Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ирина Николаевна Филиппова

            Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству. Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью и пряжей, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Творческая мастерская»

(Декоративно-прикладное искусство)

Возраст обучающихся: 8 - 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

                             

Содержание

  1. Пояснительная записка. .………………………………………………………………...2

      2. Методы и формы образовательного процесса…………………………………………...7

      3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………………...9

      4. Учебно-тематический план……………………………………………………………...12

      5. Содержание программы…………………………………………………………………12

      6. Условия реализации программы………………………………………………………...15

      7. Список литературы………………………………………………………………………16

Пояснительная записка.

        Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) образования уделяют особое внимание внеурочной деятельности обучающихся. Согласно федеральному базисному учебному плану, эта деятельность становится обязательной частью образовательного процесса в школе.

         Школьники коррекционных школ имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Психологическое сопровождение декоративно - прикладного творчества предполагает систему специальных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Занятия по программе кружка «Творческая мастерская» позволяют эти недостатки в какой-то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из бумаги, ткани, рисование развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

            Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству. Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью и пряжей, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможностей их самовыражения. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

          Актуальность программы в том, что неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. «Творческая мастерская» — это программа по декоративно-прикладному творчеству, удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

          Направленность программы: декоративно – прикладное творчество. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка с умственной отсталостью, его неповторимой индивидуальностью, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми. Программа основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить их жизненный опыт, обогатить их чувственный мир и направлена на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования является формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередуются разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес к творчеству.

Педагогическая целесообразность:

          Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность, все это способствует развитию особых детей.

          Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

        Цель программы: Всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья путем привлечения к творчеству, через эстетическое воспитание средствами и возможностями изобразительного искусства и декоративной деятельности; воспитание интереса к культуре и искусству; совершенствование и развитие сенсорных и моторных навыков учащихся.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  1. Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, способствовать их систематизации;

- обучение приемам работы с инструментами и изучение свойств различных материалов;

- получение знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;

- способствование приобретению прикладных знаний, а также умений и навыков, необходимых для творческого   процесса;

- формирование умения видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

- обучение умению планирования своей работы.

2. Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

-  развитие умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку.

3. Воспитывающие:

 - расширение представления обучающихся об окружающем мире;

 - формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

 - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам традиционной народной культуры;

- развитие уверенности в себе;

 - формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к

   людям, стремления к взаимопомощи.

          Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни.

          Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

         Содержание программы нацелено на активизацию художественно – эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, картоном, тканью, красками, соленым тестом, работа с нитками, проволокой и т.п.) по изготовлению игрушек, сувениров, аппликаций, различных полезных изделий и поделок декоративно-прикладного творчества. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением поделок, всевозможных изделий и их творческим оформлением.

Принципы, лежащие в основе программы:

- принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Адресат:

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8 – 17 лет. В объединение принимаются все желающие, независимо от наличия способностей и физического здоровья. Предполагаемый состав групп – разновозрастной, с учетом индивидуальных способностей и уровня формирования интересов к творчеству.

       Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения при неизменном составе детей, объемом 70 часов, по 2 часа в неделю.

       Количество детей в группах: 2-6 человек.

Формы и режим занятий:

       Обучение проводится по 40 минут с перерывом на 10 минут.

       В каждой группе занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

       В зависимости от уровня готовности, наличия способностей и мотивации к данному виду деятельности у обучающихся возможна вариативность продолжительности обучения по программе. По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться.      

       Для более эффективной реализации программы «Творческая мастерская» предполагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рисунка и   рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, работами для выставки, коллективной работой.

       Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

-  приобретение новых знаний (педагог сообщает учащимся теоретические сведения); с   занятий такого типа   воспитанники начинают изучение новых тем;

- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под  

  руководством педагога);

-  повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

-  проверка знаний, умений и навыков (выставочные работы).

      В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей   группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Занятие состоит из нескольких этапов:

- Объяснение материала и демонстрирование наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы, слайды), а также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений, прослушивание музыки); в процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение данной темы;

- Выполнение детьми творческого задания;

-  Подведение итогов, обсуждение работ.

Методы и формы образовательного процесса:

      В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, конкурсы.

     А также различные методы:

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

     Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Данная программа способствует формированию следующих метапредметных универсальных учебных действий:

        Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

        Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

                             В конце обучения воспитанник будет:

 - знать начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при работе;

- использовать безопасные приемы работы;

 - иметь представление о декоративно - прикладном искусстве;

 - использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма,  

   композиция);

 - подбирать или составлять орнамент для декоративной работы;

 - создавать в объеме предмет и украшать его;

 - уметь строить эскизы простых форм, в   соответствии с декором;

 - оценивать результат своей работы и работы своих товарищей;

 - иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров), тканью, овладеет    навыками росписи по ткани, дереву и др.;

 - планировать последовательность выполнения работ.

