Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".
план-конспект урока по теме

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

по теме «Хлеб – всему голова».

Цели:

• формирование навыков словообразования и употребления относительных  

  прилагательных (от существительных зерно, рожь, пшеница);

• актуализация словаря по данной теме;

• подбор синонимов;

• совершенствование навыков связного высказывания;

• совершенствование навыков чтения;

• развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики;

• воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, на столе, под салфеткой, лежат предметы. Я хочу, чтобы вы отгадали, что я спрятала.

               Загадка.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (хлеб)

 (Логопед открывает салфетку, а там лежит белый и чёрный хлеб.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно  угощение  и чаепитие. На Руси хлеб всегда очень ценили, почитали, это был всегда главный продукт. Хлеб ели и с первым блюдом и со вторым. Если в доме не было никакой пищи, то хлеб должен был быть обязательно.

Хлеб – это основа жизни, дар земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой. Недаром испокон веков люди говорят: «Хлеб – всему голова».

II. Основная часть урока.

1.Логопед показывает ученикам  семена пшеницы и ржи.

 - А вы, ребята, задумывались когда-нибудь, откуда к нам пришёл хлеб?

Маленькие зёрнышки,  брошенные в землю прорастают, появляются первые ростки. Проходит время, росток окреп и появился колос.

Вот из такого маленького зёрнышка вырастает большой полновесный колос.

(Логопед показывает изображения колосьев пшеницы и ржи.)

- Растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями. Подумайте, чем похожи колос пшеницы и колос ржи? Чем отличаются колос пшеницы и ржи? (Показ слайда)

- Как можно сказать по- другому?

Колосок пшеницы – пшеничный колосок;

колосок ржи – ржаной колосок.

2. На экране представлено изображение картины И.И.Шишкина «Рожь».

- Пейзажи русской природы вдохновляют художников на создание картин, изображающих родные леса и поля.

Что вы видите на этой картине? (поле)

Что растёт на этом поле? (рожь)

Какое время года мы видим на картине? (лето, конец лета)

Почему пожелтело ржаное поле? (поспела рожь)

Скажите иначе о ржи:

Рожь поспела – рожь созрела, налилась.

Какая рожь на картине И.И.Шишкина?

(спелая, зрелая, налитая)

Поле, на котором выращивают рожь, – ржаное поле;

поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле.

3. Динамическая пауза.

               Дождь.

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

4. Логопед: «Зерно созрело, пора убирать урожай. Комбайны убирают урожай. Хоть и собрано зерно, но ещё не хлеб оно».

             Загадка.

В оборот зерно берут,

В порошок его сотрут.

Что это за порошок?  (Это мука)

-  Мука попадает в пекарню и там из неё делают тесто. (Слайд: тесто)

- Как мы скажем по-другому?

Мука из пшеницы – пшеничная мука;

мука изо ржи – ржаная мука,

тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто,

тесто из ржаной муки – ржаное тесто;

хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб;

хлеб изо ржи – ржаной хлеб.

5.Сопоставление белого пшеничного батона и чёрного ржаного «кирпичика».

Дети вместе с логопедом рассматривают и сравнивают чёрный и белый хлеб.

Буханка – формовой, обычно чёрный хлеб.

Батон – белый хлеб продолговатой формы.

Белый пшеничный батон:

по форме – овальный, продолговатый;

по размеру – большой;

по цвету – белый;

по вкусу – ароматный;

на ощупь – пышный, мягкий, более мягкий, чем хлеб ржаной.

Чёрный ржаной хлеб:

по форме – прямоугольный, кирпичик;

по размеру – большой;

по цвету – тёмно-коричневый;

по вкусу – ароматный;

на ощупь – мягкий, а корочка твёрдая.

6.Образование родственных слов.

- От слова «хлеб» образовалось много новых слов. Отгадайте эти слова.

(Дети отвечают на вопросы и записывают слова в таблицу)

Какой  корень в этих словах? (Показ слайдов)

  1. Посуда для хлеба. ( Хлебница)
  2. Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)
  3. Человек, который печёт хлеб. (Хлебопек)
  4. Специальная машина для выпекания хлеба. ( Хлебопечь)
  5. Прибор для резания хлеба. (Хлеборезка)
  6. Завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)

7. «Скажи иначе».

Как по-другому называют хлебопёка? ( Пекарь, булочник, кондитер.)

Как сказать по-другому?

Выпекать хлеб –   печь, готовить, стряпать.

Хлеб по запаху – ароматный, пахучий, душистый,

Хлеб на вкус –  аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий.

Хлеб на ощупь – свежий, мягкий, пышный.

8. Пальчиковая гимнастика.

Пекарь, пекарь,

Из муки

Испеки нам

Колобки.

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Гришке,

Да крендель – Маришке.

9. В Санкт-Петербурге есть единственный в мире государственный музей хлеба. В нём можно увидеть различные виды и сорта хлебобулочных изделий. Мы с вами увидим на экране некоторые виды выпечки.

(Демонстрируются зашифрованные слова, которые нужно детям разгадать и прочитать о том, что это такое. ( Показ слайдов)

Каравай,      крендель,        ватрушка,     баранки,    пирог,    калач,      пряник.

вай               дель                 труш              ран             рог          лач           ник

рака             крен                  ва ка              ба ки          пи            ка            пря

Объяснить лексическое значение слова.

  1. Каравай – большой круглый хлеб.
  2. Калач – пшеничный хлеб в форме замка с дужкой.
  3. Крендель – витая сдобная булка, напоминающая «восьмёрку».
  4. Пирог – печёное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой.
  5. Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или фигурки.
  6. Баранка – пшеничный хлебец в виде кольца.
  7. Ватрушка – лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом.

10. Пословицы о хлебе.

- Как вы понимаете значения пословиц?

Будет хлеб – будет и песня.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Хлеб – наше богатство.

III. Подведение итогов.

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...