Методическая разработка «Работа над ансамблем в классе фортепиано»
методическая разработка
Настоящая разработка «Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано» посвящена изучению уникальных аспектов ансамблевой игры и организации занятий с фортепианным ансамблем.
Цель работы – проанализировать значимость фортепианного ансамбля в становлении молодого пианиста, а также изучить характерные черты и методы работы над произведениями для фортепианного ансамбля.
В предлагаемом материале содержатся систематизированные методические советы для преподавателей, стремящихся к повышению эффективности образовательного процесса.
Эта разработка может быть полезна как для начинающих преподавателей, не имеющих опыта работы с фортепианными ансамблями, так и для опытных педагогов-практиков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7» г. Курска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Работа над ансамблем в классе фортепиано»
Составитель: М.В. Реутова
преподаватель по классу фортепиано
2025 г.
Аннотация
Настоящая разработка «Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано» посвящена изучению уникальных аспектов ансамблевой игры и организации занятий с фортепианным ансамблем.
Цель работы – проанализировать значимость фортепианного ансамбля в становлении молодого пианиста, а также изучить характерные черты и методы работы над произведениями для фортепианного ансамбля.
В предлагаемом материале содержатся систематизированные методические советы для преподавателей, стремящихся к повышению эффективности образовательного процесса.
Эта разработка может быть полезна как для начинающих преподавателей, не имеющих опыта работы с фортепианными ансамблями, так и для опытных педагогов-практиков.
Данная разработка подготовлена преподавателем по классу фортепиано первой квалификационной категории Реутовой М.В.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть. Работа над ансамблем в классе фортепиано
2.1. Цель и задачи
2.2. Методы обучения
2.3. Педагогические технологии
2.4. Ожидаемые результаты
2.5. Основные направления в работе над ансамблем в классе фортепиано
3. Методические рекомендации
4. Заключение
5. Список литературы
1. Введение.
Развитие обучающихся всегда было приоритетной задачей педагогики, и эта идея стала фундаментальной в музыкальном образовании.
Цель обучения музыке – воспитание не просто исполнителей, а образованных ценителей, обладающих широким музыкальным кругозором, развитым творческим потенциалом и тонким музыкально-художественным вкусом.
Индивидуальные занятия дополнительно направлены на оттачивание исполнительских навыков и технического мастерства.
Достижению этой комплексной цели в значительной степени способствует ансамблевое музицирование на фортепиано.
Ансамблевое исполнение – это мощный инструмент развития музыкальных способностей, но его эффективность напрямую зависит от грамотного подхода.
Этот подход должен основываться на принципах развивающего обучения, включать в себя тщательно разработанную методику, стимулирующую развитие музыкальных способностей, и предусматривать тщательный подбор репертуара, способного увлечь юных музыкантов и поддерживать их интерес к занятиям.
Выбор произведений для ансамбля должен быть взвешенным и учитывать возрастные особенности, уровень подготовки участников и их индивидуальные предпочтения.
Нельзя забывать и о важности постепенного наращивания сложности, позволяющего избежать перегрузок и поддерживать мотивацию.
Фортепианный ансамбль – это не просто элемент музыкального образования, а неотъемлемая, исторически сложившаяся его часть, имеющая свои традиции, особенности и, конечно же, свои сложности.
Он представляет собой яркий пример межпредметной интеграции, объединяя различные аспекты музыкального обучения.
Ансамблевое музицирование служит надежной основой для развития фундаментальных музыкальных способностей учащихся, таких как различные виды музыкального слуха (гармонический, мелодический, ритмический), музыкальная память (слуховая, зрительная, моторная), координация и точность пианистических движений.
Работа в ансамбле способствует формированию культуры звукоизвлечения, развитию тонкого тембрового слуха и способности воспринимать красочность звучания фортепиано. Участники ансамбля развивают такие важные качества, как внимательность, дисциплинированность, умение работать в команде, чувство ответственности за общий результат.
Успешное ансамблевое исполнение требует от каждого участника высокого уровня исполнительского мастерства. Это включает в себя владение разнообразными нюансами, развитое чувство ритма и метра, быструю реакцию на действия партнеров, способность к импровизации и адаптации к изменениям в процессе исполнения.
Более того, ансамблевое музицирование способствует развитию социальных навыков. Работая в коллективе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, учитывать интересы и особенности своих партнеров, принимать решения совместно, решать возникающие проблемы, находить компромиссы.
Это способствует формированию чувства коллективизма, развитию коммуникативных способностей и готовности к сотрудничеству.
Успешное выступление в ансамбле дарит участникам чувство удовлетворения от достигнутого результата, укрепляет их уверенность в себе и повышает самооценку. Методика обучения ансамблевому исполнению должна быть гибкой и адаптируемой к потребностям каждого ученика. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности, уровень подготовки и музыкальные предпочтения каждого участника ансамбля.
