Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
календарно-тематическое планирование ( класс) по теме

Тематическое  планирование  рассчитано на работу с  группой   обучающихся   4  класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих  сложную форму дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и аграмматической дисграфии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_4_klassa.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  планирование  логопедической работы

с   группой обучающихся   4  класса специальной

(коррекционной) школы VIII вида при сложной форме дисграфии 

(акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и аграмматической дисграфии)

Характеристика группы

Обучающиеся данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной отсталости и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического  компонента речевой системы

У всех обучающихся данной группы недостаточно сформированы фонематические процессы, что сказывается на успешности овладения письмом и чтением.  В письменных работах обучающихся присутствуют пропуски, перестановки букв, слитное написание предлогов и раздельное написание частей корня, которые напоминают предлог, встречаются смешения букв по кинетическому сходству,  замены букв по акустическому сходству. Недостаточная сформированность фонематических процессов у обучающейся К. О. мешает развитию у неё навыков анализа и синтеза звукового состава слова, препятствует успешному овладению грамотой

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

 Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, допускаются ошибки на смешение слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматический строй недостаточно сформирован: отсутствуют сложные синтаксические конструкции, в речи и на письме присутствуют аграмматизмы (Ж. А., С. Д., К.О.).

 III. Психологические особенности

У большинства обучающихся группы неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная способность к переключению, к запоминанию словесного материала, низкий уровень самоконтроля.

Основные направления коррекционной работы

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
  2. Расширение объёма зрительной памяти.
  3. Формирование и развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза.
  4. Обучение  дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
  5.  Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

 - уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развития умения пользоваться способами словообразования;

 -уточнение значения используемых синтаксических конструкций, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

6. Развитие навыков построения связного высказывания.

7. Развитие общей и мелкой ручной моторики, зрительного гнозиса, мнезиса, коррекция почерка.

8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания, навыков самоконтроля, способности к запоминанию, произвольности общения и поведения, способности к переключению. Формирование учебных умений,  развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение слушать и слышать учителя, понять и принять учебную задачу, уметь отвечать на вопросы по ходу учебной работы.

п/п

        Темы и содержание занятий

Кол-во час

Речевой и программный материал

Развитие неречевых процессов

   1

Логопедическое обследование учащихся. Выявление  нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп.

   2

Состояние звукопроизношения. речевой моторики, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексико – грамматичес-

кого строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.

Исследование неречевых процессов

Уточнение пространственно-временных представлений

Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз».  Игра «Электронная муха»

Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше-позже,

прошлый-будущий,

сначала-потом, реже-чаще…

Графическое воспроизведение направлений

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений

Понимание значения пространственных предлогов

Развитие внимания

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Упражнения, направленные на тренировку скорос-ти распределения внимания. Игры «Сделай, как на образце», «Хозяин и его тень».

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

 

Усиление концент-рации слухового внимания

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

Развитие линейной

 памяти (линейное распознание предметных карти-нок в сюжетной последовательности: дети-лес-ежик-дом 

 Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал

Развитие слуховой пространственной памяти

Отраженное повто-рение предложений с последовательным добавлением нового слова:

Белка грызет.

Белка грызет орех.

Белка грызет большой орех.

Развитие слуховой памяти. Стихи, потешки, загадки.

Развитие зрительной памяти.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга.  Игра «Что это?»

Нахождение букв в «Волшебном квадрате»   

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги

Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления

 

Формирование   приемов                самоконтроля

   

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие мыслительных процессов обоб-щения, умения выделять сущест-венные признаки предметов и классифицировать их

 Игры:     «Дополни до…», « Что это?».

Развитие логического мышления.

Формирование причинно-следственных связей

Задания: «Рассказ», «Последовательные картинки».

Развитие зрительно-моторной координации

Развитие понятийного мышления, скорости мышления.

Игра «Закончи

предложение»

Формирование приемов учебной деятельности

Формирование умения принять учебную задачу

   2

Речь и предложение. Речь устная и письменная. Выделение предложений из речи и текста

   1

Составление связного текста из простых распространённых предложений

   3

Интонационные границы предложения.

Границы предложения на письме.

