Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
статья по истории на тему

Звонова Людмила Павловна

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" с использованием коллекции школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА  НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КМПВО ЛЕНИНГРАДА

Звонова Людмила Павловна, учитель истории, ГБОУ СКОУ школы 8 вида № 18 Центрального района  Санкт – Петербурга.

   

   В нашей школе несколько лет обучаются дети с ранним детским аутизмом (РДА). Первые учащиеся пришли в школу в 2008 году в 5 класс. За прошедшие годы накопился достаточный опыт социальной и коррекционной работы с данными учащимися.

   Аутизм представляет собой расстройство умственной деятельности, при котором больному сложно общаться с окружающими людьми и понимать их. При аутизме отдельные сегменты мозга не могут работать чётко и слаженно. У большинства людей, страдающих таким заболеванием, всегда будут сложности в отношениях с окружающим миром. При этом симптомы такого заболевания могут очень отличаться по интенсивности в каждом конкретном случае. Более того, со временем, индивидуальные проявления и поведение у таких детей могут меняться.

   Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда был открыт 27 апреля 1976 года. В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещались роты 339 отдельного городского батальона МПВО Ленинграда. В память об этом у входа в школьный музей установлена мемориальная доска.

   Экспозиция школьного музея  рассказывает о конкретной работе частей МПВО, мужестве, самоотверженности воинов, проявленных при исполнении служебного долга по защите населения и сохранению городского хозяйства Ленинграда во время фашистской блокады.

   Учащиеся с РДА впервые пришли в школьный музей в 5 классе. Поведение большинства из них было неадекватным: они закрывали глаза, т.к. боялись смотреть на стенды и экспонаты, связанные с жизнью во время блокады Ленинграда; отворачивались от экскурсовода и не хотели слушать о деятельности бойцов МПВО. У некоторых детей неадекватность поведения выражалась в аффективных вспышках.

   Поэтому возникла потребность в разработке необходимых организационно- педагогических условий, позволяющих реализовать внутренний потенциал аутичных детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В частности, создание специальной программы деятельности  школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом, в которой были  учтены конкретные индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.

   Патриотическое и гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач

нашего общества. Поэтому особенно актуальна и целесообразна  реализация программы в школе для детей, имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Такие учащиеся самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

   Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для  воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ранним детским аутизмом на основе взаимосвязи и преемственности в историко-патриотическом воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями в 5-9 классах. Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны и труда.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитание  патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
  2. Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса, рассчитанное на длительный срок.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  4. Активная  экскурсионно-массовая работа с учащимися.      

   Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Установка эмоционального контакта.
  2. Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
  3. Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
  4. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

   Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у учащихся любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда через встречи и оказание конкретной помощи ветеранам.
  2. Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
  3. Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
  4. Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
  5. Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.

   Для реализации Программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:

  •    Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
  • Тематические историко-краеведческие игры и конкурсы на базе школы.
  • Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
  • Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
  • Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.
  • Использование музейной коллекции при проведении уроков истории Отечества и истории Санкт-Петербурга.

      В связи с вышеизложенным, предлагаю вашему вниманию конспект урока истории   Отечества по теме: «Блокада Ленинграда».

Урок по теме: «Блокада Ленинграда»

(с использованием материалов школьного музея КМПВО Ленинграда)

    Цель

    Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, показать это, в частности, на деятельности МПВО Ленинграда.

     Задачи

    Образовательные: Объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев (используя для этого материалы школьного музея МПВО); дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда; о военных действиях Советской армии.

    Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

    Воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно сохраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев, павших за Отечество; воспитывать гордость за свою Родину, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за свой родной город.

Основные знания

 Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни; девушки – герои МПВО

 Ленинграда; 1943 год – прорыв блокады; 1944 год – полное снятие блокады.

 Основные термины и понятия

 Блокада.

 Местная противовоздушная оборона.

 Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», стенды, экспонаты и др. материалы школьного музея  КМПВО Ленинграда, таблица «Главные битвы войны». Презентация «Блокада Ленинграда. Школьный музей КМПВО Ленинграда».

 Тип урока

 Комбинированный.

 Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.

    - Какую тему изучали на прошлом уроке?

    - Кто руководил Государственным Комитетом Обороны?

    - Зачем эвакуировали промышленные предприятия в тыл страны?

    - Какую помощь оказали стране учёные, инженеры, конструкторы?

    - Какое новое оружие появилось на фронтах войны?

    - Чем и как помогали граждане страны?

    - Почему люди в тылу так самоотверженно работали?

III.    Вводное слово учителя.

    Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление     на Ленинград.

    Сообщение новой темы урока: «Блокада Ленинграда».

