Рабочая программа "Функциональная грамотность"
рабочая программа (8 класс)

Литвинская Анастасия Геннадиевна

Программа включает 4 модуля: читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Сычевки

Рассмотрено

Руководитель методического

совета МБОУ СШ № 2 г. Сычевки

_________________/Е.Н. Сухова

Протокол № 1

от 28.08.2023г.

Утверждаю

Директор МБОУ СШ № 2 г. Сычевки

___________________/М.А. Алексеева

Приказ № 72-О

От 29.08.2023 г.

Рабочая программа

«Функциональная грамотность»

для 8 класса

Составитель:

Учитель Литвинская А. Г.

г. Сычевка 2023-2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса создана на основании:

- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;

- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации  от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- учебного плана МБОУ СШ  № 2 г. Сычевка;

- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (5-9 классы) Одобрена решением Ученого Совета СИПКРО (протокол от 18 марта 2019 г. № 3)

Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Модуль «Финансовая грамотность»

А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО

Модуль «Читательская грамотность»

О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО

Модуль «Математическая грамотность»

С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования

Модуль «Естественно-научная грамотность»

А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования

Цель программы — Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Функциональная грамотность» отводится следующее количество часов: Класс – 8. Количество часов в неделю – 0,5 ч. Количество часов в год – 16ч


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

-оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания,

-интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации,

-интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания, -оценивает финансовые проблемы в различном контексте

-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

-оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Характеристика образовательного процесса

Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

4 часа на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

- 4 часа для модуля естественнонаучной грамотности;

1 раздел – модуль «читательская грамотность».

2 раздел – модуль «математическая грамотность»,

3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,

4 раздел – модуль «финансовая грамотность.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль «Основы читательской грамотности»

1. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? (Беседа, круглый стол.)

2. Поиск ошибок в предложенном тексте. (Квест, круглый стол)

3. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. (Квест, круглый стол)

4. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. (Рубежная аттестация. Деловая игра.)

Модуль «Основы математической грамотности»

1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.  (Практикум)

2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. (Беседа. Исследование)

3. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. (Обсуждение. Урок практикум.)

4. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. (Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.)

5. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. (Урок-исследование.)

6. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. (Урок-практикум.)

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Структура и свойства вещества (электрические явления)

1.Занимательное электричество. (Беседа. Демонстрация моделей.)

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2. Магнетизм и электромагнетизм. (Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.)

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

3.Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. (Моделирование. Виртуальное моделирование)

4.Системы жизнедеятельности человека. (Моделирование. Виртуальное моделирование.)

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

1.Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. (Беседы, диалоги, дискуссии.)

2.Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. (Круглый стол. Игра.)

3.Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. (Викторина, круглый стол, дискуссии.)

4.Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. (Проект, игра.)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Модуль «Основы читательской грамотности»

4

2

Модуль «Основы математической грамотности»

4

3

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

4

4

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

4

Всего

16

Приложение к рабочей программе по финансовой грамотности  

8 класс

Календарно - тематическое планирование

на 2023 -2024 учебный год.

Предмет: финансовая грамотность.

Класс: 8

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

8 А

8 Б

Модуль «Основы читательской грамотности» (4 ч)

1

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

1

06.09

06.09

2

Поиск ошибок в предложенном тексте. Вводный контроль.

1

13.09

13.09

3

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

20.09

20.09

4

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

1

27.09

27.09

Модуль «Основы математической грамотности» (4 ч)

5

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

04.10

04.10

6

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

11.10

11.10

7

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

1

18.10

18.10

8

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

25.10

25.10

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (4 ч)

9

Занимательное электричество.

1

08.11

08.11

10

Магнетизм и электромагнетизм.

1

15.11

15.11

11

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

22.11

22.11

12

Системы жизнедеятельности человека.

1

29.11

29.11

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5 ч)

13

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

06.12

06.12

14

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

13.12

13.12

15

Промежуточная аттестация. Тест.

1

20.12

20.12

16

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

1

27.12

27.12

Всего

16


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Липсиц, И. ВЛ61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с.
  • Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.
  • Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.
  • Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003.
  • Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3.
  • Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся Павлодар, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс

quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...