Методическая разработка Тематический час Буллинг в социальных сетях
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методическая разработка направлена на формирование у учащихся понимания проблемы кибербуллинга через обсуждение мультфильма «Птицы на проводе» и сказки Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок», а также обучение учащихся способам защиты от травли и поддержке других людей в сложных ситуациях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тематический час:
«Буллинг в социальных сетях»
выполнила:
Панина Наталья Викторовна
должность: методист
Тематический час «Буллинг в социальных сетях»
Методическая разработка направлена на формирование у учащихся понимания проблемы кибербуллинга через обсуждение мультфильма «Птицы на проводе» и сказки Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок», а также обучение учащихся способам защиты от травли и поддержке других людей в сложных ситуациях
Возрастная категория: 11-15 лет
Цели и задачи занятия
Цель:
- повысить осведомленность участников о проблеме буллинга в социальных сетях и развить навыки противодействия ему.
Задачи:
- определить понятие буллинга и его виды в контексте социальных сетей;
- изучить последствия кибербуллинга для жертв;
- обсудить примеры кибербуллинга и возможные способы реагирования;
- обучить учащихся способам защиты от кибербуллинга, через обсуждение мультфильма производства Pixar «Птицы на проводе» и книги Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок»;
- воспитать эмпатию и уважения к другим людям;
- разработать рекомендации по безопасности от кибербуллинга.
Оборудование и материалы, необходимое при проведении занятия:
- Мультфильм «Птицы на проводе» (загруженный мультфильм производства Pixar, который будет использован для анализа и обсуждения темы травли и социального взаимодействия персонажей);
- Видеоролик из «Гадкого утенка» (краткая нарезка сцен из мультфильма по одноименной книге Г.Х. Андерсона, которая поможет проиллюстрировать проблемы травли и принятия различий);
- Проектор и экран для демонстрации мультфильма;
- Компьютер или ноутбук;
- Раздаточные материалы (памятка «Советы по защите от кибербуллинга» с дополнительной информацией ресурсов помощи от кибербуллинга).
Структура учебного занятия
- Организационный момент. Введение
- Просмотр мультфильма «Птицы на проводе»
- Обсуждение мультфильма «Птицы на проводе»
- Просмотр видеонарезки из мультфильма «Гадкий утенок» по одноименной книге Г.Х. Андерсона
- Обсуждение видеонарезки из мультфильма «Гадкий утенок» по одноименной книге Г.Х. Андерсона
- Заключение и выводы
- Подведение итогов. Рефлексия
Введение
- Приветствие
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важной теме – буллинге в социальных сетях. Мы разберем, что это такое, как его распознать и как защитить себя. Для этого мы будем обсуждать мультфильм производства Pixar «Птицы на проводе» и мультфильм по книге Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок».
Перед просмотром попросить учащихся обратить внимание на поведение маленьких птиц и последствие их действий.
- Обсуждение мультфильма производства Pixar «Птицы на проводе»
Вопросы для детей:
Педагог:
- Какие моменты в мультфильме можно назвать буллингом? (ответы детей)
Правильно! Насмешки, игнорирование, групповое давление, угрозы. Все это разновидности буллинга.
Таким образом можно сделать вывод, что
Буллинг — это систематическое агрессивное поведение, направленное на унижение и причинение вреда другому человеку.
- Как вы думаете почему маленькие птицы начали издеваться над большой птицей? (ответы детей)
- Что случилось с маленькими птичками в конце? Как это связано с их действиями? (ответы детей)
- Как вы думаете бывают ли похожие ситуации в реальной жизни или в социальных сетях? (ответы детей)
Педагог: Буллинг в социальных сетях иначе называется кибербуллингом.
Давайте представим, что издевательство маленьких птичек над большой птицей — это издевательство группы людей над одним человеком. В данной ситуации человек будет считаться жертвой. И давайте теперь перенесем ситуацию из мультфильма на ситуацию в социальных сетях.
На основе мультфильма «Птицы на проводе» можно выделить несколько примеров кибербуллинга, которые показывают, как персонажи общаются и ведут себя.
Рассмотрим некоторые примеры из них.
- Троллинг
В мультфильме маленькие птички насмехаются над большой птицей из-за ее внешности и поведения.
Это можно сравнить с троллингом в социальных сетях, когда агрессоры смеются над внешностью, личными качествами жертвы, оставляя оскорбительные комментарии или создавая унизительные мемы.
Какая реакция большой птицы в мультфильме? (ответы детей)
Педагог: Правильно. Большая птица сохраняет спокойствие и не отвечает на провокации. В итоге агрессоры сами оказываются в неприятной ситуации. В реальной жизни игнорирование провокаций — это один из способов справиться с травлей. Также важно обратиться за поддержкой к взрослым или друзьям.
