Доклад "Работа над дикцией на уроках хора"
статья

Королева Ольга Алексеевна

дикция, хоровой класс, артикуляция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_diktsiey_._doklad.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств им. Г. Струве»

Работа над дикцией на уроках хора.

Преподаватель:

Королева Ольга Алексеевна

Железногорск 2023г.

        Русский народ – народ-певец и творец. Он сложил много замечательных песен, которые помогали ему в труде, в радостные и горестные мгновения. Ни для кого не секрет, что самой массовой и широкой школой музыкального воспитания является именно хоровое пение.

      Это самый правильный путь приобщения детей и взрослых к сокровищам классической музыки, к великим сочинениям композиторов прошлых веков и современного мира.

       Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в

детских садах. Они поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.

Детский хор -  это особый исполнительский инструмент, хрупкий и

нежный.

     Основной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения и развитие музыкальных способностей, певческих

навыков, голосового аппарата, музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

Хоровое пение - это синтез слова и музыки. У хорошего хора красивый, вокально - льющийся округлый звук, который очень тесно связан с живым, понятным словом. То есть ясность и выразительность слова – это необходимое условие для художественной передачи вокально – хорового произведения.

В связи с этим особенно актуальной является проблема воспитания  в хоре правильной и ясной певческой дикции. Без этого условия не будет певца – художника, а будет певец,  который издает звуки более – менее красивые, но лишенные всяческого смысла, тогда как слово спетое очень четко и выразительно, наоборот способствует развитию образа произведения.

К. С. Станиславский говорил «Каждый из звуков, слагающихся в слово, каждая гласная, как и согласная, является как бы особой нотой, занимающей свое место в звуковом аккорде слова и выражает ту или иную частицу просачивающейся через слово души»

Хорошего произношения можно достичь благодаря правильной артикуляции. Что это значит, правильная артикуляция? Прежде всего – это активное и свободное движение языка, губ и нижней челюсти.

У детей артикуляционный аппарат развит довольно слабо. Во время пения очень часто появляется напряженность лицевых мышц, зажатость нижней челюсти, очень вялые движения губ. Поэтому с самых первых занятий я считаю необходимым постепенно освобождать от скованности и максимально активизировать органы артикуляции. К артикуляции относится работа внешних органов (губы, язык, нижняя челюсть) и гортанно – глоточной полости (мягкое небо, глотка).

Если органы внешней артикуляции работают верно, то относящиеся к ним части речевого аппарата освобождаются от напряжения, активно работают с мышцами внутри-глоточной полости, тем самым  способствуя полноте и глубине воспроизводящегося звука, правильному и четкому произношению. Также это помогает снять мышечные зажимы, регулируется свободное положение гортани во время пения и это все способствует правильному ощущению звука.

 Необходимо избегать слишком активных движений губ, так как это в равной мере, как и их неповоротливость приводит к нарушениям дикции.

Казалось бы,  очень просто сказать детям: "уберите зажимы", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на занятиях театральной студии и уроках музыки.

Здесь хочется процитировать великого Энрико Карузо, который однажды сказал: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Эта фраза  о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего.

      На первых занятиях необходимо объяснить детям, что слова во время пения необходимо произносить так же, как и разговорной речи. Каждое слово нужно произносить отчетливо, с выделением смыслового ударения. Когда хормейстер работает над дикцией, ему необходимо помнить о напевности звучания. Гласные должны протягиваться, так как именно они «носители» вокального звука. Согласные же наоборот должны произноситься коротко, легко и присоединяться к последующему, а не предыдущему слогу.

Таким образом отработку четкой дикции необходимо начинать с артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы детям было интересно можно облачить упражнения в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия языка.

Пока они «путешествуют» вместе с язычком – успевают знакомиться со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечить им наибольшую подвижность;
  • развить мимику, артикуляционную моторику;
  • развить выразительную дикцию.

