Тактикаи стратегия водного туристского похода
материал (8 класс)

Огранизация безоасности в воном походе. действие в аварийной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_2023.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Тактика и стратегия водного туристского похода.

Безопасность в водном походе. Действия в экстремальной ситуации

Безопасность группы в спортивном туристском походе складывается из:

- совокупности правильно выбранных и соблюдённых стратегических решений и тактических действий

- знания и умения применять все методы страховки при прохождении водных препятствий

- наличия необходимого количества страховочного снаряжения, отвечающего сложности и специфике выбранного маршрута

- наличие средств связи между экипажами и со службами спасения

- наличие походной аптечки и умения оказывать первую помощь

- наличие полиса страхования медицинских и иных непредвиденных расходов, достаточного для эвакуации пострадавшего члена группы с сопровождающим до места стационара и оказания ему там необходимой медицинской помощи

- постановка группы на учёт в ПСО, сообщение в выпускающую организацию о выходе группы на маршрут и окончании маршрута

- наличие навигационных средств, кроме карт и компаса

Стратегия – в случае похода это подготовка к нему, тщательная разработка маршрута, графика, подбор группы.

1. Разработка маршрута – это изучение всех лоций, карт и отчётов на предмет всех неожиданностей и сложностей, которые могут встретиться:

- возможности заброски и выброски на маршрут, наличие/отсутствие пешей части маршрута;

- естественные и искусственные препятствия и способы их преодоления;

- необходимость применения элементов других видов туризма;

- стоянки;

- автономность маршрута, возможности выхода на связь, популярность среди других туристов;

- наличие/отсутствие дров;

- настрой местных жителей и обстановка в районе;

- климатические особенности региона: погода в данном регионе в данное время, уровень воды, скачки уровня воды (в том числе суточные колебания, не только паводок), весной – время вскрытия рек;

- особенности флоры и фауны, как с точки зрения возможной рыбалки, охоты, собирательства, так и с точки зрения возможных опасностей (ядовитые змеи, насекомые, хищные звери, грызуны);

- вероятность природных катаклизмов (обвалы, сели, наводнения, землетрясения, извержения вулканов и т.п.);

- полезные сведения о регионе (телефоны, адреса водителей, спасательных служб, других организаций и лиц, которые могут оказать необходимые услуги или помощь).

2. Оценка реальных технических, физических и психологических возможностей группы, и решение для себя основного вопроса – а можем ли мы вообще идти сюда? Оценка производится всей группой, а не только руководителем.

3. Составление графика: когда маршрут окончательно выбран, то определяется число ходовых дней и весь маршрут разбивается на суточные переходы, намечаются стоянки. Планируется, в какой день предполагается пройти какие препятствия и какое расстояние. Чем более сложные препятствия. Либо чем больше препятствий ожидают группу в этот день, тем меньшее расстояние стоит планировать. Обязательно включаются дневки для отдыха участников, они же могут пригодиться в случае необходимости долгого ремонта судна, или травмы участника, замедляющей маршрут, или возникновения неожиданного препятствия, требующего обноса или большего, чем ожидалось, времени на обработку.

4. Разработка запасных и аварийных вариантов маршрута, схода с маршрута.

Сход с маршрута происходит потому, что всё не задалось: группа понимает, что не успевает на поезд/самолёт и не хочет жертвовать деньгами, работой, семейными вопросами; возникли какие-то другие более интересные возможности для проведения времени в регионе, более предпочтительные для группы, чем продолжение маршрута; в группе возникли психологические разногласия, не совместимые с дальнейшим продолжением маршрута и т.д.

Сход с маршрута – это не аварийный и не запасной варианты, хотя полностью или в части маршрута они могут совпадать.

В случае схода с маршрута, особенно если он не проходит по заранее изученному варианту, необходима разведка, а также решение вопроса о транспортировке снаряжения, особенно, если выходить приходиться пешком (вплоть до оставления части снаряжения, которой можно пожертвовать). В противном случае сход с маршрута может стать не решением проблемы, а аварийной ситуацией.

Также нужно понимать, что, как сход с маршрута, так и использование запасного варианта – это психологически сложная ситуация. Не все члены группы к ней могут относиться одинаково.

Запасной вариант – изменились условия, но ещё ничего не случилось с вами и со снаряжением (в водных походах чаще всего происходит в самом начале маршрута либо при переброске с реки на реку). Например, прибыв на основную реку, группа сразу оценила, что уровень воды слишком высокий/низкий; возникли сложности с заброской на основную реку; в районе основного маршрута усложнилась обстановка с местным населением или предполагаются природные катаклизмы т.п. Тогда используется запасной вариант маршрута, чтобы не пропал весь поход.

При использовании запасного варианта маршрута необходимо в ПСС/ПСО и МКК. Необходимо ставить группу на учёт в ПСС/ПСО и сообщать в МЧС не только о себе, но и о других группах, если у них возникли трудности или опоздания по графику.

Аварийный вариант - используется в случае аварии, когда уже с вами или со снаряжением произошло что-то, требующее снятия с маршрута всей группы или части группы

Существует два понятия, которые следует четко различать: авария и аварийная ситуация

Авария – это такое событие или ряд событий, которые приводят к серьезным нарушениям графика движения, к значительному снижению уровня безопасности группы, либо к сходу группы с маршрута:

- серьезная, не устранимая в походных условиях, поломка одного или нескольких судов;

- потеря одного или нескольких судов;

- потеря всех или большей части продуктов задолго до окончания маршрута;

- потеря важных элементов снаряжения, которое никак не заменить другим имеющимся у группы снаряжением (большое количество весел, не только запасных, но и основных, страховочное снаряжение и т.п.);

- пропажа одного или нескольких участников похода, если поиски приводят к серьезным нарушениям графика маршрута;

- серьезное заболевание / травма одного или нескольких участников, требующее срочной госпитализации;

- тяжёлая травма или гибель одного или нескольких участников похода (несчастный случай в результате чрезвычайного происшествия).

Аварийная ситуация – это событие, при котором возникает угроза аварии или несчастного случая, но они ещё не наступили:

- значительная, но устранимая в походных условиях поломка судна / нескольких судов;

- навал судна на препятствие;

- попадание судна в завал;

- смыв или выпадение человека из судна в воду;

- переворот судна;

- попадание судна в «держащую» бочку («заварка»), из которой экипаж не может выбраться своими силами;

- потеря ориентировки на маршруте;

- потеря карт или описания маршрута;

- потеря части снаряжения, без которого, в принципе, можно продолжать маршрут, но его отсутствие может вылиться в заболевание участника или в серьёзное отставание от графика (палатки, спальники, котлы, ремонтный набор, личные рюкзаки и т.п.).

