Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

    В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Темы и содержание занятий

    Развитие лексико – грамматического компонента речи

    Развитие психологической базы речи

    Развитие мелкой моторики и пространственных ориентировок

    Количество

    часов

    1. Звуки речи.

    • Способы образования гласных звуков.
    • Способы образования согласных звуков.
    • Дифференциация гласных и согласных звуков.
    • Выделение  гласных и согласных звуков из слогов, слов.
    • Условно – графическое изображение гласных и согласных звуков

    Развитие понимания обращенной речи:

    • Накопление пассивного предметного  словаря: части тела ( ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос.); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.); предметы туалета (мыло, зубная щётка, полотенце, расчёска); предметы домашнего обихода (мебель, посуда).
    • Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам: спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, кричит, говорит, рисует).

    Развитие понимания обращенной речи:

    • Накопление пассивного предметного  словаря  (овощи, фрукты, посуда, продукты питания)
    • Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, варит, моет, ест, пьёт, режет, наливает, выливает, гладит, пилит), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет. гудит; листья падают и т.д.)
    • Различение ед.ч. и мн. ч. некоторых сущ-х и глаголов ( один-много).
    • Различение величины (большой-маленький).
    • Различение вкуса (сладкий –солёный).

    Развитие активной речи:

    • Воспроизв-е ритмического рисунка одно-, двух-, трёхсложных слов.
    • Использ-е сопряжённой, отражённой и хоровой речи с движениями.
    • Разучивание простейших фраз-просьб
    • Объединение два слова в одном предложении «Дай шарик»
    • Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения
    • Использование в общении словосочетаний, которые выражают желания
    • Объединение двух слов в одном предложении «Дай шарик»
    • Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения
    • Обучение построению трёхсловного предложения:
    • Отработка сущ-х в В.п. ед. ч.; образование Р.п. сущ-х со значением отсутствия  (Чего нет у куклы? У кого нет мяча?).
    • Обучение детей ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.

    Развитие тактильного восприятия:

    • Определение предметов на ощупь «Волшебный мешочек».
    • Дифференцированное узнавание похожих предметов.
    • Нахождение предметов с закреплённым лексическим понятием (найди всё круглое, твёрдое, гладкое и т.д.).

    3. Развитие слухового восприятия.

    • Соотнесение знакомого шума с предметом ( операция индентификации ).
    • Определение направления шума (развитие пространственного гнозиса ).
    • Дифференциация резко отличающихся по высоте неречевых шумов.
    • Установление последова-тельности звучаний шу-мов .
    • Различение шумов сходных между собой.

    4. Развитие памяти.

    • Расширение объёма зрительной кратковременной памяти (избегать линейного расположения предметов ).
    • Формирование навыка дифференциациии зрительных запоминаний.
    • Линейное распознавание предметных картинок в сюжетной последовательности: дети- лес- ёжик- дом.
    • Комбинированный линейный ряд : картинка – буквы ;  буквы – цифры .
    • Развитие линейной памяти на материале глагольных слов : играл – упал – заплакал.
    • Развитие слуховой памяти:  отражённое повторение предложений с добавлением нового слова.

    5. Развитие мышления.

    • Формирование обобщения :

    -обобщение словом ;

    -группировка предметов по внешнему сходству;

    -родо – видовое обобщение.

    • Операция сериации : расположение предметов в ряд по нарастающим или убывающим признакам.

    6. Развитие навыка  самоконтроля.

    1. Игра "Сделай так же".
    Детям предлагается собрать такую же пирамидку.
    Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
    а) квадрат из треугольников по заданному образцу,
    б) елочку из треугольников,
    в) узор из геометрических фигур,

    г) композицию,

    д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

    7. Развитие пространственных и временных представлений.