Артикуляционная гимнастика

(в форме сказки «Путешествие язычка»)

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно

И страшно стало...Стал выход искать.

рот закрыт (губы сомкнуты)

проткнуть языком одну щеку

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно.- рот закрыт (губы сомкнуты)

И страшно стало...Стал выход искать. – проткнуть языком одну щеку,

В одну щеку постучал, в другую -        потом другую.

Не открываются. « Толкну-ка я посильнее!»-

Подумал Язычок и стал толкать снова сначала        – проткнуть языком одну щеку,

Одну, потом другую щечку.        потом другую.

Выхода не было. Решил тогда язычок Поискать выход в другом месте

и ткнул сначала верхнюю,        – проткнуть языком верхнюю

губу.

а затем нижнюю        губу.        – проткнуть языком нижнюю губу.

В это врем Ротик зевнул и открылся.        -зевнуть .

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не выпустили его, а стали тихонько покусывать.        - покусать кончик языка

«Что делаете? Почему вы меня кусаете?»- Возмутился язычок. А Зубки ответили: »Мы

Сегодня еще ничего не жевали…        - пожевать язык боковыми зубами

И стали жевать Язычок сначала с одной стороны,

А потом с другой.        - пожевать язык с другой стороны

И с правой,        -        пожевать язык справа

и с левой стороны оказался не вкусным.        - пожевать язык слева.

Язычок снова попытался протиснуться между – покусывая всю поверхность языка

Зубками, но они продолжали его покусывать. – высовывать вперед и убирать

Язычок спрятался за зубками. А Зубки не уни-        назад

мались и продолжали жевать. Они пожевали        - покусать нижнюю

губу


нижнюю губку, а затем – верхнюю.        – покусать верхнюю губу

Нижняя губка обиделась, - оттопырить нижнюю губу, придав лицу

обиженное        выражение

а верхняя - улыбнулась, - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки

(ей было немного щекотно)

А Зубки все не успокаивались - закусить щеки изнутри боковыми зубами

Они пытались откусить кусочек Щечки Язычок смотрел на Зубки и думал:

«Почему они такие сердитые? Может, оттого что сегодня еще никто

не сделал им ничего приятного?»        - провести языком между губами и

Язычок принялся мыть сначала верхние,        верхними зубами, как бы очищая их

а потом нижние зубки.        провести языком между губами и нижними зубами

Зубки посмотрели в зеркальце и сказали:        обнажить зубы, растянув губы в улыбке

«Ах, какая чистота! Ах, какая красота!

Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

После того, как дети « инсценировали «путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти в стихотворной форме артикуляционной гимнастики.

Вот зарядка язычка:

Влево-        проткнуть язычком левую щеку,

Вправо,        проткнуть язычком правую щеку,

Раз, два ,        еще раз левую и правую.

Вверх-проткнуть язычком верхнюю

губу


Вниз,        и нижнюю губу.

Вверх-        еще раз верхнюю и нижнюю.

Вниз.

Язычок, не ленись!

Губы –просыпайтесь!        «вибрато» губами

Ротик – открывайся!        широко открыть рот

Язычок , покажись        покусать кончик языка

И зубов не страшись!        высовывать язык вперед и прятать назад.

А зубы то, зубы,

Кусают даже губы.        покусать нижнюю губу по всей поверхности

Кусаются, кусаются        покусать верхнюю губу по всей поверхности

И не унимаются,

А губы то хохочут,        в улыбке открыть верхние зубы

То сильно обижаются,        вывернуть нижнюю губу

ТО весело хохочу,        в улыбке открыть верхние зубы

То снова обижаются.        вывернуть нижнюю губу

Зубам надоело кусать-

Стали язык жевать.        пожевать язык боковыми зубами

Язычок - не лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный! Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь!        провести язычком между верхней губой и зубами

Не сердитесь, не кусайтесь!        провести язычком между нижней губой и зубами

Вместе с нами –улыбайтесь!        улыбнуться

Зарядка для губ: «Веселый пятачок»

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вниз и вверх, затем влево и вправо;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

После всех упражнений предлагаю детям освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для челюсти и шеи:

Так как дети очень часто поют сквозь зубы, челюсть их зажата, рот едва приоткрыт, предлагаю следующие упражнения:

а) «Бегемотик»: резко отбросить вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывать широко и свободно.

