Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по теме

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В перспективном плане отражены основные направления работы по формированию навыков устной и письменной речи, развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_2_klass.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с обучающимися   2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Характеристика группы

Обучающиеся данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического  компонента речевой системы

У всех обучающихся группы нарушено звукопроизношение, у большинства страдает речевая  и мелкая моторика пальцев рук. Вследствие недостаточной сформированности фонематических процессов у школьников наблюдаются трудности формирования  спонтанного развития навыков анализа и синтеза звукового состава слова, что мешает  овладению письмом и чтением (наличие дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

 Лексический запас крайне беден даже на уровне обиходной речи. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. У С. Д, Ш. Р., Г. Н. в речи присутствуют множественные аграмматизмы. Всё это затрудняет понимание учебных заданий, инструкций, мешает формированию и формулированию собственных мыслей.

III. Психологические особенности

У всех обучающихся группы неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная способность к переключению, к запоминанию словесного материала, низкий уровень самоконтроля. У Г. Н. наблюдается общая и речевая расторможенность.

Основные направления работы

    1.Развитие звуковой стороны речи:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;
  • коррекция дефектов произношения.

  2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса за счёт накопления новых слов и развития умения пользоваться способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

  3.Развитие навыков построения связного высказывания.

 4. Развитие общей и мелкой ручной моторики, зрительного гнозиса, мнезиса, коррекция почерка.

5. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 

  • устойчивости внимания;
  • навыков самоконтроля; способности к запоминанию;
  • произвольности общения и поведения;
  • способности к переключению.

6.  Формирование учебных умений,  развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: 

  • умение слушать и слышать учителя;
  • понять и принять учебную задачу;
  • уметь отвечать на вопросы по ходу учебной работы.

Перспективный план логопедической работы

с   обучающимися   2  класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

п/п

       

Темы и содержание занятий

Кол-во час

Речевой и программный материал

Развитие неречевых процессов

1

Логопедическое обследование учащихся  Выявление  нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп

3

Состояние звукопроизношения, речевой моторики, фонематических прцессов. Исследование импрессив-ной  и экспрессивной речи

Исследование неречевых процессов

Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу.

Развитие зритель-ного восприятия и ориентировки в пространстве (быстрое нахожде-ние предметов по слову, синтез предмета из его частей).

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга.  

Игра «Что это?»   

 

  Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений.

Предлоги «на», «над», «под», «за»

Понимание

значения пространственных предлогов.

 

Выполнение инструкций, понимание пространственного отношения на картинках.

 

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Крестики и нолики».

Упражнения, направленные на тренировку скорос-ти распределения внимания.

Игры «Сделай, как на образце», «Хозяин и его тень».

Усиление концентрации слухового внимания. Игра «Деревья, растения, насекомые…»

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

 Игры: «Живые буквы», «Чего тут не хватает?»

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Игры «Рыбы, птицы, звери…», «Сделай, как на образце».

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

Оценка кратковременной и долговременной слуховой и зрительной памяти.

Развитие линейной памяти (линейное распознание предметных картинок в сюжетной последовательности: дети-лес-ежик-дом). 

Развитие слуховой памяти. Стихи, потешки, загадки.

Развитие зрительной памяти.

Формирование навыка дифференциации зрительных запоминаний.

Игры: «Знакомые картинки», «Украшения», «На что похоже?»

Понимание и выполнение сложных инструкций в заданной последовательности.

Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их. Игры:     «Дополни до…», « Что это?».

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Формирование   приемов само-контроля.              Упражнение «Сделай так же» 

Развитие мышления. Операция обобщения.

Игра «Семейка и ее гость».

Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления.

Формирование   приемов                самоконтроля.     Упражнение                 «Сделай так же».  

Развитие понятийного мышления, скорости мышления. Игра «Закончи предложение».

Развитие логического мышления.

Формирование причинно-следственных связей. Задания: «Рассказ», «Последовательные картинки».

