Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
рабочая программа

Филиппова Марина Алексеевна

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого-медико-педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса. В процессе обучения дети в доступной форме получат знания о простейших закономерностях строения формы предметов, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах  декоративно - прикладного  искусства, красоте природы и человеческих чувств. Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей, доступен, интересен. Занятия в «Творческой мастерской» помогут дать положительный эмоциональный настрой, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности, углублять благородные чувства, которые у них возникают, обогащает кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_masterskaya_filippova.docx76.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области

(МОУ школа-интернат № 8)

ул. Медиков, 5, г.Копейск, Челябинская область, 456655

Тел./факс 8(35139)7-77-61, Е-mail: shi8@kopeysk-uo.ru, сайт: https://shi8.kopeysk-uo.ru/

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МОУ школы-

интерната № 8

Протокол № 1

от 31.09.2022

_________М.В. Шурупова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ Л.В. Казакова

31.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директора МОУ школы-интерната № 8

__________М.В. Шурупова

Приказ от 01.09.2022

 № 349-од

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Творческая мастерская»

Направленность-художественная

Уровень-базовый

Возраст обучающихся-11-14 лет

Срок обучения-2 года

Срок реализации программы-2022-2023 год

Автор-составитель:

Филиппова Марина Алексеевна

г. Копейск,

2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика курса
  3. Содержание курса
  4. Тематическое планирование курса с учетом рабочей программы воспитания
  5. Планируемые результаты освоения курса
  6. Календарно-тематическое планирование курса
  7. Учебно - методическое обеспечение

        


  1. Пояснительная записка

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого-медико-педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса.

Программа составлена на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, локальных актов МОУ школы-интерната №8 Копейского городского округа.

Федеральный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 г. № 1342, от 28.05.2014 г. № 598, от 17.07.2015 г. № 734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г.№ 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2016 г. № 42729)// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Региональный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса:

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850)// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

Локальный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса:

  • Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области от 20.12. 2018 г.
  • Календарный учебный график, учебный план, расписание учебных занятий Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области на 2021-2022 учебный год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, МОУ школы-интерната №8 Копейского городского округа Челябинской области (приказ № 352/1од от 01.09.2021).
  • Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья №8»  Копейского городского округа Челябинской области. (приказ №8 - од от 15.01.2016г).
  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего   контроля  успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении адаптированной основной общеобразовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области (Приказ от № 351/1 од от 31.08.2021)
  • Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области (Приказ № 228/4-од от 29.08.2016 г.)
  • Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области. (Приказ № 158 – од от 30.03.2020)
  • Положение о временном порядке организации образовательного процесса в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) (Приказ № 282-од от 31.08.2020).

Методические материалы

Федеральный уровень

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.08.2016 года № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

Региональный уровень

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.06.2016 г. № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 г. № 03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2017 г. № 1213/10414 «О направлении рекомендаций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» www.ipk74.ru
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»
  • Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программначального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов,      Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ». – Режим доступа: www.ipk74.ru;
  • Сборник рабочих программ курсов внеурочной деятельности (с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, Н. Е. Скрипова,
  • Д. Борченко и др.; под. ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 192 с. (репозиторий Р2.2.2 Модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования).
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2018 г. № 1213/6651 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2018-2019 учебном году»
  • Информационная система «Конструктор Модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования» (http: //mroopnoo.wm15660.tmweb/ru/app/.

2. Общая характеристика курса

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, программы по внеурочной деятельности МОУ школы-интерната № 8 Копейского городского округа Челябинской области.

Синтез русского народного искусства с изобразительным, устным народным творчеством, декоративным и прикладным искусством, в процессе художественного творчества обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Пробуждает у них эстетические эмоции, а также развивает творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

В процессе обучения дети в доступной форме получат знания о простейших закономерностях строения формы предметов, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, а также о наиболее выдающихся мастерах  декоративно - прикладного  искусства, красоте природы и человеческих чувств. Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей, доступен, интересен.

Занятия в «Творческой мастерской» помогут дать положительный эмоциональный настрой, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности, углублять благородные чувства, которые у них возникают, обогащает кругозор детей.

Новизна программы «Творческая мастерская» состоит в том, что происходит объединение преподавания ряда художественных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) с обучением разным видам прикладного искусства.

Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы и основана на комплексном подходе к организации деятельности ребенка, умеющего жить в современных условиях: активного и самостоятельного в общении, доброжелательного во взаимоотношениях с окружающими, имеющего опыт самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия.

