Доклад"Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в коррекционных школах VIII вида".
материал (7 класс) на тему

Фаткуллина Зиля Алямовна

В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и  потребностях профессионального рынка труда.  Ведь профессиональное самоопределение для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью– это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад. 27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Фаткуллина  Зиля  Алямовна,

классный руководитель 7 класса

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат VIII вида”.

П.г.т. Уруссу

E-mail:   4321000015@tatar.mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения обучающихся в  коррекционных школах VIII вида.

   В нашей Уруссинской   школе-интернате в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.   Для обучающихся  данного учреждения характерно  низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и  потребностях профессионального рынка труда.  Ведь профессиональное самоопределение для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью– это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы-интерната VIII вида достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми мы– классные руководители, воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии. Но одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии  для  воспитанников коррекционных школ VIII вида  – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных учреждениях, где можно получить дальнейшее необходимое образование.

       Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и  интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов  профориентационной работы. В нашем образовательном учреждении без  ИКТ  не обходится ни одно внеклассное мероприятие. Но наиболее активное использование ИКТ, конечно же, в профильных классах. Для этого есть и хорошее материальное обеспечение:  компьютерный класс,  10 рабочих мест для обучающихся,  3 интерактивной доски, 2 мультимедийной аппаратуры,  доступ к Интернет-ресурсам. Действуют две целевые программы, направленные на использование ИКТ: «Информатизация образовательного процесса» и «Модернизация школьной библиотеки в ИРЦ».Обозначу несколько основных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций, в которых ИКТ играют важную роль. Это - организация профориентационной работы, организация профильной ориентации обучающихся, курсы по выбору, ведение электронного портфолио, организация информационной работы, организация внеклассных мероприятий.

Профориентационная работа.

  1. Все учащиеся классов ранней профилизации, предпрофильной и профильной подготовки, начиная с 7-8 классов, проходят компьютерную диагностику профессиональной направленности личности школьника. Понятно, что без применения ИКТ этот процесс затянулся бы на длительный срок.
  2.  В названных классах стали традиционными встречи с представителями начального профессионального образовательного учреждения и мини-конференции «Моя будущая профессия». Обычно эти мероприятия проводятся  с использованием   мультимедийной  презентации. В процессе подготовки и защиты своих проектов по профессиограмме своей будущей профессии  обучающиеся вместе с классным руководителем и учителем трудового обучения активно формируют информационные, социальные компетенции и компетенцию саморазвития. (Слайдовая презентация).
  3. На профориентационных занятиях  в образовательном процессе мы используем  готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как:
  • тест  Голланда (методика профессионального самоопределения);
  • карта интересов (профориентация);
  • тест Бойко (тест коммуникативной толерантности);
  • тест профессионального предпочтения;

Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все воспитанники, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах а иногда и не заинтересован. А когда  подросток видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, также ему интересно, потому что – это то новое,  что интересует современную молодёжь.

Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно и с интересом.

Ещё педагога и обучающегося  привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.

Используя Интернет можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.

Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию о начальных образовательных учреждениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах начальных профессональных образовательных   учреждений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о содержании образования, что особенно важно для выпускников коррекционных школ VIII вида.

В результате можно выделить следующие группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и обучающимися и их родителями для самостоятельного сбора информации:

а) Сайты, посвящённые вопросам профориентации.

б) Образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для обучающихся и их родителей по вопросам поступления в различные начальные профессиональные  образовательные учреждения.

в) Собственные сайты начальных профессиональных образовательных учреждений, на которых представлена вся информация для  абитуриентов относительно данного учреждения.

Итак, чем может быть полезен интернет  для наших обучающихся, занимающихся выбором будущей профессии?
Во – первых, в сети   Интернет  существует ряд сайтов, где каждый желающий может познакомиться с секретами выбора профессии.
Есть сайты, зайдя на которые можно найти ответы на самые насущные вопросы: с чего начать выбор профессии, какие факторы влияют на выбор профессии, какова технология этого выбора, какие ошибки можно при этом допустить. Ниже представлена информация о наиболее посещаемых и интересных ресурсах сети, которые мы  активно используем для организации профориентационной работы в  нашей  школе.

1.Сайты, посвящённые вопросам профориентации.

 Сайт «Edunews.ru» Все для поступающих» Как выбрать профессию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edunews.ru/task/prof.htm,
Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/,  «Профориентация: кем стать?» - www.ht.ru/prof - сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «Днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этих сайтах содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.

«Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учёба.ру». Здесь представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию, содержащий информацию о лучших ВУЗах, школах, лицеях, детских садах г. Москвы и других городов России, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.

«Краткий словарь новых профессий» - www.vde.infobus.ru/dictionary.html - на сайте Управления федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области. Это словарь профессий, составленный по материалам периодической печати с учётом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. Словарь содержит более 70 специальностей.

 Сайт «Психологические страницы и тесты» Профориентационный тест Джона Голланда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.agava.ru/test25t.shtml,  сайт «Работа.su» Профориентационный тест Е.А. Климова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rabota.su/training/quiz/testddo.php ,  где  обучающиеся могут  пройти on-line  профориентационное тестирование. 

2.  Образовательные порталы.

 «Открытый колледж. Мир знаний» - www.college.ru – образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru.

         «Allbest.ru» - www.allbest.ru – поисковая система, online-библиотеки, рефераты, образовательные тесты. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационный проектов.

3 .Собственные сайты начальных профессиональных образовательных учреждений.

На сегодняшний день абсолютное большинство начальных профессиональных образовательных  учреждений и множество школ имеют свои собственные странички в Интернет, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте начальных профессиональных образовательных учреждений или школы можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, экзаменах, направленности классов в школах, наличии курсов и специальности  в этом образовательном учреждении, учебных планах и др.

Такими мы видим сейчас базовые ресурсные возможности сети Интернет по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В будущем, бесспорно, появятся новые технологии и идеи, однако,  уже сейчас есть новые интересные ссылки по профориентации  и методические материалы по данной тематике, которые мы  всегда мы можем использовать для профессионального самоопределения в коррекционных школах VIII вида.

Список литературы

1.  Резапкина Г.В.  Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков, 2000.

2. Дряхлова, Г.П. Активизация учебной деятельности школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, 2004.

3.    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники, 2005.

4.   Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Профориентация, 2005.

5.  Грицык, В.А. Об активной роли информационных технологий в учебном процессе, 2006.

6.    Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Мир профессий и рынок труда, 2006.

  • Межстрочный интервал – 1,5; отступ – 0,8 см.
  • Поля текста – 25 мм с левой стороны, правое, верхнее, нижнее – 20 мм