        Формы подведения итогов реализации программы:

      Основные виды диагностики результата:

- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-

  творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические  

   игры, тестовые задания, выставки;

-  итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы:  

   итоговая выставка.

         В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной и творческой грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного и прикладного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

        При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.

        При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он   смог выполнить задание.

        Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.  

Качество освоения программы за четверть, учебный год:

       Результатами освоения адаптированной образовательной программы: рабочей дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» является достижение обучающимися 2-х уровней освоения:

       «Минимальный» - Практическая работа выполнена в упрощенном объеме и за больший промежуток времени. Работа выполнена со значительной помощью по заданному плану и алгоритму. В недостаточной степени знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся, может использовать их с помощью педагога.

      «Достаточный» - Практическая работа выполнена в полном объеме, своевременно, и ученик в достаточной степени проявил фантазию и творческий подход к работе. Работа выполнена по предложенному алгоритму с соблюдением всех необходимых требований к приемам работы. Материал подобран с незначительной помощью учителя. Выявлены незначительные ошибки и помарки, которые ученик исправил с помощью учителя. Знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся и использует их с незначительной помощью педагога.

       Освоение минимального уровня является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Освоение достаточного уровня говорит об успешности продвижения обучающихся в освоении реализуемой программы.

       Сводная таблица, оценки достижения обучающихся планируемых результатов освоения программы заполняется в конце каждой четверти обучения, где прописывается уровень и качество освоения программы.

Критерии оценивания:

Форма оценки результатов - бальная система:

-«Удовлетворительно»,

-«Хорошо»,

-«Отлично».

В теоретических разделах оценивается правильность ответов.

В практической работе оцениваются критерии:

-элементы творчества;

-соблюдение плана и алгоритма;

-аккуратность.

«Удовлетворительно» - Работа не всегда соответствует образцу. Работа выполнена не совсем аккуратно с нарушением плана и алгоритма, дополнительная доработка не всегда может привести к исправлению ошибок.

«Хорошо» - Работа выполнена по образцу с незначительными нарушениями плана и алгоритма, с не большими помарками, которые ученик исправил с помощью педагога, работа выполнена за больший промежуток времени и с небольшими элементами творчества.

«Отлично» - Работа выполнена самостоятельно, аккуратно, ученик проявил творчество. Практическая работа выполнена в соответствии с планом и алгоритмом, в срок.

Учебно-тематический план (70 часов).

       Названия разделов и тем занятий

             Кол-во часов:

Всего

теория

практика

 

Вводное занятие. ТБ и ПБ.

  1

Основы народного декоративно-прикладного творчества.

26

6

20

1.1

1.2

1.3

Художественная обработка ткани. Текстиль.

Традиционные народные куклы.

Посуда. Народный орнамент.

10

8

8

2

2

2

8

6

6

  2

    Современное декоративное искусство

43

7

36

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Бумажная пластика. Квиллинг.

 Вышивка атласной лентой. Канзаши.

Художественная роспись стекла.

Коллекционная мягкая игрушка.

Скрапбукинг.

6

10

10

12

5

1

1

2

2

1

5

9

8

10

4

  3

Итоговое мероприятие. Выставка работ воспитанников.

1

1

Итого:

70

13

57

                                                Содержание программы:                                              

Вводное занятие.

 Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Правила поведения в кабинете дополнительного образования. Техника безопасности. Графический тест.

1.Основы народного декоративно-прикладного творчества (26 часов).

1.1. Художественная обработка ткани. Текстиль. (10 часов).

Теория (2 часа): Ознакомление с художественным оформлением ткани, представление о традиционной народной вышивке и ткачестве, вязании. Элементарные представления о убранстве избы, предметах домашнего обихода и народном костюме. История традиционного искусства лоскутного шитья.

Практика (8 часов): Освоение простейших видов швов на основе традиционной вышивки. Стебельчатый и петельный шов. Освоение приемов снования многоцветной основы на рамке. Понятие раппорта в узорном ткачестве. Приемы создания узоров на ткани – холодный батик. Пэчворк - приемы кроя и сшивания вручную деталей квадрата – модуля, составление композиции из квадратов. Изготовление декоративного панно.

1.2 Традиционные народные куклы (8 часов).

Теория (2 часа): Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Календарные праздники. Типы и виды кукол. Культовые и обрядовые куклы. Куклы- обереги. Игровые куклы. Этнографические куклы. Технология и способы изготовления кукол.

Практика (6 часов): Изготовление народных кукол «Берегиня», «Красота», «Сударушка», «Куватка». Приемы выполнения куклы – закрутки, варианты конструктивного решения. Изготовление из лоскутков ткани костюма для куклы без применения иглы.  