Развитие словесно-логического мышления. Игры: «Подбери слово», «Времена года».

Развитие произвольности. Игры:«Найди отличие между двумя картинками», «Светофор».

Составление предложений по  картинкам и опорным словам

2

Развитие пространственных представлений. Определение схемы собственного тела. Ориентировка в окружающем пространстве.

Графическое воспроизведение направлений

2

 Понятия: вправо, влево, вверх, вниз.  Игры: «Электронная муха»,«Где меня найти?», «Прогулка в парк»

3

Развитие временных представлений. Времена года.  Месяцы. Дни недели                                                                      

2

Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра

4

Речь и предложение

 Выделение предложений из речи. Интонационное оформление предложения

2

Игра «Поставь точку»  (хлопок при понижении голоса)

5

Практическое овладение составлением простого распространенного предложения по картине с помощью вопросов

3

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

6

Дифференциация понятий «слово - предложение». Устный анализ предложения по количеству слов. Условно – графическая  схема предложения

2

Большая буква в начале предложения, точка в конце

7

Слово и слог. Дифференциация понятий «слово» - «слог». Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове. Дифференциация слогов и слов, близких по звуковому составу

4

Игра «Подбери слово» (сравнение слов по количеству слогов). Слоги со стечением согласных

8

Звуки и буквы

Дифференциация понятий

1

Звукобуквенный анализ слов типа     «кон-конь»

9

Звуки речи по способу образования: 

гласные и согласные. Дифференциация понятий «гласные – согласные». Сравнение пар слов, различающихся порядком, количеством букв или одной буквой

2

Строение артикуляцион-ного аппарата. Звуко-образование. Условно-графическая схема слов

10

Гласные звуки и буквы. Уточнение артикуляции и звучания гласных  I ряда. Выделение гласного звука  в ряду других гласных, в слогах, в словах в различных позициях под ударением. Сравнение слов, отличающихся одной гласной (дом – дым – дам)

3

Соотнесение артикуляции гласных звуков с их зрительными символами.

Установление количества и последовательности звуков в словах

11

Звук и буква  «О»  

Выделение гласного звука [О]  в ряду других гласных, в слогах, в словах в различных позициях под ударением

2

Уточнение артикуляции и звучания гласного  звука     [О]. Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой «О»

12

Звук и буква  «У»  

Выделение гласного звука [У]  в ряду других гласных, в слогах, в словах в различных позициях под ударением

2

Уточнение артикуляции и звучания гласного  звука     [У]. Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой «У»

13

Дифференциация гласных звуков [О -У] в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный анализ слов с данными звуками

4

Развитие фонематической дифференциации звуков      [О – У].  Сравнение звуков по артикуляции звучанию.  

 14

Звук и буква «э»

Выделение гласного звука [Э]  в ряду других гласных, в слогах, в словах

2

Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой э

15

Буква «й»  

Дифференциация  «ий»

2

Сказка о буквах и   й.

Гласная и в начале слова

16

Гласные  II ряда 

Образование  гласных II ряда. Узнавание и вычленение гласных II ряда на слух

2

Сказка о букве Й и её друзьях гласных I ряда

17

Гласная  я  в начале слова и после гласных

2

Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой я

18

Гласная  ё  в начале слова и после гласных

2

Звукобуквенный анализ слогов и слов с  буквой ё

 19

Гласная  ю  в начале слова и после гласных

2

Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой ю

 20

Гласная  е  в начале слова и после гласных

2

Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой е

 21

Твердые и мягкие согласные 

Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда

3

Понятия «твердый» – «мягкий» согласный. Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию.Сказка «Медведь и медвежонок»

22

Буква и как показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ слов

2

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных

 23

Буква я как показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ слов

3

Формирование умения

слышать и различать твер-дые и мягкие согласные.

Формирование навыка употребления гласных II ряда после мягких согласных на письме в слогах, словах, слово-сочетаниях, предложениях.