Важно создавать благоприятную атмосферу для творчества и самовыражения, поддерживать инициативу и самостоятельность обучающихся. Обучение должно быть построено на принципах сотрудничества и взаимного уважения. Успех ансамблевого музицирования во многом зависит от выбора репертуара. Он должен быть интересным, доступным и соответствовать уровню подготовки участников. Важно предлагать произведения разных стилей и эпох, чтобы расширить кругозор учащихся и развить их музыкальный вкус.
Следует также учитывать возможности и ограничения инструмента и композиционный состав ансамбля. И, наконец, не стоит забывать о необходимости постоянного совершенствования методики преподавания и поиска новых подходов к обучению ансамблевому музицированию.
Только интегративный подход, сочетающий в себе развитие индивидуальных способностей и коллективной работы, позволит достичь максимальной эффективности в развитии музыкальных способностей учащихся.
Все вышесказанное является обоснованием выбора темы данной методической разработки.
2. Основная часть. Работа над ансамблем в классе фортепиано
2.1. Цель и задачи
Цель – развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
Образовательные:
- Предоставление теоретических и исторических сведений о музыке, необходимых для анализа и исполнения ансамблевых произведений.
- Ознакомление с особенностями и тонкостями игры в ансамбле.
- Развитие практических навыков коллективного музицирования и формирование техники ансамблевой игры.
- Обучение осознанному и выразительному исполнению произведений, предназначенных для ансамбля.
- Совершенствование навыков беглого чтения нотного текста в процессе ансамблевой работы.
Воспитательные:
- Развитие важных личностных качеств, таких как ответственность, трудолюбие, самоконтроль, настойчивость, целеустремленность и умение преодолевать трудности.
- Формирование позитивного отношения к обучению, развитие самостоятельности мышления и уверенности в собственных силах.
- Воспитание эстетического вкуса и приобщение к музыкальной культуре.
Развивающие:
- Поддержание и усиление интереса к ансамблевой музыке.
- Совершенствование основных музыкальных способностей учащихся.
- Стимуляция развития мышления и памяти.
- Развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе.
2.2. Методы обучения
- Вербальный: включает разъяснение, детальный анализ и сопоставление музыкального содержания обеих партий.
- Визуальный: предполагает использование показа и демонстрации как фрагментов, так и целого произведения в исполнении преподавателя, а также прослушивание записей известных музыкантов.
- Действенный: состоит из упражнений, тщательной отработки отдельных фрагментов произведения с последующим объединением в единое целое.
- Контрольно-оценочный: подразумевает проверку выполнения практических заданий и самооценку.
Описанные подходы к занятиям фортепианным ансамблем оказываются наиболее эффективными для достижения образовательных целей, опираясь на апробированные педагогические принципы, устоявшиеся традиции ансамблевой игры на фортепиано, а также личный практический опыт.
2.3. Используемые в образовательном процессе педагогические технологии:
- технология здоровье сберегающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология игрового обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
2.4. Ожидаемые результаты
После завершения обучения ансамблевому музицированию, учащиеся должны:
- Обладать развитым набором умений и навыков в сфере совместного творчества, а именно ансамблевого исполнительства, что позволит им демонстрировать согласованность исполнительских целей и воплощение задуманного в процессе ансамблевой игры.
- Понимать особенности игры в ансамбле.
- Достичь навыков осознанного и выразительного исполнения музыкальных произведений в ансамбле, владеть разнообразными техническими приемами и использовать их художественно обоснованно.
- Получить опыт публичных выступлений в составе ансамбля.
- Знать терминологию, описывающую средства музыкальной выразительности, и быть способными анализировать исполняемые произведения.
- Развить навык самостоятельной работы над музыкальным материалом и освоить методы преодоления исполнительских сложностей.
- Уметь исполнять с листа простые музыкальные произведения в ансамбле.
- Сформировать устойчивый интерес к совместной игре в ансамбле с другими музыкантами.
2.5. Характеристика основных направлений работы над ансамблевым исполнительством в классе фортепиано.
В этом разделе разработки подробно остановимся на анализе каждого из направлений работы, которые используются на занятиях фортепианного ансамбля.
История возникновения и развития фортепианного ансамбля.
На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю.
Фортепианный ансамбль как самостоятельный вид музицирования появился благодаря изобретению фортепиано. До второй половины XVIII века, когда появился этот молоточковый инструмент, на сцене доминировали клавесин и клавикорд. Их скромная клавиатура и ограниченные возможности звукоизвлечения не позволяли разместить двух исполнителей за одним инструментом. Фортепиано открыло перед композиторами совершенно новые горизонты: расширенный диапазон, плавное регулирование громкости и богатые тембровые возможности, достигнутые за счет педального резонатора, что и стало толчком для развития гомофонного стиля в музыке. Вследствие этого естественным образом возник жанр фортепианного ансамбля.
Фортепианные дуэты классифицируются на два типа: исполняемые на одном инструменте или на двух. В профессиональной концертной деятельности наиболее популярным вариантом является дуэт на двух роялях.
В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом на занятиях в музыкальных учебных заведениях, в музыкальном самообразовании, домашнем музицировании.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на концертные пьесы и клавирные переложения.