Аварийная ситуация не означает немедленного принятия решения об аварийном выходе. Она может быть разрешена успешно, после чего группа должна удвоить бдительность, усилить страховку, возможно, пожертвовать прохождением ряда препятствий, либо сократить маршрут, но тем не менее продолжить движение по маршруту.

Аварийный выход может сам по себе стать в некотором роде аварийной ситуацией, так как сам по себе он тоже может быть технически сложен, достаточно опасен, связан с большими физическими нагрузками. Часто в водных походах аварийный выход происходит пешком через горы, болото, тайгу/тундру. Не редко приходится жертвовать водным снаряжением, особенно в ситуациях транспортировки пострадавшего или в случае очень длительной пешеходной части. Возможно, что за этим снаряжением вы уже никогда не вернётесь. Решить, чем можно пожертвовать в таком крайнем случае, лучше заранее, обсудив это всей группой.

Если возможны пешие аварийные выходы с маршрута, то крайне важно, чтобы туристы-водники имели опыт пеших походов, а также обладали основными навыками работы с верёвкой, переправ и преодоления других пеших и горных препятствий.

Решение об аварийном выходе должно быть взвешенным, выходить с реки «куда глаза глядят» не получится. Аварийные выходы для каждой части маршрута должны быть заранее проработаны, в том числе с точки зрения того, сколько времени они займут при транспортировке человека с разными травмами и степенью подвижности.

5. Подготовка оборудования и оснащения, его распределение:
- аптечка;
- ремонтный набор;

- средства связи;

- средства навигации;
- спасательное личное и общественное снаряжения, оснащение судов;
- распределение дежурств и продуктов и распаковка последних так, чтобы не утонули разом все котлы или вся тушёнка;

- на пешеходной части маршрута распределение веса сообразно физическим данным участников;
- у каждого экипажа свой комплект карт и лоций.

6. Подготовка группы:

а) техническая:

- все участники должны иметь достаточный опыт, а экипажи тренировались в своём составе, чтобы на уровне экипаж – капитан возникло полное взаимопонимание;
- все должны уметь не только хорошо и правильно грести, но и ремонтировать снаряжение, оказывать медицинскую помощь, страховать товарищей, готовить.

б) физическая:
- все члены группы имеют достаточную физическую подготовку (люди всё время мокрые, часто при этом холодно;

- возможны сложные обносы и осмотры; пешие заброски, выброски, волоки, вес снаряжения очень большой).
в) морально-волевая (психологическая):
- все члены группы понимают степень риска для жизни, здоровья и по утере материальных ценностей, и документов;
- не растеряются;
- способны контролировать свои чувства,;
- знают, что в любой момент удовольствие может вылиться в пахоту и решение серьёзных проблем.

Последнее является частью их ожидания, а не неожиданностью. В случае травмы или смерти руководителя, участники не оказываются в шоке и растерянности.

г) творческая:

- при ремонте судна или снаряжения часто придётся выступать в роли «Кулибина», при сложном обносе придумать, как это сделать эффективно, в случае, если что-то испортилось из продуктов либо было забыто, придумать, что можно использовать и как в сегодняшнем дежурстве и в последующие дни и т.п.

Тактика – это непосредственное решение стратегических задач, оперативные действия группы на маршруте и в процессе подготовки к нему.

В рамках подготовки чрезвычайно важны тактические действия руководителя по подбору группы:

- организовать встречи группы, тренировочные выезды, обсуждения похода, распределение ролей и т.д.

К тактическим относятся такие действия группы на маршруте как:

- организация движения группы на пешеходной части маршрута;

- порядок следования судов и связь между ними с учётом расстояний, скорости течения, шума реки и расстоянием между препятствиями и известными ориентирами препятствий;
- решение о прохождении препятствий сходу, с осмотром, с вещами или без, с выставлением страховки и организация выбранного способа;

- обнос препятствий и его организация;

- организация фото и видеосъёмки препятствий.

Разберём более подробно действия группы на маршруте и требования к спасательно-страховочному личному и общественному снаряжению.

Ориентиры препятствий

Ориентиры препятствий заранее изучаются по лоциям, техническим описаниям. Про чёткое расположение препятствия можно сделать выводы по картам, по спутниковым снимкам, но на ряде рек только путём береговой разведки и внимательным слежением за изменениями рельефа (кулуары и, соответственно, притоки). Чем более горный характер имеет река, тем сложнее будет ориентирование (меньше времени для оценки ситуации), сложнее и опаснее чалки перед препятствием. Чалка может легко стать аварийной ситуацией

Если есть сомнении в ориентировании, целесообразно зачалиться при ближайшей возможности и сориентироваться, заодно снять физическое и психологическое напряжение, сосредоточится и более реально оценить ситуацию, иначе можно «влететь» в препятствие.

В случае не очень точных признаков препятствия, которое необходимо осмотреть, устраивается беглый береговой просмотр со сменой осматривающих экипажей. Также делается в случае возможных завалов на реке с высокой скоростью течения.

Общие ориентиры препятствий:

- подходы к реке скальных стенок на поворотах – прижимы;

- появление скальных обломков в русле - сужение русла;

- выходы моренных гряд – шивера;

- порог;

- наличие отмелей и островов;

- могут быть перекаты и разбои - заметное замедление (подпор) течения;

- порог с заметным падением;

- заметное увеличение уклона и скорости струи;

- изменение характера шума воды;

- изменение глубины русла;

- сильное меандрирование узкой лесистой реки – возможны и вероятны завалы.

ВНИМАНИЕ!

Завал и Прижим – самые опасные препятствия, часто сопутствуют друг другу!

Осмотр:

- посменный беглый береговой просмотр: нужен для протяжённых препятствий, либо для выявления сложного участка, возможных завалов, также для поиска удобного места стоянки на реках с высокой скоростью течения и ограниченными возможностями для чалки. Осуществляется экипажами посменно, обычно при наличие связи по радиостанциям, при этом устанавливаются сигнальщики для мест чалок;

- береговой просмотр 1-м человеком или экипажем в случае потенциально несложного препятствия. Задача такого просмотра выяснить, можно ли идти сходу.

