Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и культуры родного края с целью повышения познавательной деятельности обучающихся"
материал на тему

Сидоркин Николай Аркадьевич

Использование ИКТ на уроках истории и культуры родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_ikt_na_urokah.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Подготовил учитель ИКРК

                                                            Сидоркин Н.А.

с. Косолапово

2014 год

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и культуры родного края с целью повышения познавательных способностей обучающихся»

План:

I.Введение.

II.Основная часть.

1.Информационно-коммуникационных технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Информационно-коммуникационных технологии на уроках истории и культуры родного края.

III.Заключение.

I.Введение.

         Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучающегося в современной системе  образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

         Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

         Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

II.Основная часть.

1. Информационно-коммуникационные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

       Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

       Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

       Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

       Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

       В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

       

        А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

        Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

        Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста.

        Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

        Отбор коррекционных задач учитель осуществляет исходя из следующих принципов:

- отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

        Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:

- выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;

- формирование коммуникативной деятельности;

- формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.

        Немаловажной задачей учителя коррекционных классов является социализация обучающихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

2.Информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и культуры родного края.

          На уроках истории и культуры родного края я применяю информационно-коммуникационные технологии, в первую очередь, для того, чтобы повысить познавательную деятельность обучающихся.

         При подготовке к урокам составляю мини-презентации к той или иной теме, в которой наряду с фотографиями, иллюстрациями, видеофрагментами  отражается вкратце и весь теоретический материал к уроку. Обязательно входит в презентацию словарная работа, без которой не обходится ни один урок. Каждая презентация сопровождается программированными заданиями для обучающихся. Это и «Цифровые диктанты», тестовые задания, задания на соответствие, кроссворды, сканворды, криптограммы. Смена разных видов деятельности на уроке привлекает внимание детей к предмету и сохраняет устойчивый интерес, повышает качество успеваемости, создает атмосферу успешности, а значит, получение чувства удовлетворенности.

          Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

- сделать урок современным, то есть наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;

- приблизить урок к мировосприятию ребенка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся.

         Ни для кого не секрет, что в настоящее время у обучающихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много.

         Поэтому учитель и ставлю перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир, обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью ИКТ.

         Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор детей, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

- обычная иллюстрация;

- использование анимации в слайдах;

- использование мультимедиа.

          ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, так как смена разных видов деятельности привлекает внимание детей к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создает атмосферу успешности.

          На этапе изучения нового материала ИКТ помогает эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объем материала, использовать влияние на все виды памяти.

          На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий дает возможность более объективно оценить знания ребенка не только учителем, но и им самим.

          Хочу отметить, что у учащихся вырабатывается умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

          Какие темы стоит поддерживать с помощью ИКТ?

          Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы.

          Какие типы уроков целесообразно делать компьютерными?

          Практика показывает, что это могут быть уроки лекции, объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовка к зачету, зачет, урок коррекции и т.д.

          Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок?

          Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нем суматоху, хаотичность, потерю времени и концентрации внимания у учащихся, а для этого надо помнить психологические требования к уроку.

          Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя.

          Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.

III.Заключение.

           Завершая работу над докладом, можно прийти к выводу, что использование ИКТ на уроках ИКРК повышает, в первую очередь, познавательную активность и способности обучающихся.

           Практика показывает, что дети с большим успехом, чем взрослые, осваивают компьютер и технологии.

           Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых.

           Усиление социальной, гуманистической направленности процессов информатизации в школе, расширение и конкретизация духовного, социального, культурного контекста применения ИКТ, формирование информационной культуры призваны преодолеть существующий «технократизм» образования, сделать его более гуманным.

 

Список литературы:

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

2.Основные индикаторы использования ИКТ в среднем образовании стран СНГ и Балтии. ИИТО, Москва, 2002.

3.Гарипова Ф.Н. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

4.Вывденко В.В. Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"

Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...

Использование современных образовательных технологий и ИКТ при изучении истории и культуры родного края

Актуальной проблемой новой школы является обучение обучающихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики.Необходимость создания условий для эффективн...

Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся

В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...