Далее в мультфильме: маленькие птички отказываются принимать большую птицу в свою группу. Они игнорируют и не разговаривают с ней
Мультфильм показывает еще один вид буллинга
- Игнорирование и бойкот
Перенесите эту ситуацию в социальные сети. Через какие действия может проявляться игнорирование и бойкот? (ответы детей)
Педагог: Кибербуллинг может проявляться, когда жертву игнорируют, исключают ее из чатов или групп. Это вызывает чувство одиночества и ненужности.
Далее в мультфильме маленькие птички объединяются против одной большой птицы. Что они делали? (ответы детей)
Это можно отнести к следующему виду буллинга
- Групповое насилие
Если перенести эту ситуацию на социальные сети. В чем проявлялось бы групповое насилие? (ответы детей)
Педагог: Правильно. Групповой кибербуллиг, когда несколько пользователей объединяются для травли одной жертвы в интернете, например, в чатах или на форумах. Это усиливает давление на жертву и делает ее более уязвимой.
Если бы хотя бы одна из маленьких птиц поддержала большую, ситуация могла бы измениться – агрессоры часто отступают, если видят, что жертву поддерживают. В реальной жизни поддержка друзей или одноклассников поможет жертве справиться с травлей.
В мультфильме поведение маленьких птичек можно считать агрессивным и унижающим. Можем говорить о таком виде буллинга, как
- Угрозы и домогательства
В кибербуллинге это может проявляться в отправке угрожающих сообщений или домогательствах к жертве в интернете. От этого кибер- жертве становится страшно, она подвержена стрессу. Маленькие птички создают не очень хорошее мнение о большой птице среди своих сородичей. Мы видим еще один вид буллинга.
- Распространение ложной информации
Кибербуллинг будет проявляться в распространении ложных слухов, сплетен, клеветы о человеке, тем самым портя его репутацию.
В целом мультфильм «Птицы на проводе» учит нас быть добрыми и принимать других такими, какие они есть. Большая птица, несмотря на свои отличия, проявляет доброту, в отличие от маленьких птичек.
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)
Педагог: Правильно это показывает, как важно уважать людей, независимо от их внешности или поведения.
Теперь посмотрим видеонарезку из мультфильма «Гадкий утенок» по одноименной книге Г.Х. Андерсона
Перед просмотром видеоролика, педагог кратко напоминает содержание сказки:
Утенок, который отличается от остальных, становится жертвой насмешек со стороны других животных. Он испытывает одиночество и страдания из-за своей внешности, но позже превращается в прекрасного лебедя.
- Обсуждение мультфильма по книге Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок»
Педагог: Давайте проведем аналогию как в предыдущем мультфильме. Рассмотрим сцены травли в контексте социальных сетей.
Педагог называет конкретные сцены из мультфильма, демонстрирующие буллинг, а дети стараются перенести ситуацию буллинга на случаи с кибербуллингом.
Педагог:
- Сцена насмешек над утенком
Когда утенок только появляется на свет, он сразу же становится объектом насмешек со стороны других птиц. Они высмеивают его за внешний вид и отличие от них.
Задание детям - кибербуллинг это когда…(ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог резюмирует.
Педагог: Правильно. Кибербуллинг в данной ситуации — это когда жертва подвергается оскорблениям и унижениям в социальных сетях, где ее внешность или поведение становится предметом шуток и насмешек.
Как быть человеку, который подвергся кибербуллингу? (ответы детей)
Педагог: Итак, выходом из ситуации будет не вступать в конфликты, блокировать агрессоров и сообщать о травле взрослым или модераторам платформы.
- Изоляция утенка
Утенок сталкивается с игнорированием и неприятием со стороны своих сородичей, которые не хотят с ним общаться.
Задание детям - кибербуллинг это когда…(ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог резюмирует.
Педагог: Правильно. Кибербуллинг в данной ситуации — это когда жертва исключается из онлайн-групп или чатов, что приводит к социальной изоляции и чувству одиночества. Это может проявляться в виде игнорирования жертвы в социальных сетях, когда ее посты не лайкают и не комментируют, а также исключают из групповых чатов и обсуждений.
- Сцена, где утенок убегает от других птиц
В тот момент, когда утенок пытается присоединится к другим птицам, они начинают его преследовать и отталкивать.
Задание детям - кибербуллинг это когда…(ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог резюмирует.
Педагог: Кибербуллинг в данной ситуации — это когда жертва сталкивается с агрессивными сообщениями и угрозами в интернете, что заставляет ее избегать общения и уходить из онлайн пространств.
- Обсуждение утенка другими животными
Когда утенок встречает других животных, они тоже начинают говорить о нем в унизительном тоне.
Задание детям - кибербуллинг это когда…(ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог резюмирует:
Педагог: Кибербуллинг в данной ситуации — это распространение слухов и сплетен в социальных сетях, когда информация о жертве может быстро распространяться и приводить к ее дальнейшему унижению.
В конце мультфильма гадкий утенок, превращается в прекрасного лебедя.
