1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования.
методическая разработка

Харченко Владимир Викторович

Учебно методический комплекс и конспекты занятий для ДООП "Мир гитары"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность УМК определяется соответствием уставных задач дома детского творчества, запросов учащихся и родитилей, необходимостью решения задач формирование общей культуры личности ребенка, адаптации детей к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно – нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Концепции художественного образования в РФ, федеральных и региональных программах.

В соответствии с ФЗ РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 содержание УМК направленно на: создание условий для развития личности ребенка и ее мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благопулучия; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте с духовно – нравственными и эстетическими идеалами; формирование художественно – практической компетентности, подразумивающей овладение средствами музыкальной выразительности; воспитание у подростающего поколения интереса к культуре и исскуству.

Учебно – методический комплекс дисциплины «Музыкальный инструмент: гитара» - совокупность учебно – методических материалов способствующих эфективному освоению учащимися учебного материала в целях формирования их общекультурных компетенций.

Учебно – методический комплекс предусматривает логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы, предполагает использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике. Кроме того, он соответствует современным  научным представлениям в предметной области. Достоинством УМК является простота использования для педагога и учащихся.

Цель УМК – повышение эффективности управления учебным процессом современных технологий обучения.

Основные задачи, решаемые посредством УМК:

  • определение содержания объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины учащимися;
  • осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению учащихся.

УМК по дисциплине «Музыкальный инструмент: гитара» представлен дополнительной общеразвивающей программой «Гармония в единстве», календарно – тематическим планом и включает в себя следующие разделы:

1. Информационное обеспечение 

 образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир гитары»

1.1. Литература.

Литература для педагога:

Литература для учащихся

  1. Беспятова Н.К. Методика: Программа педагога дополнительного образования. – М., 2003
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебное пособие. – М., 2000.
  3. Добрынина Е.В. Любителям музыки посвящается. – М.: Сов. Композитор, 1980.
  4. Дробницкий А.А. Понятие морали. – М., 1974.
  5. Иванов К.А. Все начинается с учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Иванова В.А. Я учусь играть на гитаре. – М.: ООО Лабиринт Пресс, 2003.
  7. Кабалевский Д.Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Просвещение, 1973.
  8. Кабалевский Д.Д. Воспитание ума и сердца. – М.:Просвещение, 1984.
  9. Кременштейн Б.А. Педагогика Г.Нейгауза. – М.: Музыка, 1984.
  10. Слово о музыке. Сост. Григорович В., Андреева З. – М.:Просвещение, 1977.
  11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
  12. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. – Киев: Родяньская школа, 1983.
  13. Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. – М.: Знание, 1979.
  14. Пухоль Э.В. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., «Советский композитор», 1990.
  15. Суханов В. Гитара для всех. – Р-на-Д., «Феникс», 1997.
  16. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 2000
  1. Музыка и воспитание» Т.Е Заводова 2005 г.
  2. «Поют барды» издательство «Советский композитор» 1991 г.
  3. «Музыка в школе» издательство международный центр «Искусство и образование» 2006г.
  4. «Гитаре слово» В. Брант 2003 г.
  5. «25 Этюдов для гитары» издательство «Композитор»  2003 г.
  6. «Популярные пьесы для шестиструнной гитары» издательство «Композитор» 2003 г.
  7. «Искусство гитарного ансамбля» издательство «Композитор» 2003 г.
  8. В. Калинин «Юный гитарист» издательство «Музыка» 1997 г.
  9. Русские композиторы издательство «Белый город» 2003 г.
  10. Мир гитары издательство «Музыкальное просвещение» 1-й и 2-й выпуск.
  11. Репертуар для ансамблей домры и гитары издательство «Композитор» 2003 г.

1.2. Учебные пособия.

«Музыка и воспитание» Т.Е Заводова,

«Поют барды» издательство «Советский композитор»,

«Гитаре слово» В. Брант,

«25 Этюдов для гитары»,  

«Популярные пьесы для шестиструнной гитары»,

«Искусство гитарного ансамбля»,

«Юный гитарист» В. Калинин,

«Русские композиторы»,

«Мир гитары»  издательство «Музыкальное просвещение» 1-й и 2-й выпуск,

Нотная тетрадь гитариста.

