Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".
план-конспект урока по теме

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направлено на формирование навыков словообразования и развитие словарного запаса учащихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon zhivotnye_v_skazkakh.doc44 КБ
Microsoft Office document icon predmety_posudy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

по теме «Хлеб – всему голова».

Цели:

• формирование навыков словообразования и употребления относительных  

  прилагательных (от существительных зерно, рожь, пшеница);

• актуализация словаря по данной теме;

• подбор синонимов;

• совершенствование навыков связного высказывания;

• совершенствование навыков чтения;

• развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики;

• воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, на столе, под салфеткой, лежат предметы. Я хочу, чтобы вы отгадали, что я спрятала.

               Загадка.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (хлеб)

 (Логопед открывает салфетку, а там лежит белый и чёрный хлеб.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно  угощение  и чаепитие. На Руси хлеб всегда очень ценили, почитали, это был всегда главный продукт. Хлеб ели и с первым блюдом и со вторым. Если в доме не было никакой пищи, то хлеб должен был быть обязательно.

Хлеб – это основа жизни, дар земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой. Недаром испокон веков люди говорят: «Хлеб – всему голова».

II. Основная часть урока.

1.Логопед показывает ученикам  семена пшеницы и ржи.

 - А вы, ребята, задумывались когда-нибудь, откуда к нам пришёл хлеб?

Маленькие зёрнышки,  брошенные в землю прорастают, появляются первые ростки. Проходит время, росток окреп и появился колос.

Вот из такого маленького зёрнышка вырастает большой полновесный колос.

(Логопед показывает изображения колосьев пшеницы и ржи.)

- Растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями. Подумайте, чем похожи колос пшеницы и колос ржи? Чем отличаются колос пшеницы и ржи? (Показ слайда)

- Как можно сказать по- другому?

Колосок пшеницы – пшеничный колосок;

колосок ржи – ржаной колосок.

2. На экране представлено изображение картины И.И.Шишкина «Рожь».

- Пейзажи русской природы вдохновляют художников на создание картин, изображающих родные леса и поля.

Что вы видите на этой картине? (поле)

Что растёт на этом поле? (рожь)

Какое время года мы видим на картине? (лето, конец лета)

Почему пожелтело ржаное поле? (поспела рожь)

Скажите иначе о ржи:

Рожь поспела – рожь созрела, налилась.

Какая рожь на картине И.И.Шишкина?

(спелая, зрелая, налитая)

Поле, на котором выращивают рожь, – ржаное поле;

поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле.

3. Динамическая пауза.

               Дождь.

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

4. Логопед: «Зерно созрело, пора убирать урожай. Комбайны убирают урожай. Хоть и собрано зерно, но ещё не хлеб оно».

             Загадка.

В оборот зерно берут,

В порошок его сотрут.

Что это за порошок?  (Это мука)

-  Мука попадает в пекарню и там из неё делают тесто. (Слайд: тесто)

- Как мы скажем по-другому?

Мука из пшеницы – пшеничная мука;

мука изо ржи – ржаная мука,

тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто,

тесто из ржаной муки – ржаное тесто;

хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб;

хлеб изо ржи – ржаной хлеб.

5.Сопоставление белого пшеничного батона и чёрного ржаного «кирпичика».

Дети вместе с логопедом рассматривают и сравнивают чёрный и белый хлеб.

Буханка – формовой, обычно чёрный хлеб.

Батон – белый хлеб продолговатой формы.

Белый пшеничный батон:

по форме – овальный, продолговатый;

по размеру – большой;

по цвету – белый;

по вкусу – ароматный;

на ощупь – пышный, мягкий, более мягкий, чем хлеб ржаной.

Чёрный ржаной хлеб:

по форме – прямоугольный, кирпичик;

по размеру – большой;

по цвету – тёмно-коричневый;

по вкусу – ароматный;

на ощупь – мягкий, а корочка твёрдая.

6.Образование родственных слов.

- От слова «хлеб» образовалось много новых слов. Отгадайте эти слова.

(Дети отвечают на вопросы и записывают слова в таблицу)

Какой  корень в этих словах? (Показ слайдов)

  1. Посуда для хлеба. ( Хлебница)
  2. Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)
  3. Человек, который печёт хлеб. (Хлебопек)
  4. Специальная машина для выпекания хлеба. ( Хлебопечь)
  5. Прибор для резания хлеба. (Хлеборезка)
  6. Завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)

7. «Скажи иначе».

Как по-другому называют хлебопёка? ( Пекарь, булочник, кондитер.)

Как сказать по-другому?

Выпекать хлеб –   печь, готовить, стряпать.

