Статья: Особенности работы над дикцией на уроках вокала с детьми школьного возраста
статья по музыке

Свенторжицкая Светлана Васильевна

В статье расскрываются возрастные особенности голосовых данных детей  от 6 -17 лет, которые необходимо учитывать на уроках вокала. Более подробно останавливаемся на работе над дикцией и методических приемах, которые используются на уроках вокала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы над дикцией на уроках вокала с детьми школьного возраста

В наши дни интерес к хоровому искусству очень высок. Мы с удовольствием посещаем театры и концертные залы. Слушая хоровые коллективы, наслаждаемся чистотой интонации, богатством тембра, вокальной техникой.

Но пение, как нам известно, представляет собой «вокальную речь», поэтому чистоты, ясность и слышимость дикции также должны быть непременным условием художественного пения. Однако на практике мы видим, что исполнители нередко придают слову второстепенное значение. И если эта проблема возникает на концертном уровне, то что же можно наблюдать на занятиях с детскими хоровыми коллективами. Большинство детей имеют нечеткую, вялую дикцию.

Одну из причин того, что большинство исполнителей, даже прошелших определенную школу пения, все же имеют нечеткую дикцию, надо искать в том, что на начальном и, возможно, наиболее важном этапе постановки голоса, учителя не всегда обращают внимание на развитие правильной дикции.

Наблюдая за работой хормейстеров (особенно молодых педагогов) можно заметить, что у большинства из них возникают трудности при работе с дикцией и при выборе музыкального материала. Это послужило причиной для создания данной работы, которая могла бы оказать методическую помощь в работе с хоровым коллективом (а также в индивидуальной работе с голосом).

Цель данной работы - попытка осветить основные методы, направленные на воспитание навыков качественной вокальной дикции при работе с хоровым коллективом. С этой целью были поставлены следующие задачи:

  1. отметить значение слова в пении;
  2. рассмотреть особенности детского голоса и его развития;
  3. установить причины, влияющие на четкость речи;
  4. осветить этапы работы над дикцией;
  5. предоставить список возможных вокальных произведений для использования в работе с детским хоровым коллективом.

Детский голос и особенности его развития

Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Ее основными частями являются органы дыхания - легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой.

Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.

Детский голосовой аппарат (7-13 лет) отличается от взрослого прежде всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста, развития.

Детский голос проходит несколько этапов своего развития: 1. Младший до мутационный возраст (5-6 - 7-8 лет)

  1. Певческое звучание (у 5-6 летнего ребенка), ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.
  2. Голос 7-8 летнего ребенка - нежный, небольшой по силе, высоко звучащий, так как окрашивается в верхнем резонаторе («головное звучание», высокое резонирование).

Звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок, они смыкаются не полностью. Между ними, в момент образования звука, остается небольшая щель. Чрезмерное напряжение голоса приводит к хрипоте и неполное смыкание связок станет болезненным. При нормальном воспитании голос развивается плавно и у мальчиков, и у девочек.

Общий диапазон: от ля (малой октавы) до ре (второй октавы) и выше. Звучащая зона: ми-си(первой октавы) - эта зона наиболее удобная и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Такую зону называют рабочим диапазоном.

По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется: в гортани развивается голосовая мышца, голосовые связки приобретают упругость.

2. Старший до мутационный возраст (9-10 - 12-13 лет).

  1. При хорошей работе к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно звонко и хорошо. У мальчиков голос приобретает «серебристость», у девочек может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Рабочий диапазон достигает до (первой октавы) - ми-фа (второй октавы).

В 12-13 лет развитие проходит не равномерно, голос теряет яркость, как бы тускнеет, сипит. У мальчиков развитие более интенсивное, чем у девочек.

Признаки наступления мутации:

  1. покраснение голосовых связок
  2. набухание голосовых связок

-слизь на гол. связках

Это вызывает потребность откашляться и придает голосу сипловатый оттенок.

2. Период мутации, в котором приобретаются свойства голоса взрослого человека. (13-16 лет).

У мальчиков рост гортани идет очень быстро, голосовые связки становятся длиннее, голос, понижаясь, переходит в малую октаву. Иногда приходиться прекращать занятия пением, т.к. рост гортани идет болезненно.

Резкая форма мутации может встречаться и у девочек, но реже. Голосовая нагрузка должна постепенно изменяться, в зависимости от состояния подростка. Диапазон у девочек несколько уменьшается, затем постепенно расширяется, но не устойчиво. Границы диапазона: ми (малой октавы) - ми (второй октавы).

У юношей границы диапазона меняются резко: ре(малой октавы) - ми(второй октавы). Следует сделать оговорку, что в развитии детского и юношеского организма большую роль играют индивидуальные различия, поэтому возрастные грани могут несколько смещаться.

