ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ТРУДОВИЧОК »
рабочая программа по биологии

Данная программа особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы учащиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, подготовке почвенных смесей, уходу за растениями. Данная программа создает условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, агрономии,  повышает профессиональную ориентацию учащихся.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся получают не только биологические основы растениеводства, но и учатся осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их на практике. Они овладевают общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения приусадебного хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.

Программа «Трудовичок», в отличие от типовых аналогичных программ большое место отводит изучению агротехники овощных культур. Кроме того отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает изучение овощеводства и культуры растений с включением научных знаний по нетрадиционным способам выращивания растений и наиболее ценного опыта практической деятельности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОДИОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

                                                     

                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ТРУДОВИЧОК »

 

 

Направленность:                                                   естественнонаучная

Возраст обучающихся:                                         11-14 лет

Срок реализации:                                                 краткосрочная (10 дней)

Уровень программы:                                           ознакомительный

 Составитель (разработчик):                              Луханина Галина Владимировна

                                                                                                              Зав. УОУ              

 

Содержание программы

1.Комплекс основных характеристик программы …………………………………… 3

    1.1.Пояснительная записка……………………………………………… ………….. 3

    1.2. Цели и задачи программы………………………………………………………. 5

    1.3. Содержание программы………………………………………………………… 7

    1.4. Планируемые результаты………………………………………….…………… 15

 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………….. …………….  17

    2.1. Форма аттестации и оценочные материалы…………………… …………….  17

    2.2.Условия реализации программы………………………………………………..  22

    2.3 Календарный учебный график…………………………………………….........  27

3.Список литературы……………………………………………………………………   35

      Приложение………………………………………………………………………....   36                        

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. В новых социально – экономических условиях сельские дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей сельской школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.

Поддерживать и углублять интересы учащихся к познанию природы в летний период можно лишь путем вовлечения их  в разнообразную трудовую деятельность, сочетая знания по выращиванию растений  с работой на учебно- опытном участке школы.

Овощеводство и цветоводство – высокоинтенсивная отрасль растениеводства. С каждым годом потребность населения в этой продукции увеличивается. Сегодня взрослые вместе с детьми приобщаются к любительскому цветоводству  и огородничеству, к выращиванию  овощных и декоративных растений на приусадебных участках и дома, посвящая этому часы своего досуга. Это не только здоровый отдых, украшение участка, но и существенное улучшение питания семьи за счет выращенных плодов и овощей. Овощи, фрукты и ягоды – совершенно необходимые и незаменимые продукты питания, источник многих витаминов, важнейший поставщик солей калия, кальция, магния и железа и других полезных элементов. Большое значение сельскохозяйственный труд играет в воспитании школьников. Именно здесь начинается общение ребенка с природой, где он делает первые открытия в мире растений, видит плоды своего труда, начинает понимать красоту.

Программа «Трудовичок» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам,  имеет практико-ориентированный характер и естественнонаучную направленность

Актуальность.

На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу,  но и человека, способного четко понимать и определять свое место  в системе природы, видеть неразрывную связь живой и неживой природы.

Данная программа особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы учащиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, подготовке почвенных смесей, уходу за растениями. Данная программа создает условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, агрономии,  повышает профессиональную ориентацию учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся получают не только биологические основы растениеводства, но и учатся осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их на практике. Они овладевают общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения приусадебного хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.

Программа «Трудовичок», в отличие от типовых аналогичных программ большое место отводит изучению агротехники овощных культур. Кроме того отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает изучение овощеводства и культуры растений с включением научных знаний по нетрадиционным способам выращивания растений и наиболее ценного опыта практической деятельности человека.

Адресат программы: возраст учащихся 11-14 лет.

Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром.

Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

Уровень программы, объем и сроки. Программа рассчитана на 10 дней  обучения. В учебном плане групповых занятий  предусмотрено 30 часов. Занятия проводятся  во время летних каникул (в июле и августе).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Трудовичок» реализуется на стартовом  уровне.

Форма обучения. Используется очная форма обучения.

        

Режим занятий.  Занятия проводятся 5 дней  в неделю по 3 часа

Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями-15 минут.

Особенности организации образовательного процесса.  Набор учащихся в объединение – свободный. Занятия объединения проводятся в групповой форме. Группы разновозростные.  Первая группа будет проходить обучение в июле, вторая в августе.