Хлеб по запаху – ароматный, пахучий, душистый,

Хлеб на вкус –  аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий.

Хлеб на ощупь – свежий, мягкий, пышный.

8. Пальчиковая гимнастика.

Пекарь, пекарь,

Из муки

Испеки нам

Колобки.

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Гришке,

Да крендель – Маришке.

9. В Санкт-Петербурге есть единственный в мире государственный музей хлеба. В нём можно увидеть различные виды и сорта хлебобулочных изделий. Мы с вами увидим на экране некоторые виды выпечки.

(Демонстрируются зашифрованные слова, которые нужно детям разгадать и прочитать о том, что это такое. ( Показ слайдов)

Каравай,      крендель,        ватрушка,     баранки,    пирог,    калач,      пряник.

вай               дель                 труш              ран             рог          лач           ник

рака             крен                  ва ка              ба ки          пи            ка            пря

Объяснить лексическое значение слова.

  1. Каравай – большой круглый хлеб.
  2. Калач – пшеничный хлеб в форме замка с дужкой.
  3. Крендель – витая сдобная булка, напоминающая «восьмёрку».
  4. Пирог – печёное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой.
  5. Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или фигурки.
  6. Баранка – пшеничный хлебец в виде кольца.
  7. Ватрушка – лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом.

10. Пословицы о хлебе.

- Как вы понимаете значения пословиц?

Будет хлеб – будет и песня.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Хлеб – наше богатство.

III. Подведение итогов.

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вам понравилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

специальной коррекционной школы VIII вида по теме

«Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде и числе, падеже на материале темы «Животные в русских народных сказках».

Цель: обобщить полученные умения и навыки согласования существитель-ных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Задачи:

• развивать и активизировать словарный запас детей;

• учить детей выделять слова-признаки;

• учить детей умению задавать вопросы к словам-признакам и отвечать на поставленные вопросы;

• развивать внимание, память и мышление;

• развивать мелкую моторику рук и общую моторику;

• развивать коммуникативную сторону речи.

Оборудование: фигурки лисы, зайца, волка, медведя, колобка, карточки-слова, карточки-задания, текст, магнитофон, кассета, таблички с вопросами, доска, мел, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, к нам на урок сегодня хочет прийти один сказочный герой. Отгадайте загадку и вы узнаете кто это?»

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Прикатился  …..     (Колобок)

Скучно стало Колобку лежать на окошке и покатился он по дорожкам и тропкам русских народных сказок.

- Ребята, а скажите, какие слова вам помогли отгадать загадку?

(Признаки предмета)

Колобок (какой?) круглый, румяный.

Посмотрите, какое настроение у Колобка. (Он весёлый)

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: « На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какое? какие?) Мы на уроках говорили, что слова-признаки и слова-предметы дружат. Мы можем задать вопрос от предмета к признаку. Окончание в слове-признаке будет таким же, как в вопросе.

Дети читают стихи про окончания.

Если вдруг вопрос: «Какие?»,

Говорим мы: ые, ие.

Милые, красивые,

Умные, любимые.

Если же вопрос: «Какая?»,

Говорим мы: ая, яя.

Светлая, весенняя,

Красная, волшебная.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: ий, ый, ой.

Сильный, весёлый, большой,

Маленький, тёплый, смешной.

Спросим: «А это какое?»,

И отвечаем: ее и ое.

Летнее, яркое,

Синее, доброе.

2. Логопед: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны признаки предметов?»

(Признаки предмета помогают нам отличить один предмет от другого, дать ему характеристику, сказать, какой он, этот предмет.)

- Сегодня мы вместе с Колобком, отправимся по тропинкам русских народных сказок.

- Какие русские народные сказки вы знаете? Кто герои этих сказок?

Если вы внимательно читали эти сказки, то заметили, наверное, что животные говорят и поступают, как люди. Животные в сказках бывают умные и глупые, добрые и злые, смелые и трусливые, они совершают плохие и хорошие поступки.

(На доске изображения зверей и карточки-слова)

Ребёнок должен из предложенных слов выбрать подходящее определение к каждому персонажу.

Лиса – рыжая, хитрая.

Заяц – серенький, трусливый, косой, длинноухий, пугливый.

Волк – злой, голодный, серый, жадный, свирепый.

Медведь – неуклюжий, неповоротливый, толстопятый, лохматый, большой, косолапый.

Какие слова помогли нам описать животных, дать им характеристику?

( Слова-признаки)

3. Людей сравнивают с животными, когда хотят подчеркнуть основные черты в поведении.

Вспомнить, подумать, а почему так говорят:

Голоден как волк.

