Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья по теме

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_garaevoy_ig_-_prof_samoopredelenie.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель трудового обучения первой категории МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Арзамаса»

Миссия специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы  выступает профориентационная работа, которая пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется как в урочное, так и во внеурочное  время.

Центр занятости населения

Медицинские и дошкольные учреждения

Строительные объекты

Предприятия службы

быта

Партнерские организации города

Производственные предприятия

Учреждения дополнительного образования

Торговые предприятия

Профессиональное училище № 68

На городском рынке труда для детей с ограниченными возможностями наиболее  доступными являются рабочие и  строительные специальности, профессии сферы обслуживания, поэтому профессионально-трудовая подготовка обучающихся в школе строится с учетом способностей ребенка и в соответствии с потребностями общества. Важным фактором профессионального самоопределения является формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а также умение включаться в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Такую возможность предоставляет взаимодействие с партнерскими организациями города, представленными выше.

Разнообразие экскурсий  в торговые предприятия, на строительные объекты, на предприятия службы быта, учреждения дополнительного образования, дошкольные и медицинские учреждения позволяет формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий.

Своевременную и необходимую помощь для профессионального самоопределения учащихся 9-10 классов предоставляет Центр занятости населения.

Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, предоставляют информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов, приглашают принять участие в мероприятии "Ярмарка вакансий", но и проводят анкетирование, составляют банк данных на каждого учащегося. По итогам экскурсии учителя технологии  закрепляют знания учеников об определённых профессиях, их социальной значимости, условиях труда,  дают квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Классные руководители проводят практикум  "Хочу! Могу! Надо!", а на уроках развития речи учащиеся пишут сочинения «Моя будущая профессия». Педагог- психолог тестирует детей, выявляя уровень сформированности представлений старшеклассников о возможностях трудоустройства. Результаты тестов обсуждаются на родительском собрании и помогают классным руководителям наметить план работы по профессиональному самоопределению учащихся. Совместные усилия  помогают сгладить противоречия между уровнем притязаний, психофизическими возможностями учащихся и потребностями рынка труда.

Особое место в системе партнерских связей занимает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом  Профессионального училища № 68, где обучается большинство выпускников  школы. Педагоги посещают практические занятия, беседуют с мастерами производственного обучения, социальным педагогом с целью выяснения уровня адаптации, а учащиеся старших классов знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учебы, труда, отдыха.  В свою очередь  педагоги ПУ-68  так же являются частыми гостями школы:  посещают школьные родительские собрания, круглые столы, методические встречи, мастер - классы.

При проведении ежегодного совместного методического объединения по  теме «Особенности и возможности выпускников для продолжения обучения в ПУ-68» учителя технологии и специалисты школы представляют характеристику личностных качеств, социальный статус будущего учащегося лицея, дают рекомендации по организации индивидуального сопровождения.

Урочная деятельность

  • нетрадиционные формы проведения уроков;
  • недели технологии;
  • дифференцированное обучение;
  • смежные профессии;
  • 10 класс с углубленной трудовой подготовкой

Внеурочная деятельность

  • профессиональные пробы;
  • летняя трудовая практика;
  • кружки;
  • КТД;
  • мастер – классы;
  • выставки.

Организация профориентационной работы в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида

Партнерские организации

  • производственные предприятия;
  • медицинские и дошкольные учреждения;
  • предприятия и службы быта, торговли;
  • строительные объекты;
  • ПЛ – 68, ЦЗН

Взаимодействие со специалистами школы

  • администрация;
  • учителя технологии;
  • классные руководители          
  • социальный педагог;              
  • педагог - психолог;
  • родители;

Система работы по профориентации создана  на основе многолетнего опыта  учителей технологии и специалистов школы. Сама система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда и представлена на схеме

Профессионально-трудовое обучение в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида осуществляется по следующим профилям, представленным на схеме (см. Приложение 1).

В 10 классе, с углубленной трудовой подготовкой, осуществляется многопрофильное обучение, позволяющее детям с трудностями социализации овладеть несколькими смежными специальностями.

Имеющееся в школе материальное, кадровое и методическое обеспечение создает оптимальные условия для организации и осуществления дифференцированного профессионально-трудового обучения детей с разным уровнем психофизических возможностей.

Включение в учебный план коррекционной школы уроков профессионально-трудового обучения, практического повторения, предметно-практической деятельности, общественно-полезного и ручного труда позволяет ребятам научиться выдерживать нагрузки, не отделимые от любого трудового процесса и  доводить начатое дело до конца. Традиционные формы обучения дополняются проведением нестандартных уроков. В процессе проведения таких занятий расширяются рамки учебной программы, решается проблема дифференцированного подхода, повышается интерес детей к предмету.

Наиболее эффективная форма работы, способствующая обоснованному выбору профессии – профессиональные пробы.

Система профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности включает комплекс практических занятий, моделирующих основные характеристики профессии или специальности, условий и орудий труда, ситуаций  для проявления профессиональных качеств, что позволяет участникам в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы оценить собственные возможности и уровень освоения профессии.

Наиболее значимой  для детей формой проявления профессиональных проб является производственная практика, проходящая как  на базе школы (для мальчиков),  так и в медицинских и дошкольных учреждениях (для девочек).   Учащиеся пробуют свои силы в дополнительных специальностях: штукатур-маляр, рабочий по обслуживанию зданий, дворник, швея, младшая палатная медицинская сестра, помощник воспитателя, кухонный рабочий, уборщица.

Кроме того, выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, обеспечивает возможность познать природу их профессиональных интересов, направлять эти интересы в соответствии с возможностями. В процессе  совместной работы у школьников формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, он и учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой  дисциплине.

Одна из лучших школьных традиций - работа в трудовых бригадах во время  летней трудовой практики. Новые формы организации труда, опыт производственных отношений и организаторско - хозяйственной деятельности, поднимают самооценку учащихся на более высокий уровень и является  важным  фактором формирования профессионального самоопределения.

После окончания школы молодой человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными, уметь самостоятельно искать работу, трудоустраиваться, демонстрируя при этом  уровень своей профессиональной культуры. Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения различных профессий на базе школы, позволяют  выпускникам активнее социализироваться в обществе и овладевать  более сложными  специальностями: водителя, торгового представителе, продавца, помощника воспитателя, секретаря,  кондуктора, парикмахера и т.д., а это значит, что работа по профориентации ведется комплексно, целенаправленно и дает свои  положительные результаты.

Литература

1.        Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - № 10. - с. 228-229.

  1. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе. - Москва: Просвещение, 2007.
  2. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005 г.
  3. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006.
  4. Дефектология. - №3. – 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37

Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реально...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...

Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

      Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образов...

Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".

В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уров...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...