Методы обучения и  формы проведения занятий.

Основной задачей обучения является обобщение и систематизация  знаний, полученных на уроках технологии и биологии. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, таблицами, алгоритмами выполнения практических заданий; умение пользоваться сельскохозяйственным инвентарем, приборами, удобрениями, средствами защиты растений,  обрабатывать почву, ухаживать за растениями и убирать урожай.

Темы и перечень практических работ составлены в соответствии с местными условиями.

В основу занятий положены практические работы:

-уход за растениями, изучение овощных  культур по их пищевым и   биологическим особенностям, цветковых растений по их декоративным свойством и биологическим особенностям;

-знакомство с агротехникой овощных и цветковых культур;

-борьба с вредителями и болезнями овощных культур  и садовых цветов;

Программа предусматривает проведение  мероприятий: Праздник урожая, Праздник  цветов и др.

Важной особенностью программы является опытническая работа. Занятия проходят не только в стенах кабинета, но и в природных условиях.  Учащиеся  выполняют индивидуальные или  групповые работы  по заданию руководителя объединения.

    1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования сельскохозяйственной грамотности и практического применения знаний и умений при выращивании растений, формирование трудовой культуры.

Задачи :

Образовательные:

- способствовать углублению и расширению имеющихся у учащихся знаний о сельском хозяйстве;

- формировать определенные практические умения и навыки по основам овощеводства и цветоводства.

Развивающие :

- развивать собственный познавательный опыт и профессиональное самоопределение;
- сформировать и развить понятийный аппарат по темам;

- развить практические умения и навыки по выращиванию растений и уходу за ними;

- развивать умение работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные :
- формировать добросовестное отношение к труду;

-формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;

- сформировать у учащихся интерес к сельскохозяйственным профессиям;

- воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.

    1.3. Содержание программы

 Учебный план:

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации            ( контроля)

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

Инструктаж по

технике безопасности.

1

0,5

0,5

Беседа по знаниям  ТБ

2

Почва. Значение

обработки почвы.

2

1

1

Разгадывание кроссворда.

3

Важнейшие овощные

сельскохозяйственны

е культуры.  Сортовое разнообразие овощных культур. Корнеплодные овощные культуры. Луковые овощные культуры. .Картофель

12

4

8

Викторина                 « Овощи»

4

Сорные растения,

вредители и болезни

овощных культур. Вредители, их разнообразие и меры борьбы. Вредители, их разнообразие и меры борьбы. Группы сорняков. Меры борьбы с ними.

6

2

4

Подготовка докладов по данной теме.

5

Цветоводство

открытого грунта.

3

1

2

 Проведение        

викторины по теме «Цветоводство».

6

Питание растений

2

1

1

Игра « Хозяин земли»

7

Севообороты.

2

1

1

Беседа

8

Итоговое занятие.

2

2

Тестирование

ИТОГО

30

10,5

19,5

Содержание учебного плана

Раздел1.Введение.

Тема 1.1.Ознакомление учащихся с планом работы.

Теория: Экскурсия по учебно-опытному участку(УОУ).Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях.Правила техники безопасности при работе с инвентарем.

Практика : Входное тестирование

Раздел 2. Почва.

Тема 2.1.Значение обработки почвы.

Теория: Классификация почв по механическому составу. Физические и агрохимические свойства почвы. Основной вид обработки почвы. Обработка почвы после пахоты. Обработка почвы после уборки урожая. Обработка почвы после всходов семян. Удаление сорных растений с посевных участков.

Практика: Подготовка земляных смесей.

Раздел 3. Важнейшие овощные сельскохозяйственные культуры.

Тема3.1. Сортовое разнообразие овощных культур.

Теория: Биологические особенности томата. Агротехника возделывания. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Амурской области.

 Биологические особенности капусты. Агротехника возделывания. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Амурской области.

 Биологические особенности огурца. Агротехника возделывания. Формирование и уход за растениями. Сорта и гибриды, выращиваемые в Амурской области.

Практика: Отгадывание кроссворда по теме «Овощные культуры». Выполнение рисунков по теме «Любимый овощ».

Тема 3.2.Корнеплодные овощные культуры.

Теория: Столовая морковь. Происхождение и распространение. Народнохозяйственное значение. Биологические особенности. Знакомство с наиболее распространенными сортами моркови. Особенности выращивания. Болезни и вредители и меры борьбы с ними.