    • Положение предметов в пространстве: правый – левый, слева – справа, вверху – внизу, верх – низ, верхний – нижний.
    • Развитие конструктивного праксиса путём моделирования предметов, букв из палочек.
    • Уточнение порядка следования: первый – последний, перед, после, за (сказка «Репка»).
    • Игры: «Кто тянул репку?», «Пустое место», Который и сколько», «Что изменилось в ряду?».
    • Уточнение временных понятий: вчера – сегодня – завтра

    Развитие ручной моторики:

    • Массаж пальцев, самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха, карандаша;
    • Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук («очки», «мостик» и т.д.);
    • Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (пальчиковые игры, сопровождающиеся проговариванием коротких стишков)
    • Мозаика, шнуровки, игры с пуговицами, с палочками, нанизывание мелких предметов.

    4. Развитие речевой моторики:

    • Мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);
    • Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)

    Блоки упражнений с включением обеих рук.


    1.
    "Бинокль" – пальцы собраны
       
     "Петушки" пальцы

    (Стол – стул – кресло)

    3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы расставлены        (Бинокль – петушки; бинокль – олень)

    (Петушки – курочка + бинокль – олень)

    2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.
       
    "Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
       
     "Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной. отводятся.
       
    "Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.
       
    «Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.

    (Ворота – дорога – мост)

    4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.
       
     "Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.
       
    "Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.

    • (Миска – гнездо + гнездо с яичками) 

    5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

    • (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).

    6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.
       
    "Корни" – ладони к себе.

    (Солнышко – флажок – ветки – корни)
    7.
    "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.
       
     "Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.
       

    20

    2. Гласные звуки.

    • Уточнение артикуляции и звучания гласных звуков.
    • Соотнесение артикуляции гласных звуков с их зрительными символами.
    • Выделение гласного звука:

    1) в ряду других гласных;

    2) в начале слова ( в ударной позиции);

    3) в середине слов типа»мак, кот».

    • Вычленение гласного звука:

    1) из ряда гласных;

    2) из серии  слогов с повторяющимся гласным звуком(ул – ус –ур);

    3) из слов в начальной позиции под ударением;

    4) из середины слова, где гласный звук находится под ударением.

    • Звук и буква А.
    • Звук и буква У.
    • Звуки и буквы А, У.
    • Дифференциация звуков и букв А – У.
    • Звук и буква О.
    • Звуки и буквы А, У, О.
    • Дифференциация звуков и букв А – У – О.

    Звук и буква Ы.

    25

    3. Согласные звуки.

    Последовательная отработка правильной артикуляции согласных звуков, их характеристика (в соответствии с последовательностью их усвоения на уроках чтения)

    • Уточнение артикуляции и звучания  согласных звуков (м. с, х, п, ш, ф, т, л, н, р, к, з, в, б, г, д).
    • Узнавание согласного звука (на слух) в конце, начале и середине слова.
    • Вычленение согласного звука (на слух) из серии слогов: та – то – ту, ас – ос – ис (Игра «повтори за мной»
    • Вычленение согласного звука из начала слова.
    • Вычленение последнего согласного звука в слове.

    25

    4. Звуко – буквенный анализ слогов, слов.

    • Звуковой анализ обратных и прямых слогов типа ом, ма (Игра«Подбери слог»).
    • Звуковой анализ слов (мак, муха). Игра«Волшебное слово».
    • Преобразование слов путём замены одних звуков другими (сом – дом, дом – дым).
    • Преобразование слов путём наращивания и отнимания звуков.

    Игры: «Сосчитай, не ошибись», «Сосчитай и отложи», «Подними фигурку», «Разложи картинки», «Азбука  Морзе», «Красный – синий»,»Ищу свой домик».

    30


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

    электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

          Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

    Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...

    Перспективный план логопедической работы с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной...

    Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Тематическое  планирование  рассчитано на работу с  группой   обучающихся   4  класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих  сложную форму д...

    Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Данное тематическое  планирование было составлено на  основе разработок  известных специалистов  (Л.Н. Ефименкова, Е.В. Мазанова, Г.Г. Мисаренко) с учётом сложной формы дисграфии (...

    Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

    В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...