Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".
план-конспект занятия по теме

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения учащихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_v_skazkakh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

специальной коррекционной школы VIII вида по теме

«Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде и числе, падеже на материале темы «Животные в русских народных сказках».

Цель: обобщить полученные умения и навыки согласования существитель-ных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Задачи:

• развивать и активизировать словарный запас детей;

• учить детей выделять слова-признаки;

• учить детей умению задавать вопросы к словам-признакам и отвечать на поставленные вопросы;

• развивать внимание, память и мышление;

• развивать мелкую моторику рук и общую моторику;

• развивать коммуникативную сторону речи.

Оборудование: фигурки лисы, зайца, волка, медведя, колобка, карточки-слова, карточки-задания, текст, магнитофон, кассета, таблички с вопросами, доска, мел, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Логопед: «Ребята, к нам на урок сегодня хочет прийти один сказочный герой. Отгадайте загадку и вы узнаете кто это?»

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Прикатился  …..     (Колобок)

Скучно стало Колобку лежать на окошке и покатился он по дорожкам и тропкам русских народных сказок.

- Ребята, а скажите, какие слова вам помогли отгадать загадку?

(Признаки предмета)

Колобок (какой?) круглый, румяный.

Посмотрите, какое настроение у Колобка. (Он весёлый)

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: « На какие вопросы отвечают слова-признаки? (какой? какая? какое? какие?) Мы на уроках говорили, что слова-признаки и слова-предметы дружат. Мы можем задать вопрос от предмета к признаку. Окончание в слове-признаке будет таким же, как в вопросе.

Дети читают стихи про окончания.

Если вдруг вопрос: «Какие?»,

Говорим мы: ые, ие.

Милые, красивые,

Умные, любимые.

Если же вопрос: «Какая?»,

Говорим мы: ая, яя.

Светлая, весенняя,

Красная, волшебная.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: ий, ый, ой.

Сильный, весёлый, большой,

Маленький, тёплый, смешной.

Спросим: «А это какое?»,

И отвечаем: ее и ое.

Летнее, яркое,

Синее, доброе.

2. Логопед: «Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны признаки предметов?»

(Признаки предмета помогают нам отличить один предмет от другого, дать ему характеристику, сказать, какой он, этот предмет.)

- Сегодня мы вместе с Колобком, отправимся по тропинкам русских народных сказок.

- Какие русские народные сказки вы знаете? Кто герои этих сказок?

Если вы внимательно читали эти сказки, то заметили, наверное, что животные говорят и поступают, как люди. Животные в сказках бывают умные и глупые, добрые и злые, смелые и трусливые, они совершают плохие и хорошие поступки.

(На доске изображения зверей и карточки-слова)

Ребёнок должен из предложенных слов выбрать подходящее определение к каждому персонажу.

Лиса – рыжая, хитрая.

Заяц – серенький, трусливый, косой, длинноухий, пугливый.

Волк – злой, голодный, серый, жадный, свирепый.

Медведь – неуклюжий, неповоротливый, толстопятый, лохматый, большой, косолапый.

Какие слова помогли нам описать животных, дать им характеристику?

( Слова-признаки)

3. Людей сравнивают с животными, когда хотят подчеркнуть основные черты в поведении.

Вспомнить, подумать, а почему так говорят:

Голоден как волк.

Труслив как заяц.

Хитёр как лисица.

Неповоротливый как медведь.

.

4. Пальчиковая гимнастика.

                   Теремок.

Из пальцев, дружок, сложи теремок.

Вот это – ворота, вот это замок.

Вот серенький зайчик, вот мышка-норушка,

Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался,

Домик сломался, народ разбежался.

Медведь косолапый бродит,

Места себе не находит.

- Теремок я построю большой.

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик, мышка-норушка,

Лисичка-сестричка, лягушка-квакушка.

5. Прочитать тексты, вставить окончания.

Петушок.

                    Ходит по двору петушок, на голове золотист__ гребешок, под носом маслян__  бородка, на хвосте пёстр__  узоры, на ногах красн__  шпоры.

Лиса Патрикеевна.

                    У кумушки-лисы зубки остр__,  рыльце тоненьк__,  ушки остреньк__,  шубка тёплень__. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушист__, золотист__, на груди жилет, а на шее бел__   галстучек.

Кот Васька.

                   Котичек-коток – сереньк__  лобок, ласков Вася, да хитёр, лапки бархатн__, ноготок остр__. У Васютки – ушки чутк__, усы длинн__, шубка шёлков__, глазки зелён__.

А как в сказках обращаются к героям? (Ласково)

Лиса – лисичка – лисонька, зайчик, медведушка, котичек-коток.

6. Логопед: «Сейчас мы посмотрим, как внимательно вы читали и хорошо знаете сказки.Нужно отгадать из какой сказки предложение, есть подсказка, но она зашифрована.)

(Дети читают предложения,  слова для справок и вставляют слова).

1)У лисы была избушка ___________, а у зайца - ___________.

(аникшюз акшубзи)

2)Вошла Маша в избушку, а в той избушке жил ____________         медведь.

(ашам и ьдевдем)

3)Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою ___________

коровушку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-

поживать. (акчешорвах)

4)Несёт меня лиса за __________ леса, за ____________ реки, за

__________ горы. (ток, хутеп и асил)

5)Иванушка вышел в _________, в ________  раздолье, свистнул

молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком. (аквис-акруб)

Слова для справок: тёмные, высокие, быстрые, лубяная, ледяная, рябая, большой, чистое, широкое.

7. Динамическая пауза.

За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал – тук да тук.

Раздавался громкий стук.

8. Логопед: «Катился-катился Колобок и решил нам ещё одну задачку загадать. Вставить словосочетание «румяный Колобок» вместо черты и правильно прочитать предложения».

Румяный Колобок.

Весело катился по дороге   ~~~~~  -----------. (румяный Колобок)

Важно шумел лес вокруг   ~~~~~  -----------. (румяного Колобка)

Медведь грозно преградил путь  ~~~~~  -----------. (румяному Колобку)

Так хотелось Мишке закусить  ~~~~~  -----------. (румяным Колобком)

Неохотно отпустил Косолапый  ~~~~~  -----------. (румяного Колобка)

Долго помнил Топтыгин о ~~~~~  -----------. (о румяном Колобке)

III. Подведение итогов.

Вы сегодня все хорошо потрудились. Мы теперь знаем, какие слова-признаки используются в русских народных сказках.

Что вам понравилось на уроке?

Героев каких сказок мы сегодня встретили?

Какие герои вам нравятся? (Умные, добрые, весёлые, смелые).

Литература.

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

4.Логопедия в школе: Практический опыт./ под ред. Кукушина В.С. – М.:ИКЦ «МарТ», 2005г.

5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей

с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...