1.3 Посуда. Народный орнамент (8 часов).

Теория (2 часа): Основы художественного конструирования керамических и деревянных изделий, построение эскизов и орнаментов; ознакомление с технологией изготовления керамических изделий, их формования и декорирования. Особенности и орнаменты гжельского узора.

Практика (6 часов): Мелкая пластика: лепка кувшина из полимерной глины, соленого теста. Изготовление тарелки способом папье – маше. Грунтовка и декорирование основы – тарелки. Роспись по мотивам Гжели в технике мазка.

2. Современное декоративное искусство (43 часа).

2.1 Бумажная пластика. Квиллинг (6 часов). 

Теория (1 час): Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Практика (5 часов): Составление композиции из форм. Способы и правила составления композиции. Составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

2.2 Вышивка атласной лентой. Канзаши. (10 часов).

Теория (1 часа): История вышивки лентами. Стежки и техника вышивки. Основные элементы вышивки. История возникновения техники «Канзаши», особенности техники. Технологическая последовательность изготовления изделий. 2 основных способа складывания лепестков – острый и круглый. Двойной лепесток. Лепесток «Апельсиновая долька».

Практика (9 часов): Выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.  Вышивка лентами стежков: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», ленточный, прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка». Выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны. Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», «Цветочная композиция». Канзаши: Знакомство с базовой формой «Роза - пион». Складывание объемного цветка. Игольчатая хризантема. Складывание объемных изделий из большого количества лепестков. Композиция «Роза». Объемная композиция для заколок. Изготовление творческого изделия – панно.

2.3 Художественная роспись стекла (10 часов).

Теория (2 часа): Знакомство с историей изготовление витража и витражной техники. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Способы наложения красок: выписывание кистью, с использованием губки, раскрашивание пальцами. Основные правила смешивание цветов витражных красок. Высветление краски. Разбавление краски. Правила сушки изделий. Контурный витраж. Виды контура. Правила нанесения контура. Заливка цветом.

Практика (8 часов): Подготовка стекла к началу росписи. Упражнения в смешивании красок. Элементы выписывания кистью, губкой, пальцами. Выполнение упражнений по созданию композиций различными видами контуров по выбору обучающихся. Работа с разными видами красок. Выполнение отдельных элементов съемного и несъемного витража. Изготовление несъемного витража, съемного и декорирование или роспись зеркальной поверхности по выбору обучающихся. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка», «Львенок», «Китенок» и др. Выполнение упражнений по смешиванию цветов.

2.4 Коллекционная мягкая игрушка (12 часов).

Теория (2 часа): История мягкой игрушки. Знакомство с типами игрушек.  Основные виды применяемых швов. Способы изготовления и перевода выкроек, лекал и шаблонов. Изучение особенностей тканей. Технологическая карта.

Практика (10 часов): Зарисовка эскизов, изготовление выкроек и шаблонов. Раскрой игрушек с применением экономного расположения выкроек на ткани. Сшивание деталей игрушки. Набивка сшитых деталей ватой, придание необходимой формы. Декорирование и придание образа игрушке.

2.5 Скрапбукинг. (5 часов).

Теория (1 час): История возникновения техники скрапбукинг. Знакомство с традициями празднования праздников в нашей стране, с особенностями изготовления открыток. Распространение техники «скрапбукинга» в России. Декорирование открыток с наружной стороны.  Знакомство с художественными техниками. Ознакомление с плоскостными композициями из бумаги, картона, текстиля в технике: аппликация, мозаика, оригами. Демонстрация инструментов для скрапбукинга, ознакомление с фигурными дыроколами с различным рисунком. 

Практика (4 часа): Работа с бумагой и картоном. Составление плоскостных композиций из вырезаний деталей тонкого картона и бумаги для скрапбукинга. Приемы работы: резание, про резание отверстий, нарезка спиралью, кольцами. Самостоятельное изготовление рамок. Понятие «Формы»: основные геометрические фигуры. Детальное изучение природных форм, их рассматривания. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление центра: размером, размещением. Проектирование. «Оформление и дизайн поздравительно открытки». Самостоятельное, практическое занятие в изготовление записной книжки. Скрепление листочков с помощью шнуровки.

  1. Итоговое мероприятие (1 час): Выставка работ воспитанников. Оформление выставки. Подведение итогов. Выставка изделий по проектам, которые дети выполняли по выбору. Участие детей в районных, областных ярмарках, конкурсах и выставках.

Условия реализации программы:

       Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций. Детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые инструменты и принадлежности: ножницы, иглы, пяльцы, кисти, карандаши, линейки и др. Использование видео и аудиотехники (просмотр фильмов, слушание музыки).