Общий подробный береговой просмотр:

- препятствие требует, чтобы все экипажи его осмотрели, выбрали линию движения, при таком просмотре обсуждается и выбирается метод, порядок и места страховки. Решается порядок прохождения судов, место старта судов, места чалки судов после прохождения всего препятствия / части препятствия. Выставляется система сигнальщиков, фото и видео операторов. Это основной способ осмотра ключевых порогов;

- в некоторых случаях место старта в порог и удобная тропа осмотра могут быть по разным берегам реки. Также может меняться «рабочий берег», то есть нужно осуществить перечалку всех судов и экипажей на другой берег, иногда это требует перечалки со страховкой (осуществляет сильный экипаж К4) + техника горного туризма - навесная переправа людей и судов;

- тропа осмотра и тропа обноса/заноса не всегда совпадают друг с другом. Тропа обноса или заноса страховочного судна тоже просматривается заранее, а не с судном на плечах;

- важно соблюдение дисциплины и избранного порядка осмотра/ заноса вещей.

Прохождение:

- сходу;

- всеми экипажами походной колонной;

- всеми экипажами поочерёдно после осмотра с вещами или без;

- отдельными экипажами, возможно сборными;

- прохождение препятствия целиком, либо по частям с промежуточными чалками;

- прохождение только части препятствия;

- отказ от прохождения.

Обнос:

- части препятствия;

- всего препятствия;

- путём проводки;

- по тропе;

- по подлеску и сложному растительному покрову - с провешиванием страховочных перил;

- с натягиванием навесной переправы;

- с частичной или полной разборкой судов;

- всего снаряжения сразу или челночным;

- с установкой базового лагеря и без таковой.

Страховка в водном походе

Спасательное снаряжение в водном походе

К спасательным средствам в водном походе относятся.

Оборудование судов:

Наличие обвязки, ручек, носовые и кормовые чалки. Ручки предпочтительнее, так как обвязка может зацепиться за расчёску, торчащие из завала ветки. Ручки должны быть удобные, прочные достаточно широкие (чтоб не резать руку), часто расположенные. Располагаются низко, так чтобы находящийся в воде человек легко мог дотянуться до ручки. Отличаться по цвету от корпуса судна;

Спасательный конец – это оборудованная система для бросания. Например: удобная деревяшка (по форме бутылки), к которой привязана верёвка диаметром 8 – 12 мм. Верёвка сложена на суше аккуратно, её второй конец зафиксирован на дерево или камень так, чтобы если что можно было быстро снять. Деревяшка желательно яркого цвета, изготовляется заранее. Но в современном мире используют морковки;

Морковка – это уже снаряжённый спасконец, выполненный в виде мешочка из яркой ткани. На мешочек нашивается удобная не режущая руку ручка, чтобы спасаемый мог за неё держатся. Правильно утяжелять конец морковки, чтобы она лучше летела. Верёвка складывается маленькими кольцами, как можно аккуратнее, чтобы не запутывалась при разматывании. Верёвка должна быть плавучей, полипропиленовой с нагрузкой 600 кг, либо комбинированной. На конце морковки также вешают карабин для страховки судов.

Основная верёвка для установки принудительной чалки.

Верёвка навешивается поперёк всей реки. С «рабочего» берега она прикрепляется штыками, с противоположного крепится тонкой верёвочкой или киперной лентой, которая легко порвётся под весом судна или человека, что позволит причалить его маятником к «рабочему» берегу. На верёвке делается стопор (хорошая крепкая палка или карабин), который не даёт выскользнуть верёвке из рук, помогает закрепить её на раме судна.

Принудительная чалка экипажем катамарана закрепляется на первую поперечину ближе к тому берегу, к которому осуществляется чалка. Тогда катамаран сам зайдёт в суводь носами против течения.

Кораблик нужен там, где морковку или спасконец уже не добросить (25-30 м от берега). Тогда заранее на эту струю выпускается кораблик. Он делается из 4х досок, составленных катамаранчиком. Длина кораблика 80 см-1 м, ширина кораблика 30-40 см. Ширина досок 25-30 см. Верёвка продевается в два тугих узких отверстия с тем, чтобы экспериментальным способом выбрать длину петли (треугольная), на которой будет крепиться кораблик. Для кораблика используют основную верёвку. Этот метод эффективен для базовых учебных лагерей, соревнований, но не для похода.

Удочка – нет подходящей морковки, нет гарантий, что она будет точно лететь, а спасконец нужно вывести не более, чем на 5-7 м от берега. Вырубается тонкая лёгкая жердь, к концу которой накидывается петлёй верёвка, другой конец которой закреплён на дереве/камне на берегу. Верёвка просто подаётся на конце сушины страхуемому.

Страховка «живцом» - в экстренных случаях в воду прыгает специально снаряжённый человек, прикреплённый на основную верёвку. Он хватает «клиента», после чего их обоих вытаскивают на берег.

Снаряжение живца – полная обвязка, максимально хорошая каска, гидрокостюм, небольшой по объёму жилет, чтоб не мешал нырять. Живец прикрепляется карабином к спине за обе обвязки на основу. Живец должен быть физически, психологически и технически хорошо подготовлен.

Страховка в водном походе

При любых способах страховки страхующий всегда снаряжён в гидрокостюм, каску, жилет, имеет стропорез.

Страховка с берега

Страховка с берега актуальна, если ширина потока не превышает 25-30 метров. Нужно понимать, что спасконец вряд ли летит больше, чем на 15-20 метров, при этом прицельно.

Страховка с берега применима и для судов и для человека, но для страховки судов нужна более прочная верёвка. Многие морковки, в которые заправлены полиамидные верёвки без сердечника (типа чулочной стропы), не выдержат судно.

Следует либо иметь разные спасконцы для людей и для судов, устанавливать и те и другие, либо оснащать морковку верёвкой не менее 8 мм с полиамидной оплёткой и полипропиленовым сердечником (чтобы не тонула).

Правила работы со спасательным концом:

- Спасконец должен быть закреплён, потому что иначе судно или человека не удержать. Крепить спасконец нужно так, чтобы его можно было легко стравить или сбросить (рифовый узел);

- При бросании спасконца страхующий находится выше по течению, чем верёвка спасконца;

- Выбирается несколько подходящих мест для установки спасконцов и устанавливается несколько спасконцов, но так, чтобы они не мешали друг другу;

- Подходящим местом является свободное от камней и завалов место, находящееся ниже потенциального места возникновения аварийной ситуации в препятствии, выше по течению, чем суводь, в которую маятником будет заводиться «клиент».