Столовая свекла. Происхождение. Народнохозяйственное значение. Биологические особенности. Сорта. Агротехника выращивания.

Практика: Подготовка сообщений по теме «Овощные культуры». 

Тема 3.3. Луковые овощные культуры.

Теория: Луковое разнообразие. Происхождение и распространение. Ботанические и биологические особенности лука и чеснока. Особенности роста и развития луковых растений. Требования лука к условиям среды. Технология производства репчатого лука. Выбор участка. Обработка почвы. Особенности выращивания и хранение лука-севка.

 Способы выращивания зелёного лука в открытом грунте.

Чеснок. Сорта. Агротехника выращивания. Особенности выращивания чеснока из бульбочек. Уборка чеснока и его качество. Фитонцидные свойства чеснока.

Практика: Составление технологической карты по выращиванию репчатого лука.

Тема 3.4.Картофель

Теория: Основные биологические и хозяйственные особенности. Сорта картофеля. Способы выращивания. Болезни, вредители и меры борьбы с ними. Способы кулинарной обработки.

Практика: Получение из клубней картофеля крахмала.

Раздел 4. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур

Тема 4.1 Вредители, их разнообразие и меры борьбы.

Теория: Основные вредители овощных культур (тля, белокрылка, паутинный клещ, луковая муха, крестоцветная блоха). Меры борьбы с ними.

Практика: Изучение вредителей и их зарисовка.

Тема 4.2 Болезни овощных культур.

Теория: Основные болезни овощных культур(фузариоз огурцов, фитофтора томатов, шейковая гниль, мучнистая роса ). Профилактические меры борьбы с ними.

Практика: Рассматривание болезней на частях растений. Просматривание презентации. Просмотр видеофильма о болезнях растений.

Тема 4.3 Группы сорняков. Меры борьбы с ними.

Теория: Деление сорняков на группы (однолетние, многолетние, паразиты, полупаразиты, стержнекорневые, корневищные, корнеотпрысковые).

Сорные растения, вред ими причиняемый. Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними. Меры борьбы: истребительные, предупредительные, карантинные.

Практика: Зарисовка сорняков.

Раздел 5. Цветоводство открытого грунта.

Теория: Характеристика современного цветоводства в России. Семенное размножение. Вегетативное размножение. Агротехника ухода за растениями в открытом грунте. Виды цветочного оформления.

Практика: Составление таблицы«Группы цветочных растений». Выполнение схемы клумбы в тетради. Выполнение рисунков по теме «Любимый цветок». Подготовка сообщений на тему «Мир цветов». Составление кроссворда «Цветы в саду».

Раздел 6. Питание растений

Теория: Особенности питания овощных культур. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Беседа о витаминах, для чего они служат, откуда они поступают к нам в организм. Взаимосвязь человека с растениями. Макроэлементы: азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций. Микроэлементы: цинк, марганец, бор, молибден, железо. Органические

удобрения: навоз коровий, птичий помет, травяная мука. Минеральные удобрения: мочевина, селитра, аммофос, метафосфат калия. Сроки и правила подкормки.

Практика: Рабочий раствор для подкормки.Подкормка растения.

Раздел 7.Севообороты.

Теория: Севооборот в открытом грунте . Требования к питанию и прополке различных овощных культур. Предшественники овощных культур.  Конвейерное выращивание овощей.

Практика: Таблица «Предшественники овощных культур». Самостоятельное составление севооборота.

8.Итоговое занятие. Тестирование.

    1.4. Планируемые результаты 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение, которые получают учащиеся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Трудовичок»:

Предполагается, что в конце обучения учащиеся будут знать:

-правила техники безопасности при работе с инвентарем;

-декоративные цветы, их роль в жизни человека;

-основы ландшафтного дизайна.