Методическое обеспечение программы:

   

Названия     разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Вводное занятие. ТБ и ПБ

лекция

Словесный

Наглядный

беседа

схемы, плакаты, фотографии

опрос, контрольное занятие

1.1

Художественная обработка ткани. Текстиль

Лекция

практические занятия

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

наблюдение

групповой

картины, фотографии раздаточный материал

Ткань, пряжа

Краски для ткани, иглы

Ножницы нитки

Коллективный анализ работ

Выставка

конкурс

1.2

Традиционные народные куклы

Комбинированное занятие

Лекция

экскурсия

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

схемы

Ткань, пряжа

Ножницы нитки, иглы

тесьма

Коллективный анализ

Работ

конкурс

1.3

Посуда. Народный орнамент

Лекция

практические занятия

экскурсия

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

Холодный фарфор

Бумага, кисти

Клей, краски

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.1

Бумажная пластика. Квиллинг

Лекция

практические занятия

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

групповой

картины, фотографии

таблицы

схемы

Бумага для квиллинга

Бумага

Ножницы

клей

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.2

Вышивка атласной лентой

Комбинированное занятие

Лекция

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

схемы

Ткань. Нитки

Атласная лента, иглы

ножницы

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.3

Художественная роспись стекла

Комбинированное занятие

Лекция

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

компьютерные программные

средства

схемы

эскизы

Рамки со стеклом

Вазы/посуда

Краски по стеклу

Контур по стеклу

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

выставка

2.4

Коллекционная мягкая игрушка

Лекция

практические занятия

защита проектов

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

фотографии

таблицы

схемы

раздаточный материал

Ткань, мех искусственный, нитки

Ножницы

Иглы

Синтепон

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

2.5

Скрапбукинг

Лекция

практические занятия

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

фотографии

таблицы

схемы

раздаточный материал

Цветной картон

Цветная Бумага

Ножницы

Клей, тесьма и др.

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

3

Итоговое мероприятие. Выставка работ воспитанников

Выставка

Защита проектов

Мастер-класс

Практический

Коллективно-групповой

Творческие работы воспитанников

Выставка

конкурс

                                                Список литературы:

                                             Литература для педагога:

1.Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2012. 

2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей». – М.:  

    ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

3. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности. - М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.

4. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004.

5. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М. Школьная     Пресса, 2008.

6. Колякина В.И.  Методика организации уроков коллективного творчества: планы и   сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.

8. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы /– М.: Школьная книга, 2001.

9. Новосёлова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. // Методист. – 2007. № 8 – С. 28 - 32.

10. Резанова О.В.  Русский народный костюм как средство художественного   образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические   рекомендации. – М., 1997.

11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия.

12. Смирнов С. А. – Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / М.: Издательский центр «Академия», 2001.

13. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие.  /– М., 2000.

 14. Шпикалова Т.Я., Комарова Т. С., Светловская Н.Н. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1– 4 классы 11-летней школы.

    – М.: Просвещение, 1999.

Литература для учащихся:

1. Андреева И. А. Рукоделие: Популярная энциклопедия. М. 1991.

2. Воробьева Н. Точечная роспись. - М.: Аст-Пресс, 2013.

3. Гашицкая Р.П., Левина О. В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Р н /Д.2004.

4. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. – М.: Арт-Родник, 2004.

5. Голубинцева Е. Подарки из кожи. С-П. 2003.

6. Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 2003. Гомозова, Ю. Б.

7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193 с

8. Ди Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу. –М.: Альбом, 2006.

9. Декоративные панно. – М.: Арт-Родник, 2007.

10. Дом и хозяйство от А до Я. Рукоделие. М. 1999.

11 Еременко, Т. И. Кружок вязания крючком. – М., 2004.

12. Жадько Е.Г. Вышивка пейзажей. Р н/Д. 2006.  

13. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. –    

      Ярославль: Академия развития, 2009.

14. Марьина Ю. Коллажи и панно. М. 2005.

15. Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Послушные узелки. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2007

16. Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Вышивка. Первые шаги. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2007.

17. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для  

      родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2008.

18. Петрова, М. Е. Узоры для вышивания. – СПб., 2003.

19. Пронина Л. Уроки детского творчества. М.: Просвещение, 2001 г. -242с.

20. Селиванова Т. А. Изделия из кожи. М. 2005. 8. Хохлова Е. Н. Производство    

      художественной керамики. М. 1979.

21. Фролина, Е. Шьем сказку. – Рязань, 2007.

22. Ханашевич, Д. Р. Волшебные квадратики. – М.: Малыш, 2003

23. Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и крючком. –    

      М., 2004

24. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193с

25. Журналы: Народное творчество. Юный художник.