Труслив как заяц.

Хитёр как лисица.

Неповоротливый как медведь.

.

4. Пальчиковая гимнастика.

                   Теремок.

Из пальцев, дружок, сложи теремок.

Вот это – ворота, вот это замок.

Вот серенький зайчик, вот мышка-норушка,

Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался,

Домик сломался, народ разбежался.

Медведь косолапый бродит,

Места себе не находит.

- Теремок я построю большой.

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик, мышка-норушка,

Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.

5. Прочитать тексты, вставить окончания.

Петушок.

                    Ходит по двору петушок, на голове золотист__ гребешок, под носом маслян__  бородка, на хвосте пёстр__  узоры, на ногах красн__  шпоры.

Лиса Патрикеевна.

                    У кумушки-лисы зубки остр__,  рыльце тоненьк__,  ушки остреньк__,  шубка тёплень__. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушист__, золотист__, на груди жилет, а на шее бел__   галстучек.

Кот Васька.

                   Котичек-коток – сереньк__  лобок, ласков Вася, да хитёр, лапки бархатн__, ноготок остр__. У Васютки – ушки чутк__, усы длинн__, шубка шёлков__, глазки зелён__.

А как в сказках обращаются к героям? (Ласково)

Лиса – лисичка – лисонька, зайчик, медведушка, котичек-коток.

6. Логопед: «Сейчас мы посмотрим, как внимательно вы читали и хорошо знаете сказки.Нужно отгадать из какой сказки предложение, есть подсказка, но она зашифрована.)

(Дети читают предложения,  слова для справок и вставляют слова).

1)У лисы была избушка ___________, а у зайца - ___________.

(аникшюз акшубзи)

2)Вошла Маша в избушку, а в той избушке жил ____________         медведь.

(ашам и ьдевдем)

3)Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою ___________

коровушку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-

поживать. (акчешорвах)

4)Несёт меня лиса за __________ леса, за ____________ реки, за

__________ горы. (ток, хутеп и асил)

5)Иванушка вышел в _________, в ________  раздолье, свистнул

молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком. (аквис-акруб)

Слова для справок: тёмные, высокие, быстрые, лубяная, ледяная, рябая, большой, чистое, широкое.

7. Динамическая пауза.

За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал – тук да тук.

Раздавался громкий стук.

8. Логопед: «Катился-катился Колобок и решил нам ещё одну задачку загадать. Вставить словосочетание «румяный Колобок» вместо черты и правильно прочитать предложения».

Румяный Колобок.

Весело катился по дороге   ~~~~~  -----------. (румяный Колобок)

Важно шумел лес вокруг   ~~~~~  -----------. (румяного Колобка)

Медведь грозно преградил путь  ~~~~~  -----------. (румяному Колобку)

Так хотелось Мишке закусить  ~~~~~  -----------. (румяным Колобком)

Неохотно отпустил Косолапый  ~~~~~  -----------. (румяного Колобка)

Долго помнил Топтыгин о ~~~~~  -----------. (о румяном Колобке)

III. Подведение итогов.

Вы сегодня все хорошо потрудились. Мы теперь знаем, какие слова-признаки используются в русских народных сказках.

Что вам понравилось на уроке?

Героев каких сказок мы сегодня встретили?

Какие герои вам нравятся? (Умные, добрые, весёлые, смелые).

Литература.

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

4.Логопедия в школе: Практический опыт./ под ред. Кукушина В.С. – М.:ИКЦ «МарТ», 2005г.

5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей

с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 5 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

по теме «Посуда. Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ».

Цели:

1) закрепить знания и умения по теме «Состав слова. Образование новых слов суффиксальным способом»;

2) научиться образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов  -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

5) расширить и активизировать словарный запас по теме «Посуда»;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением посуды, карточки с текстами, рисунок с изображением Почемучки, тетради, ручки, доска, мел.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл Почемучка. Он очень любознательный, его интересуют новые, незнакомые слова. Почемучка всегда спрашивает: «А почему этот предмет называется так? А как получилось это слово? А почему мы так говорим?» Однажды Почемучка пришёл в магазин посуды и увидел  на полках огромное количество разных предметов. Но как выяснилось, он не знает их названия и для чего каждый из этих предметов предназначен. Сегодня мы все вместе должны разобраться, как называются предметы посуды и для чего они нужны.

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: «Ребята, назовите посуду, которую вы видите на картинках. Какую посуду мы используем для приготовления пищи?»(На картинках изображены сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, половник).

- Где находится эта посуда у нас дома? (На кухне). Для чего мы используем

  кухонную посуду? (Для приготовления пищи).