Эта финальная сцена, показывает, что утенок преодолел все травли и принял себя. Это показывает, что люди, которые подверглись кибербуллингу всегда могут найти свое место в жизни и обрести уверенность. Сцены из сказки «Гадкий утенок» показывают, как тяжело быть не таким, как все, и как важно поддерживать друг друга.
Мы рассмотрели лишь часть видов кибербуллинга.
Какие виды кибербуллинга вам еще известны? (ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог дополняет информацию о некоторых видах кибербуллинга.
Педагог:
- Аутинг – публичное разглашение личной информации человека без его согласия, например, переписок или фотографий, с целью унизить или шантажировать
- Фрейпинг – взлом аккаунта и публикация от имени жертвы оскорблений или ложной информации
- Кетфишинг – это создание фальшивых профилей жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных. Это делается для личной выгоды или причинения физического, психологического вреда жертве.
- Хэппислепинг – снятие издевательств или избиений на видео и выкладывание их в интернет.
- Заключение и выводы
Педагог: Чтобы обезопасить себя от кибербуллинга, необходимо следовать нескольким простым рекомендациям. Как вы думаете каким? (ответы детей)
Выслушав ответы детей, педагог резюмирует и выделенную информацию записывает на магнитной доске.
Педагог:
- Игнорируйте агрессоров
Не отвечайте на провокации и грубые комментарии. Это поможет снизить значимость их действий и не давать удовлетворения от реакции.
- Блокируйте обидчиков
Используйте функции блокировки в социальных сетях и мессенджерах, чтобы исключить возможность общения с агрессорами.
- Соблюдайте конфиденциальность
Не публикуйте личные данные, такие как адрес, номер телефона или фотографии, которые могут быть использованы против вас. Настройте приватность своих аккаунтов.
- Создавайте надежные пароли
Используйте сложные пароли и меняйте их регулярно, чтобы защитить свои аккаунты от взлома
- Сообщайте о проблеме
Если вы столкнулись с кибербуллингом, расскажите об этом взрослым или людям, которым доверяете. Они могут помочь вам разобраться с ситуацией.
- Создавайте положительное окружение
Поддерживайте друзей и знакомых, если видите, что они становятся жертвами кибербуллинга.
Далее педагог знакомит учащихся с мерами наказания кибербуллинга.
Педагог: В России кибербуллинг в зависимости от характера и тяжести правонарушения карается законом различными способами:
- Уголовная ответственность
- распространение ложной информации, которая портит репутацию человека (клевета), его могут наказать штрафом или даже лишением свободы.
- если из-за травли человек пытается навредить себе или его подталкивают к опасным действиям, виновного могут осудить и отправить в тюрьму на долгий срок
- за взлом аккаунтов или публикацию чужих личных данных предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы
- Штрафы за оскорбления
- за унижение или оскорбление в интернете, виновного могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 рублей
- Компенсация вреда
- жертва может обратиться в суд, чтобы потребовать извинения и компенсации за моральный вред
- Ответственность родителей
- если кибербуллинг устроил ребенок, то его родители могут быть оштрафованы за ненадлежащее воспитание
7. Подведение итогов. Рефлексия
Педагог задает вопросы на закрепление материала
- Что нового из сегодняшнего занятия вы узнали? (ответы детей)
- Как можно предотвратить кибербуллинг? (ответы детей)
- Можно ли защитить себя от кибербуллинга? Как? (ответы детей)
Далее для закрепления безопасности от кибербуллинга учащимся раздается памятка «Советы по защите от кибербуллинга» с дополнительной информацией ресурсов помощи от кибербуллинга ()
- Не делитесь личной информацией в интернете;
- Используйте настройки конфиденциальности в социальных сетях;
- Не отвечайте на провокации агрессоров;
- Блокируйте обидчиков и сообщайте о них администрации платформы;
- Поддерживайте друзей или одноклассников, если они стали жертвами травли;
- Горячая линия помощи детям 8-800-2000-122;
- Чат бот «Мы рядом. Онлайн»
Использованная литература:
- Видеостатья «Что такое кибербуллинг? Какая ответственность за это предусмотрена законом? Что делать тем, кто стал жертвой травли в интернете?»
- Воркбук «Интернет без буллинга»
- Мультфильм «Птицы на проводе» производства Pixar;
- Мультфильм Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок»;
- Научная статья А.Бочавер, К. Хломов «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по социально – бытовой ориентировке «Весенний калейдоскоп».
Внеклассное мероприятие по СБО к 8 марта для учащихся старших классов коррекционных школ....

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".
Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие...
Методическая разработка по теме "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни"
Цель работы: формировать социальные установки на здоровый образ жизни с првлечением школы, родителей и общественных организаций. Данная проектная разработка создана на основе здоровьесберегающих...

Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"
В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...
Методическая разработка лекционного занятия "Локальные компьютерные сети", специальность Лечебное дело
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы, с мультимедийной презентацией....

Методическая разработка" "МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.".
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...