Певческая дикция.

Дикция - это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. В пении она играет очень большую роль.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), орфоэпии (правильное произношение гласных и согласных в словах и их сочетаниях), правила логики речи (выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы).

Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Все это называется артикуляционным аппаратом.

У юных певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении - гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный, невыразительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего отдела- глотки, непосредственно связанной с гортанью ( активностью мягкого корня и корня языка). Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению гласных, чрезмерному их «затемнению». Характерным недостатком дикции детей обычно бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот). Иногда наблюдается и другой недостаток - утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности

Работа над дикцией на примере песни.

Рассмотрим на примере фрагмента песни Г.Портнова «Маленькая баллада о зайчишке и бобре» формирование и артикулирование согласных в разных комбинациях с гласными.

Прежде, чем начать разучивание произведения, детям необходимо уяснить смысл и значение произносимых слов, осмысленно почитать в

слух его текст без пения, затем определить логические ударения в каждой фразе, предложении.

Первое предложение начинается с предлога «на». Он очень удобен для начала пения (взрывная, носовая согласная «н» активизирует начало слова и легко переводится на гласную «а»).

В слове «опушке» язык должен быть уведен в глубину, кончик языка направлен вниз; согласная «п» произносится путем легкого смыкания губ, при этом язык не меняет своего положения, так как последующая гласная «у» не требует этого.

В словах «вдалеке», «важный» часто пропадает согласная «в» из- за его вялого произношения. Эта согласная произносится путем прижатия нижней губы к верхним зубам. Чтобы активизировать произношение согласной «в», нужно «укусить» верхними зубами губу и мгновенно увести язык назад, чтобы сформировалось полное, окрашенное звучание гласной «а» (в слове «важный»). Аналогично происходит образование согласной «в» в слове «вымытый», с той лишь разницей, что после этой согласной язык «готовится» к выполнению гласной «ы».

В таких словах как «озорной», «речистый» и др. следует обратить внимание на согласную «р». Чтобы выделить слово, дать ему «большую выпуклость» следует подчеркнуть данную согласную (детям можно предложить произнести не одну, а как бы две буквы «р»).

Во втором и третьем предложениях дикционные затруднения возникают в словах «как-то» и «глубока». Согласные «г» и «к» по способу образования являются заднеязычными и взрывными. Они требуют времени, чтобы накопить «энергетику». По этому нужно задержать на мгновение воздух и согласный прорвется под его напором.

Звук «ш» в слове «широка» образуется при прохождении струи выдыхаемого воздуха через небольшое пространство, образуемое между передними зубами и кончиком языка. Если сравнить это положение с формированием гласной «и», то мы заметим, что «ш» и «и» похожи. Поэтому в этом слове переход от согласной к гласной будет достаточно легким, здесь важно не задерживаться на согласной и сразу преобразовывать «ш» в «и».

Для того, чтобы процесс образования губных, зубо-губных и заднеязычных согласных происходил активнее, нужно заранее мысленно встроить гласный, следующий за тем или иным согласным, а согласные произносить за счет предыдущего звука.

Для чего это нужно? Для того, чтобы согласная не «мешала» гласной сформировать полный и красивый звук.

Если ученик выпевает все слоги с одинаковой силой, ровностью и механичностью и, тем более, акцентирует слабый, неударный слог в слове, звучание голоса может быть и красивое, будет лишено всякого смысла.

Работая над дикцией, надо помнить, что слово никогда не должно впадать в конфликт с музыкой. Поэтому работая над выразительностью и четкостью слова, мы советуем ни на минуту не забывать о кантилене, о соблюдении логики музыкальной речи. Творческой задачей певца является умение донести до слушателя вокальное произведение в органическом единстве слова и звука. Однако, излагая работу над дикцией необходимо отметить, что система постановки голоса не ограничивается лишь на дикции.

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М: 1984.
  2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. М: 1990.
  3. Витт Ф. Ф. Практические советы обучающимся пению. JL1968.
  4. Виноградова К. П. Работа над дикцией в хоре. М:1967.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М:1996.
  6. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М:1989.
  7. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М:1987.
  8. Сб. статей под редакцией Дмитриева JI. Б. Вопросы вокальной педагогики. Вып.- 1. М.:1962.
  9. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. М:1935. Ю.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М:1977. П.Кабалевский Д. Дело всей жизни. Сб. (сост. Критская Е.Д., Пожидаев Г.А.)М:1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"

В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут   использовать в своей работе учителя физической культур...

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми на уроках физической культуры"

В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми. Приведены примеры игр, которые могут   использовать в своей работе учителя физической культуры, инс...

Презентация к статье "Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе"

Основные принципы работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе...

Статья "Методы работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития"

Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают ег...