 



Предварительный просмотр:

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Творческая мастерская»

(Декоративно-прикладное искусство)

Возраст обучающихся: 8 - 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

                             

Содержание

  1. Пояснительная записка. .………………………………………………………………...2

      2. Методы и формы образовательного процесса…………………………………………...7

      3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………………...9

      4. Учебно-тематический план……………………………………………………………...12

      5. Содержание программы…………………………………………………………………12

      6. Условия реализации программы………………………………………………………...15

      7. Список литературы………………………………………………………………………16

Пояснительная записка.

        Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) образования уделяют особое внимание внеурочной деятельности обучающихся. Согласно федеральному базисному учебному плану, эта деятельность становится обязательной частью образовательного процесса в школе.

         Школьники коррекционных школ имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Психологическое сопровождение декоративно - прикладного творчества предполагает систему специальных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Занятия по программе кружка «Творческая мастерская» позволяют эти недостатки в какой-то мере исправлять. Работа по изготовлению изделий из бумаги, ткани, рисование развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

            Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству. Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью и пряжей, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможностей их самовыражения. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

          Актуальность программы в том, что неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. «Творческая мастерская» — это программа по декоративно-прикладному творчеству, удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

          Направленность программы: декоративно – прикладное творчество. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка с умственной отсталостью, его неповторимой индивидуальностью, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми. Программа основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить их жизненный опыт, обогатить их чувственный мир и направлена на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования является формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередуются разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес к творчеству.

Педагогическая целесообразность:

          Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность, все это способствует развитию особых детей.

          Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

        Цель программы: Всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья путем привлечения к творчеству, через эстетическое воспитание средствами и возможностями изобразительного искусства и декоративной деятельности; воспитание интереса к культуре и искусству; совершенствование и развитие сенсорных и моторных навыков учащихся.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  1. Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, способствовать их систематизации;

- обучение приемам работы с инструментами и изучение свойств различных материалов;

- получение знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;

- способствование приобретению прикладных знаний, а также умений и навыков, необходимых для творческого   процесса;

- формирование умения видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

- обучение умению планирования своей работы.

2. Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

-  развитие умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку.

3. Воспитывающие:

 - расширение представления обучающихся об окружающем мире;

 - формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

 - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам традиционной народной культуры;

- развитие уверенности в себе;

 - формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к

   людям, стремления к взаимопомощи.

          Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни.

          Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

         Содержание программы нацелено на активизацию художественно – эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, картоном, тканью, красками, соленым тестом, работа с нитками, проволокой и т.п.) по изготовлению игрушек, сувениров, аппликаций, различных полезных изделий и поделок декоративно-прикладного творчества. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением поделок, всевозможных изделий и их творческим оформлением.

Принципы, лежащие в основе программы:

- принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Адресат:

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8 – 17 лет. В объединение принимаются все желающие, независимо от наличия способностей и физического здоровья. Предполагаемый состав групп – разновозрастной, с учетом индивидуальных способностей и уровня формирования интересов к творчеству.

       Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения при неизменном составе детей, объемом 70 часов, по 2 часа в неделю.

       Количество детей в группах: 2-6 человек.

Формы и режим занятий:

       Обучение проводится по 40 минут с перерывом на 10 минут.

       В каждой группе занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

       В зависимости от уровня готовности, наличия способностей и мотивации к данному виду деятельности у обучающихся возможна вариативность продолжительности обучения по программе. По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться.      

       Для более эффективной реализации программы «Творческая мастерская» предполагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рисунка и   рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, работами для выставки, коллективной работой.

       Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

-  приобретение новых знаний (педагог сообщает учащимся теоретические сведения); с   занятий такого типа   воспитанники начинают изучение новых тем;

- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под  

  руководством педагога);

-  повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

-  проверка знаний, умений и навыков (выставочные работы).

      В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей   группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Занятие состоит из нескольких этапов:

- Объяснение материала и демонстрирование наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы, слайды), а также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений, прослушивание музыки); в процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение данной темы;

- Выполнение детьми творческого задания;

-  Подведение итогов, обсуждение работ.

Методы и формы образовательного процесса:

      В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, конкурсы.

     А также различные методы:

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

     Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Данная программа способствует формированию следующих метапредметных универсальных учебных действий:

        Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

        Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

                             В конце обучения воспитанник будет:

 - знать начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при работе;

- использовать безопасные приемы работы;

 - иметь представление о декоративно - прикладном искусстве;

 - использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма,  

   композиция);

 - подбирать или составлять орнамент для декоративной работы;

 - создавать в объеме предмет и украшать его;

 - уметь строить эскизы простых форм, в   соответствии с декором;

 - оценивать результат своей работы и работы своих товарищей;

 - иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров), тканью, овладеет    навыками росписи по ткани, дереву и др.;

 - планировать последовательность выполнения работ.

        Формы подведения итогов реализации программы:

      Основные виды диагностики результата:

- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-

  творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические  

   игры, тестовые задания, выставки;

-  итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы:  

   итоговая выставка.

