ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕРЕВЯННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МАСТЕРСТВЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
проект (8, 9 класс)
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках предмета «Столярное дело». Работа над проектами в деревянном художественном мастерстве способствует развитию у учащихся творческого мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и координации движений. Важной целью проектной деятельности является формирование навыков самостоятельной работы, что позволяет детям осознать последовательность действий, планировать свою деятельность и нести ответственность за конечный результат. В статье рассматриваются основные аспекты проектного подхода в обучении столярному делу, его значение для коррекционно-развивающего процесса, а также влияние на формирование самостоятельности обучающихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная работа, дети с ОВЗ, деревянное художественное мастерство, столярное дело, коррекционная педагогика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕРЕВЯННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МАСТЕРСТВЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Бугаенко Григорий Анатольевич, педагог дополнительного образования
МБОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области, г. Купино
Аннотация. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках предмета «Столярное дело». Работа над проектами в деревянном художественном мастерстве способствует развитию у учащихся творческого мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и координации движений. Важной целью проектной деятельности является формирование навыков самостоятельной работы, что позволяет детям осознать последовательность действий, планировать свою деятельность и нести ответственность за конечный результат. В статье рассматриваются основные аспекты проектного подхода в обучении столярному делу, его значение для коррекционно-развивающего процесса, а также влияние на формирование самостоятельности обучающихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная работа, дети с ОВЗ, деревянное художественное мастерство, столярное дело, коррекционная педагогика.
Развитие навыков самостоятельной работы у детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из ключевых задач коррекционного образования. В условиях обучения столярному делу проектная деятельность становится важным инструментом формирования у обучающихся уверенности в своих силах, целенаправленности, ответственности и трудовых навыков. Работа над индивидуальными и коллективными проектами в деревянном художественном мастерстве позволяет не только развивать у детей технические компетенции, но и способствует их социализации, умению принимать решения и доводить начатое дело до конца.
Проектный метод обучения основывается на активном включении учащихся в процесс создания конкретного изделия, начиная от идеи и эскизного проектирования и заканчивая его практическим выполнением. В ходе работы дети учатся анализировать поставленные задачи, выбирать материалы, рассчитывать последовательность операций и оценивать результат. Важно, что проектная деятельность позволяет каждому ученику проявить себя, независимо от уровня его возможностей, поскольку задания могут быть адаптированы в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей развития.
Занятия по деревянному художественному мастерству в коррекционной школе-интернате ориентированы не только на обучение учащихся владению инструментами и технологиями обработки древесины, но и на развитие их эстетического восприятия и творческого потенциала. Создание художественных изделий, таких как декоративные панно, сувениры, игрушки и элементы мебели, требует от ребенка концентрации внимания, точности движений, аккуратности и терпения. Эти качества крайне важны для формирования самостоятельности, поскольку помогают учащимся осознавать важность своей работы и видеть в ней ценность.
Одним из значимых аспектов проектной деятельности является ее поэтапность, которая облегчает процесс усвоения материала детьми с ОВЗ. Последовательное выполнение задач способствует постепенному освоению новых умений, а также формированию алгоритмического мышления. На каждом этапе работы педагог осуществляет контроль и поддержку, но при этом оставляет пространство для самостоятельных решений и инициативы ребенка. Это создает условия для развития ответственности за выполненную работу, а также помогает сформировать у учащихся навыки самооценки и корректировки своих действий.
Проектная деятельность в деревянном художественном мастерстве также играет важную роль в социализации детей с ОВЗ. Групповая работа над коллективными проектами способствует развитию коммуникативных навыков, учит взаимодействию, умению договариваться и учитывать мнение других. В процессе работы над проектами учащиеся осваивают не только технологические аспекты, но и приобретают опыт кооперации, что является важным условием их успешной интеграции в общество.
Таким образом, проектная деятельность в деревянном художественном мастерстве является эффективным средством формирования навыков самостоятельной работы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Она не только способствует развитию трудовых умений и творческого мышления, но и помогает учащимся адаптироваться к выполнению сложных задач, принимать решения и отвечать за результаты своего труда. Включение проектного подхода в образовательный процесс коррекционной школы-интерната позволяет сделать обучение более интересным, доступным и значимым для детей с ОВЗ, подготавливая их к дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Список литературы
1. Социально ориентированная проектная деятельность: Выпуск 9 : сборник научных трудов. — Москва : Дело РАНХиГС, 2023. — 254 с. — ISBN 978-5-85006-518-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/397409
2. Художественная обработка древесины : учебное пособие / составитель В. С. Медведевских. — Курган : КГУ, 2022. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/300296
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования навыков самостоятельной работы учащихся
В статье описываются разные формы, способы и приемы организации самоятельной работы учащихся на уроке....

«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»
«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»...

Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...

Методическая работа: "Формирование навыков самостоятельной работы в классе гитары»
Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой учащийся стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным з...

Интегрированное электронное учебное пособие «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» для формирования навыков самостоятельной работы
Интегрированное электронное учебное пособие «Английский язык и художественный труд», предназначенного для организации самостоятельной работы студентов по теме «Празднование Дня Свято...

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»
Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником с музыкой наедине. Но из-за неразумно организованных занятий даже взрослый теряет время впустую. Тем более детям нужно прививать...