Против струи вытащить судно не возможно:

- Производятся пробные броски, вымеряется оптимальная длина спасконца, чтобы клиент не «повис» на струе, не ударился о камень;

- Перед броском страхующий должен криком предупредить «клиента»;

- Принимающий спасконец не должен наматывать его себе на конечности. Если «клиент» не теряет сознания и у него нет травмы рук, то не стоит прикреплять спасконец карабином к жилету, потому что под нагрузкой его будет не сбросить. Для человека на спасконцах делается удобная ручка, а на судно принятый спасконец прикрепляется карабином к раме.

Страховка с воды

Страховка с воды осуществляется двумя способами:

  1. взаимостраховка – тандем при прохождении участка сходу. Впереди идёт более опытный экипаж, если К2 и К4, то впереди идёт К4.
  2. страхующее судно ниже возможного места аварии.

Применяется, когда страховка с берега недостаточна, невозможна, неэффективна. Организация такой страховки часто сложна: может потребоваться перечалка, в любом случае потребуется занос судна, иногда спуск страхующего судна на верёвки

На страхующем судне должны быть чальные концы, обвязка/ручки, спасконцы. Если аварийная ситуация произошла, спасают сначала отдельно следующего человека, потом чалят судно с остальными, если они сами до этого времени не зачалились, потом уже ловят вёсла и вещи, если нужно. К2 страхует К2, байдарку или каяк, но К4 не страхует. К4 страхует всех. Байдарка и каяк катамаран не страхуют.

К4 заносить тяжело, поэтому бывает удобнее занести К2, чтобы он подстраховал 2ой К2, а затем они вдвоём подстраховали К4.

Если порог не слишком сложный, и К4 может его спокойно пройти с береговой страховкой, то проходит К4 и страхует остальные суда уже с воды

Страхующий экипаж должен уметь осуществлять страховку, если есть неопытный в этом вопросе экипаж, его на страховку ставить нельзя.

Действия экипажа при оверкиле

Первое действие – схватиться за обвязку / ручки.

На катамаране идеально оказаться сразу внутри рамы, если нет, то в любом случае перебраться туда, перехватываясь за ручки и поперечины: это наиболее безопасное место (защищает от ударов о камни и прижимов к ним, позволяет подтянуться и вылезти на раму). Ручки/обвязка при перевёрнутом судне должны быть доступны, не слишком высоки и не под водой, где их не видно.

Очень важно: при перевороте судна, а также при уходе от завала, когда вы понимаете, что он неизбежен, нужно наклоняться внутрь судна, хвататься за раму одной рукой.

Катамаран, после того, как экипаж вылез между гондол, может быть, в зависимости от сложности участка и от того, гружёный он или нет, поставлен силами экипажа на ровный киль.

Если постановка на ровный киль небезопасна, то экипаж, сидя верхом на баллонах, старается зачалить катамаран к берегу, где уже его ставить на ровный киль.

Если струя не позволяет даже зачалить катамаран, нужно крепко держаться за раму внутри гондол, ноги на раме, на баллоны не вылезать, пока не наступит более простой участок и нельзя будет совершить одно из двух вышеописанных действий.

На надувном судне, а катамаран к ним относится, в большинстве ситуаций безопаснее оставаться на судне, чем уходить самосплавом. Покидать судно следует только в некоторых случаях (бочка не отпускает судно, а другие экипажи не могут оказать помощь, впереди водопад или негабаритное нагромождение камней и т.п.).

С каркасной и каркасно-надувной байдаркой сложнее, так как переворачивать её на воде нельзя и не получится, можно только подтаскивать к берегу. Если струя сильная и глубокая, экипаж самостоятельно не справится с чалкой перевёрнутой байдарки. На мелководной струе перевёрнутую тяжёлую лодку можно повредить о камни.

Байдарки нужно особо тщательно страховать, зачаливать к берегу спасконцом, экипаж при этом держится за обвязку, закрепив принятый спасконец на обвязке или ручке на носу или корме.

Также байдарку к берегу может отбуксировать страхующее судно.

Надувная байдарка может быть, при условии, что она не гружёная, прямо на воде поставлена на ровный киль силами экипажа, который тут же в неё обратно залезает.

Каяк, если он не поставлен эскимосом, и человек отстрелился, нужно также буксировать к берегу, либо отливать на воде с помощью других судов

Самосплав

Если человек ушёл самосплавом:

- важно как можно меньше времени провести в холодной воде;

- постараться как можно быстрее выйти из струи, помогая себе веслом;

- если струя мелкая, то идти вперёд ногами;

- если удалось зайти в тень камня, пусть даже посередине потока, и вылезти на него, оставаться на камне и ждать помощи с берега;

- не вылезать на камень сходу со струи, чтобы не получить травм, а зайти в тень, камня и вылезать из неё;

- в бочке стараться дотянуться до придонной струи, используя в том число весло;

- постараться не терять весло!!!

Самостраховка

- на сплаве и при страховке находиться в спасжилете, каске, гидрокостюме, иметь стропорез;

- при попадании в завал, перерезать все концы, мешающие выбраться из завала;

- при нахождении на катамаране не сидеть без упоров, не высовывать колени и ступни за пределы рамы;

- при опасности удара об камень/скалу, убрать колено из упора, отклониться внутрь судна;

- при прохождении под низко нависающими деревьями наклоняться внутрь рамы;

- как следует привязывать суда, на время ночёвки уносить их на такую высоту от реки, куда не достигает паводока.

Распределение обязанностей участников похода.

Руководитель - требуется наличие опыта участия в походе не ниже планируемой к.с. и руководства походом на 1 к.с. ниже (кроме руководителей походов 1 к.с.).

Формирует группу. Определяет цели и задачи похода. Разрабатывает заброс, маршрут, выброс и запасные варианты. Составляет заявку на поход и регистрирует ее в МКК, КСС и прочих необходимых органах. Распределяет обязанности в группе. Составляет график дежурства. Контролирует подготовку материального обеспечения (продукты, снаряжение, аптечка, документы, деньги и пр.). Контролирует распределение груза (по массе), продуктов и снаряжения (по ассортименту) по участникам. Контролирует финансовые вложения в поход и их растрату.

Осуществляет общее руководство походом, то есть всеми его участниками. Определяет цель, продолжительность и скорость переходов, места обедов, ночлегов и дневок. Назначает отсидки. Принимает решения, связанные с изменениями планового графика. Несет ответственность за прохождение маршрута в целом, здоровье и жизнь участников. Составляет отчет о походе и защищает его в МКК.