   1

Заглавная буква в начале предложения точка в конце

   4

Дифференциация понятий «слово - предложение»

   1

 Устный анализ предложения по количеству слов.                     Схема предложения

   5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

   1

Правила написания предложения

Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов

   6  

Звуки и буквы. Дифференциация понятий.

   

   1

Алфавит

   7    

Звуки речи по способу образования: гласные и согласные. Дифференциация понятий «гласные – согласные»

   1

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

   8

Свойство гласных образовывать слог.

Дифференциация понятий «слово – слог»

   1

Сравнение слов по количеству слогов

   9

Слоговой состав слова. Дифференциация слогов и слов, близких по звуковому составу

  1

Деление слов на слоги.

Типы слогов                          

   10

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных». 

 

   1

Слова с прямыми закрытыми слогами и слогами со стечением согласных.

   11

 Слоговой  анализ и синтез слов различной слоговой структуры.  Порядок слогов в слове. Перенос слов.

   1

Деление слов на слоги. Правила переноса

   12

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Определение ударного гласного в слове

  2

Звукообразование. Слова-омографы (замок-замок, мука-мука…)

   13

Различение ударных и безударных гласных

   2

Схема слого-ритмической структуры слова  ( хХх  

ххХ )

   14

Дифференциация гласных О а  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах 

  4

Фонематическая дифферен-циация звуков [О] –[А]

   15

Дифференциация гласных звуков [О] – [У]

 в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах.

  3

Развитие фонематической дифференциации звуков

[О] – [У]

   16

Гласные  II ряда.  Образование  гласных II ряда. Узнавание и вычленение гласных II ряда на слух. Буквы  е, ю,  я, ё в начале слова и после гласных.

  2

Сказка о букве Й и её друзьях гласных I ряда

   17

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

  2

Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию. Сказка «Том и Тим».

   18

 Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

  5

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.

   19

Дифференциация ё – ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

  2

Развитие фонематической дифференциации звуков,           имеющих акустико-артикуляционное сходство

   20

Буква Ь. Употребление мягкого знака  для обозначения мягкости согласных

  1

Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь. Сказка «Про букву Ь».

   21

Буква Ь в конце и в середине слова

 

   2

Звукобуквенный анализ слов типа     «банка-банька»

   22        

Разделительный   Ь   перед  гласными 

е,  ё,  я,  ю,  и

   2

Сопоставление произношения и написания слов с разделительным  Ь                 

23

Дифференциация Ь-показателя мягкости согласных и разделительного Ь

     

   2

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.                  

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство

   24

Парные звонкие и глухие согласные.

 

15

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

   25

Дифференциация звуков[Б – П],[Б’ – П’]  в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах.

 

Парные звонкие и глухие

 согласные.                

   26

Дифференциация звуков [Д–Т] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Дифференциация согласных по глухости–звонкости.

   27

Дифференциация звуков [Д’–Т’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

 

Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях

   28

Дифференциация звуков [Г – К – Х],          [Г’ – К’ – Х’]  в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

 

Установление сходства и различия звуков.  Упражнение в постановке вопросов.

   29

Дифференциация звуков [З – С], [З’ – С’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Установление сходства и различия звуков в слогах, словах, фразах

   30

Дифференциация звуков [Ж–Ш] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Правописание «жи-ши».   Пересказ текста по опорным глаголам.  

   31

Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах. Выделение звука в разных позициях. Характеристика звука.

 

Выделение звука в разных позициях

   32

Дифференциация звуков [С–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Составление предложений по опорным словам.

   33

Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах. Выделение звука в разных позициях. Характеристика звука.

 

Упражнение в постановке вопросов. Употребление уменьшительно-ласкательных  суффиксов.

   34

Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Выделение звуков [Ч]– [Ц]  в разных позициях.

   35

Дифференциация звуков [Ч–Т’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Выделение звуков [Ч]– [Т’]  в разных позициях

   36

Звук и буква Щ в слогах, словах, предложениях, текстах. Выделение звука в разных позициях. Характеристика звука.

 

 

Суффиксы –щик, -щиц в названиях профессий.

   37

Дифференциация звуков [Ч – Щ] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 

Правописание  «чу-щу»,

«ча-ща».

   38

Дифференциация звуков [Ч – Щ - Т’ – Ц ] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

 

Выделение звуков в разных позициях

Дифференциация оптически  сходных букв

   39

Развитие зрительной дифференциации на материале  строчных букв  и – у.