         В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной и творческой грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного и прикладного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

        При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.

        При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он   смог выполнить задание.

        Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.  

Качество освоения программы за четверть, учебный год:

       Результатами освоения адаптированной образовательной программы: рабочей дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» является достижение обучающимися 2-х уровней освоения:

       «Минимальный» - Практическая работа выполнена в упрощенном объеме и за больший промежуток времени. Работа выполнена со значительной помощью по заданному плану и алгоритму. В недостаточной степени знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся, может использовать их с помощью педагога.

      «Достаточный» - Практическая работа выполнена в полном объеме, своевременно, и ученик в достаточной степени проявил фантазию и творческий подход к работе. Работа выполнена по предложенному алгоритму с соблюдением всех необходимых требований к приемам работы. Материал подобран с незначительной помощью учителя. Выявлены незначительные ошибки и помарки, которые ученик исправил с помощью учителя. Знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся и использует их с незначительной помощью педагога.

       Освоение минимального уровня является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Освоение достаточного уровня говорит об успешности продвижения обучающихся в освоении реализуемой программы.

       Сводная таблица, оценки достижения обучающихся планируемых результатов освоения программы заполняется в конце каждой четверти обучения, где прописывается уровень и качество освоения программы.

Критерии оценивания:

Форма оценки результатов - бальная система:

-«Удовлетворительно»,

-«Хорошо»,

-«Отлично».

В теоретических разделах оценивается правильность ответов.

В практической работе оцениваются критерии:

-элементы творчества;

-соблюдение плана и алгоритма;

-аккуратность.

«Удовлетворительно» - Работа не всегда соответствует образцу. Работа выполнена не совсем аккуратно с нарушением плана и алгоритма, дополнительная доработка не всегда может привести к исправлению ошибок.

«Хорошо» - Работа выполнена по образцу с незначительными нарушениями плана и алгоритма, с не большими помарками, которые ученик исправил с помощью педагога, работа выполнена за больший промежуток времени и с небольшими элементами творчества.

«Отлично» - Работа выполнена самостоятельно, аккуратно, ученик проявил творчество. Практическая работа выполнена в соответствии с планом и алгоритмом, в срок.

Учебно-тематический план (70 часов).

       Названия разделов и тем занятий

             Кол-во часов:

Всего

теория

практика

 

Вводное занятие. ТБ и ПБ.

  1

Основы народного декоративно-прикладного творчества.

26

6

20

1.1

1.2

1.3

Художественная обработка ткани. Текстиль.

Традиционные народные куклы.

Посуда. Народный орнамент.

10

8

8

2

2

2

8

6

6

  2

    Современное декоративное искусство

43

7

36

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Бумажная пластика. Квиллинг.

 Вышивка атласной лентой. Канзаши.

Художественная роспись стекла.

Коллекционная мягкая игрушка.

Скрапбукинг.

6

10

10

12

5

1

1

2

2

1

5

9

8

10

4

  3

Итоговое мероприятие. Выставка работ воспитанников.

1

1

Итого:

70

13

57

                                                Содержание программы:                                              

Вводное занятие.

 Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Правила поведения в кабинете дополнительного образования. Техника безопасности. Графический тест.

1.Основы народного декоративно-прикладного творчества (26 часов).

1.1. Художественная обработка ткани. Текстиль. (10 часов).

Теория (2 часа): Ознакомление с художественным оформлением ткани, представление о традиционной народной вышивке и ткачестве, вязании. Элементарные представления о убранстве избы, предметах домашнего обихода и народном костюме. История традиционного искусства лоскутного шитья.

Практика (8 часов): Освоение простейших видов швов на основе традиционной вышивки. Стебельчатый и петельный шов. Освоение приемов снования многоцветной основы на рамке. Понятие раппорта в узорном ткачестве. Приемы создания узоров на ткани – холодный батик. Пэчворк - приемы кроя и сшивания вручную деталей квадрата – модуля, составление композиции из квадратов. Изготовление декоративного панно.

1.2 Традиционные народные куклы (8 часов).

Теория (2 часа): Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Календарные праздники. Типы и виды кукол. Культовые и обрядовые куклы. Куклы- обереги. Игровые куклы. Этнографические куклы. Технология и способы изготовления кукол.

Практика (6 часов): Изготовление народных кукол «Берегиня», «Красота», «Сударушка», «Куватка». Приемы выполнения куклы – закрутки, варианты конструктивного решения. Изготовление из лоскутков ткани костюма для куклы без применения иглы.  

1.3 Посуда. Народный орнамент (8 часов).

Теория (2 часа): Основы художественного конструирования керамических и деревянных изделий, построение эскизов и орнаментов; ознакомление с технологией изготовления керамических изделий, их формования и декорирования. Особенности и орнаменты гжельского узора.