1.3. Наглядные пособия.

  1. Тематические плакаты: «Устройство гитары», «Буквенные обозначения», «Ноты первой и второй октавы», «Динамические оттенки», «Средства музыкальной выразительности», «Постановка рук гитариста».
  2. Таблицы: «Название и устройство основных частей гитары», «Табулатура и расположение на грифе аккорда Ля минор», «Табулатура и расположение на грифе аккорда До мажор», «Табулатура и расположение на грифе аккорда Ми минор».

1.4. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Обучающий  CD диск: «Видеошкола игры на гитаре» издательство «Бука».
  2. Мультимедийные презентации: «Лад. Тональность», «Основы нотной грамоты»,  «Стили в музыке», «Виды модуляции», «Вечер русского романса».
  3. Видеофильмы: «Онлайн гитара», «Посадка гитариста», «Способы звукоизвлечения», «Разучивание песни онлайн», «Упражнения гитаристам для левой и правой руки»,  «Знаменитые барды».

1.5. Рекомендуемые сайты для самообразования учащихся:

http://audiopoisk.com

http://bards.pp.ru

http://beliashou.from.by

http://bibliofond.ru

http://brainmusic.ru

http://duke-ellington-and-his-orchest-c-jam-blu-mp3-download.kohit.net

http://fileshare.in.ua

http://firedance-studios.com

http://flashsait.com

http://forguitar.info

http://guitar.ru

http://guitar-page.com

http://guitarshilin.ru

http://lavegitaru.ru

1.6. Информационно-справочные материалы

  1. Словарь гитариста.
  2. Букварь гитариста.
  3. Краткий музыкальный словарь.

2. Алгоритмы деятельности 

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Гармония в единстве»

2.1. Методические разработки учебных занятий.

2.2.  Рекомендации для учащихся.

2.3. Социально-образовательные проекты.

2.4. Методические разработки часов общения с учащимися.

2.5. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся.

2.6. Инструкции, памятки.

  1. Инструкция по работе с компьютерным  тестом.
  2. Памятка для учащихся  «Работа по шаблону учебного тренажёра».
  3. Инструкции по технике безопасности.

3. Контрольно-измерительные и диагностические материалы

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

 программе «Гармония в единстве»

3.1. Компьютерные тесты.

  1. «Ритмический бой».
  2. «Нотки в ряд».
  3. «Музыкальная грамота».
  4. «Аккорды и интервалы».
  5. «Стили в  музыке».
  6. «Флажолеты».
  7. «Модуляция».
  8. «Стиль игры».

3.2. Анкеты.

  1. Анкета «Диагностика музыкальных способностей».
  2. Анкета «Устройство гитары».  
  3. Анкета «История возникновения гитары».

3.3. Листы наблюдения.

  1. Лист наблюдения за исполнительским мастерством учащихся.
  2. Лист наблюдения за усвоением знаний учащихся (Сила нажима импульс).

3.4. Опросники.

  1. Опросник «Длительности, ритм темп».
  2. Флажолеты и легато.
  3. Устройство гитары.

3.5. Музыкальные викторины.

  1. Музыкальная викторина «Песни бардов».
  2. Музыкальная викторина «Пой моя гитара».
  3. Викторина «Музыкальные инструменты».



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   объединения «Звонкие струны» по ДООП «Мир гитары»

Данное занятие проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей  программы «Мир гитары», направленность: художественная, дисциплина – «Музыкальный инструмент «Шестиструнная гитара» с применением технологии проблемного обучения.                            

В данной разработке представлено описание содержания практического занятия, с применением проблемного метода обучения. После завершения изучения данного занятия, учащиеся должны уметь слышать музыкальные произведения с последующей оценкой, распознавать минорный и мажорный лады в произведениях, развивать  музыкальный  слух, развивать  логическое мышление, учиться сравнивать и анализировать.

Актуализация ранее изученного материала и овладение новыми знаниями на данном занятии с помощью технологии проблемного обучения позволяет повысить качество их усвоения, развивать у учащихся критическое мышление, приобретать опыт в решении задачи и реализовывать творческийпотенциал на занятии.