IV.   Изучение нового материала.

    Рассказ учителя о целях Гитлера и борьбе ленинградцев за свой город. Деятельность МПВО во время блокады. Начальник МПВО Ленинграда генерал-майор Лагуткин Е.С.

Учащиеся слушают, работают с картой и по ходу рассказа отвечают на вопросы:

  1. Когда Ленинград оказался в блокаде?
  2. Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
  3. Что предпринимали ленинградцы для защиты города?
  4. Какие трудности испытывали ленинградцы в блокаду?

     Работа с фотодокументами и экспонатами школьного музея КМПВО Ленинграда: блокадный дневник Королёвой Е.С., блокадный репродуктор, коптилка, продуктовые карточки, противогаз, котелок, фляжка, осколки снаряда и др. экспонаты. Дорога жизни. Экспонаты и документы, посвящённые начальнику МПВО в годы Великой Отечественной войны генерал-майору Лагуткину Е.С.

  1. Как жили ленинградцы в годы блокады?
  2. Чем занимались девушки-бойцы МПВО во время блокады?
  3. Где проходила Дорога жизни?
  4. Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?

V.   Закрепление нового материала.

       Показ презентации «Лагуткин Емельян Сергеевич генерал-майор, начальник МПВО Ленинграда в годы Великой Отечественной войны».

  1. Что такое блокада?
  2. Назовите дату начала блокады Ленинграда?
  3. Когда блокада была прорвана?
  4. Когда сняли блокаду Ленинграда?
  5. Сколько дней длилась  блокада Ленинграда?
  6. Как вы думаете, почему Ленинград выстоял и не сдался врагам?
  7. Кто такой Лагуткин Емельян Сергеевич?
  8. Почему его называют блокадным генералом?

    Запись в тетради:

  • Блокада – это окружение города врагами во время войны.
  • МПВО – Местная противовоздушная оборона.
  • 8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда.
  • 18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда.
  • 27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.
  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

    Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

    Сообщение домашнего задания. Индивидуальные задания: подготовить   рассказ о   Дороге жизни; подготовить рассказ о девушках – бойцах МПВО.

   У детей-аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения  и осязание развиваются в играх. Например, в игре  «Путешествие в прошлое». Дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у ленинградцев во время блокады: игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали, осколки снаряда и т.д. Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества.  Зрительные и слуховые ощущения у детей  с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства  музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития.

   Индивидуализация процесса воспитания строится с учётом динамики адаптивности аутичных детей. Непосредственное взаимодействие руководителя школьного музея с учителями и специалистами образовательного учреждения в интересах стимулирования детей в учебно-воспитательном процессе, а также сформированности педагогической культуры микросреды воспитания детей. Наш опыт обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений  может иметь  положительную динамику на всех проводимых музейно-педагогических занятиях.                                  Учащиеся стали испытывать меньше затруднений в овладении навыков рисования, двигательных навыков, проявляют заинтересованность к творческому процессу в целом, улучшилась мелкая моторика, увеличился пассивный запас речи, а активный словарь пополнился новыми словами. Значительно уменьшились проблемы в поведении в

помещении музея и в стенах школы в целом. Дети посещают городские музеи, где активно и адекватно включаются в работу, предложенную экскурсоводом. И всё же некоторые из проблем поведения (неадекватные плач и смех, вспышки агрессии) не удалось скорректировать. Вероятно потому, что они вызваны индивидуальными особенностями  психофизического состояния ребёнка.

Сравнение результатов образовательно-воспитательной работы средствами музейной педагогики, проводимые в начале обучения в школе (5 кл.) и в 9 классе, даёт возможность увидеть положительную динамику развития у учащихся с РДА координационных, моторных навыков и навыков ориентации в пространстве. Также усовершенствовались речевые и коммуникативные навыки; значительно повысился уровень общего развития умственно отсталых детей с детским аутизмом.

Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учёт которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности. В результате системной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение учащихся с РДА, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся может постепенно продвигаться к более сложному и правильному взаимодействию с людьми, а также адекватно и правильно реагировать на исторические сообщения и факты.

Литература

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у         детей. – М., 2003.

2.  Вейс Томас Й. "Как помочь ребенку?" Москва 1992.

3.  Никольская О.С. "Проблемы обучения аутичных детей" Дефектология 2*1995.

4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. –   М., 2010.

5.  Словарь - справочник по дефектологии. Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

Организация работы с учащимися начальных классов "группы риска" в коррекционой школе VIII вида

В коррекционную школу дети попадают уже с целым букетом физических и психических заболеваний. Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения детей "группы риска", которые не соответствует воз...

Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида с использованием ИКТ....

Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.

Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...