Завхоз - Требуется знание основ правильного питания применительно к походам.

Составляет раскладку на поход, начиная с меню на каждый день и заканчивая списком продуктов к закупке. Руководит закупкой продуктов. Распределяет продукты для переноски участниками.

Указывает, что именно готовить каждый раз. Должен иметь информацию на любой момент о состоянии и местонахождении продуктового запаса. В случае нехватки продуктов производит корректировку раскладки.

Единственный продукт, который традиционно не подпадает в зону ответственности завхоза – спирт. Им обычно ведает руководитель, и это правильно.

Штурман – Требуется умение работать с разнообразным картографическим материалом, пользоваться компасом, ориентироваться на местности, выдерживать заданное направление движения, корректировать азимут согласно магнитного склонения (+; в пределах Пермской области) и местных препятствий.

Подбирает картографический и прочий описательный материал (абрисы, фотографии, немасштабные схемы) для указанного руководителем маршрута, а лучше – всего района путешествия (на 2 дня хода в стороны от нитки и для аварийных выходов). Комплектует набор штурманского оборудования (компас, курвиметр, линейка, угломер, планшет, часы). При необходимости уточняет маршрут по согласованию с руководителем.

Осуществляет проводку группы по указанному руководителем маршруту, корректируя его на местности в зависимости от локальных препятствий. Выдерживает направление группы в необходимую точку, темп и продолжительность движения. Определяет положение на местности.

Главным штурманом, как правило, является руководитель. Но в группе обязательно должен быть хотя бы еще один человек, способный, в случае утраты дееспособности руководителя, вывести всех к людям из любой точки района. Если же действительно есть полноценные штурмана, жизнь руководителя существенно облегчается.

Медик – Требуется наличие хотя бы минимальных медицинских знаний из области оказания первой медицинской помощи, фармакологии, общей терапии.

Составляет список медикаментов, инструментов и расходных материалов для аптечки. Руководит их подбором или закупкой.

Как правило, несет аптечку. Оказывает медицинскую помощь нуждающимся.

Хронометрист - Требуется умение писать в сложных условиях, желательно, грамотно и быстро. Покупает записную книжку и ручки.

Ведет хронометраж, а лучше – дневник похода. Хронометраж должен содержать сведения обо всех переходах с указанием времени начала, направления движения, содержания перехода, времени окончания, погоде, а также сведения о дне в целом. Дневник, кроме того, содержит описательную часть, возможно, обширную.

Ремонтный мастер –

#1058;ребуется способность ремонтировать что-либо (а лучше – что угодно) в походных условиях.

#1057;оставляет список ремонтного набора и комплектует его.

#1050;ак правило, несет ремнабор. Производит ремонт снаряжения, одежды, обуви, выдает необходимое для оборудования бивака.

Фотограф – ответственный за фото и видео съемку.

Лоцман - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную обстановку, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман ответственен за прохождение маршрута группы плавсредств и их безопасность.

Приложение №1

Специальные термины:

  • днёвка — день в походе, в течение которого, группа никуда не идет, а стоит на месте;
  • живец — человек, прыгающий при страховке со спасконцом к спасаемому в воде;
  • спас — спасательный жилет;
  • пенка — сокращение от «пенополиуретан», теплоизолирующий материал, использующийся туристами в качестве спальных ковриков и сидушек;
  • пешка — пешая часть маршрута;
  • коленная посадка – посадка на катамаране надувное сидение подколенной посадки;
  • сидушка, хоба — кусок пенки прямоугольной формы, крепящийся резиновым поясом к спине, при сидении подкладывается под пятую точку, чрезвычайно удобна для сидения на различных поверхностях;
  • стапель — процесс сборки (надувки) плавсредства с последующим спуском его на воду;
  • цевье — стержень весла, на который крепятся лопасти;
  • чалка — процесс причаливания;
  • цивилизация — 1. коммерческий ларек, магазин; 2. место, где живут люди (не туристы);
  • таганок — жесткая металлическая конструкция для установки котелков на костре.

Специальные термины для управления судном:

  • дуговой гребок — гребок, который делается по дуге. Как правило, используется при необходимости в резком повороте или разворачивании;
  • каркас — жёсткий разборный элемент плавсредства;
  • кильнуться, оверкиль — переворот судна;
  • клык, зуб — торчащий или (реже) обливной камень пирамидальной или неправильной остроугольной формы, с острыми гранями и рёбрами; очень неприятная штука, особенно для шкурных судов;
  • лагом — положение сплавного средства, при котором оно находится боком к течению;
  • лоция — карта реки или другого водоёма с обозначением основных препятствий, сопровождаемая обычно их описанием, также называют все ткани, созданные по схожей с ним технологии;
  • носовой (кормовой) гребок – элементы маневрирования;
  • обливной камень — округлый камень, лежащий под водой близко к поверхности, бывает как небольших, так и очень больших размеров, может выглядеть как широкий пологий вал;
  • осадка — расстояние от нижней точки днища судна до ватерлинии (линия воды);
  • отбойник — отбойный вал от камня, скальника и пр., создающийся набегающим потоком воды если отбойного вала не видно, то, возможно, струя уходит вниз под скалу, что в сочетании с прижимом к скале считается опасным препятствием – в зависимости от силы струи и пр. обстоятельств;
  • пенная яма – участок порога, где бурлит вода, преобладание воздуха над водой, отсюда провалы ката;
  • плёс — участок реки с ровным медленным течением или же вовсе без него;
  • поганка — водное препятствие, представляющее собой мощный подводный источник, бьющий на поверхность, вследствие чего образуется грибообразный выступ;
  • подтягивание – гребок, осуществляемый путем выброса тела с вытянутыми руками перпендикулярно судну (производиться при коленной посадке в стременах) с целью быстрого перемещения ката в сторону;
  • порог — каменистый участок реки с резким перепадом высоты, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла; по этой причине течение в пороге намного сильнее по сравнению с ровным участком реки; часто в нижней части порога наблюдается бочка;
  • прижим — участок потока, где он заметно прижимается к берегу (обычно на поворотах рек);
  • протока — 1. речка, соединяющая два озера; 2. участки порога, на которые делится река, находящимися в ней камнями или иными препятствиями;
  • «размазать по стенке» – наваливание катамарана струей воды к скале при прохождении прижимов;
  • слалом – маневрирование в русле реки при обходе препятствий;
  • спасконец «морковка» — моток верёвки с поплавком и карабином, используемый для страховки в пороге.
  • cтрежень — основная струя в пороге, глубокая часть речного русла с быстрым течением.
  • ступень — часть порога, выделяющаяся от остальных частей, отсутствием резкого перепада высоты падения воды.
  • стремена – крепление ног к кату.
  • струя – течение основной массы воды в русле.
  • табанить — пассивное торможение, посредством фиксирования весла в воде.
  • телемарк — манёвр (как правило, вынужденный), при котором сплавное средство разворачивается на 360 градусов.
  • траверс — пересечение струи или потока, против направления течения;
  • улово — место в пороге, в котором течение направлено против основного течения потока или отсутствует;
  • шивера — участок реки с более или менее равномерным (в отличие от порога) значительным уклоном, имеющим много хаотично расположенных надводных и подводных камней, образующих разветвлённую систему проходов и сливов;
  • язык — основное направление движение струи в пороге.