Программа «Творческая мастерская» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.

Основные принципы программы:

1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.

3. Систематичность и последовательность – непрерывность и поэтапность учебно-познавательной, творческой деятельности.

4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе творческой деятельности.

5. Творческое, динамичное совершенствование творческих способностей учащихся средствами декоративно - прикладного искусства – постоянное обновление содержания занятий изобразительным искусством, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся,
  • формирования эстетического вкуса, позитивной мотивации и социальной адаптации путём приобщения к традиционным народным промыслам и современным видам декоративно-прикладного искусства.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Образовательные:
  • ознакомить с разными видами прикладного искусства;
  • овладеть различными приемами декоративно-прикладного искусства.
  1. Воспитательные:
  • воспитать умение работать коллективно и индивидуально, добиваясь совершенства и завершённости в работе;
  • воспитать нравственные качества личности, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитать толерантность и навыки социальной коммуникации;
  • сформировать способность давать адекватную оценку результатам своей деятельности и результатам деятельности своих товарищей;
  • воспитать чувство гордости своей страной, своим народом, его историей и культурой;
  • прививать любовь к традиционному народному и декоративно-прикладному искусству.
  1. Развивающие:
  • дать навыки и умения по основам цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать навыки конструктивного общения;
  • способствовать формированию творческих способностей, развитию самостоятельности в работе, творческой индивидуальности, нравственных качеств, познавательного интереса к труду и искусству, позитивной мотивации деятельности, созданию «ситуации успеха».

В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны творческой деятельности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть успешным.

Актуальность программы в том, что использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.

                   3. Содержание Программы

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» состоит из 5 разделов:

  1. «Флористика»: декоративно-прикладное искусство; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветковлистьевтравплодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
  2. «Бумагопластика»: бумага и картон — самые доступные материалы. Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Работать с бумагой могут все.  Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами.
  3. «Народные ремесла»: форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;
  4. «Нетрадиционные техники рисования» - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
  5. «Поделки из бросового материала». Работа с бросовым материалом помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, развивает их творческий потенциал, но что самое главное - она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.  При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала.

Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить   себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.  Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения    по другим предметам обогащает занятия художественным трудом    и повышает заинтересованность учащихся.  Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), природоведение, биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.  


Описание места курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом и примерными программами курса «Творческая мастерская» реализуется в 5,6 классах в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Предметная область

Внеурочный

курс

                                  Класс

Количество часов

в неделю

Итого:

5

6

Творческая мастерская

1

1

Всего за год:

34

34

68

  1. Тематическое планирование курса

с учетом рабочей программы воспитания

34 часа (34 недели, 1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

5 класс

6 класс

Всего,

час.

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1

Флористика

4

5

9

Проведение инструктажей по ТБ.

Визуальные образы

Игровые и интерактивные формы учебной деятельности

Внутриклассное шефство

Музейные уроки

2

Бумагопластика

12

10

22

3

Народные ремесла

4

4

8

4

Нетрадиционные техники рисования

6

9

15

5

Поделки из бросового материала

8

6

14

Итого:

34

34

68


5. Планируемые результаты освоения Программы

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения Программы «Творческая мастерская» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование в развитие разных социальных отношений обучающихся в разных средах.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Предметными результатами Программы «Творческая мастерская» является формирование следующих знаний и умений:

знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • виды декоративно прикладного искусства, их историю и современное развитие;
  • необходимые сведения о изученных видах декоративно-прикладного искусства, особенностях работы с материалами, инструментами.

уметь:

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
  • соблюдать правила поведения и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.).
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе.
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

применять:

  • полученные умения и знания на практике, в различных видах творческой деятельности и повседневной жизни.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.  Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности.  Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.  Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,    формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


6. Календарно-тематическое планирование Программы.

5 класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

Дата проведения урока

В том числе

Форма

контроля

План

Факт

беседы

практи-ческие

занятия

I

Флористика

4

1

3

1.1

Вводное занятие. Что такое флористика? Заготовка материала

1

1

1.2

Букеты из осенних листьев.

1

1

1.3

Выполнение орнаментальных композиций

1

1

1.4

Аппликация из природных материалов на картоне.

1

1

Коллективная работа

II

Бумагопластика

12

2

10

2.1

Что такое бумагопластика

1

1

2.2

Плоская аппликация.  Путешествие в подводный мир.

1

1

2.3

Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги.