 2

Преодоление оптико-кинестетических  парафазий

   40

Дифференциация букв б–д в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

 2

Совершенствование графических умений и навыков

   41

Дифференциация букв п–т в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

  2

Работа над правилами соединения букв.

   42

Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

  2

Развитие зрительно-моторных функций.Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости

Формирование лексико-грамматического строя речи

43

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

   1

Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова-«близнецы»)

44

«Слова-приятели»

   1

 

Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

45

«Слова-неприятели»

   1

Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

                                           Развитие навыков словоизменения

46

Слова, обозначающие предметы

   1

Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.            Вос-

становление предложений с пропущенными существи-тельными.

47

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

   1

Знакомство с существитель-ными единственного и множественного числа,

48

Практическое употребление                             существительных разного рода. Знакомство с понятием рода

   1

 

Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы

49

Употребление существительных в различных формах, их зависимость от других слов в предложении.

   1

 

Выделение из текста названий предметов с помощью различных вопрос (кого?, чего?, кому?, чему? и т.д.)

50

 Слова, обозначающие действие предмета

   1

Образование приставочных глаголов

51

Выделение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что делает? что делают?

   1

Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

52

Изменение формы слова в зависимости от вопроса:что делает? что делал? что будет делать?

   1

Чтение текстов с глаголами единственного и множествен-ного числа разного времени и родов. Постановка вопросов к ним.

53

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы, с помощью вопросов

   1

Пересказ текста по опорным глаголам

54

Слова, обозначающие признаки предмета: цвет, форму, величину, вкус, материал, черты характера. Постановка вопросов к ним

   1

Знакомство с прилагатель-ными единственного и множественного числа, разных родов и падежей

55

Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы

   1

Подбор слов-признаков с помощью вопросов какой?, какая?, какое?, какие?

56

Сравнение предметов и узнавание их по признакам. Соотнесение признаков со словами, обозначающими предметы

   1

Относительные прилагатель-ные. Игра «Подбери признаки».

57

Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы

   1

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

   58

Употребление слов, обозначающих признаки предметов, в предложении и в тексте

   1

Чтение предложений, насыщенных прилагатель-ными в сочетании с существительными. Постановка вопросов к ним

Работа над предложением и связной речь

59

Предложение. Языковой анализ предложений

   1

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам

60

Восстановление деформированных предложений

   1

Установление порядка слов и грамматических связей в предложении

61

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

   1

Распространенные и нерас-пространенные предложения

62

Установление связи слов в предложении по вопросам.

   1

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

63

Употребление формы винительного падежа в предложении (кого?  что?)

   1

Упражнение в постановке вопросов.

64

Употребление формы родительного падежа в предложении (кого?  чего? нет у кого?)

   1

Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.

65

Употребление формы дательного падежа в предложении (кому?  чему?)

   1

Упражнение в постановке вопросов.

66

Употребление формы творительного падежа в предложении (кем?  чем?)

   1

Установление грамматических связей  между словами в предложении

67

Употребление формы предложного падежа в предложении ( где? с предлогами в  и  на,     о ком?  о чем?)

   1

 Составление предложений по опорным словам.

68

Практическое овладение составлением простого распространенного предложения

   1

Заглавная буква в начале предложения, точка в конце.

69

Предлог – самостоятельное слово в предложении. Уточнение конкретно – пространственного значения предлогов (к, от, на, о, об, из, с, в, до, без, под, над, около,перед)

   

   6

Составление предложно-падежных конструкций. Игра «Наоборот»  (назвать противоположный предлог)

70

Работа над деформированными текстами. Тексты с нарушением структуры слов.

   1

Игра «Что скрывается под кляксой?»

71

Тексты с заменой гласных или  букв, обозначающих артикуляционно  сходные согласные

   1

Дифференциация согласных по глухости–звонкости. Преодоление оптико-кинестетических парафазий

72

Тексты с нарушением структуры предложения

   1

Правила написания предложения

73

Итоги коррекционной работы за год           Проведение итоговой проверочной работы. Оценка результативности коррекционной работы с учащимися.

   1

Количественный и качествен-ный анализ ошибок.  Речевые игры