-основные виды овощных сельскохозяйственных культур;

-состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;

-знать пути и средства повышения плодородия почв;

-основные виды сорняков, вредителей и болезней, меры борьбы с ними;

-знать и применять современные и традиционные технологии выращивания овощных сельскохозяйственных культур;

Предполагается, что в конце обучения учащиеся будут уметь:

-распознавать семена овощных культур;

-определять виды и сорта овощных сельскохозяйственных культур;

-определять виды цветочных культур (открытого и закрытого грунта);

-ухаживать за растениями (поливать, рыхлить, вносить удобрения);

-подготавливать земляные смеси для выращивания растений;

-определять основные болезни овощных культур;

-работать со справочной литературой;

-оформлять приусадебный участок овощными и цветочными культурами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Трудовичок»:

-развитие коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание

культуры своего народа, своего края.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-развитие интереса к занятиям в объединении;

-развитие самостоятельности и аккуратности;

-умение применять разные приемы ручного труда;

-воспитание бережного отношения к посадкам сельскохозяйственных  культур;

-развитие терпеливости;

-осуществление организации и планирования собственной деятельности;

-умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом дополнительного образования и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников в подготовке и выполнении коллективных работ);

-формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду;

-воспитание потребности в труде и уважение к людям труда.

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы.

Аттестация учащихся объединения «Трудовичок»  - неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить результат освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по растениеводству, а также реальную результативность совместной деятельности.

Форма организации занятий не предполагает отметочного контроля знаний. Формы контроля предусматривают использование комплексной диагностики с применением следующих аналитико-оценочных методов: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование. Способом определения результативности программы является диагностика: начальная (проводится на первом занятии: тестирование возможностей и способностей учащихся), промежуточная и  итоговая аттестация знаний (в конце обучения).

Итоговая аттестация предполагает выявление уровня теоретической и практической подготовки учащихся объединения.

Уровень теоретической подготовки выявляется с помощью тестирования, либо открытых ответов на вопросы на знание терминологии по агротехнологии. Уровень практической подготовки выявляется в ходе выполнения учебно-тренировочного материала. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений. В качестве текущих форм контроля могут быть использованы информационные сообщения, реферативные работы. По завершении изучения всех тем программы  учащиеся готовят отчёт о проделанной работе по заранее избранной и подготовленной теме.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов):

-педагогические наблюдения;

-педагогический мониторинг;

-итоговая аттестация;

-конкурсы;

Общие критерии оценивания результатов:

-владение знаниями по программе;

-активность;

-участие в мероприятиях;

-умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-уровень воспитанности и культуры учащихся;

-творческий рост и личностные достижения учащихся.

По каждому разделу обучения продуман методический инструментарий, дидактический материал, техническое оснащение и формы подведения итогов деятельности.

Оценочные материалы.

Перечень диагностических материалов, используемых в работе:  «Вопросы итоговой аттестации», тест на знание основных понятий в растениеводстве, анкета «Общий уровень воспитанности учащихся», анкета «Выявление мотивации обучения».

Тематический контроль проводится по освоению учащимися данной программы. При этом используют текущие тестовые задания, кроссворды, викторины, практические задания и их оценка, биологический диктант.

Методические материалы

Методы обучения, методические приёмы выбираются с учётом знаний и практических навыков учащегося.

Для достижения намеченной цели и в соответствии с выявленными закономерностями программа основывается на следующих принципах обучения и воспитания:

-наглядность.

Многие занятия проводятся посредством окружающей действительности. Изучаемые объекты на занятиях учащиеся видят, ощущают, осязают (комнатные растения, овощи, семена, вредители и т.д.). В учебном кабинете много наглядных пособий (плакаты, модели, схемы, коллекции семян, вредителей, болезней растений).

-систематичность и последовательность.

Систематическое и последовательное проведение некоторых практических работ (полив, рыхление, прополка) доведена до автоматизма. Занятия проводятся в соответствии с последовательностью изменений в природе  и условий произрастания растений.

-доступность.

 Обучение проходит, исходя из возраста юных растениеводов, из уровня подготовленности и развития.

-связь теории с практикой.

Учащиеся обязательно проверяют свои знания на практических занятиях.

В основу реализации программы положены следующие методы обучения:

-словесный (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения);

-метод практической деятельности.

-метод самостоятельной деятельности (подготовка рефератов и устных сообщений);

-игровой.

При организации учебно-воспитательного процесса используются различные технологии: традиционного и проблемного обучения, личностно- ориентированные, игровые технологии,  информационные, воспитательные. Приоритетными являются технологии личностно- ориентированного обучения и технология воспитания экологической культуры личности.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к растениеводству, воспитанию нравственных чувств  и эстетических (восхищение, удивление, любование).

Побуждать учащихся к активной деятельности, способствовать их воспитанию и развитию помогают такие формы обучения как: беседа, рассказ, викторина,  экологическая игра, практическая работа,  наблюдение за растениями  на  учебно-опытном участке.

