Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Кузнецова Раиса Валентиновна

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"

Лексическая тема "Природа зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

в 6 классе

Тема занятия: 

«Практическое употребление в речи имён прилагательных»

Тема занятия: Практическое употребление в речи имён прилагательных.

Лексическая тема «Природа зимой»

Цель занятия: Учить правильному и точному выбору прилагательных при работе над описанием зимней природы.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  • Способствовать развитию и обогащению активного и пассивного словарного запаса.
  • Продолжать формирование правильно оформленных грамматических конструкций.
  • Развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову.

Образовательные:

  • Развивать практические умения употребления имён прилагательных в речи.

Воспитательные:

Воспитывать

  • положительную мотивацию к учебной деятельности путём поддержания постоянного интереса к работе,
  • любовь к родной природе, родному языку.

Наглядность, оборудование:

- магнитофон,

- запись музыкального произведения (А. Вивальди «Зима»)

- слоговые таблички для речевой разминки,

- таблицы со словами для работы над правильным дыханием в процессе речи,

- карточки с вопросами для классификации,

- картинки для подбора имён существительных к именам прилагательным и наоборот,

- таблички для работы над составом слова,

- тексты с загадками,

- таблицы с текстами для работы над темой занятия,

- картины с зимними пейзажами,

- карточки с редактируемым текстом у учащихся.

План занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Настрой учащихся на совместную деятельность по  теме.

II. Подготовительный этап

1. Работа над развитием восприятия речи.

2. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

III. Подведение к теме занятия

1. Классификация вопросов в две группы с обоснованием своего выбора.

2. Подбор описательных имён прилагательных к именам существительным с опорой на картинку по вопросам.

3. Подбор имён существительных к ряду имён прилагательных по вопросам с опорой на картинку.

4. Работа над составом слова.

IV. Работа над темой занятия

1. Сообщение темы занятия.

2. Уточнение понятия «имя прилагательное».

3. Отгадывание загадок.

4. Дополнение словосочетаний одушевлёнными или неодушевлёнными именами существительными.

5. Подбор имён существительных к данному ряду имён прилагательных с объяснением своего выбора.

6. Подбор характерных имён прилагательных («украшение») к данным именам существительным.

V. Минутка релаксации

VI. Продолжение работы над темой занятия

Редактирование текста.

VII. Подведение итогов занятия

1. Эмоциональная оценка деятельности учащихся на занятии.

2. Подведение итогов деятельности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Задачи этапа:

  • эмоциональный настрой учащихся на занятие,
  • организация учащихся на занятие.

1.Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

2. Настрой учащихся на совместную деятельность по теме.

- Скажите мне, какое сейчас время года? (Зима). Докажите.

- Это красивое и светлое время года. Почему красивое, как вы думаете? А почему светлое?

- Посмотрите в окно. Пусть ваше настроение будет таким же светлым, как наш пейзаж за окном

3. Организация учащихся на занятие.

- Мы приступаем к нашему занятию. Вы знаете, что на логопедическом занятии мы стараемся говорить чётко, громко, полными фразами.


II. Подготовительный этап.

Задачи этапа:

- развитие восприятия речи,

- закрепление пра-вильного дыхания в процессе речи.

  1. Работа над развитием восприятия речи

Читаем слоги.

  • Чтение слогов со стечением согласных:

СТМА       СТМО      СТМУ

  • На одном дыхании:

СТМА СТМО СТМУ

  • Читаем с ударением, ударный слог подчеркнут:

СТМА   СТМО   СТМУ

СТМА  СТМО   СТМУ

СТМА   СТМО   СТМУ

2. Закрепление правильного дыхания в процессе речи

  • Переходим к чтению слов:

ЗАКРУЖИЛИСЬ

КРАСНОГРУДЫЕ

ПОКРЫЛИСЬ

БЕЛОСНЕЖНЫЕ

ПРИПОРОШЕННЫЕ


  • Читаем парами:

ЗАКРУЖИЛИСЬ

КРАСНОГРУДЫЕ


ПОКРЫЛИСЬ

БЕЛОСНЕЖНЫЕ


ПРИПОРОШЕННЫЕ


  • На одном дыхании:

ЗАКРУЖИЛИСЬ

КРАСНОГРУДЫЕ

ПОКРЫЛИСЬ

БЕЛОСНЕЖНЫЕ

ПРИПОРОШЕННЫЕ


  • Постарайтесь запомнить эти слова, они нам встретятся в рассказе, над которым мы будем сегодня работать.

III. Подведение к теме занятия.

Задачи этапа:

- дифференцировать вопросы, относящиеся к именам существи-тельным и именам прилагательным,

- уметь подбирать имена прилагательные к именам существи-тельным и наоборот,

- развивать навыки языкового анализа и синтеза.

1.Классификация вопросов в две группы с обоснованием своего выбора.

На доске карточки с вопросами: кто?, какое? что?, кого?, какой?, какая?, чем?, какие?,

2. Подбор описательных имён прилагательных к именам существительным с опорой на картинку по вопросам:

Медведь (какой?) …, …, ….

Лиса (какая?) …, …, ….

Заяц (какой?) …, …, …,.

3. Подбор имён существительных к ряду имён прилагательных по вопросам с опорой на картинку:

Злой, голодный, серый (кто?) ….

