Консультация педагогов "Выбор темы исследования учащегося"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация молодых и вновь прибывших педагогов проводится с целью повышения их профессиональной компетентности в вопросах методологии исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vybor_temy_issledovaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ»

Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших педагогов об основных правилах выбора темы исследования и формулирования названия исследовательской работы.

Правильно сформулированное название темы исследования организует всю последовательность этапов работы и во многом определяет ее успешность.

Выбору темы исследования предшествует один из наиболее творческих этапов сотрудничества – выявление интереса ребенка к проблеме. Актуализация исследовательских способностей – это этап, на котором все зависит от таланта педагога. Эффективным средством является создание условий для ведения дискуссий в группах в системе дополнительного образования детей. Некоторые учащиеся раскрывают свои способности только при индивидуальном общении. Ложная потребность «быть как все» часто становится преградой в развитии индивидуальных исследовательских способностей. Индивидуальный контакт с руководителем может помочь ребенку стать увереннее в своих силах, что необходимо для ведения исследовательской деятельности.

Алгоритм выбора темы исследования

  1. Выбор области исследования. Выделение и формулирование общей проблемы из предметного мыслительного хаоса, когда ребенку «интересно все».
  2. Вербализация темы и цели работы. Цель может быть исследовательской или проектной. Руководитель должен четко определить, к какому типу будет относиться работа.
  3. Определение задач как этапов работы по проведению исследования или выполнению проекта. Выполнение (решение) задач последовательно приводит к достижению поставленной цели.
  4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти к созданию плана проведения исследования.
  5. Выбор предмета исследования определяется адекватностью цели исследования и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.
  6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе работы. Например, «сооружение дамбы является причиной загрязнения реки N». Гипотеза не должна быть очевидной. Пример: «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду»; «В свадебном обряде телеутов сочетаются традиционные и современные элементы».
  7. Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи.
  8. Тема исследовательской работы может быть достаточно громоздкой. Пример: «Исследование окружающей среды города Х на примере оценки загрязненности реки N органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, вызванных строительством дамбы, определяемых физико-химическими, аналитическими и биоиндикаторными методами». Такое название содержит важную информацию о проведенном исследовании, достаточно точную и конкретную. Однако для простоты восприятия проведенного исследования рекомендуется ее сократить. Пример: «Исследование окружающей среды города Х на примере оценки загрязненности реки N органическими соединениями».

Литература

  1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016. – 160 с.
  2. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 2006. – 944 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».

Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционног...

Темы исследований по английскому языку для учащихся 8 классов.

Темы исследований по английскому языку для учащихся 8 классов....

Темы исследований по английскому языку для учащихся 8 классов.

Темы исследований по английскому языку для учащихся 8 классов....

КАК НАУЧИТЬ УЧАЩЕГОСЯ ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Если не можешь определить сразу тему, задай себе следующие вопросы:     Что мне интересно больше всего?Чем я хочу заниматься в первую очередь?Чем я чаще всего занимаюсь ...

Методическая разработка по теме "Приобщение учащихся к методам научного исследования по физике"

Исследовательская работа учащихся может быть организована на уроке и продолжена во внеурочной деятельности в "Научно-исследовательской лаборатории". Основная цель этих занятий: способствовать приобщен...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

Организация работы учащихся по выполнению проекта на тему «Исследование возможных причин снижения скорости работы компьютера и способов их устранения».

Долгосрочный групповой практико-ориентированный исследовательский проект группы учащихся 8 (4 человека) и 9 (4 человека) классов,реализуемый  на внеурочной деятельности в течении 3 месяцев«Исслед...