Благодаря таким ансамблевым переложениям ученики получают знания в области жанров, начиная от самых простых: танцевальных (вальс, полька, галоп), песенных (романс, колыбельная, ария), до соприкосновения с крупными музыкальными жанрами, такими как симфония, опера, балет.
Беседы.
Учащиеся, участвуя в дискуссиях на различные темы, получают знания об ансамблевом исполнительстве на фортепиано: что такое ансамбль, какие существуют его виды, каковы его специфические черты и как он развивался исторически.
Они также слушают и анализируют ансамблевую музыку, созданную выдающимися русскими и зарубежными композиторами разных периодов.
Первые этапы формирования ансамблевых навыков.
Первый этап освоения навыков игры в ансамбле начинается уже с первых уроков, когда ученик только учится извлекать звуки на фортепиано и знакомится с клавиатурой.
Этот не самый увлекательный для маленького ребенка процесс «организации игровых движений» педагог может сделать интересным, если ученик будет не только играть отдельные звуки в упражнениях, без чего, конечно же, не обойтись, но еще и при помощи этих звуков аккомпанировать педагогу, исполняющему основной музыкальный материал какого-либо отрывка музыки, желательно знакомой ребенку. Это народные песни, отрывки из пьес для детей.
В качестве примеров можно назвать русские народные песни «Светит месяц», «Во поле береза стояла», марш С.Прокофьева и т.п. Данную методику рекомендует
Л. Баренбойм в своей книге «Путь к музыке». Ребенок извлекает и повторяет один звук на сильных долях или играет двумя руками по очереди одинаковые звуки через октаву на каждую долю, в зависимости от размера и темпа. Обычно этот звук является доминантой в тональности исполняемого отрывка. Ученик должен стараться делать это, соблюдая ровный пульс музыки, прислушиваясь к звучанию и своей партии, и к тому, что играет педагог. Начать исполнение должен ребенок (педагог объясняет, что это называется «вступление»), учитель присоединяет свою партию через 1-2 такта. Видя, что ребенок справляется с поставленными задачами, преподаватель может усложнить задание, предложив ребенку «игру на внимание»: внезапно прекратить играть – ребёнок также должен остановиться; играть громче или тише – ученик должен также попытаться скорректировать силу звука. Делать это можно лишь тогда, когда процесс извлечения отдельного звука не требует уже всего внимания ученика.
Кроме несомненной пользы, которую приносит такая работа для развития внимания, слухового контроля, ощущения равномерной пульсации и координации движений, она дает еще и радость участия в исполнении «настоящей» музыки, а это, возможно, гораздо более ценно для дальнейшего развития ученика.
Следующий этап работы по освоению навыков игры в ансамбле начинается тогда, когда ребенок учится играть простейшие попевки и одноголосные мелодии. Для начального этапа обучения лучше использовать песенную литературу, которая пробуждает интерес учащегося к музыке.
Например, сборник для маленьких пианистов И.Корольковой «Крохе-музыканту». Основу его составили детские песенки, которые можно еще и петь. Педагог обращает ученика на выразительное исполнение песенных мелодий. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов-фраз, в которых имеются свои яркие интонации. Роль текста на первом этапе обучения особенно важна. С его помощью определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии.
Так как детям нравится звучание мелодий с аккомпанементом, игра с преподавателем в ансамбле может быть использована либо как поощрение за хорошо выученную песенку: «Ты сегодня молодец, играешь уверенно, мы можем теперь с тобой сыграть это вместе»; либо как стимул к более качественному исполнению: «Ты играешь с ошибками, останавливаешься, мы пока не сможем играть вместе с тобой эту песенку, научись играть уверенно». Тем самым педагог должен дать понять ученику, что игра в ансамбле предполагает свободное владение материалом своей партии, что невозможно играть вместе с партнером, который играет с ошибками.
Задачи, которые педагог ставит ученику на этом этапе: знание особенностей посадки за инструментом и распределения клавиатуры между партиями; понятие об ауфтакте – особом условном движении, по которому нужно начинать играть, как правило, это взмах головы. Необходимо выработать у ученика умение видеть ауфтакт, который дает педагог, и одновременно с педагогом брать первый звук; одновременно снимать руки в конце песенки. Так воспитываются начальные навыки визуального контакта с партнером в процессе исполнения. На этом же этапе начинается формирование навыков ритмического ансамбля: умения слушать партнера, играть с ним в одном темпе, соблюдать единство пульсации.
Работа над фортепианным ансамблем.
Организация занятий в классе ансамбля.
Следующий важный шаг в развитии ансамблевых навыков – это работа над фортепианным дуэтом, где обе партии исполняют сами ученики. Здесь ключевым фактором успеха становится психологическая совместимость партнеров, ведь теперь им необходимо не только слышать себя, но и внимательно прислушиваться друг к другу.
