Рабочая программа "Функциональная грамотность"
рабочая программа (8 класс)
Программа включает 4 модуля: читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Сычевки
Рассмотрено Руководитель методического совета МБОУ СШ № 2 г. Сычевки _________________/Е.Н. Сухова Протокол № 1 от 28.08.2023г. | Утверждаю Директор МБОУ СШ № 2 г. Сычевки ___________________/М.А. Алексеева Приказ № 72-О От 29.08.2023 г. |
Рабочая программа
«Функциональная грамотность»
для 8 класса
Составитель:
Учитель Литвинская А. Г.
г. Сычевка 2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана МБОУ СШ № 2 г. Сычевка;
- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы) Одобрена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3)
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Модуль «Финансовая грамотность»
А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО
Модуль «Читательская грамотность»
О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО
Модуль «Математическая грамотность»
С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования
Модуль «Естественно-научная грамотность»
А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования
Цель программы — Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Функциональная грамотность» отводится следующее количество часов: Класс – 8. Количество часов в неделю – 0,5 ч. Количество часов в год – 16ч
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая
8 класс
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания
-оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания,
-интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации,
-интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания, -оценивает финансовые проблемы в различном контексте
-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
-оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны
Характеристика образовательного процесса
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
4 часа на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 4 часа для модуля естественнонаучной грамотности;
1 раздел – модуль «читательская грамотность».
2 раздел – модуль «математическая грамотность»,
3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 раздел – модуль «финансовая грамотность.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.
Модуль «Основы читательской грамотности»
1. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? (Беседа, круглый стол.)
2. Поиск ошибок в предложенном тексте. (Квест, круглый стол)
3. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. (Квест, круглый стол)
4. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. (Рубежная аттестация. Деловая игра.)
Модуль «Основы математической грамотности»
1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. (Практикум)
2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. (Беседа. Исследование)
3. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. (Обсуждение. Урок практикум.)
4. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. (Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.)
5. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. (Урок-исследование.)
6. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. (Урок-практикум.)
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1.Занимательное электричество. (Беседа. Демонстрация моделей.)
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
2. Магнетизм и электромагнетизм. (Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.)
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
3.Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. (Моделирование. Виртуальное моделирование)
4.Системы жизнедеятельности человека. (Моделирование. Виртуальное моделирование.)
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1.Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. (Беседы, диалоги, дискуссии.)
2.Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. (Круглый стол. Игра.)
3.Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. (Викторина, круглый стол, дискуссии.)
4.Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. (Проект, игра.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Модуль «Основы читательской грамотности» | 4 |
2 | Модуль «Основы математической грамотности» | 4 |
3 | Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 4 |
4 | Модуль: «Основы финансовой грамотности» | 4 |
Всего | 16 | |
Приложение к рабочей программе по финансовой грамотности
8 класс
Календарно - тематическое планирование
на 2023 -2024 учебный год.
Предмет: финансовая грамотность.
Класс: 8
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
8 А | 8 Б | ||||
Модуль «Основы читательской грамотности» (4 ч) | |||||
1 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 | 06.09 | 06.09 | |
2 | Поиск ошибок в предложенном тексте. Вводный контроль. | 1 | 13.09 | 13.09 | |
3 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | 1 | 20.09 | 20.09 | |
4 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. | 1 | 27.09 | 27.09 | |
Модуль «Основы математической грамотности» (4 ч) | |||||
5 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | 04.10 | 04.10 | |
6 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 | 11.10 | 11.10 | |
7 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 | 18.10 | 18.10 | |
8 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | 25.10 | 25.10 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (4 ч) | |||||
9 | Занимательное электричество. | 1 | 08.11 | 08.11 | |
10 | Магнетизм и электромагнетизм. | 1 | 15.11 | 15.11 | |
11 | Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. | 1 | 22.11 | 22.11 | |
12 | Системы жизнедеятельности человека. | 1 | 29.11 | 29.11 | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5 ч) | |||||
13 | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | 06.12 | 06.12 | |
14 | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | 13.12 | 13.12 | |
15 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | 20.12 | 20.12 | |
16 | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 1 | 27.12 | 27.12 | |
Всего | 16 | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с.
- Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.
- Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.
- Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003.
- Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3.
- Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся Павлодар, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс
quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность. Модуль "Читательская грамотность"
рабочая программа и КТП повнеурочной деятельности...