Обучение строится на активной основе через деятельность учащихся, сообразуясь с их личной заинтересованностью в приобретении знаний по окружающей среде, экологии, овощеводству. Практическое обучение агротехнологического направления в данной программе ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся под руководством педагога: индивидуальную, парную, групповую, выполняемую за определенный промежуток времени.

Программа способствует развитию самостоятельности детей через доклады, рефераты; призвана развивать трудолюбие через общественно-полезный труд, через практическую работу по выращиванию цветов, овощных культур. Практические навыки и умения вырабатываются в процессе наблюдений за растен6иями на практических  занятиях. Учебно-опытный участок позволяет полностью выполнять тематику запланированных практических работ.

2.2.Условия реализации программы

Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения,  на  учебно-опытном  участке. Материальное обеспечение предполагает наличие учебного кабинета, соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям для занятий с учащимися 7-10 человек(с рабочими столами, стульями, доской); оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

-мультимедийная установка;

-компьютер

-принтер, сканер;

-компьютер;

-носилки ;

-лопаты (используются для перекопки почвы, поделки посадочных лунок);

-вилы (используются для перекопки почвы с легким механическим составом, заделки органических удобрений);

- грабли (для рыхления поверхности почвы после перекопки, оправки гряд,выравнивания почвы,заделки минеральных удобрений);

-мотыга (используется для рыхления и окучивания);

-лейка (используется для полива овощных культур);

-секаторы;

-перчатки;

-мётлы;

- рыхлители-кошки ;

- опрыскиватели ;

- вёдра;

-материалы для творчества( бумага, картон,краски,ножницы,клей);

-канцелярские принадлежности( ручки, карандаши, папки, файлы );

-аптечка с медикаментами.

Информационное обеспечение:

Используются аудио - информационные средства обучения, научная литература, работа с дидактическими карточками, демонстрация таблиц, рисунков, натуральных и искусственных объектов, фотографий, репродукций картин, иллюстраций Красной книги.

Коллекции:

-коллекция семян овощных культур;

-коллекция минеральных удобрений;

-коллекция семян сорных растений;

-коллекция насекомых-вредителей овощных культур;

Гербарии:

-сорных растений;

-цветочных растений.

Интернет ресурсы:

http://yadyra.ru/skachat/

http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications

http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html

http://web-fermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47

http://sgmlab.ru/nanotechnology-in-agriculture/sajt-otdeleniya-rastenievodstva-rosselxozakademii/

Кадровые ресурсы программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей «Трудовичок » осуществляется учителем начальных классов Черной А.А.  

2.3 Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

первый

05.07.21

16.07.21

2

10

30

Ежедневно по три часа

02.08.21

13.08.21

2

10

30

Ежедневно по три часа

3. Список литературы

Основные нормативно-правовые акты в сфере дополнительного образования детей, оздоровления и занятости  детей в летний период .

1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»)

2.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30.09.2020 №533);

3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);

4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Список литературы для педагога.

Основная литература.

1.Басина М. , Гуцевич А. Справочник огородника. – М.: изд. Профиздат, 2012.

2.Комарицкий Н..А., Кудряшов А.В. Систематика растений. – М., изд. сельскохозяйственной литературы, 2015.

3.Кудрявцев Р.П., Воробьёва В.Ф. На приусадебном участке. - М.: изд. Колос, 2011

4.Филатов Н.А. Пригородное овощеводство. – М.; изд. Сельскохозяйственной литературы. 2010.

5.Энциклопедический словарь сельскохозяйственный. – М.: изд. Советская энциклопедия. 2015

6.Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке.– М.: изд. Просвещение, 2011.

Дополнительная литература.

1.Пантиелев Я.Х. Овощи на приусадебном участке. – М., 2015.- 205с.

2.Громов В.Ю. Календарь Российского землевладельца (народные приметы) МСХА 2012.- 96 с.

Список литературы для учащихся.

Основная литература.

1. Головкин Б.Н. О чём говорят названия растений. – 2-е изд.. – М.:Колос, 2010. – 192с.

2. Красиков С.П. Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 303с.

3. Практическая энциклопедия цветоводства / Пер. с англ. О.В.Корцевой; Под ред. И.Р.Бёме. – М.: ООО Росмэн-Издат, 2011. – 512с.

