Мастер-класс для педагогов "Граттаж - нетрадиционная техника рисования"
методическая разработка

Мастер-класс для педагогов "Граттаж - нетрадиционная техника рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

                                                     

                                                   

Мастер – класс для педагогов:

 «Граттаж – нетрадиционная техника рисования»

C:\Users\User\Downloads\IMG_20250117_202302.jpg

                       

 Разработала

 педагог дополнительного образования

                                                                   Нюхалова Светлана Николаевна

                                                               

г. Улан-Удэ, 2024

Тема: «Граттаж – нетрадиционная техника рисования»

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования - граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми.

Задачи:

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

- содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: коллективная.

Раздаточный материал: лист картона (тонированный, покрытый слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, салфетки.

Наглядные пособия: презентация по теме мастер-класса; готовые картины, выполненные в данной технике.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.  

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж».

Выбор материала для будущей творческой работы.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования   в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

    1. Вступительная часть.

       Здравствуйте, уважаемые педагоги сегодня я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой рисования «граттаж».

        Еще  древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» . Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

       Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование штампами, монотипия, ниткографию, граттаж, эбру).

        Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

        Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.  Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы  и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, зубочистки.

        Посмотрите работы, выполненные в этой технике.  Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

      2. Практическая часть:

Этапы  работы:

  1. Грунтовка листа:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги. Полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

  1. Пока грунт подсыхает, придумать рисунок, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:
  • разная сила штриха;
  • короткий и длинный штрих;
  • разная ширина просветов между штрихами и т.д.
  1. Берем любой острый предмет: зубочистку или перо, спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

     Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

      И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов. Если педагоги затрудняются с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Здесь равнодушием не пахнет, простор для творчества такой, что иногда не веришь даже, что это сделано тобой.

Работа готова!

Любуйтесь результатом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования. Воск + акварель"

Мастер-класс может быть полезен и интересен широкой аудитории.Эта техника понравится всем. Дерзайте, творите, пробуйте!!!...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Нетрадиционная техника рисования (пластилинография)".

Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами познакомимся с нетрадиционно техникой рисования-пластилинографией. Пластилинография-это процесссоздания лепных картин с изображением боле...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Мастер-класс на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительном искусстве."

Этот мастер класс научит вас рисовать в разных техниках.Вы познакомитесь с техникой ниткографии, кляксографии, будите рисовать мыльными пузырями, оттиском предметов, помятой бумагой, точками, мелками,...

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования »

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник рисования с дошкольниками,...