- Для приготовления каких блюд мы используем сковороду, кастрюлю?

 - А это что такое?

Длинная ручка у ложки большой,

Себе я налью суп куриный с лапшой,

Ей наливают и борщ, и окрошку,

Её назовите, подумав немножко.   (Это половник).

- Когда используется половник? (Половником разливают суп и другую

жидкую пищу)

3.Образование новых слов.

Логопед: «Ребята, а вы слышите, какие-то странные звуки доносятся? Почемучка спрашивает вас, а что это такое?»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай, вода вскипела. (Это чайник)

- Назовите предметы посуды, которые мы используем для того, чтобы пить чай? (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница)

- Ребята, а от какого слова образовано слово «чайник»? Как называется часть слова, которая служит для образования слов? С помощью какой части слова мы получили из слова «чай» - «чайник».

(С помощью суффикса – ник-).

Логопед: «Суффикс – ник- помогает получить нам новые слова, которые обозначают ёмкость для хранения чего-либо.

Подумайте, что и куда мы поместим. (На доске карточки со словами, обозначающими продукты, и картинки с изображением посуды. Дети должны определить, что и куда нужно положить).

Чай  -  в чайник,

кофе -  в кофейник,

молоко -  в молочник,

салат -  в салатник,

соус -  в соусник.

- Как мы используем кофейник, молочник, салатник, соусник?

Логопед: «Ребята,  Почемучка спрашивает вас, почему для приготовления пищи мы используем кухонную посуду, а за столом во время еды другую? Как называется посуда, которую мы употребляем за столом во время еды?»

(Эту посуду называют столовой).

Какую посуду мы относим к столовой?

(Тарелки глубокие и мелкие, супницу, салатник).

- А ещё у нас есть столовые приборы. Это ложки, вилки, ножи.

(Показываем картинки с изображением столовых приборов).

4.Логопед: «Посмотрите внимательно на эти слова. Вам нужно распределить их в два столбика. В первый – слова, обозначающие посуду, а во второй – другие слова, обозначающие предметы».

(На доске перемешаны карточки со словами).

хлебница                     мыльница

супница                       салфетница

селёдочница                чернильница

конфетница                 игольница

- Для чего предназначен каждый из этих предметов. С помощью какого суффикса получились эти слова?

 Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют суффикс – ниц- .

5. Логопед: «Ребята, скажите, а как называются эти предметы?»

Есть в шкафу на кухне для всего посуда:

Супница для супа и для мяса блюдо.

Назови посуду, что в шкафу за дверцей:

Для соли и для сахара,

Для горчицы и для перца?

(Показываем картинки с изображением солонки, сахарницы, горчичницы, перечницы)

Логопед: «Как называется предмет, в котором хранят масло? Для соли – солонка, а для масла – маслёнка». (Записать слово «маслёнка», выделить

суффикс).

6. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,    

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Покружились, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Остановились, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Присели, руками изобразили овал)

7. Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Ребята, из чего может быть сделана посуда?»

(Из стекла, из дерева, из металла, из пластмассы, из глины, из фарфора)

Детям выдаются карточки с заданием. Вставить вместо скобок слово, заменив предмет на признак предмета.

1) Бабушка налила молоко в ( …..) кувшин из глины. (глиняный)

2) ( …..) Ложки из серебра очень красивые. (серебряные)

3) В магазине продаётся красивая ( …..) ваза из фарфора. (фарфоровая)

4) ( …..) Графин из стекла наполнен водой. (стеклянный)

5) Хлеб нарезают ( …..) ножом из металла. (металлическим)

6) Тесто раскатывают ( …..) скалкой из дерева. (деревянной)

8. Логопед: «Мы сегодня узнали много новых слов. Сейчас, ребята, вспомните названия посуды и для чего она предназначена. Перед вами текст. Вам нужно вместо пропущенных слов вставить слова, подходящие по смыслу».

              Во время обеда на стол был поставлен столовый сервиз. Ароматный запах супа доносился из ….. . Овощной салат разложили в ….. . На второе подали жареное мясо, а к нему был подан соус в ….. . Белый и чёрный хлеб лежал в ….. . Специи находились в ….. . После обеда гости пили кофе из ….. , а к нему подавали молоко в ….. . Конфеты блестели золотистыми обёртками в ….. .

(Дети читают текст, вставляют уже знакомые слова, обозначающие посуду).

III. Подведение итогов.

- Как вы думаете, ребята, помогли мы Почемучке объяснить значения новых  

  слов?

- С помощью каких суффиксов мы образовали слова, обозначающие посуду?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...