4. Растения / Пер. с англ. Ю.Соколова. – М.: Планета детства изд-во Астрель,АСТ, 2012. –40с.

5. Растения: Научно-популярное издание для детей. – М.: ООО Росмэн-издат, 2015. –31с.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Авт.- сост.Л.А.Багрова; Под ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО изд-во АСТ, 2016. – 512с.

7. Хургина И.А. Волшебная грядка. – М.: Пресса, 2010. – 32с.

8.Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010   ( Золотые рецепты огорода).

9. Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа- групп, 2010

 ( Золотые рецепты огорода).

10.Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа- групп, 2010.

 ( Золотые рецепты огорода).

11. Фатьянов В.И. Тыква, кабачки, патиссоны. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2013. ( Золотые рецепты огорода).

Дополнительная литература.

1. Надеждина Н. Вокруг света по стране Легумии.- М.: Детская литература, 2012, -95с.

2. Новак Ф.А. Иллюстративная энциклопедия растений. – М.: Прага,2011, - 352с.

3. Польских Б.Н. Рассказы о почве. – М.: Просвещение, 2013,125с.

4. Белоусова Л.С. Денисова Л.В. Редкие растения мира.- М.: Лесная промышленность, 2010,-339с.

5. Баранов В.Д., Устименко Г.В. Мирт культурных растений. Справочник. - М.: Мысль,2009, -381с.

6. ТурчинаГ.П. Окно в мир (экологический атлас).- М.: Лазурь, 2014,383с.

7. Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас- определитель. - М.:Дрофа,2012.

Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru/

http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1

http://fcior.edu.ru/

http://www.rsr-olymp.ru/

http://edu-top.ru/katalog/

Приложение 1

Правила по технике безопасности при работе на УОУ

На учебно-опытном участке категорически запрещена посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

На учебно-опытном участке ученики работают в халатах, перчатках и рабочей обуви.

При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на УОУ учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз во избежание нанесения травм другим ученикам.

Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту учащихся.

Рабочая часть лопаты должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими, различной длинны. Ее следует определять, исходя из роста учащихся различных возрастных групп.

Предпочтительно применять на УОУ лейки небольших размеров (вместительностью до 4 л.). Если образовательное учреждение располагает только большими лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду не более 1/3 вместительности леек.

Продолжительность работы учащихся на УОУ устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся 5-6 кл. работают на участке 2 часа. Через каждые 20 мин. делаются 10-мин. перерывы. Длительность работы на участке учащихся 8-9 кл. в порядке общественно-полезного труда может доходить до 3-4 ч. с 10-мин. перерывами через каждые 30 мин. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

Запрещается учащимся до 15 лет подъем и перенос тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д. “В правилах по технике безопасности для школьных мастерских” в пункте П-Г-91 записано: “Масса переносимых в ручную тяжестей, когда на это затрачивается не более 1/3 рабочего времени, не должна превышать согласно трудового законодательству: юноши 15 лет - 8,2 кг., девушки - 5кг.

Перед началом каждого занятия педагог проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальный ритм и нагрузку в работе мышц, дающий возможность предупредить травматизм.

Очистка почвы от засоряющих предметов (камней, осколков , стекла обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг.

Проводить работы руками запрещается.

В каждом конкретном случае педагог, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждения ни себе, ни окружающим.

Учащимся, работающим на участке, категорически запрещается какая- либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыление растений проводится взрослыми в отсутствие детей, которые в течение 5 суток на участок не допускаются.

Во время работы на школьном УОУ нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители.

Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

                                                                                                                                  Приложение 2  

Анкета «Выявление мотивации обучения» .

1. Тебе нравятся занятия в объединении?

а) не очень;

б) нравится;

в) не нравится.

2. Ты всегда с радостью идешь на занятия или часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома;

б) бывает по-разному;

в) иду с радостью.

3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы или остался дома?

а) не знаю;

б) остался бы дома;

в) пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?

а) не нравится;

б) бывает по-разному;

в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе давали домашнее задание?

а) хотел бы;

б) не хотел бы;

в) не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы остались одни перемены?

а) не знаю;

б) не хотел бы;

в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о своих занятиях в объединении родителям?

а) часто;

б) редко;

в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был требовательный педагог на занятиях?

а) точно не знаю;

б) хотел бы;

в) не хотел бы.

