Организация работы с учащимися начальных классов "группы риска" в коррекционой школе VIII вида
статья по теме

В коррекционную школу дети попадают уже с целым букетом физических и психических заболеваний. Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения детей "группы риска", которые не соответствует возрастной норме и являются серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. 

Для организации занятий с детьми "группы риска" используются
специально разработанные коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" осуществляется всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_seminaru.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

       В коррекционную школу дети попадают уже с целым букетом физических и психических заболеваний. Начиная с 1 класса учитель совместно с другими педагогами (психологом, социальным педагогом и т.д.), медиком проводит обследование социального, психического, физического состояния детей. Несмотря на возраст (1 класс – это 8-9 лет) некоторые дети стоят на внутришкольном учете, КДН, ПДН, имеют за собой мелкие преступления (кражи, хулиганство). Конечно, у всех этих детей крайне низкий уровень социальный и материальный. Дети представлены сами себе. И в первую очередь педагогу приходиться работать с родителями. Интернат на какой-то период отдаляет ребенка от такого родительского невнимания. Предоставляет другую форму внимания и заботы. Но возвращаясь к родителям, где низкий социальный уровень (отсутствие работы, соответственно низкий прожиточный минимум, употребление алкоголя, нецензурная брань, отсутствие заботы о детях  и т.д.), они снова впитывают в себя этот негативизм, привыкают к бесконтрольной «свободе».

       Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Как правило, дети «группы риска» обладают синдромом дефицита внимания и гиперактивности: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо. Главная же проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.

      Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения детей "группы риска", которые не соответствует возрастной норме и являются серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями,

т. к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса ее выполнения.

        Исходя из этого, работа с такими детьми в моем классе проводится комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей- предметников.

       Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома

дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

       Для организации занятий с детьми "группы риска" используются

специально разработанные коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.

      Объясняется родителям ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

        В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

        Чтобы помочь детям"группы риска"  преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

  • Работу с таким ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;
  • предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

       Организация обучения и воспитания детей "группы риска" осуществляется всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

      Мои основные направления как классного руководителя: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе использую такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы. Различные диагностические приемы помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

         У детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, поэтому работа дефектолога заключатся в развитии у них внимания, памяти, мышления, восприятия и ориентировки в пространстве.       Использую в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие у детей образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Задачи логопеда: обследование состояния речи детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса, устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов в знаниях русского языка.

Социальный педагог  изучает совместно с психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальный педагог как и классный руководитель узнает информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Он взаимодействует с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

Как классный руководитель тесно сотрудничаю с воспитателями,  педагогами и родителями детей "группы риска". Для преодоления пагубных привычек провожу беседы, организовываю интересные мероприятия, вовлекаю детей в коллектив.

В работе использую следующие  правила при работе с детьми "группы риска"

  1. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
  2. Необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
  3. Следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Как классный руководитель применяю следующие пути социально-педагогической работы, цель которой - преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды.

1. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется с учителями дополнительного образования. В работе с учащимися социально незащищенных категорий и "группы риска" большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 1 классе организуется работа по адаптации учащихся к новой учебной обстановке. Проводятся групповые и индивидуальные занятия с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в обучении и социуме. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".

6. Работа с педагогическим коллективом. Выявление причин возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Как классный руководитель:

  • даю информацию о проведенной работе;
  • выясняю причины конфликтов;
  • провожу индивидуальные беседы;
  • провожу беседы с родителями;
  • организую совместную работу в цепочке: "учитель – ученик – родители".

Моя задача как учителя и классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление. Беседую с ребенком, посещаю семью, посещаю уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседую с учениками класса, учителями, систематизирую полученные сведения. После диагностики провожу коррекционные мероприятия, помогаю ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищу пути решения проблемы.

7. Работа с родителями. Ведется активная работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей и т. д. 

Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия 
по неуважительной причине

Направление деятельности

Ответственные лица

1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе.

Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости

Классный руководитель (после 1-го урока), социальный педагог

2. Установление причины неявки ученика на занятия:

  • беседа с одноклассниками;
  • разговор с родителями, посещение семьи

Классный руководитель

3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности:

  • беседа;
  • тестирование;
  • классификация проблем

 Классный руководитель

4. Организация деятельности по решению проблем ребенка:

  • установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением;
  • индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования);
  • постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)

 Классный руководитель, социальный педагог,

5. Отслеживание результатов работы:

  • ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости, дневники индивидуального сопровождения и др.);
  • классный руководитель,
  • социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...