На данном занятии проблема формируется на начальной базе знаний учащихся в области минорного и мажорного ладов. Через предложенные задания на прослушивание музыкальных отрывков, теоретических тестов, разучивание нового материала происходит решение проблемы учащимися. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке, небольшой помощи через наводящие вопросы - не более. Проблемные ситуации на занятии не вымышленные, они реальные, что не вызывает трудности в их решении.

I .Тема занятия: «Мажорный и минорный лад».

II. Тип занятия: открытия новых знаний. Проблемно-блоковое занятие

III. Возраст учащихся: от 9-ти до 14-ти   лет.

IV. Цель занятия:

Для педагога:  Познакомить учащихся с мажорным и минорным ладами, объяснить специфику построения мажорного и минорного лада.

Для учащихся: Научится слышать и распознавать минорный и мажорный лад в произведениях.

V. Задачи:

1. Обучающие: Повторить аккорды и распознавать, сравнивать, анализировать мажорный и минорный лад в произведениях.

2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины; привитие уважения и любви к музыке

VI. Методы обучения:

1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. Практический  (освоение приемов  игры на инструменте);

4.Поощрение.

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка.

VII. Планируемые  результаты:

Личностные: выражать эмоциональное состояние через игру на гитаре.

Предметные: научится переходить с тональности на тональность и слышать разницу при игре мажора и минора на гитаре. Выявлять характерные особенности мажорного и минорного ладов

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VIII. Ресурсное обеспечения занятия:

1.Инструменты (гитара). 2.нотная тетрадь 3.Тетрадь для записи .

Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные.

 Форма занятия:  Практическое

Этап занятия, цель

Отведенное время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

Организовать  актуализацию требований у учащимся со стороны учебной деятельности.

Создать условия для включения в деятельность.

1 мин.

Педагог проверяет готовность учащихся к занятию. Создает эмоциональный настрой на занятие.

Здравствуйте ребята, я очень рад вас всех видеть, садитесь "поудобнее", не забываем про красивую посадку гитариста, мы начинаем наше занятие.

Подготовка к работе.

Дети настраиваются, концентрируются, и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2. Подведение к проблеме

1 этап

8 мин.

Педагог выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом.   На примере проигрывания этюда  до мажор с переходом в параллельную тональность ля минор. Наблюдает реакцию учащихся при смене мажора на минор. Можно сделать акцент при смене тональности (подчеркнуть этот момент)

Ребята сейчас приготовьтесь, настройтесь и внимательно прослушайте произведение. А после прослушивания музыки вы мне скажите, что на ваш взгляд необычного в этих произведениях, охарактеризуйте их. 

  1. Дети слушают этюд до мажор, слышат смену ладов, с мажора на минор. После прослушивания произведения заполняют (Таблица 1). Делятся своими впечатлениями, зачитывают записи в тетрадях.

2.У детей разные варианты ответов; например как динамика (произведение звучало, громко потом тише), кому-то  мелодия показалась просто знакомой, (сделали акцент на это), был ответ, связанный из звукоизвличением (сначала перебор потом щипок). Но половина учащихся ответили правильно, произошла смена ладов с мажора на минор, и обратно.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

2 этап

актуализация знаний и умений учащихся.

3

  1. Педагог подводит учащихся к формулировке проблемы.
  2. Наводящими вопросами помогает определить пути решения данной проблемы:

Как мы сможем научиться правильно определять лад  произведения?

Что на необходимо повторить…..Мы  с вами повторим уже выученные аккорды, мажорные и минорные. Сконцентрируем внимание на звучание минорных и мажорных аккордов.

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  2. Педагог подводит к изучению нового материала

Вы назвали аккорды, понятие мажорного и минорного ладов. А достаточно ли этих знаний?

  1. Учащиеся пытаются сами сформулировать проблему: Как правильно определить лад музыкального произведения.
  2. Выдвигают пути решения проблемы.
  3. Обращаются к уже имеющимся ЗУН. Дети повторяют аккорды ми минор, до мажор, ре минор, ля минор и мажор (при этом все аккорды строят на гитаре  и играют)
  4. Отвечают на вопросы педагога. Что на слух определить лад не просто, и нужно еще какие-то термины, знания, чтобы било легче определить лад.