Выбор состава ансамбля зависит от целей, которые ставит перед собой педагог. Возможны два подхода: объединение ученика с более слабыми навыками и более опытного, или же создание дуэта из учеников с примерно одинаковым уровнем подготовки. Когда в паре оказываются ученик младшего класса с ограниченными возможностями и старшеклассник с опытом, это положительно влияет на обоих. Младший ученик стремится подтянуться к уровню партнера, преодолевая неуверенность, а старший, осознавая свое превосходство, развивает чувство ответственности и берет на себя роль наставника. Такое "шефство" особенно полезно при синхронизации вступлений и окончаний, выдерживании фермат и исполнении рубато.
Для учеников с равным уровнем подготовки и схожими характерами игра в ансамбле становится своеобразным соревнованием, стимулирующим ответственную и внимательную работу в коллективе. Это также отличная школа общения, где дети учатся взаимодействовать без конфликтов, учитывая интересы друг друга. Совместная игра таких учеников открывает возможности для творческих выступлений и участия в конкурсах. Важно правильно распределять партии, избегая как занижения, так и завышения сложности музыкального материала. Слишком легкая партия не принесет творческого удовлетворения и пользы, а чрезмерно сложная – затянет процесс разучивания и приведет к некачественному исполнению.
Наконец, нельзя забывать о культуре поведения на сцене, которая также влияет на результат обучения и концертное выступление. Необходимо научить учеников, что гармоничный образ ансамбля складывается из умения красиво поклониться, правильно расположиться за инструментом и достойно покинуть сцену, что в целом повлияет на впечатление от их выступления.
Работа над произведениями учебного репертуара.
Очень важен на этом этапе выбор учебного репертуара. Педагог должен иметь в виду, что сами по себе задачи, стоящие при ансамблевом исполнении, настолько сложны для детей, что не стоит дополнительно усложнять их текстовыми, интонационными, ритмическими и двигательными трудностями.
Принцип выбора первых пьес для начинающих ансамблистов – чем проще, короче и понятней ученикам, тем лучше, главное, чтобы музыка была доступна им по содержанию.
На этом этапе очень важен успех первого публичного ансамблевого исполнения, пусть это будет в классной или даже домашней обстановке, для родителей и друзей.
Ключевым фактором успешных ансамблевых занятий является продуманное планирование и выбор репертуара.
Педагог должен стремиться к всестороннему развитию ученика, предлагая разнообразные произведения ансамблевой музыки.
Важно, чтобы репертуар соответствовал индивидуальным особенностям и уровню подготовки ученика, а также решал текущие педагогические задачи.
При выборе произведений необходимо учитывать их художественную ценность и доступность.
Репертуар не должен быть слишком сложным, чтобы ученики могли сосредоточиться на художественном исполнении, а не на преодолении технических трудностей.
Вместе с тем, произведения не должны быть слишком простыми: каждый новый ансамбль, разученный и исполненный маленькими пианистами — это шаг вперед в музыкальном, художественном, творческом развитии ребенка.
Этапы работы ансамбля над произведением.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой.
Но для более чёткого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:
1. Знакомство с произведением.
2. Разбор текста, работа с техническими трудностями.
3. Работа над воплощением художественного образа.
Чтобы успешно ввести учеников в новый музыкальный репертуар, важно вызвать у них интерес к произведениям. Для этого следует использовать современные цифровые инструменты: дать послушать качественные записи, рассказать о композиторе. Затем педагог должен создать яркое и запоминающееся представление о музыке, исполняя фрагменты и раскрывая её образное содержание.
Если ученики достаточно хорошо читают с листа, им можно предложить самостоятельно ознакомиться с произведением, обращая внимание на сложные места. Особенно важно учитывать специфику игры в четыре руки: неизбежны небольшие ошибки, поэтому нужно быть готовым к ним, не останавливаться и поддерживать партнера.
Индивидуальная работа над ансамблевыми партиями.
Следующий пункт изучения произведения – это тщательная подготовка партий отдельно с каждым участником ансамбля, только при стабильной готовности и текстовой уверенности каждого можно переходить к их соединению.
Необходимо пройти с каждым учеником особенности его партии, такие как форма, стиль, характер мелодии, штрихи, движение гармонии, тембровое звучание. Найти удобство в технически сложных местах, выстроить линию кульминации и поставить смысловые акценты в тексте.
Если для ученика, исполняющего мелодическую партию, ощущение развития во фразах не представляет новой задачи по сравнению с тем, что он уже должен уметь при сольном исполнении, то для ученика, впервые получившем аккомпанирующую партию, фразировка совсем не очевидна и является дополнительной трудностью.
Мелодическое развитие ребенку услышать легче, чем гармоническое, так как обычно мелодический слух развивается раньше гармонического.
Играя аккомпанемент, представляющий собой ту или иную гармоническую фигурацию, ребенок не чувствует развития фразы, часто даже не может, ориентируясь только по своей партии, определить границы фраз.
Педагог должен все фрезеровочные моменты разобрать с учеником на этапе раздельной работы над ансамблевыми партиями, наметить все нарастания звучности, кульминации и спады, распределить их по силе звучания, а затем, на совместных репетициях, все время обращать внимание учеников на синхронное усиление и ослабление звучности и соблюдение при этом звукового баланса.
