Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37
статья по теме

Стародубцева Надежда Петровна

Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реальной возможностью получения трудовой подготовки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Профессиональная ориентация в коррекционной школе» - Стародубцева Надежда Петровна, социальный педагог: http://starodubcevanp.jimdo.com

Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37

        Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Трудовое обучение данного контингента учащихся определяется на основе выбора профиля труда, включающего в себя их подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

        Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реальной возможностью получения трудовой подготовки.

        Особенностью современного рынка труда является то, что он повлек за собой не только конкуренцию работников, но и специальностей. Ограниченное число специальностей начальной профессиональной подготовки для учащихся коррекционных школ  VIII вида создают определенные сложности выпускникам. Поэтому становлению личности ученика в процессе профподготовки и профориентации в школе-интернате отводится особая роль.

        Профориентационная работа включает в себя систему психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому ученику выбрать себе специальность с учетом потребности общества в соответствии со своими возможностями, трудовыми умениями и навыками.

        Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

        Главным направлением профориентационной работы в специальной  (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Задачами профориентационной  работы с учащимися  являются:

  • воспитание мотивированного жизненно заинтересованного отношения к труду, понимания значения трудовой деятельности в жизни человека;
  • формирование таких качеств личности как умение работать в коллективе, чувство самостоятельности, ответственности, самоутверждения;
  • профессиональная подготовка к производительному труду посредством трудового обучения;
  • формирование интеллектуальных умений в труде;
  • выработка системы сотрудничества с учреждениями профобразования, а также предприятиями города.

Примерные профориентационные  мероприятия:

  • организация экскурсий в профессиональные учебные заведения, на предприятия города;
  •  организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, художественных кружков;
  • организация встреч с представителями предприятий, выпускниками НПО;
  • участие в Олимпиадах по технологии, мастер-классах, конкурсах по профессии, выставках;
  • оформление мастерских уголками по профориентации («В мире профессий», «Куда пойти учиться» и т.п.);
  • проведение Недели труда;
  • общественно полезный труд

Основные виды труда, изучаемые в специальном

(коррекционном) образовательном учреждении № 37  

  • Швейное дело (две мастерских)
  • Обувное дело
  • Картонажно-переплётное дело
  • Столярное дело

Профориентация школьников проводится в три этапа:

        

  1. Диагностика интересов и способностей.

Этот этап включает в себя диагностику интересов и способностей ребенка. В результате определяется сфера оптимального потенциала подростка.

На основании полученных результатов формируется перечень профессий, в которых школьник может быть потенциально успешен.

  1. Экскурс в профессии.

        На этом этапе происходит ознакомление ребенка с профессиями из его индивидуального списка (который сформировался в результате его диагностики).

По каждой профессии школьник получает информацию о:

  • содержании профессии;
  • возможностях профессионального и карьерного развития в рамках одной профессии;
  • задачах и ответственности специалистов разного уровня;
  • уровни заработной платы;
  • возможности открыть собственный бизнес;
  •  плюсах и минусах профессии;
  • перспективах профессии.

Кроме того, школьникам предлагается посещение экскурсий на предприятия рассматриваемых сфер.

  1. Консультация с родителями.

Консультация включает в себя подробный анализ результатов диагностики и рекомендации по освоению выбранной деятельности.

         С целью дальнейшего ориентирования учащихся 10-11 классов на получение профессии и более успешной социализации в общество, в 2005 году администрацией образовательного учреждения было принято решение организовать для этих учащихся классы углубленной трудовой подготовки на базе межшкольного учебного комбината района, а затем, (после закрытия МУКа), с профессиональными лицеями начальной трудовой подготовки:

  • в 2011/2012 учебном году -Профессиональный лицей Петербургской моды (девочки по профессии швея); Реставрационно-художественный лицей «Купчино» (мальчики по профессии столяр);
  •  в 2012/2013 учебном году - Профессиональный лицей Петербургской моды (девочки - по профессии швея); Профессиональный лицей «Краснодеревец» (площадка № 3) (мальчики - по профессии столяр).
  •  В настоящее время - Профессиональный лицей Петербургской моды

В ходе анализа сотрудничества с межшкольным учебным комбинатом (на протяжении 6 лет), лицеями (на протяжении 3лет) мы видим, что:

  • увеличилось количество выпускников, поступающих в профессиональные училища по окончании обучения в школе;
  • сократились сроки адаптации и повысился уровень успеваемости выпускников школы при обучении в учреждениях начального профессионального образования;
  • увеличилось количество выпускников школы, успешно завершивших обучение в лицеях;
  • увеличилось количество выпускников, способных самостоятельно трудоустроиться после обучения в лицеях, умеющих ориентироваться на рынке труда

Наши выпускники школы обучаются в:

  • ГБОУ НПО Профессиональный лицей Петербургской моды по профессии швея, портной;
  • Профессиональном реабилитационном лицее по профессии портной, обувщик по ремонту обуви, цветовод, мастер по лозоплетению, переплетчик, вышивальщица, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства;
  • ГБОУ  НПО лицей «Краснодеревец» по профессии столяр.
  • ГБОУ НПО Профессиональное училище № 116
  • ГБОУ НПО Профессиональное училище № 35

 


        Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

        Для педагогов нашей школы очень важно дать понять учащимся, что мир вокруг них такой же, как у всех, а не какой-то особенный, с ограниченными возможностями. И, если сегодня у них появилась возможность узнать что-то новое, то завтра, они уже будут другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы  VII  вида" рассказывается о  создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

      Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образов...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...