Переход к решению проблемы

  1. Педагог просит учащихся разбиться на пары.
  2. Предлагает каждой группе, (просмотреть на раздаточном материале мелодии, и охарактеризовать их). Песни отличаются друг от друга только одним звуком (в первой песне это — ми, во второй — ми-бемоль). Однако этот звук меняет лад. В первой песне лад является мажорным, во второй минорным. Изменение лада влияет на характер мелодии. Минорная песня «Во поле береза. ..» по сравнению с мажорной «Галя по садочку…» звучит более мягко, нежно.

  1. Дети делятся на пары.
  2. Каждая пара смотрит свое произведение.

Приложение № 1

После просмотра мелодий дети замечают, что на одном из отрывков стоит знак бемоль который определяет лад. Учащиеся приходят к выводу, что нужно выучить эти знаки, для определения тональности и лада.

3.Первичный этап построения новых знаний.

17 мин

Сегодня на занятии я вас познакомлю с основными музыкальными ладами - мажор и минор. Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии звучат весело и бодро, а другие - грустно и, печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.  Вы, наверное, уже догадались, что мажор звучит весело и бодро, а минор – грустно. Еще я вам расскажу про специфику построения ладов.

И так все лады состоят из двух групп ступеней звуков: устойчивых и не устойчивых. Устойчивые звуки образуют трезвучия, мажорные и минорные. Рассмотрим  эти ступени на  примере гаммы До мажор. Педагог раздает наглядный материал приложение № 2, объясняет строение устойчивых и неустойчивых ступеней. Еще я вас познакомлю со знаками альтерации. Основные знаки альтерации — диезбемоль и бекар. Диез повышает звук на полтона, бемоль понижает звук на полтона, а бекар отменяет действие диеза и бемоля. Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение.   После теории педагог предлагает учащимся провести фонетический диктант. Педагог играет мелодии со сменой ладов.

Учащиеся внимательно слушают педагога. Концентрируют внимание на очень важной теме. После прослушивания теоретического материала, и просмотра наглядных таблиц, дети записывают материал в тетрадь, рисуют схему строения ступеней на примере гаммы До мажор. Рисуют знаки альтерации. Для фонетического диктанта дети делятся на пары, друг к другу лицом. Слушают педагога и выделяют фрагменты, где происходит смена ладов. После   учащиеся садятся спиной друг к другу и играют последовательности аккордов со сменой тональности, и по очереди выделяют фрагменты,  где произошла смена тональности. Таким образом, учащиеся могут оценить действия друг друга, по данной теме.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Итоги занятия.  Рефлексия.

3 мин

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии. Намечаются цели для дальнейшей деятельности (сравнительный анализ музыкальных произведений в разных ладах). Вы явление характерных особенностей  мажорного и минорного ладов.

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том что, главная идея занятия слышать смену ладов, и при их помощи выражать эмоциональное состояние через игру на гитаре.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель, услышали  они смену ладов, получилось с помощью ладов уловить характер произведения.

Познавательные

Регулятивные

Личностные


Таблица № 1                   

Что вы услышали в произведении?

настроение

эмоции

характер

Какой лад произведения - мажорный   минорный?

                                                             


  Приложение № 1

      ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА (Украинская народная песня)

http://www.kidly.ru/images/2010/11/music-3-300x86.jpg

ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (Русская народная песня)

http://www.kidly.ru/images/2010/11/music-4-300x82.jpg 

Приложение № 2

http://myfortepiano.ru/images/----_1.jpg

        



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   объединения «Звонкие струны» по ДООП «Мир гитары»

I .Тема занятия: Освоение  аккорда  С (до мажор) в первой позиции.

II. Тип занятия: Открытие новых знаний

III. Цель занятия:

Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки для освоения аккорда С  (до- мажор) в первой позиции.

Для учащихся: Освоить начальные навыки по строению, расположению на грифе Аккорда до- мажор в первой позиции.  

V. Задачи:

1. Обучающие:  научить учащихся правильно строить и извлекать аккорд С  (до- мажор) в первой позиции.

 2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  моторику пальцев правой и левой руки;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у учащихся усидчивости, терпения,  дисциплины.