1

1

2.4

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

1

1

2.5

Коллаж из различных материалов

2

2

2.6

Оригами (основные приемы). Журавлики счастья

2

1

1

2.7

Приемы складывания

1

1

2.8

Создание поделок по схеме

3

3

КВН

3

Народные ремесла

4

2

2

3.1

Народная матрешка

2

1

1

3.2

Урало-сибирская роспись

2

1

1

тестирование

IV

Нетрадиционные техники рисования

6

6

4.1

Шаблонография

1

1

4.2

Рисование методом тычка

1

1

4.3

Кляксография

1

1

4.4

Рисование по мокрой бумаге

1

1

4.5

Пластилинография

2

2

выставка

V

Поделки из бросового материала

8

1

7

5.1

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек.

1

1

5.2

Плетение корзины из газетных трубочек.

2

2

5.3

Работа с фантиками. Аппликация из фантиков

2

2

5.4

Органайзер из конфетных коробок.

2

2

5.5

Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»

1

1

выставка

Итого: 

34

7

27

6 класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

Дата проведения урока

В том числе

Форма

контроля

План

Факт

беседы

практи-ческие

занятия

I

Флористика

5

1

3

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности. Заготовка материала

1

1

1.2

Композиция из осенних листьев.

1

1

1.3

Выполнение орнаментальных композиций

1

1

1.4

Аппликация из природных материалов на картоне.

2

2

выставка

II

Бумагопластика

10

2

8

2.1

Бумагопластика. Техника безопасности

1

1

2.2

Моделирование из плотной бумаги

1

1

2.3

Коллаж из различных материалов

2

2

2.4

Оригами (основные приемы).

2

1

1

2.5

Техника оригами. Цветы.

2

2

2.6

Техника оригами. Животные.

2

2

Коллективная работа

3

Народные ремесла

4

2

2

3.1

Народный костюм жителей Урала

3

1

2

3.2

Камнерезное искусство

1

1

Тесирование

IV

Нетрадиционные техники рисования

9

9

4.1

Шаблонография

2

2

4.2

Точечная живопись. рисование ватными палочками

2

2

4.3

Кляксография

2

2

4.4

Рисование по мокрой бумаге

1

1

4.5

Пластилинография

2

2

выставка

V

Поделки из бросового материала

6

1

5

5.1

Сбор бросового материала. Техника безопасности.

1

1

 5.2

Композиция из ватных дисков

1

1

 5.3

Превращение пластиковой тарелки

1

1

 5.4

Поделки из коробок.

2

2

5.5

Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»

1

1

выставка

Итого: 

34

6

28

7. Учебно - методическое обеспечение

Материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, геометрические тела и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты; репродукции картин, народных ремесел.
  1. Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, доска, мел, немеловая доска.

                     

Зрительный ряд:

эксклюзивные варианты работ в различных техниках:

  • монотипия, ниткография, граттаж, графика, фитографика, аппликация,
  • папье-маше, вырезка из бумаги, бумажная пластика, плетение из газет.

                                  Материалы и инструменты:

  • альбомные листы формат А-4; А-3
  • коврики для вырезания и лепки пластилином.
  • белый картон,
  • нож канцелярский
  • цветная бумага
  • карандаши цветные и простой
  • циркуль и чертежные принадлежности
  • фломастеры,
  • тушь,
  • акварель,
  • гуашь,
  • кисть,
  • зубная щетка,
  • ножницы,
  • нитки,
  • баночка с водой,
  • поролон,
  • бумага офиская,
  • клей ПВА,
  • журналы,
  • газеты


Литература:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.
  2.  Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.
  3.  Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
  4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
  5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
  6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  8. Коротеева Е.И. Озорные подружки -  нитки: аппликация из ниток  /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  9.  Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.
  10. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
  11.  Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
  12.  Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.
  13.  Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа»
  14. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
  15. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
  16. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
  17. Г.В. Резниченко. «Работа с бумагой» учебно-методическое издание/ Г.В. Резниченко –Тернопиль -Начальная Книга- Богдан -2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»

Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения "Рукодельница"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Рукодельница"...

Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»

Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)

          Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Швейная мастерская»

Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий, приобретённые на уроках ...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа "Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет

Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа Радость творчества" художественной направленности для обучающихся 7-12 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА»

Название рабочей программы: Программа внеурочной деятельности «Радуга».Срок, на который разработана рабочая программа: 2023-2024 учебный год.Дополнительная общеобразовательная общеразвиваю...