Приложение №2

Условные обозначения в водном туризме

Схема порога «Черная речка» р.Лемеза Белорецкий район

Приложение №3

Некоторые основные понятия и специальные термины

Быстрина

Стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в быстрине возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центральной части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по быстрине представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого туристского судна (например, байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. При плавании по быстрине следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.

Водопад

Падение воды в реке с уступа (крутизной более 45°), пересекающего речное русло. Вода может падать по нескольким уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных водопадов – каскад. При крутизне уступа менее 45° падающий поток воды называют водоскатом или водосливом. Небольшие водопады на севере часто называют падунами.
Водопады со сравнительно малым расходом воды, а также “сезонные” водопады встречаются практически во всех горных районах.
Водопады с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных туристских судах, если высота слива меньше длины судна. Водопады с крутым падением, высота которых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие водопады обходят по берегу. Прохождение по рекам с водопадами требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, максимального использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварительной разведки.

Стоячая волна

Речная волна, неподвижная относительно берегов (в отличие от подвижных волн – ветровых или приливных). Обычно стоячая волна образуются на порогах и водосбросах вследствие столкновения основного потока с поперечным и (или) обратным потоками, возникающими при встрече с препятствиями (неоднородностями) в русле реки либо при слиянии двух потоков, напр. в местах впадения в реку крупных притоков (в таких местах иногда образуется не одна, а множество мелких стоячих волн – “толчея”). Если гребень стоячей волны перпендикулярен направлению течения реки, то волна называется прямой.

Стоячая волна - гребень которой направлен под острым углом к течению, называется косой. Прямые волны образуются, как правило, из-за искажения потока у дна реки, например за грядой подводных камней; косые стоячие волны возникают чаще всего у изломов береговой линии, например, у скалистых выступов. Важная характеристика стоячей волны – длина ее ската, которую обычно сравнивают с длиной туристского судна: волна считается крутой, или короткой, если длина ее ската меньше половины длины судна, и пологой, или длинной, если длина ската превышает длину судна. У очень крутых (коротких) стоячих волн гребень образует как бы водяной козырек, направленный встречно течению.
Стоячая волна представляет определенную опасность для плавания – она может стать причиной аварии судна (особенно легкого), привести к его перевороту. Чтобы этого не случилось, судно при переходе через стоячую волну, направляют перпендикулярно гребню. На байдарках иногда крутые стоячие волны преодолевают лагом (бортом к волне) с открениванием байдарки, опираясь на весло. Такой способ прохождения требует слаженных и особенно четких действий всего экипажа.

Обнос

В водном туризме способ преодоления искусственных или естественных препятствий, непроходимых на плаву, а также участков реки, техническая сложность которых превышает подготовленность экипажа: судно в разобранном или собранном виде и грузы переносят по берегу. Перед обносом проводят разведку пути и удобного места для продолжения плавания. При так называемом коротком обносе (например, плотин, мельниц на спокойных реках, отдельных порогов, водопадов и т.п.) не требуется разборка (а иногда и разгрузка) судов: сначала проводят разведку тропы и ищут удобное место для продолжения плавания, затем перебрасывают туда рюкзаки и другой груз, после чего общими усилиями переносят разгруженные суда.
Обнос протяженных препятствий в ущельях и каньонах часто сопряжен с большими трудностями: надо разбирать суда, иметь навыки горных походов для выхода из ущелья, уметь наводить переправы. Обнос – частный случай волока от одного водотока (озера) до другого, который группа водников с полным снаряжением преодолевает пешком. При грамотно построенных маршрутах волоки позволяют лучше ознакомиться с природой края, снять психологическую усталость, накопившуюся во время плавания, вносят разнообразие в физическую нагрузку.
Протяженный или технически сложный обнос организуется либо “в одну ходку”, если масса всего снаряжения и судов не превышает 45 кг на человека, либо в две и более ходок. При длинных обносах наиболее широко используется “челночный” способ переноса грузов с промежуточным складированием их в местах, удаленных от базового лагеря на такое расстояние, при котором группа после переноски груза успевает в тот же день вернуться в лагерь. Применяется техника и тактика пешеходного, а иногда и горного туризма, но трудности усугубляются для туристов-водников несколько большим и неудобным грузом и вынужденным движением по неудобным местам. Средняя скорость движения группы туристов-водников на пешем переходе меньше, чем пешеходной, а дневной переход обычно не превышает 20 км.
Иногда для обеспечения безопасности похода обнос сложных участков планируется заранее, при этом категория сложности маршрута не снижается На многих горных реках обнос отдельных участков – важный элемент маршрута.

Оверкиль

Оверкиль (голл. overkiel), переворот судна вверх килем (днищем). Основная причина оверкиля – недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая сложным условиям плавания в порогах, сливах, волнах стоячих и т.п. Недостаточная остойчивость может зависеть от конструкции судна, но может также возникнуть в результате заливания воды в кокпит, а также при неправильно выполненном техническом приеме судовождения.
Перевернувшееся судно необходимо как можно быстрее вернуть в нормальное положение – поставить на ровный киль. Надувные суда и катамараны могут быть поставлены на ровный киль своими экипажами на плаву, что очень важно вдали от берегов. Байдарки, имеющие упоры для ног гребцов и снабженные фартуками с “юбками”, также можно вернуть на ровный киль на плаву, например, используя особый технический прием – “эскимосский переворот”: гребцы опрокинувшейся байдарки, оставаясь на местах, все враз делают резкий гребок веслом под себя вглубь и, опираясь веслом о воду, стремятся рывком занять вертикальное положение. Шлюпки, байдарки без фартуков и плоты практически невозможно вернуть на ровный киль с воды, и потерпевший аварию экипаж вынужден либо вплавь буксировать перевернувшееся судно к берегу, чтобы там поставить его на ровный киль, либо забравшись на судно или держась за него, ждать помощи.