При этом нужно объяснить ученику, исполняющему аккомпанирующую партию, что развитие фразы идет по басовому голосу, возможно, поиграть его отдельно, затем вместе с мелодической партией, стараясь соблюдать фразировку, а затем добавить остальные элементы фактуры.
Особо важное значение в ансамблевой игре приобретает целесообразный выбор аппликатуры, т.к. помогает преодолеть пианистические трудности.
Случаи «перекрещивания» пальцев в ансамблевой практике встречаются чаще, чем в сольном исполнении. Для удобства работы над произведением текст делим на цифры. Это облегчает работу над оттачиванием деталей, способствует лучшей запоминаемости и ориентированию в тексте.
Когда ученики готовы исполнить произведение ансамблем, встает вопрос: учить ли его наизусть? Решение зависит от цели выступления.
Для конкурсных выступлений, где часто приветствуется игра без нот, заучивание может быть предпочтительным. На концертах класса или школьных мероприятиях допустимо использовать ноты на пюпитре.
Хотя игра с нотами психологически комфортнее, она несет риски: случайный взгляд "не туда" или неудачный переворот страницы могут сбить с толку. Переворот страницы нужно продумать заранее: определить, кто из участников свободен в этот момент, или, если это невозможно, временно сократить одну из партий. Более сложный вариант – заучить фрагмент после переворота, чтобы освободить одного из музыкантов. Не стоит пренебрегать преимуществами игры наизусть. Хотя это и требует большей ответственности, это стимулирует вдохновение, спонтанность, чуткое взаимодействие между партнерами и создает впечатление профессионализма на сцене.
Переход от начального этапа к следующему – это аналитический процесс, подразумевающий углубление от общего ознакомления к детальной проработке конкретных технических сложностей. Приступая к созданию художественного образа, преподаватель должен осознавать, что этот процесс является синтезом всех предшествующих этапов. На данном этапе происходит интеграция отдельных элементов в более крупные блоки, которые, в свою очередь, формируют цельное произведение, но уже на качественно ином уровне, чем в самом начале.
На финальной стадии работы над произведением основной формой обучения становится ансамблевая репетиция. Организация репетиций предполагает многократное повторение фрагментов произведения, однако каждое повторение должно быть осмысленным и целенаправленным. Участники ансамбля должны четко понимать цель каждого повторения и задачи, которые ставит перед ними педагог. Четко сформулированная цель каждого повторения делает работу учеников осознанной и продуктивной.
Одной из приоритетных задач педагога в ходе репетиции является достижение оптимальных результатов с минимальными затратами времени и сил участников ансамбля. Темп репетиции играет важную роль: репетиция должна быть наполнена музыкой, с краткими и ясными комментариями педагога. На протяжении всего процесса создания художественного произведения ансамбль должен ориентироваться на то, что работа будет представлена публике в виде концертного выступления.
Работа над цельностью исполнения ансамблевого произведения.
При соединении партий в единый ансамбль появляются специфические трудности. Сразу же возникают сложности с посадкой за инструментом. Солистам непривычно делить еще с кем-то клавиатуру фортепиано, тем более в первое время при совместной игре происходит «борьба локтями», что, при правильном распределении позиций рук (иногда даже один локоть под другим) и закреплении органичной посадки партнеров, постепенно исчезает.
Еще иногда присутствует проблема при распределении партий между учениками, так как каждому из них хочется играть первую партию, она кажется им интереснее и главнее. Но необходимо пояснить им, что вторая партия важнее и почетнее первой, она создает полноценное звучание всего произведения, ее фактура требует большего опыта и ответственности, знание правил гармонизации и, что сразу привлекает внимание детей, отвечает за педализацию во время игры.
Следует объяснить, что педалью пользуется партия secondo, потому что в ней заключен фундамент (бас, гармония) мелодии, которая проходит чаще всего в верхнем регистре. А так как основой совместной игры в ансамбле является целостность общего звучания обеих партий, от исполнителя второй партии требуется умение слушать не только то, что сам играешь, но и внимательно следить за игрой партнера.
Поэтому полезно будет, не играя, только педализировать исполнению первой партии. При этом сразу обнажаются все погрешности в ранее используемой педализации и тренируется навык особого внимания к партии соседа. Таким образом, обеспечивается «чистое» звучание фактуры и художественное слияние партий ансамбля в целом. Этому способствует выполнение таких факторов как:
а) синхронность при взятии и снятии звука;
б) паузы в исполнении;
в) согласование приемов звукоизвлечения;
г) соблюдение общности ритмического пульса;
д) темп как средство выразительности;
е) единство динамики;
ж) общее понимание интерпретации произведения.
Синхронность при взятии звука.
Безупречная синхронность в ансамблевой игре – ключевой показатель слаженности, отражающий глубокое взаимопонимание между участниками и их общее чувство времени и ритма. Достижение идеальной одновременности в начале и завершении музыкального произведения двумя исполнителями – задача, требующая определенных усилий.