Практика (6 часов): Мелкая пластика: лепка кувшина из полимерной глины, соленого теста. Изготовление тарелки способом папье – маше. Грунтовка и декорирование основы – тарелки. Роспись по мотивам Гжели в технике мазка.

2. Современное декоративное искусство (43 часа).

2.1 Бумажная пластика. Квиллинг (6 часов). 

Теория (1 час): Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга. Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Практика (5 часов): Составление композиции из форм. Способы и правила составления композиции. Составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

2.2 Вышивка атласной лентой. Канзаши. (10 часов).

Теория (1 часа): История вышивки лентами. Стежки и техника вышивки. Основные элементы вышивки. История возникновения техники «Канзаши», особенности техники. Технологическая последовательность изготовления изделий. 2 основных способа складывания лепестков – острый и круглый. Двойной лепесток. Лепесток «Апельсиновая долька».

Практика (9 часов): Выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.  Вышивка лентами стежков: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», ленточный, прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка». Выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны. Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», «Цветочная композиция». Канзаши: Знакомство с базовой формой «Роза - пион». Складывание объемного цветка. Игольчатая хризантема. Складывание объемных изделий из большого количества лепестков. Композиция «Роза». Объемная композиция для заколок. Изготовление творческого изделия – панно.

2.3 Художественная роспись стекла (10 часов).

Теория (2 часа): Знакомство с историей изготовление витража и витражной техники. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Способы наложения красок: выписывание кистью, с использованием губки, раскрашивание пальцами. Основные правила смешивание цветов витражных красок. Высветление краски. Разбавление краски. Правила сушки изделий. Контурный витраж. Виды контура. Правила нанесения контура. Заливка цветом.

Практика (8 часов): Подготовка стекла к началу росписи. Упражнения в смешивании красок. Элементы выписывания кистью, губкой, пальцами. Выполнение упражнений по созданию композиций различными видами контуров по выбору обучающихся. Работа с разными видами красок. Выполнение отдельных элементов съемного и несъемного витража. Изготовление несъемного витража, съемного и декорирование или роспись зеркальной поверхности по выбору обучающихся. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка», «Львенок», «Китенок» и др. Выполнение упражнений по смешиванию цветов.

2.4 Коллекционная мягкая игрушка (12 часов).

Теория (2 часа): История мягкой игрушки. Знакомство с типами игрушек.  Основные виды применяемых швов. Способы изготовления и перевода выкроек, лекал и шаблонов. Изучение особенностей тканей. Технологическая карта.

Практика (10 часов): Зарисовка эскизов, изготовление выкроек и шаблонов. Раскрой игрушек с применением экономного расположения выкроек на ткани. Сшивание деталей игрушки. Набивка сшитых деталей ватой, придание необходимой формы. Декорирование и придание образа игрушке.

2.5 Скрапбукинг. (5 часов).

Теория (1 час): История возникновения техники скрапбукинг. Знакомство с традициями празднования праздников в нашей стране, с особенностями изготовления открыток. Распространение техники «скрапбукинга» в России. Декорирование открыток с наружной стороны.  Знакомство с художественными техниками. Ознакомление с плоскостными композициями из бумаги, картона, текстиля в технике: аппликация, мозаика, оригами. Демонстрация инструментов для скрапбукинга, ознакомление с фигурными дыроколами с различным рисунком. 

Практика (4 часа): Работа с бумагой и картоном. Составление плоскостных композиций из вырезаний деталей тонкого картона и бумаги для скрапбукинга. Приемы работы: резание, про резание отверстий, нарезка спиралью, кольцами. Самостоятельное изготовление рамок. Понятие «Формы»: основные геометрические фигуры. Детальное изучение природных форм, их рассматривания. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление центра: размером, размещением. Проектирование. «Оформление и дизайн поздравительно открытки». Самостоятельное, практическое занятие в изготовление записной книжки. Скрепление листочков с помощью шнуровки.

  1. Итоговое мероприятие (1 час): Выставка работ воспитанников. Оформление выставки. Подведение итогов. Выставка изделий по проектам, которые дети выполняли по выбору. Участие детей в районных, областных ярмарках, конкурсах и выставках.

Условия реализации программы:

       Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций. Детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые инструменты и принадлежности: ножницы, иглы, пяльцы, кисти, карандаши, линейки и др. Использование видео и аудиотехники (просмотр фильмов, слушание музыки).