Перекат

Мелководный участок русла реки, часто имеющий вид вала, расположенного поперек реки по всей ее ширине. Часто встречается в местах расширения поймы реки, близ устьев ее истоков. Различают каменистые перекаты или шиверы, и аллювиальные, образованные наносимыми отложениями в результате взаимодействия поперечных и продольных течений на поворотах русла реки и связанного с этом переноса и осаждения пород, слагающих его дно, а также берега. Перекат состоит из верхней и нижней кос, верхних и нижних плёсовых лощин, седловины с напорным скатом и подвальем, гребня с корытом. Его дно может быть выстлано различным материалом – от песка до крупной гальки или булыжника. При взгляде на перекат сверху ясно видна граница между спокойной и быстрой водой; где скорость воды больше, там и глубина больше. Проходить перекат следует там, где скорость воды наибольшая (не боясь волн, достигающих иногда высоты 1 м), так как в местах со спокойной водой глубина может оказаться недостаточной. Перекаты опасны мелями, на которых можно повредить днище или прорвать оболочки туристского судна, и обратными течениями на выходе из переката, на границе струй с разными скоростями.

Порог речной

Участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скалистых гряд, выходов трудноразмываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т.п. Несложные пороги встречаются уже на водных маршрутах 2–3 категории сложности. Характерными элементами порога являются водосливы, которые в зависимости от угла падения воды – больше 45° , около 45° или меньше 45° – подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.
Сливы – обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в пороге. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косые струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника. В пороге может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то такой порог называют одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называют многоступенчатым. Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого – образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в котором глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, называют кручёным или винтовым.
При определении возможности прохождения порога учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения туристических судов – порог с прямым сливом; наиболее сложный и опасный – с кручёным сливом. Односточные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для туристических судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, так как здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, так как здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутыми крутыми стоячими волнами. Если в результате предварительного просмотра порог (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда (см.
Обнос) или проводить их вдоль берега.

Прижим

Нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышения ее уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега (не допустить прижатия к берегу) легкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицательный угол наклона или подводный “карманы”, то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны – их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико.
Родственным прижиму препятствием является завал – скопление различных предметов, главным образом стволов деревьев, в русле реки. На малых таежных реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут существовать годами. Завал опасен подсосом воды, который может привести к перевороту туристического судна. При подходе к завалу судно следует вынуть из воды и пртащить вдоль завала.

Причаливание

Маневрирование судна при подходе к берегу, остановка и закрепление на берегу. Место причаливания выбирается так, чтобы у экипажа судна было время и пространство для маневрирования (в частности, для повторного захода в случае неудачной первой попытки), подход к берегу был свободен от мелей, камней, упавших деревьев и других препятствий, а обстановка на берегу безопасна для экипажа. На спокойной воде в безветрие байдарки, лодки надувные, ялики и катамараны и т.п. суда подводят к берегу носом под небольшим углом с малой скоростью и останавливают почти параллельно береговой линии. При ветре судно подводят к берегу против ветра, чтобы избежать сноса. На реках с большой скоростью течения байдарки, надувные лодки, катамараны и др. суда подводят к точке причаливания против течения с небольшой положительной скоростью относительно воды. При необходимости причалить в шивере или на быстрине выбирают небольшие участки стоячей воды или улова за береговыми скалами либо за крупными камнями, куда сначала заводят нос, а затем втягивают и все судно. Плот подводят к берегу всегда параллельно береговой кромке. На быстрине плоты подтягивают к берегу посредством чальных концов (или чалок), укрепленных в носовой и кормовой частях плота.
Как только судно касается берега, его закрепляют при помощи чального конца, который несколько раз обматывают вокруг заранее выбранного дерева или камня; после полной остановки судна чальный конец привязывают легко развязывающимся узлом, исключающим, однако его самопроизвольное развязывание от рывков чалки. На катамаранах, многоместных надувных лодках и плотах процедуру закрепления судна выполняет специально назначаемый член экипажа - чальщик. Он первым сходит на берег и закрепляет чальный конец, после чего покидают свои места остальные члены экипажа. На двухместных байдарках обязанности чальщика выполняет первый гребец; пока он закрепляет чалку, второй гребец удерживает (руками или при помощи весла) байдарку у берега до ее закрепления. При причаливании на одноместной байдарке гребец упором весла о дно реки либо сильным прямым гребком выталкивает нос лодки на берег, затем высаживается и закрепляет судно на берегу.
Если в момент причаливания ветер или течение отжимают судно от берега, чальщик должен немного отпустить (потравить) чальный конец, чтобы дать судну возможность развернуться по ветру или течению, а затем снова подтащить его к берегу и надежно закрепить. Наиболее часто встречающиеся ошибки при причаливании: вынужденный отход от берега вследствие того, что вовремя не было обнаружено сильное течение или препятствие (мель, подводные камни), затрудняющие причаливание в намеченном месте; падение чальщика в воду, сдернутого запутавшимся чальным концом.
Отвал судна от берега – процедура, обратная причаливанию. На время посадки экипажа на судно перед выходом в плавание судно привязывают к дереву или камню на берегу, либо оно удерживается у берега одним из гребцов. При отвале катамарана, плота или надувной лодки, как только экипаж занял свои места на судне, чальщик отвязывает чальный конец и по команде капитана отталкивает судно от берега, после чего садится на свое место; экипаж разгоняет судно, выводит его на течение и разворачивает в нужном направлении для плавания. Плот при отвале не разворачивают, а просто выводят, пользуясь гребями, на струю. При отвале двухместной байдарки первым на судно садится второй гребец, затем свое место занимает первый гребец, выполняющий роль чальщика и, уже сидя в байдарке, отталкивает ее от берега (руками или веслом); все последующие действия (выведение байдарки на течение, развороты и т.п.) гребцы выполняют совместно. При посадке на одноместное судно (байдарку или надувную лодку) гребец вытаскивает нос судна на берег, а само судно разворачивает против течения и, удерживая его в таком положении, занимает свое место, после чего, упираясь веслом в дно или берег реки, сталкивает нос судна в воду и несколькими обратными гребками отводит судно от берега.