9. Много кружков или студий ты посещаешь?

а) мало;

б) много;

в) не посещаю.

Приложение 3

Тест-опрос на определение уровня знаний детей

(начальная диагностика)

Проводится на первом занятии для тестирования возможностей и способностей учащихся

1.Какие типы корневых систем ты знаешь? Мочковатая корневая система; стержневая корневая система

2.Какой корень называется главным? Главный - корень, развивающийся из зародышевого корешка семени;

3.Назовите однолетние овощные растения. Арбуз, дыня, кукуруза, ,огурец, патиссон, перец, подсолнечник, редис, томат, тыква

4.Почему огурец хорошо растет при повышенной влажности? Огурец -одна из наиболее влаголюбивых овощных культур. Плоды его содержат до 96% воды. Повышенная требовательность огурцов к влажности почвы и воздуха объясняется, с одной стороны, слабо развитыми, неглубоко расположенными корнями, большой испаряющей листовой поверхностью, а с другой - коротким вегетационным периодом, в течение которого растения должны сформировать урожай.

5.Назовите огородные сорные растения . Пырей, вьюнок, мокрица.

6.Назовите вредителей с/х культур. Грызуны, насекомые, клещи, нематоды.

7.Виды капусты.

Белокочанная капуста

Краснокочанная капуста

Брокколи

Цветная капуста

Брюссельская капуста

Савойская капуста

Пекинская капуста

Кольраби

Ответы оцениваются следующим образом:

Высокий уровень: 9-10 правильных ответов.

Средний уровень: 6-8 правильных ответов.

Низкий уровень: 5- и менее правильных ответов.

Тест

для проверки знаний учащихся

(промежуточная аттестация)

Выбери правильный ответ.

1.К важнейшим овощным культурам района относятся:

А) морковь, Б) картофель, В) турнепс

2. Элеватор – помещение для хранения

А) картофеля, Б) зерна, В) капуст

3. Насекомые – вредители капусты: куколки бабочки капустницы, жуки – блошки зимуют

А) в почве, Б) под опавшими листьями, В) в щелях парниковых рам, Г) все верно

4. К какому способу борьбы с насекомыми-вредителями относится сбор личинок и взрослых насекомых колорадского жука в ручную и дальнейшее их уничтожение?

А) Механический способ, Б) химический, В) биологический

5. Какие лекарственные растения произрастают на УОУ?

Для промежуточной аттестации учащимся предложена тема для проектной работы: «Лук-зеленый друг»

Актуальность работы: Современный человек плохо питается, фруктов и

овощей ест немного, поэтому получает мало витаминов, он мало двигается и

начинает часто болеть. Витамины в аптеке дорогие и не все могут их

купить. Вырастив зелень лука в комнатных условиях, можно получить не

только бесплатные витамины, но и эстетическое удовлетворение.

Цель работы: вырастить зеленое перо лука из луковиц в пластиковых

бутылках с различным наполнителем.

Задачи:

1.Изучить литературу о репчатом луке.

2.Составить план исследования.

3.Провести наблюдение за ростом лука .

4.Оформить результаты наблюдения.

Тест для проверки знаний учащихся.

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.

1.При работе на учебно-опытном участке лопату переносят

А) штыком вверх, Б) штыком в сторону, В) штыком вниз

2.Семена зерновых продовольственных культур хранят

А) на элеваторах, Б) силосных ямах, В) буртах.

3.Температура, при которой начинают прорастать семена капусты белокочанной:

А) 2-3 градуса, Б) 4-7 градусов, В) 10-12 градусов.

4.Назовите способы борьбы с многолетними корневищными сорняками:

А) метод высушивания, Б) осеннее или весеннее перекапывание почвы,

В) рыхление до всходов, Г) все верно

5.Как снизить кислотность почвы?

А) внести древесную золу, Б) внести известь, В) внести органические удобрения.

6.Что такое пикировка?

А) удаление верхушки главного корня растения, Б) удаление боковых побегов, В) присыпание почвы к стеблю растения.

7.С какой целью окучивают картофель?

А) для получения высокого урожая, Б) защита от насекомых-вредителей, В) сохранение влаги в почве.

8.Температура хранения семенного картофеля:

А) 2-4 градуса, Б)10-12 градусов, В) 5-7 градусов.

