Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья по теме
Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_garaevoy_ig_-_prof_samoopredelenie.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель трудового обучения первой категории МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Арзамаса»
Миссия специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы выступает профориентационная работа, которая пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время.
Центр занятости населения | Медицинские и дошкольные учреждения | Строительные объекты | Предприятия службы быта |
Партнерские организации города | |||
Производственные предприятия | Учреждения дополнительного образования | Торговые предприятия | Профессиональное училище № 68 |
На городском рынке труда для детей с ограниченными возможностями наиболее доступными являются рабочие и строительные специальности, профессии сферы обслуживания, поэтому профессионально-трудовая подготовка обучающихся в школе строится с учетом способностей ребенка и в соответствии с потребностями общества. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а также умение включаться в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Такую возможность предоставляет взаимодействие с партнерскими организациями города, представленными выше.
Разнообразие экскурсий в торговые предприятия, на строительные объекты, на предприятия службы быта, учреждения дополнительного образования, дошкольные и медицинские учреждения позволяет формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий.
Своевременную и необходимую помощь для профессионального самоопределения учащихся 9-10 классов предоставляет Центр занятости населения.
Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, предоставляют информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов, приглашают принять участие в мероприятии "Ярмарка вакансий", но и проводят анкетирование, составляют банк данных на каждого учащегося. По итогам экскурсии учителя технологии закрепляют знания учеников об определённых профессиях, их социальной значимости, условиях труда, дают квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Классные руководители проводят практикум "Хочу! Могу! Надо!", а на уроках развития речи учащиеся пишут сочинения «Моя будущая профессия». Педагог- психолог тестирует детей, выявляя уровень сформированности представлений старшеклассников о возможностях трудоустройства. Результаты тестов обсуждаются на родительском собрании и помогают классным руководителям наметить план работы по профессиональному самоопределению учащихся. Совместные усилия помогают сгладить противоречия между уровнем притязаний, психофизическими возможностями учащихся и потребностями рынка труда.
Особое место в системе партнерских связей занимает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом Профессионального училища № 68, где обучается большинство выпускников школы. Педагоги посещают практические занятия, беседуют с мастерами производственного обучения, социальным педагогом с целью выяснения уровня адаптации, а учащиеся старших классов знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учебы, труда, отдыха. В свою очередь педагоги ПУ-68 так же являются частыми гостями школы: посещают школьные родительские собрания, круглые столы, методические встречи, мастер - классы.
При проведении ежегодного совместного методического объединения по теме «Особенности и возможности выпускников для продолжения обучения в ПУ-68» учителя технологии и специалисты школы представляют характеристику личностных качеств, социальный статус будущего учащегося лицея, дают рекомендации по организации индивидуального сопровождения.
Урочная деятельность
| Внеурочная деятельность
| |
Организация профориентационной работы в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида | ||
Партнерские организации
| Взаимодействие со специалистами школы
|
Система работы по профориентации создана на основе многолетнего опыта учителей технологии и специалистов школы. Сама система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда и представлена на схеме
Профессионально-трудовое обучение в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида осуществляется по следующим профилям, представленным на схеме (см. Приложение 1).
В 10 классе, с углубленной трудовой подготовкой, осуществляется многопрофильное обучение, позволяющее детям с трудностями социализации овладеть несколькими смежными специальностями.
Имеющееся в школе материальное, кадровое и методическое обеспечение создает оптимальные условия для организации и осуществления дифференцированного профессионально-трудового обучения детей с разным уровнем психофизических возможностей.
Включение в учебный план коррекционной школы уроков профессионально-трудового обучения, практического повторения, предметно-практической деятельности, общественно-полезного и ручного труда позволяет ребятам научиться выдерживать нагрузки, не отделимые от любого трудового процесса и доводить начатое дело до конца. Традиционные формы обучения дополняются проведением нестандартных уроков. В процессе проведения таких занятий расширяются рамки учебной программы, решается проблема дифференцированного подхода, повышается интерес детей к предмету.
Наиболее эффективная форма работы, способствующая обоснованному выбору профессии – профессиональные пробы.
Система профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности включает комплекс практических занятий, моделирующих основные характеристики профессии или специальности, условий и орудий труда, ситуаций для проявления профессиональных качеств, что позволяет участникам в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы оценить собственные возможности и уровень освоения профессии.
Наиболее значимой для детей формой проявления профессиональных проб является производственная практика, проходящая как на базе школы (для мальчиков), так и в медицинских и дошкольных учреждениях (для девочек). Учащиеся пробуют свои силы в дополнительных специальностях: штукатур-маляр, рабочий по обслуживанию зданий, дворник, швея, младшая палатная медицинская сестра, помощник воспитателя, кухонный рабочий, уборщица.
Кроме того, выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, обеспечивает возможность познать природу их профессиональных интересов, направлять эти интересы в соответствии с возможностями. В процессе совместной работы у школьников формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, он и учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой дисциплине.
Одна из лучших школьных традиций - работа в трудовых бригадах во время летней трудовой практики. Новые формы организации труда, опыт производственных отношений и организаторско - хозяйственной деятельности, поднимают самооценку учащихся на более высокий уровень и является важным фактором формирования профессионального самоопределения.
После окончания школы молодой человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными, уметь самостоятельно искать работу, трудоустраиваться, демонстрируя при этом уровень своей профессиональной культуры. Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения различных профессий на базе школы, позволяют выпускникам активнее социализироваться в обществе и овладевать более сложными специальностями: водителя, торгового представителе, продавца, помощника воспитателя, секретаря, кондуктора, парикмахера и т.д., а это значит, что работа по профориентации ведется комплексно, целенаправленно и дает свои положительные результаты.
Литература
1. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - № 10. - с. 228-229.
- Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе. - Москва: Просвещение, 2007.
- Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005 г.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006.
- Дефектология. - №3. – 2004.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...
Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реально...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...
Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образов...
Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".
В нашей Уруссинской школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития. Для обучающихся данного учреждения характерно низкий уров...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...