Методическое обеспечение программы:

   

Названия     разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Вводное занятие. ТБ и ПБ

лекция

Словесный

Наглядный

беседа

схемы, плакаты, фотографии

опрос, контрольное занятие

1.1

Художественная обработка ткани. Текстиль

Лекция

практические занятия

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

наблюдение

групповой

картины, фотографии раздаточный материал

Ткань, пряжа

Краски для ткани, иглы

Ножницы нитки

Коллективный анализ работ

Выставка

конкурс

1.2

Традиционные народные куклы

Комбинированное занятие

Лекция

экскурсия

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

схемы

Ткань, пряжа

Ножницы нитки, иглы

тесьма

Коллективный анализ

Работ

конкурс

1.3

Посуда. Народный орнамент

Лекция

практические занятия

экскурсия

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

Холодный фарфор

Бумага, кисти

Клей, краски

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.1

Бумажная пластика. Квиллинг

Лекция

практические занятия

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

групповой

картины, фотографии

таблицы

схемы

Бумага для квиллинга

Бумага

Ножницы

клей

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.2

Вышивка атласной лентой

Комбинированное занятие

Лекция

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

таблицы

схемы

Ткань. Нитки

Атласная лента, иглы

ножницы

Коллективный анализ

Работ

конкурс

2.3

Художественная роспись стекла

Комбинированное занятие

Лекция

частично-поисковый

репродуктивный

упражнения

индивидуальный

картины, фотографии

компьютерные программные

средства

схемы

эскизы

Рамки со стеклом

Вазы/посуда

Краски по стеклу

Контур по стеклу

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

выставка

2.4

Коллекционная мягкая игрушка

Лекция

практические занятия

защита проектов

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

фотографии

таблицы

схемы

раздаточный материал

Ткань, мех искусственный, нитки

Ножницы

Иглы

Синтепон

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

2.5

Скрапбукинг

Лекция

практические занятия

частично-поисковый

репродуктивный

индивидуальный

фотографии

таблицы

схемы

раздаточный материал

Цветной картон

Цветная Бумага

Ножницы

Клей, тесьма и др.

Коллективный анализ

Работ

Конкурс

3

Итоговое мероприятие. Выставка работ воспитанников

Выставка

Защита проектов

Мастер-класс

Практический

Коллективно-групповой

Творческие работы воспитанников

Выставка

конкурс

                                                Список литературы:

                                             Литература для педагога:

1.Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2012. 

2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей». – М.:  

    ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

3. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности. - М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.

4. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004.

5. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М. Школьная     Пресса, 2008.

6. Колякина В.И.  Методика организации уроков коллективного творчества: планы и   сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.

8. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы /– М.: Школьная книга, 2001.

9. Новосёлова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. // Методист. – 2007. № 8 – С. 28 - 32.

10. Резанова О.В.  Русский народный костюм как средство художественного   образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические   рекомендации. – М., 1997.

11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия.

12. Смирнов С. А. – Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / М.: Издательский центр «Академия», 2001.

13. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие.  /– М., 2000.

 14. Шпикалова Т.Я., Комарова Т. С., Светловская Н.Н. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1– 4 классы 11-летней школы.

    – М.: Просвещение, 1999.

Литература для учащихся:

1. Андреева И. А. Рукоделие: Популярная энциклопедия. М. 1991.

2. Воробьева Н. Точечная роспись. - М.: Аст-Пресс, 2013.

3. Гашицкая Р.П., Левина О. В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Р н /Д.2004.

4. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. – М.: Арт-Родник, 2004.

5. Голубинцева Е. Подарки из кожи. С-П. 2003.

6. Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 2003. Гомозова, Ю. Б.

7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193 с

8. Ди Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу. –М.: Альбом, 2006.

9. Декоративные панно. – М.: Арт-Родник, 2007.

10. Дом и хозяйство от А до Я. Рукоделие. М. 1999.

11 Еременко, Т. И. Кружок вязания крючком. – М., 2004.

12. Жадько Е.Г. Вышивка пейзажей. Р н/Д. 2006.  

13. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. –    

      Ярославль: Академия развития, 2009.

14. Марьина Ю. Коллажи и панно. М. 2005.

15. Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Послушные узелки. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2007

16. Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Вышивка. Первые шаги. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2007.

17. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для  

      родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2008.

18. Петрова, М. Е. Узоры для вышивания. – СПб., 2003.

19. Пронина Л. Уроки детского творчества. М.: Просвещение, 2001 г. -242с.

20. Селиванова Т. А. Изделия из кожи. М. 2005. 8. Хохлова Е. Н. Производство    

      художественной керамики. М. 1979.

21. Фролина, Е. Шьем сказку. – Рязань, 2007.

22. Ханашевич, Д. Р. Волшебные квадратики. – М.: Малыш, 2003

23. Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и крючком. –    

      М., 2004

24. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193с

25. Журналы: Народное творчество. Юный художник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»

Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения "Рукодельница"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Рукодельница"...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения "Вокально-хореографическая студия "Музыкальная капель"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Швейная мастерская»

Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий, приобретённые на уроках ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30244884","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3241","width":"2294"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"302...