Сравнительный звуко-буквенный анализ доступ-ных слов с твердыми и мягкими согласными

 24

Буква е как показатель мягкости согласных.  Звукобуквенный анализ слов

3

25

Буква ю как показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ слов

3

26

Буква ё как показатель мягкости согласных. Звукобуквенный анализ слов

3

27

Буква Ь – показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова

4

Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Сказка «О мягком знаке»

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство

28

Парные звонкие и глухие согласные

2

Развитие фонематических дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласные

  29

Звук и буква «С» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука. Выделение звука в разных позиция                                                                                

2

Понятие «глухой согласный»

 30

Звук и буква «З» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях

2

Понятие «звонкий согласный»   

  31

Дифференциация звуков [З – С], [З’ – С’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Звукобуквенный анализ слов с данными звуками. Схемы слов

5

Развитие фонематических дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласные.

Дифференциация твердых и мягких согласных  

  32

Звук и буква «П» в слогах, словах, предложениях. Выделение звука в разных позициях.   Характеристика звука

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  33

Звук и буква «Б» 

в слогах, словах, предложениях. Выделение звука в разных позициях.  Характеристика звука

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  34

Дифференциация звуков  [Б – П],    [Б’ – П’] по глухости–звонкости  в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов с данными звуками.  Схемы слов

5

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мяг-ких согласных

 35

Звук и буква «Т» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.    Выделение звука в разных позициях

2

Деление слов на слоги. Правила переноса

36

Звук и буква «Д» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.

Выделение звука в разных позициях

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

37

Дифференциация звуков [Д–Т] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры. Схемы слов

5

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Дифференциация согласных по глухости–звонкости

 38

Звук [Т’]  в слогах, словах, предложениях.

Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры

2

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных

  39

Звук [Д’]  в слогах, словах, предложениях.

Выделение звука в разных позициях. Звукобуквенный анализ слов с данным звуком

2

Дифференциация твердых и мягких согласных  

  40

Дифференциация звуков [Д’–Т’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры

4

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Дифференциация твердых и мягких согласных  

  41

Звук и буква «Ф» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.  Выделение звука в разных позициях  

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  42

Звук и буква «В» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.

Выделение звука в разных позициях  

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  43

Дифференциация звуков [Ф – В], [Ф’ – В’]  в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях.   Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Схемы слов

4

Дифференциация согласных по глухости–звонкости. Дифференциация твердых и мягких согласных  

  44

Звук и буква «К» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях

2

Парные звонкие и глухие

согласные.   Звукобуквенный анализ слов с данным звуком          

  45

 Звук и буква «Г» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.   Выделение звука в разных позициях

2

Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  46

Дифференциация звуков [Г – К], [Г’ – К’]  в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками

5

Дифференциация согласных по глухости–звонкости.

Дифференциация твердых и мягких согласных  

  47

Звук и буква «Ш» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука.

Выделение звука в разных позициях

2

Правописание «жи-ши». Звукобуквенный анализ слов с данным звуком. Схемы слов

  48

Звук и буква «Ж» в слогах, словах, предложениях. Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях

2

Правописание «жи-ши». Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данным звуком

  49

 Дифференциация звуков [Ж–Ш] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Схемы слов

4

Развитие фонематических дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласные. Правописание «жи-ши»

      Развитие фонематических дифференцировок в группе свистящих –  

                                                       шипящих звуков

  50

Дифференциация звуков [С–Ш]

 Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  Дифференциация звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

5

Характеристика звуков. Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Схемы слов

  51

Дифференциация звуков [З–Ж]

Сравнение звуков по артикуляции и звучанию.  

Дифференциация звуков в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

4

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез слов с данными звуками. Схемы слов

 

 52

Итоги коррекционной работы за год 

Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы с учащимися

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

План по самообразованию учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время         Д. Дидро,  а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового...

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...