V. Методы обучения:

1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. практический  (освоение приемов  игры на инструменте, расположение пальцев рук при изучении аккордов);

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка, проверка по эталону.

VI. Планируемые  результаты:

Личностные:  Понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых аккордов.

Предметные: Разбирать табулатуру, аппликатуру аккорда С(до мажор) в первой позиции, выучить расположение аккорда С (до мажор) в первой позиции на грифе.

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VII. Ресурсное обеспечения занятия:

  1. Гитара.
  2. Тетради для записей.
  3. Нотные тетради.                              
  4. Наглядное пособие (табулатура аккорда До мажор)
  5. Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные
  6. Форма занятия:  Практическое.                                           

Структура занятия

Этап занятия

Отведенное

время

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Создает эмоциональный  настрой на занятии.  Здравствуйте ребята. Я рад вас видеть сегодня, и хочу вас заверить, что сегодняшнее занятие будет интересным и познавательным. Начнем.

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

(Подведение к проблеме)

8 мин

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог актуализирует знания  учащихся о строении и  расположении раннее выученных аккордов (ми мажор,  ре минор, и ля минор). И так ребята, мы с вами прослушивали, и учили слова песни « Детство». Сейчас мы  попробуем с помощью наших аккордов (ля минор, ре минор, и ми мажор), сыграть первый куплет и припев песни

« Детство».

Учащиеся играют аккорды со словами. Первый куплет звучит мелодично и качественно, но когда играют припев, мелодия звучит не естественно, аккорды не выстроены, нет мелодической линии. Дети это замечают, и у них возникают вопросы. Почему не звучит припев, ведь мы играем все верно. Тональность ля минор аккорды верные, в чем проблема?

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

3. постановка целей задач занятия.

(Переход к решению проблемы)

3 мин

Зафиксировать возникшее затруднение (почему же мы не можем сыграть мелодию, при помощи всего двух аккордов). Поставить задачу разучить аккорд до мажор, для полного звучания песни.

Ребята мы видим, что иногда трех аккордов недостаточно для полноценного проигрывания произведения, и мы приходим к тому- что надо...  Да нужно выучить еще один аккорд До мажор.

Аккорд до мажор является аккордом параллельной тональности ля минора, и в этой песне «детство» как раз происходит смена лада (с ля минор в до мажор, и обратно).

Дети отвечают, что нужно выучить еще аккорды, этим самым формулируют тему занятия, освоение нового аккорда.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Первичный этап построения новых знаний.

14 мин

Выбор способа и средств реализации изучения нового аккорда ля минор.

Педагог объясняет строение аккорда до мажор, при помощи наглядного материала. После разбора строения аккорда педагог объясняет расположение аккорда ля минор на гитарном грифе. После фиксации информации в тетрадях педагог предлагает детям извлечь аккорд до мажор самостоятельно.

 Вижу у вас, получается, давайте соединим все наши выученные аккорды. После уверенной смены позиций между аккордами, педагог предлагает сыграть припев песни детство, который  у них не получился в начале занятия.

Учащиеся слушают педагога, изучают материал при помощи наглядных пособий, затем фиксируют все в тетрадь. После учащиеся пробуют с помощью педагога сыграть аккорд  до мажор, придерживаясь правильной аппликатуры. Когда аккорд до мажор  будет правильно извлечен, дети соединяют его с раннее выученными аккордами.

Дети играют припев песни

« Детство» с педагогом слышат, что мелодия звучит хорошо, и приходят к выводу, что у них получилось решить задание.

Личностные

Познавательные Коммуникативные.

5.Итоги занятия.  Рефлексия.

3 мин

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии.

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что данное занятие было очень полезное, познавательное, и интересное.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель выучить аккорд до мажор. И результат, выполнили ли учащиеся задание при помощи аккорда до мажор сыграть песню

«Детство».

Познавательные

Регулятивные

Личностные



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия   объединения «Звонкие струны» по ДООП «Мир гитары»

I .Тема занятия:   Освоение  аккорда Аm (ля минор)  в первой позиции.

II. Тип занятия: Открытие новых знаний

III. Цель занятия:

Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки для освоения аккорда Аm (ля минор) в первой позиции.