В этом контексте, акцент следует сделать на укреплении дирижерских навыков, включая ауфтакт – умение точно показывать вступление, паузы, рубато, а также координировать одновременное взятие аккордов, где требуется абсолютная согласованность движений.
Назначая одного из участников ансамбля «дирижером», ему поручается демонстрация ауфтакта: легким жестом кисти, если музыканты находятся за одним инструментом, взглядом (при параллельном или угловом расположении инструментов, что часто встречается на конкурсах), или кивком головы (поднятие подбородка сигнализирует о готовности, резкое движение вниз – сигнал к началу игры). Рекомендуется делать вдох перед началом исполнения, что способствует расслаблению и делает вступление более органичным. Точность и согласованность движений должны сохраняться на протяжении всего выступления, особенно при исполнении аккордов и ведении параллельных мелодических линий в обеих партиях, а также при завершении звука – в паузах и в конце произведения.
Паузы в исполнении.
Трудность, возникающая во время пауз в партиях обоих учеников, когда дирижерский жест недоступен (потому что каждый сам вынужден отсчитывать доли в своих пустых тактах) может быть решена путем отдельного проигрывания и запоминания звучащей в это время мелодии партнера.
Тогда молчание в паузе становится не таким томительным для ученика, когда он мысленно проигрывает партию соседа вместе с ним.
Согласование приемов звукоизвлечения.
Следует уделить внимание работе над исполнительскими штрихами. Все многообразие артикуляционных приемов сводится к трем основным группам: staccatо, legato, non legato. Когда партии исполняются небрежно, и в дуэте отсутствует единство штрихов или синхронность завершения каждой ноты в пассажах с общим штрихом, звучание становится неряшливым.
Эта проблема особенно проявляется в музыкальных фрагментах с имитациями или подголосками, где схожий или идентичный материал переносится между партиями. Важно, чтобы каждый исполнитель придерживался единой техники в однородных по фактуре разделах своей партии – задача, требующая сосредоточенности.
Также необходимо, чтобы все моменты, где требуется одинаковый штрих в разных партиях, исполнялись согласованно обоими музыкантами. Особое внимание следует уделять моментам, где общая тема исполняется стаккато. Здесь важно не просто совпадение, а полное слияние в мельчайших деталях звукоизвлечения. Крайне важно добиться четкой и идентичной атаки звука у обоих исполнителей.
Соблюдение общности ритмического пульса.
То же самое относится и к метроритмическим отклонениям, которые могут нарушить целостность впечатления от игры и стать причиной «аварийных» ситуаций. Часто нечеткое выполнение ритмического рисунка встречается в пунктирном ритме, при смене длительностей с долгих на короткие и наоборот (с восьмых на шестнадцатые, появление триолей, полиритмии).
Ритм должен быть коллективным качеством ансамбля. Если оба участника страдают неустойчивостью музыкальной пульсации, то конечно же для преподавателя задача усложняется, потому что оба неуклонно стремятся запутать друг друга, сами того не замечая.
Когда ошибки возникают только в одной партии, легче привлечь к ним внимание на фоне соседней стабильной.
Вспомогательными упражнениями в процессе работы могут быть следующие:
1. Играть со счетом вслух, причем считать ученики должны вдвоем в темпе, заданном педагогом, который предварительно просчитывает «пустой такт».
2. Затем должны считать и давать темп по очереди, педагог корректирует темп, если ребенок ошибается.
Если ученики успешно выполняют эти задания, можно перейти к исполнению без счёта вслух, сохранив просчитывание «пустого такта». При игре без счета вслух, необходимо дать ученикам другие ориентиры, которые можно контролировать слухом в момент совместного исполнения. Таким ориентиром в быстром темпе должны стать сильные доли.
В процессе обучения важно акцентировать слуховое восприятие учеников на точные совпадения звуков, приходящиеся на акцентированные доли в произведениях с быстрым темпом, особенно в танцевальной музыке. В этом случае, при условии четкого соблюдения ритмического рисунка (что является предварительным условием), остальные звуки автоматически выстраиваются в гармоничную структуру.
В композициях с медленным темпом необходимо тренировать способность учеников слышать, как протяженные ноты "заполняются" более короткими, ориентируясь на синхронность звучания в начале каждой доли. Ученик, исполняющий партию с более крупными длительностями, должен внимательно вслушиваться в мелкие ноты, исполняемые партнером, и для улучшения этого навыка рекомендуется пропевать их, сначала вслух, затем мысленно. Следует уделять особое внимание одновременным паузам, добиваясь синхронного завершения звучания и точного возобновления игры после паузы.
Достижение темпоральной и ритмической согласованности в ансамблевой игре – это трудоемкий и длительный процесс. Предложенные упражнения – это лишь один из возможных подходов к развитию данного навыка на начальном этапе ансамблевого музицирования. Как правило, для каждой новой пары исполнителей требуется индивидуальный подход, учитывающий их конкретные трудности и особенности.