Быстрая, лёгкая, хлопотливая (кто?) ….

Маленький, колючий, сердитый (кто?) ….


4. Работа над составом слова

- Образование имён прилагательных с помощью приставок, суффиксов, окончаний.

Бел – ый, мороз – н – ый, , пуш – ист – ые, зим – н – яя, пере – лёт – н - ые

- Подобрать соответствующие данным прилагательным имена существительные.

- Сказать, к какому времени года они относятся.

- Вспомнить и назвать другие словосочетания, относящиеся к зиме.

Вывод: имена прилагательные всегда относятся к именам существительным и служат для их уточнения и украшения.

IV. Работа над темой занятия

Задачи этапа

- сообщение темы занятия




- уточнение понятия «имя прилагательное»







- отработка лексического значения имён прилагательных.


- развитие и обогащение активного и пассивного словарного запаса















1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы работаем над описанием зимней природы и будем стараться разнообразить его именами прилагательными.


2. Уточнение понятия «имя прилагательное»

- Я говорю слово зима, и сразу же возникает вопрос, а какая она? – холодная, снежная, лютая, вьюжная. Ветер какой? – сильный, ледяной, северный, пронизывающий. Нас всюду сопровождают вопросы: какая?, какой, какое?, какие?. Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

- Скажите, что такое имя прилагательное?


3.- Отгадайте загадки:

Что за звёздочка сквозная, вся сквозная, вырезная.

Белая, пушистая, на солнышке игристая. (Снежинка)

- Снежинка какая? - …

- Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой. Назови его. Ответь! (Снег)

- Снег какой? - …


4. Дополнение словосочетаний одушевлёнными или неодушевлёнными именами существительными.

Белый (что?) - …    , белый (кто?) - …   .

Пушистая (что?) - …, пушистая (кто?) - …   .

Лютый (что?) - …, лютый (кто?) - …  .

Сильный (что?) - …, сильный (кто?) - …   .


5. Подбор имён существительных к данному ряду имен прилагательных с объяснением своего выбора:

Нарядная, красивая, зелёная (девочка, елочка)

Крепкий, сильный, трескучий (мороз, человек)


6. Подбор характерных имён прилагательных («украшение») к данным именам существительным.

Зима (какая?) - …, …, …, ….

Мороз (какой?) - …, …, …, …

Лёд (какой?) - …, …, …, …

Снежинка (какая?) - …, …, …, …

Лес зимой (какой?) - …, …, …. …

V. Минутка релаксации

Задачи этапа:

- снятие интеллекту-ального и напряжения,

- смена динамических поз,

- развитие слухового восприятия,


- эмоциональный настрой на последующую работу.

- Сейчас мы немного отдохнём. Я включаю вам музыку, которую написал композитор Антонио Вивальди. Музыкальная тема «Зима». Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку и представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Светит солнце. В лесу очень тихо.

- Откройте глаза, встаньте из-за парт и выйдите на ковёр. Сейчас послушаем другую музыку этого же композитора. Слушайте внимательно, как меняется музыка, что вы слышите?



Вот пошёл снег. Поднимите руки, покажите ими, как сыплется снег на землю (движения кистями рук вниз и вверх).

Снег идёт уже большими хлопьями. Присядьте, покажите, какие намело сугробы (приседания).

Подул ветер, он становится всё сильнее и сильнее. Подняли руки, показали, как качаются деревья под порывами ветра (наклоны с поднятыми руками вправо и влево).

Начинается метель, она поднимает с земли снег и кружит его в воздухе (дети кружатся сначала в одну, а потом в другую сторону).


Садимся за парты, не поворачивая головы, одними глазами посмотрите на окно, на компьютер, на парту, на потолок. (повторить 3 раза)

- закрыли глаза, посчитайте с закрытыми глазами до 5, откройте глаза.

VI. Продолжение работы над темой занятия

Задачи этапа:

- развитие и обогащение активного и пассивного словарного запаса,

  • продолжать формиро-вание правильно оформ-ленных грамматических конструкций,

- развивать языковое чутьё путём совершенствования зрительного и слухового внимания к слову.

Редактирование текста после предварительного разбора картины «Зимой в лесу».

На доске картины «Зимний лес» и «Снегири»

Текст на доске и на карточках у учащихся.


Зимой в лесу.

Закружились……..   ….… снежинки. Они укрыли землю ……   ……..  ……. ковром. Деревья и кусты покрылись …… инеем. Как красиво …… солнце освещает …… ветки сосен и елей, …….. ягоды рябины, припорошенные ……… снежком! Полакомиться рябиной прилетели …….. гости, …….. снегири.


Определить место прилагательных в тексте.

Отредактировать текст самостоятельно на карточках.

Прочитать свой вариант текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Задачи этапа:

- оценка деятельности учащихся,

- подведение итогов работы,

1.Эмоциональная оценка деятельности ученика на занятии.

- Молодцы! Мне было приятно работать с вами, мне понравилось ваше старание, внимательность, ваши ответы.

2. Подведение итогов деятельности.

Чему мы учились на занятии?

Какую часть речи повторили?

Скажите, что стало бы с нашей речью, если бы из неё исчезли имена прилагательные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.

Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги»  (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовате...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...