б) «Пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау….», изображая голос пантеры. Затем резко опустить нижнюю челюсть широко открывая рот, зевнуть и потянуться.

в) «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднять, гортань опущена).

И таких вариантов артикуляционной гимнастики можно придумать множество. Здесь все зависит от фантазии и заинтересованности преподавателя.

Теперь переходим к развитию дикции. В этом большую помощь оказывают скороговорки.

Скороговорка - это не только веселая словесная игра, но и великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог. Постепенно ускоряя темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Нельзя считать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это рассчитаны скороговорки.

 После того, как скороговорка выучена и хорошо отработана – можно переложить ее на мелодию и вставлять в распевания. Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются быстрее.

Вот некоторые из них:

Бык тупо губ, тупогубенький бычок, да у быка бела губа была тупа;

От топота копыт пыль по полю летит;

Проворонила ворона вороненка;

Шесть мышат в камышах шуршат;

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот;

На дворе – трава, на траве – дрова;

У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки;

Мы перебегали берега и т. д.

Упражнение на выработку четкой дикции и однородности звучания гласных.

Пропевайте слоги на удобной ноте:

мом, мум, мам, мэм, мым, мим,

нон, нун, нан, нэн, нын, нин,

лол, лул, лал, лэл, лыл, лил

pop, рур, pap, рэр, рыр, pиp,

вом, вум, вам, вэм вым, вим,

зон, зун, зан, зэн, зын, зин,

жол, жул, жал, жэл, жыл, жил,

гон, гун, ган, гэн, гын, гин

Дикция и артикуляция является важной частью вокально-

исполнительской работы и требует постоянного самосовершенствования. В младшем школьном возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому детей можно заинтересовать и увлечь данной темой, если

преподнести все ярко и красочно. Используя данный методический материал, можно добиться хороших результатов.

Характер певческой дикции зависит от характера музыкального произведения. В спокойных произведениях важно мягко пропевать текст, в произведениях маршевого характера - произносить нарочито четко. В быстрых произведениях слова произносятся легко, активно и близко, в

торжественных произведениях слова должны быть подчеркнуто весомыми. По окончании изучения данного материала дети смогут самостоятельно работать со словом, иметь правильную вокальную артикуляцию, дикцию в соответствии с характером произведений.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.В.Кацер « Игровая методика обучение детей пению» учебно-

методическое пособие «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2005г.

  1. Косинова Е.М. К 71 Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена Косинова.-М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.-192с.:ил.

  1. Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос.Отв. ред. д-р мед. наук, проф. Д. И. Тарасов. Кишинев,«Штиинца», 1981, 124 с. с ил.

Аннот. на англ. яз. с. 120. (МЗО МССР, Кишиневский гос. мед. ин-т).

  1. Билль А.М. Чистый голос нотное приложе-ние/Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/361770/

  1.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил. - (Театр и дети).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над дикцией в детском хоре

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хор...

Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/

 По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...

Вокально-хоровые упражнения на уроках хора

Вокально-хоровые упражнения имеют огромную роль в развитии голосового аппарата детей. В презентации показаны цели и задачи, методические принципы и даны варианты некоторых кпражнений...

Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.

Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...

Статья: Особенности работы над дикцией на уроках вокала с детьми школьного возраста

В статье расскрываются возрастные особенности голосовых данных детей  от 6 -17 лет, которые необходимо учитывать на уроках вокала. Более подробно останавливаемся на работе над дикцией и методичес...

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"

Открытый урок "Работа над дикцией в младшем хоре"....