Темп как средство выразительности.
Понимание чувства общности темпа является одним из важных условий работы в ансамбле. Чтобы произведение началось в едином темпе, можно привести пример «пустого такта» (когда, еще не начиная играть, музыка уже должна звучать внутри) и первое время, пока это не станет органичным, считать вместе дополнительные доли вступления.
Отсутствие устойчивости ритма влияет на ускорение и замедление темпа. Это происходит всегда при динамическом нарастании, либо в сложных для исполнения местах, когда хочется быстрее проскочить неудобный пассаж. Этот недостаток легко можно выявить для учеников, сравнив изначальную скорость исполнения с репризой.
Единство динамики.
В ансамблевой игре динамика играет ключевую роль.
Важно, чтобы динамические уровни обеих партий были согласованы: forte должно звучать совместно громко, piano – совместно тихо. Контрастная динамика в нотах требует особой координации движений исполнителей.
Распространенная сложность у начинающих музыкантов – ограниченный динамический диапазон, сводящийся к f и p. Однако, четырехручное фортепианное исполнение подразумевает более богатую палитру динамических нюансов, особенно учитывая, что некоторые ансамблевые произведения имитируют оркестровое звучание.
Педагогу следует продемонстрировать весь спектр доступных градаций звука на фортепиано и, используя метод имитации, добиться от учеников аналогичного звукоизвлечения. Сначала нужно проработать отдельные фрагменты, затем выстроить общую динамическую структуру произведения, обозначить кульминационные моменты и объяснить концепцию динамики "с запасом".
При исполнении громких аккордов ученики часто стремятся доминировать, заглушая друг друга резким звукоизвлечением. Чтобы это исправить, необходимо отдельно добиться от каждого нефорсированного forte. Когда партии объединяются, следует обратить внимание на благородное и объемное слияние двух forte.
Взаимное понимание характера исполнения.
Чтобы всецело прочувствовать музыкальное творение, необходимо, чтобы исполнители испытывали схожие эмоции. Музыкантам критически важно прийти к общему видению интерпретации и настроения, которое они стремятся донести через свою игру. Только глубоко осознав суть музыки, ясно восприняв форму и нюансы, участники ансамбля смогут почувствовать себя уверенно и раскованно в совместном творчестве.
Такая кропотливая подготовка, несомненно, станет ключевым элементом в создании положительных впечатлений от обучения, что особенно важно для педагога.
Ансамблевое исполнение играет первостепенную роль в музыкальном воспитании. Оно ускоряет процесс освоения нот, углубляет понимание строения музыкальных произведений и развивает ответственное отношение к средствам выразительности. Учащиеся учатся быть партнерами, внимательно прислушиваться друг к другу и находить общие решения.
Когда дети получают удовольствие от совместных занятий, чувствуют себя комфортно в школе, ощущают поддержку во время выступлений и радуются творчеству, они часто становятся ближе и в повседневной жизни, заводя дружбу за пределами учебного заведения. Это помогает решать воспитательные, этические и коммуникативные задачи в образовании, что особенно значимо в эпоху, когда виртуальное общение доминирует.
Чтение с листа.
Формирование навыков ансамблевого музицирования немыслимо без регулярной практики чтения нотного текста в формате "четыре руки". Этот навык развивается систематически и всесторонне с первых шагов музыкального обучения.
Чтение с листа подразумевает умение учащегося самостоятельно, в общих чертах, осваивать новое музыкальное произведение, стремясь уловить его характер, настроение, структуру и особенности. Исполнение в четыре руки делает эту задачу более трудной, чем сольное. Любая неточность одного из участников может дезориентировать другого, нарушая общее впечатление от музыки. Поэтому крайне важно развивать умение оперативно читать с листа в ансамбле, поддерживать концентрацию внимания и способность охватывать нотный текст, слегка забегая вперед.
Рекомендуется начинать с практики игры простых пьес в четыре руки с педагогом уже на ранних стадиях обучения. Переходить к более сложным произведениям следует только после уверенного владения предыдущим уровнем сложности.
При выборе партнеров для чтения с листа в четыре руки желательно отдавать предпочтение детям близкого возраста и с примерно одинаковым уровнем подготовки.
Необходимо помнить, что во время ансамблевого чтения с листа не стоит поправлять или останавливать ученика в сложных местах, так как это нарушает взаимодействие между партнерами. Частые остановки могут испортить общее впечатление от игры, поэтому следует выбирать более легкий репертуар. Желательно, чтобы один из исполнителей продолжал играть, даже если другой остановился, это поможет партнеру быстрее сориентироваться и вернуться к исполнению.
Слушание музыки.
Педагогу необходимо систематически знакомить учеников с разнообразными произведениями ансамблевой музыки, предлагая их для прослушивания.
Аудиальное восприятие музыки способствует более глубокому пониманию ее природы, обогащает музыкальный опыт детей и развивает их эстетическое чувство, а также музыкальный интеллект. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на эффективность обучения игре на фортепиано.