9.Экологически безопасный метод борьбы с насекомыми – вредителями:

А) биологический, Б) химический

10.Вредители хлебных злаков:

А) Вредная черепашка, Б) плодожорка совка-гамма, В)чернотелка

Для итоговой аттестации учащимся на выбор предложены разные

варианты и темы проектных работ.

КЕЙС ПРОЕКТОВ:

1.Необходимость влаги для прорастания семян

2.Необходимость воздуха для прорастания семян

3. Доказательства дыхания семян

4.Зависимость прорастания семян от температуры

5.Значение запасных веществ для прорастания семян

6.Значение глубины заделки для прорастания семян

7.Прищипка главного корня

8. Значение воздуха для роста и развития корня

9. Значение минеральных солей для растений

10. Моя цветочная клумба;

11..Моя рассада. Как я вырастила рассаду?

12.«Мой лучший рецепт» (совместно с родителями );

13. «Влияние густоты посева на всхожесть и урожайность»

14. «Влияние на всхожесть и урожайность сухих и пророщенных семян на

примере фасоли»

15. «Влияние пасынкования на урожайность»

16. «Влияние подкормки на урожайность»

Приложение 4

Кроссворд «Обработка почвы»

Ответы записывать по горизонтали, и если все ответы будут правильными, то по вертикали можно прочесть, как называется приемы выращивания растений (Агротехника).

1. Основной вид обработки почвы (вспашка).

2. Как называется агрегат которым проводят вспашку почвы? (плуг)

3. Как называется прицепной инвентарь трактора, которым проводят рыхление почвы? (бороны).

4. Как называется обработка почвы после пахоты? (культивация)

5. Как называется органические и минеральные вещества вносимые в почву для питания растений? (удобрение).

6. Назовите части плуга (лемех).

7. Какой вид обработки почвы проводится после уборки урожая? (лущение)

8. Какой вид обработки почвы применяется после всходов семян?

(рыхление).

9. Какой вид обработки почвы проводят для сохранения влаги?

(боронование).

10. Как называется удаление сорных растений, с посевных участках?

(прополка).

11. Как называется метод обработки почвы для сохранения семян после их посева? (прикатывание).

Приложение  5

ВИКТОРИНА ( в загадках) « Цветы»

1. Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой,

красной,

Но остаюсь всегда

прекрасной!

(Роза)

2. Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

3. Пышный куст в саду

расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах

махровых -

Белых, розовых, бордовых!

(Пион)

4. Куст оконный и

балконный.

Лист - пушистый и

душистый,

А цветы на окне -

Словно шапка в огне.

(Герань)

5. Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

6. Я шариком пушистым

белею в поле чистом,

а дунул ветерок - остался

стебелек.

(Одуванчик)

7. На окне, на полке

Выросли иголки

Да цветки атласные -

Алые и красные.

(Кактус)

8. В огороде, на дорожке,

под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на

высокой ножке

(Подсолнух)

9. Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу.

(Астры)

10. Из зеленого цыпленка,

Сплошь покрытого пушком,

Становлюсь я горделивым

Алым петушком!

(Мак)

11. У занесённых снегом

кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький

цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

12. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

И солнышке лучистом

(Незабудка)

13. У нас ни пальцев нет, ни

рук -

Лишь только лепестки

вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не

нуждаемся!

(Ноготки)

14. На клумбе у окошка

Посажена картошка.

Цветки её огромные

И светлые, и тёмные.

(Георгин)

15. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

16. Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках …

(Мимоза)

17. Я лезу все выше и выше,

Долезу до самой до крыши!

Пусть не имею рук и ног -

Недаром я зовусь...

(Вьюнок)

18. В саду есть петушок -

Лиловый гребешок,

А хвостик - боевой,

Сабелькой кривой

(Ирис)

19. По легенде, мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

20. В поле у овражка

Красненькая кашка.

(Клевер)

21. Жёлтые цветочки -

Лаковые щёчки,

Пятерные венчики,

А листья изменчивы.

(Лютик)

22. Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

(Тюльпан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен "Колорит изобразительного искусства"

Направление- искусство для учащихся 14 лет. Развитие образного и пространственного мышления, фантазии.Беседа о значении произведений искусства и их вклад в общественную культуру. Основы цветоведения. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного физкультурно-спортивного лагеря "Чемпион"

Профильная смена – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их позна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного летнего лагеря "Азимут-1"

Программа «Азимут» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания учащихся в условиях профильного лагеря....