Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен "Колорит изобразительного искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Рыжонкова Жанна Александровна

Направление- искусство для учащихся 14 лет. Развитие образного и пространственного мышления, фантазии.Беседа о значении произведений искусства и их вклад в общественную культуру. Основы цветоведения. Основы живописи и рисунка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

МБУ «Школа № 69»

Принята на заседании педагогического совета, протокол N.  

от __.__.2021 г.


                    Утверждена

                   Приказом №

                   От«__»___2021

 Директор

       МБУ «Школа№ 69»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен «Колорит изобразительного искусства»

Направление: искусство

Вид: модифицированная

Возраст обучающихся: 14 лет

Срок реализации: 1 год

Кол-во часов за год: 24 часа

                                                                               

                                                                              Составитель:

                                                                              Рыжонкова Жанна Александровна

                                                                              Учитель ИЗО

                                                                             Тольятти, 2022 г.

1. Результаты освоения курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы профильной смены «Колорит изобразительного искусства»

                                    Личностные результаты

                 

                --Развитие образного и пространственного мышления, фантазии, творческой активности;

               --Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире изобразительного искусства, с учетом устойчивых познавательных интересов.

              --Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

             --Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира.

             --Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

            --Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

                  --Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;      

            --Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность

понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные

традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства

организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

            --Развитие внимания, дисциплинированности.

             Регулятивные универсальные учебные действия

           --Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

           --анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

                           --идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

           --выдвигать        версии        решения        проблемы,        формулировать        гипотезы, предвосхищать конечный результат;

           --ставить        цель        деятельности        на        основе        определенной        проблемы;

           --формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

        --обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

         --умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе                  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

задач;

        --определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

        --обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

        --определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

        --выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

        --выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

        --составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

        --описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

        --планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

        -- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать   свои   действия   в   соответствии    с    изменяющейся    ситуацией.

        --определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

        --систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

        --отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

        --оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

        --устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

     

        --анализировать        и        обосновывать        применение        соответствующего   инструментария для выполнения учебной задачи;

       --свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки.

исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

       --обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

       --фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

       --наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других o6y чающихся в процессе взаимопроверки;

       --соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

                       --принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

      --самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

      --ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

               

                           Познавательные универсальные учебные действия

        --определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,                    классифицировать,                   самостоятельно выбирать основания и критерии для   классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)

      --объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

                       --выделять явление из общего ряда других явлений;

      --определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделить определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

      --строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

      --строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

      --излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

      --самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

     --объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение   с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

     --выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

     --делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

      -обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

      --определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

                    --создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

                    --строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

     --преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

     --строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

     --анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

                     --определять свое отношение к природной среде;

     --анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

                     --проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

     --выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.

                     --определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

      --осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

      --формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Обучающийся сможет:

                      --играть определенную роль в совместной деятельности;

      --принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

       --определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

       --строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

       --корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

      --критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

                     --предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

     --выделять общую точку зрения в дискуссии;

     --договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

     --организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

     --устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

     --определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

     --отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

     --представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

     --соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

     --высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

                     --принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

      --использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

      --использовать        невербальные        средства        или        наглядные        материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

     --делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно     после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

       --целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

       --выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

      --выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

     

Цель программы - обучение основам изобразительного искусства, развитие творческих способностей обучающихся, формирование художественными средствами разнообразных умений, способностей, качеств личности, формирование чувства сопричастности к общему делу.

2. Содержание программы, виды и формы деятельности.

                1. Вводное занятие (1ч)

Беседа о значении произведений известных художников, их вклад в общественную культуру.

Введение в образовательную программу. Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Формы деятельности: беседа

Виды деятельности: художественное творчество

     2.  Основы рисунка (5 ч.).

Виды графики - рисунок, печатные художественные изображения (гравюра, литография, офорт) книжная, прикладная (плакат). Выразительные средства графики - штрих, пятно, контур, фон. Форма- куб, шар, цилиндр, конус. Свет и тень- свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень. Пропорции - отношение размеров предметов друг к другу и к целому. Перспектива- первый, второй и третий план. Воздушность.

Формы деятельности: беседа, игра

Виды деятельности: художественное творчество

     3. Основы живописи (9 ч.)

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Основные стили и направления живописи. Техники живописного исполнения. Виды живописи: Пейзаж.  Натюрморт. Анималистический жанр. Бытовой жанр. Исторический жанр.  Батальный жанр.  Мифологический жанр.  Портрет. Показ известных репродукций художников - в качестве примера.

Формы деятельности: беседа, игра

Виды деятельности: художественное творчество, познавательная

     4. Основы цветоведения  (8 ч)

Цветоведение- характеристики и свойства цветов.  Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, другие исследуются наши зрительные восприятия , в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии. Холодные и теплые цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Локальный цвет. Цветовые контрасты. Смешение цветов. Колорит.

Формы деятельности: беседа, игра

Виды деятельности: художественное творчество, познавательная

     5. Подведение итогов (1ч)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки рисунков школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки Формы деятельности: КТД

Виды деятельности: художественное творчество

Тематическое планирование 8 класс

 

Тема занятия

теория

практика

Всего часов

1

Вводное занятие

1

1

2

Виды графики

1

1

3

Выразительные средства графики

1

1

4

Свет и тень

1

1

5

Пропорции

1

1

6

Перспектива

1

1

7

Основы живописи

1

1

8

Пейзаж

1

1

9

Натюрморт

1

1

10

Анималистический жанр

1

1

11

Бытовой жанр

1

1

12

Исторический жанр

1

1

13

Батальный жанр

1

1

14

Мифологический жанр

1

1

15

Портрет

1

1

16

Основы цветоведения

1

1

17

Холодные и теплые цвета

1

1

18

Основные, составные и дополнительные цвета

1

1

19

Хроматические и ахроматические цвета

1

1

20

Локальный цвет

1

1

21

Цветовые контрасты

1

1

22

Смешение цветов

1

1

23

Колорит

1

1

24

Подведение итогов

1

1

всего

6

18

24

                                               

               Литература для педагога

 

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты М., 1981 г.
  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. 2006 г.
  3. Кузин В. Изобразительное искусство и методика его преподавания
  4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. 2012 г.
  5. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М. Мысль. 1987 г.
  6. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. М. 2017 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шоу-театр «Столица» Искусство театра»

Данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содейству...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного физкультурно-спортивного лагеря "Чемпион"

Профильная смена – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их позна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного летнего лагеря "Азимут-1"

Программа «Азимут» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания учащихся в условиях профильного лагеря....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ТРУДОВИЧОК »

Данная программа особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы у...