Проводка

Движение судов через опасные для плавания места (пороги, шиверы), как правило, посредством веревок, привязанных к носу и корме судна. Осуществляется всей группой участников водного похода, при этом один или несколько туристов удерживают веревку, привязанную к наиболее нагруженной потоком части судна (той, которая выше по течению, обычно к корме); один держит носовой конец веревки, остальные страхуют. При большой протяженности участка проводки делают предварительную разведку. Во время проводки угол между направлением течения и кормовым концом веревки должен быть минимальным. Иногда, при резком увеличении этого угла и невозможности удержать корму, пнриходится отпускать (стравливать) кормовой конец настолько, что судно разворачивается кормой вперед (в это время оно удерживается за носовой конец). Этот разворот предотвращает заливание судна водой или его переворот вверх дном. На короткихучастках с хорошим проходом по берегу допускается проводка судна одним туристом на кормовом конце, другой турист в это время помогоет проводке, отталкивая судно от берега или подтягивая его веслом либо шестом.
При проводке судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед проводкой помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие проводку, должны быть в спасательных жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие проводку держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, например, из-за отвесных скал, крупных камней и т.п.).

Проходимость реки

Минимальные количество и качество данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на туристских судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется ее водностью, или средним расходом воды ( в водном туризме измеряется в м3/с ) , и средним уклоном реки , а так же максимальные значениями уклона отдельных ее участков (измеряются в м/км) . Для туристских судов доступны реки со средним уклоном до 15 м/км и уклонами отдельных участков до 20 - 25 м/км , при среднем расходах воды не более 25 - 35 м3/с.

Страховка

В водном туризме – определяется спецификой путешествия на легких судах — байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах. Такие суда при прохождении препятствий из-за неумелого управления, неправильного распределения нагрузки либо вследствие столкновения с другим судном или подводным камнем, мелью могут опрокинуться, и экипаж и снаряжение окажутся в воде. Такие аварии особенно опасны на бурных горных реках - люди могут получить серьезные травмы от ударов о камни в холодной воде потерять сознание, погибнуть от переохлаждения и асфиксии, а судно и снаряжение затонуть. Поэтому все средства страховки в водном туризме предназначены для уменьшения вероятности возникновения кризисных ситуаций, а при аварии - для скорейшего подъема из воды на берег или страхующее судно людей и снаряжения, а затем и аварийного судна.

Страховка во время водного похода организуется в тех случаях, когда нет твердой уверенности в безаварийном прохождении реки, акватории, при наличии по пути движения потенциально опасных участков с высокими крутыми сливами и волнами стоячими, с большими бочками, прижимами и т.п., когда за простым и безопасным препятствием следует сложное и опасное.
Способы страховки на воде могут быть активными и пассивными. К активным относятся все способы доставки пострадавшего на берег или страхующее судно без участия в спасательной операции самого пострадавшего: страховка судном с воды, взаимная страховка. и страховка “живцом”.

Улово

Участок реки, где образуется противоток основному потоку, водоворот. Уловы возникают у прижимов, вблизи перекатов, выступов берега, в местах резкого расширения русла реки, впадения притоков. Вывести из большого улова попавшее в него судно, особенно плот, вовлекаемый потоком воды, очень трудно. Для этого обычно поднимаются, возможно, выше по течению реки и оттуда, пересекая уловную струю, стремятся войти в основной поток. Во время маневра вследствие разности скоростей пересекаемых потоков на судно действуют различные по величине и направлению силы, что приводит к его разворотам и кренам. Экипаж судна должен быть готов к этому и парировать развороты и краны при помощи весел или гребей, а также открениванием.

Шивера

Относительно мелководный (глубиной до 1,5 – 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Протяженность шиверы колеблется от нескольких десятков м до нескольких км. Из-за высокой скорости течения в шивере возникают косые и прямые волны стоячие, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы локальны, плохо прослеживаются их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды (струю). Основная сложность при прохождении шиверы – определить линию движения судна. Меры безопасности – разведка, выбор мест причаливания, страховка с воды и берега.

Щеки

Высокие скалистые, обрывистые берега реки, резко сужающие ее русло с образованием быстрины. Протяженность щек достигает нескольких десятков км. Нередко в пределах щек встречаются пороги и шиверы, затрудняющие судоходство. Известны сланцевые каньоны-щеки на Восточном Кавказе (бассейн рек Андийское Койсу и Аварское Койсу), щеки тувинских рек Малый Енисей (Ка-Хем) и Кызыл-Хем в толще базальтов, каньоны-щеки в гранитах и известняках на реке Белая на Западном Кавказе.

Спасательный бросательный конец «Морковка»

В водном туризме одно из основных средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур длиной 25 – 30 м, диаметром 6 – 8 мм. Хранится в специальном мешке из ярко окрашенного капрона длиной 40 – 45 см и диаметром 10 – 12 см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диаметром 10 – 12 см и толщиной 5 см.

Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альпинистский карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка завязывается. Перед тем, как воспользоваться бросательным концом, горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец. Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса бросательного конца с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся средствами туристских походов.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со ш...

Отчет о туристском походе по Южному Уралу (июль, 2012)

Отчет о туристском походе по Южному Уралу (июль, 2012) 1. Информация о районе путешествия...

ОТЧЕТ о прохождении водного туристского спортивного маршрута 2 категории сложности по Западному Кавказу совершенном группой туристов МО Выселковский район в период с 20.07 по 24.07. 2016 года.

ОТЧЕТо прохождении водного  туристского спортивного маршрута___2___ категории сложности по Западному Кавказусовершенном группой туристов МО Выселковский районв период с    20.07...

Отчет о прохождении водного туристского маршрута 1 категории сложности по реке Вороне

Отчер об учебно-тренировочном водном походе, в котором воспитанники обучаются технике гребного слалома, учатся проходить водные препятствия, готовятся к соревнованиям по технике водного туризма, приоб...

Методические аспекты организации и проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»

Опыт проведения испытаний «Туристский поход с проверкой туристских навыков», входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс«Готов к труду и обороне»...

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.

Познакомить учащихся с особенностями водного туризма и требованиями к уровню подготовки туриста-водника и правилами безопасного поведения в водном походе....