Преподавателю важно тщательно подбирать музыкальный репертуар, создавая условия для сравнения и анализа произведений, демонстрирующих как противоположные, так и общие черты в композициях, близких по своей тематике.
3. Методические рекомендации.
Рекомендации для преподавателей фортепиано, заинтересованных в совершенствовании ансамблевых навыков своих учеников:
Начинать развивать умение играть в ансамбле целесообразно уже на начальном этапе обучения (в подготовительном или первом классе).
Систематичность – ключевой фактор. Ансамблевые занятия должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, а не редким исключением.
Преподавателям, работающим с младшими школьниками, следует учитывать их возрастные особенности. Помимо традиционных методов обучения (показ, объяснение), рекомендуется применять игровые приемы, создавать проблемные ситуации и предлагать творческие задания.
Взаимоотношения между педагогом и учеником должны строиться на принципах партнерства и уважения к личности. Использование игровых форм общения представляется весьма эффективным.
На начальном этапе развития навыков ансамблевого исполнения полезно применять специальные упражнения, направленные на выработку у учащихся:
а) способности перелистывать ноты, не прерывая музыкальное повествование;
б) навыка точного выдерживания продолжительных пауз;
в) умения синхронно начинать и завершать произведение;
г) навыка эстафетной передачи музыкальных элементов (мелодии, пассажа, аккомпанемента) между партиями.
В процессе совместного музицирования необходимо воспитывать у учащегося:
а) умение слушать не только свое собственное исполнение, но и исполнение партнера;
б) умение, сосредоточившись на общей идее исполнения, контролировать такие элементы, как артикуляция, туше, динамика, агогика и др.;
в) чувство ответственности за хорошее исполнение своей партии.
Для успешного развития навыков ансамблевого музицирования необходимо научить ребенка:
а) определять характер и жанр произведения, особенности строения его формы;
б) определять общий темп исполнения, исходя из образного содержания и замысла композитора;
в) определять в каждой партии солирующие и аккомпанирующие эпизоды;
г) работать над достижением единой манеры звукоизвлечения;
д) совместно с партнером планировать исполнительские задачи по созданию художественного образа исполняемой пьесы.
Желательно применять на учебном занятии разнообразные виды ансамблевой работы: не только разучивание и исполнение произведения, но и чтение с листа (в ансамбле).
Выбор музыкального репертуара должен строиться не только на общепринятых принципах педагогической целесообразности, доступности, посильности, но и учитывать особенности образного мышления конкретного ученика, его интересы, потребности, специфику эмоциональной сферы.
Важнейшим принципом обучения, реализуемым через учебный музыкальный репертуар, является принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
4. Заключение.
Совместное музицирование в фортепианном классе – это не просто ценная форма сотрудничества между преподавателем и учениками, дарящая уникальные моменты совместного творчества, но и эффективный метод реализации принципов развивающего обучения.
Актуальность предмета «Фортепианный ансамбль» прослеживается на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. На начальном этапе, ансамблевая игра с педагогом способна оживить занятия, увлечь ребенка в красочный мир музыки. В дальнейшем, ансамблевое исполнительство способствует развитию специфических способностей, незаменимо для формирования технических навыков, необходимых для сольного исполнения.
Работа в ансамбле улучшает ритмическое чувство, ускоряет освоение нотного текста, развивает понимание музыкальных фраз, формирует ответственное отношение к выразительным средствам, совершенствует навыки чтения с листа.
Важно, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера и вести музыкальный диалог, развивает музыкальное мышление. Если юный музыкант освоит это искусство, он не только преуспеет в игре на фортепиано, повысит свой профессиональный уровень, но и воспитает в себе чувство коллективизма, ответственности и сплоченности.
Интерес к фортепианному ансамблю растет. Ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей. Многие заочные конкурсы также включают эту номинацию, позволяя отправлять видеозаписи выступлений через интернет. Концертные выступления детских ансамблей популярны среди слушателей, способствуют приобретению уверенности и прививают интерес к концертной деятельности.
Все это подчеркивает значимость музыкального ансамбля в образовательном процессе детской музыкальной школы.
5. Литература.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд., исп. и доп. — М.: Музыка, 1981.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
3. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3. — М., 1971.
4. Курасова Т.И. Совершенствование методики работы над фортепианным ансамблем в классе фортепиано // Фортепианное обучение студентов музыкальных специализаций в вузе культуры. — М., 2009.
5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982.
6. Самойлова Т. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля // О мастерстве ансамблиста. — Л., 2006.
7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. — М., 1988.
8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. — М., 2001.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ и ДШИ»
В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному....
Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»
Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....
Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)
Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка: «Работа с начинающими в классе фортепиано»
Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от ...
Методическая разработка "Работа в классе фортепианного ансамбля"
Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствуе...

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"
Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...
Методический доклад "Работа с начинающими в классе фортепиано"
Определение основных задач методики первого этапа первоначального обучения игре на фортепиано, при которой детям прививается любовь к игре на фортепиано, развивается музыкальность, воспитывается внима...