Для учащегося: Освоить начальные навыки по строению, расположению на грифе Аккорда ля минор в первой позиции.

1. Обучающие:  научить учащихся правильно строить и извлекать аккорд Аm (ля минор) в первой позиции.

2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  моторику пальцев правой и левой руки;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины.

V. Методы обучения:

1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. практический  (освоение приемов  игры на инструменте, расположение пальцев рук при изучении аккордов);

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка.

VI. Планируемые  результаты:

Личностные:  Понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых аккордов.

Предметные: Разбирать табулатуру, аппликатуру аккорда Аm (ля минор) в первой позиции, выучить расположение аккорда Аm (ля минор) в первой позиции на грифе.

 Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VII. Ресурсное обеспечения занятия:

  1. Гитара.
  2. Тетради для записей.
  3. Нотные тетради.                              
  4. Наглядное пособие (табулатура аккорда Ля минор)

Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные

Форма занятия:  Практическое.                                           


Структура занятия

Этап занятия

Отведенное

время

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

Создает эмоциональный  настрой на занятии.  Здравствуйте дети, мы сегодня постараемся провести очень увлекательное, интересное, и полезное занятие. Давайте начнем! 

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

8 мин

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог актуализирует знания  учащихся о строении и  расположении раннее выученных аккордов (ми минор ми мажор и  ре минор). Ребята, а давайте с помощью наших аккордов  попробуем сыграть простую мелодию. Я вам буду говорить последовательности аккордов, а вы играйте их в медленном темпе. Как вы думаете, получилось у нас сыграть простенькую мелодию? Выслушав мнения учащихся педагог выдвигает проблему и наводящими вопросами  добивается от детей формирования темы. Нужен еще один аккорд, Это аккорд ля минор.

Дети играют  раннее выученные аккорды. После играют  предложенные педагогом последовательности и понимают что мелодия получается неполная, неоконченная. Чего-то не хватает. И задают вопросы, почему так. С помощью наводящих вопросов педагога формируют тему, изучение аккорда ля минор

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

3. постановка целей задач занятия.

3  мин

Зафиксировать возникшее затруднение (почему же мы не можем сыграть мелодию, при помощи всего двух аккордов). Поставить задачу разучить аккорд ля минор, для полного звучания тональности.

Педагог объясняет учащимся, что одна тональность состоит как минимум из трех аккордов. И нам нужно будет разучить еще один аккорд, и связать их с предведущими аккордами.

Дети слушают педагога. Готовятся фиксировать новую тему.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Первичный этап построения новых знаний.

14 мин

Выбор способа и средств реализации изучения нового аккорда ля минор.

Педагог объясняет строение аккорда ля минор, при помощи наглядного материала. После разбора строения аккорда педагог объясняет расположение аккорда ля минор на гитарном грифе. После фиксации информации в тетрадях педагог предлагает детям извлечь аккорд ля минор самостоятельно.  Вижу у вас получается, давайте соединим все наши выученные аккорды. После уверенной смены позиций между аккордами, педагог предлагает сыграть мелодию которую у них не получилась в начале занятия.

Учащиеся слушают педагога, изучают материал при помощи наглядных пособий, затем фиксируют все в тетрадь. После учащиеся пробуют с помощью педагога сыграть  аккорд ля минор, придерживаясь правильной аппликатуры. Когда аккорд ля минор будет правильно извлечен, дети соединяют его с раннее выученными аккордами.

Дети играют мелодию с педагогом слышат, что мелодия звучит хорошо, и приходят к выводу, что у них получилось решить задание.

Личностные

Познавательные Коммуникативные.

5.Итоги занятия.  Рефлексия.

3 мин

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии.

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что данное занятие было очень полезное и познавательное.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель выучить аккорд ля минор. И результат, выполнили ли учащиеся задание при помощи аккорда ля минор сыграть простую мелодию.

Познавательные

Регулятивные

Личностные


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности:

3.     Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности:...

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности...

Применение результатов дополнительного профессионального образования

Применение результатов дополнительного профессионального образования...

1.3.Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» у обучающихся основной  школы Личностные результаты:1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурн...