Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья по теме

 

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в полноценную жизнь, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в полноценную жизнь, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

В нашей школе-интернате растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении со стороны медицинского персонала, психологов, дефектологов, логопедов. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения этих детей.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип, содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинга Й.). Она должно строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у детей такого целостного опыта, который пригодится им в будущей практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, придумывают конкурсы, пробуют себя в различных ролях. Развиваются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе с детьми с отклонениями психического развития, позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность воспитанников. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результата.

На мой взгляд, главная задача воспитателя – это обеспечение собственной деятельности воспитанников. Для этого воспитатель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность занятий в школе-интернате VIII вида обеспечивается системой и методами изучения методического материала, учитывающие индивидуальные особенности развития учащихся. Воспитательный процесс выстраивается от ученика. Необходимо организовывать совместную деятельность воспитателя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в школе-интернате необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала.

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития проявляются в виде несформированности важнейших мыслительных операций. С этой целью рационально использовать дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать,

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим занятиям. Ученики более сближаются с воспитателем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих занятиях более раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках и занятиях в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении  игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.

Применение игровых технологий дают хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Использование игровых приемов в процессе воспитания способствует: формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении, повышению самостоятельности, развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Я считаю, использование игр на занятиях и в свободное время в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать.

Для воспитателя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки. Учащиеся с отклонениями психического развития приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «…хорошая игра похожа на хорошую работу. Каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Рабочая тетрадь по развитию устной речи предназначена для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления знаний, полученных на уроках....

Система учёта индивидуального развития учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном докладе представлен материал по учету продвижения и коррекции проблем учащихся....