способ, так как сохранить полное внимание и интерес со стороны учащихся практически невозможно. Однако пассивные методы имеют и свои плюсы:

  • не тратится много сил и времени на подготовку (со стороны учителя);
  • преподносится большой объем информации. 

Активные методы

Ведущая роль у ученика.

Задача педагога заключается в организации и контроле обучения.
Границы в общении между учителем и учеником расширены и носят демократический характер.

Интерактивные методы

Взаимодействие между сторонами образовательного процесса осуществляется в форме диалога и беседы.
Отличаются от активных методов основной целью: если активные методы направлены на развитие самого взаимодействия, то интерактивные стимулируют интерес и сознательную активность учеников.

ФГОС обеспечивает внедрение всех необходимых современных методик в отечественное образование в рамках потребности населения.

В учебном процессе присутствуют кейс-метод, эвристический и исследовательский, проблемный, модульный и другие инновационные методы.

Критерии выбора методов обучения

Факторы, которые влияют на выбор:

  • цели образования;
  • особенности изучаемого материала;
  • особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
  • цели конкретного урока;
  • время, отведенное на изучение;
  • возраст учащихся;
  • уровень подготовки учащихся;
  • наличие специального оборудования в образовательном учреждении;
  • способности, особенности, навыки педагога.

Эффективность методов обучения в педагогике

Эффективность методов обучения − показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.

Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше). Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп.

Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике

Приемы обучения − структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.

Приемами словесного метода обучения, например, могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут пересказ или описание, которые выполнят функции продуктивных методов.

Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, педагог сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.

Факторы, которые влияют на приемы обучения, все время изменяются. Кроме того, методы влияют друг на друга и из-за этого рождаются новые.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сластенин В. А. и др. Педагогика / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. − М.: Академия, 2013. − 576 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студентов пед. Колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДРС, 2003. – 416 с.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: учебник. Книга 1. / И. П. Подласый. − М., 2012. − 574 с. − URL: https://studfile.net/preview/5711044/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии. Классификация методов обучения"

Данная презентация может быть использована методистом, заместителем директора на инструктивно-методическом совещании, тематическом педсовете, а также для подготовке к аттестации педагогических работни...

классификация методов обучения

методы обучения по различным классификациям...

Классификация методов обучения

Попробуем кратко  охарактеризовать каждую классификацию методов обучения (в чем особенность)?...

Статья "Классификация методов обучения географии в условиях внедрения ФГОС". Учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Хамедова Е.Е.

С учётом  требований ФГОС ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся. Новые задачи реша...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Формы и методы обучения Формы организации обученияПонятие формы пришло в педагогику из философии. Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-л...

методический доклад Классификация методов обучения

В докладе, подготовленном для выступления на научно-практической конференции  педагогов Верхнесаянтуйской школы-интернат, характеризуются основные подходы к классификации методов обучения, рассма...