Методическая разработка "Работа в классе фортепианного ансамбля"
методическая разработка

Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся.Задача педагога поддержать, развить, умело направить, активизировать творческое начало личности учащегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РАБОТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ»

Закутина Оксана Владимировна

преподаватель музыкального отделения

23.02.2019 г.

Понятие «Ансамбль» означает стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, исполняющих музыкальное произведение.

 Жанр фортепианного ансамбля имеет два вида, исполнение на одном или двух инструментах. Фортепианный дуэт, это ансамбль на одном фортепиано -  четырехручное исполнение, единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом.

Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей, в то время как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и сопереживанию.

Игра в четыре руки с самого начала обучения не является чем-то новым. Еще И.Гайдн придавал ей огромное значение, написав свой знаменитый цикл пьес «Брат и сестра». Много внимания уделяли ансамблю и другие композиторы. Для детей писали З. Фибих, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Майкапар, А.Гречанинов и др.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композиторы. Это были ансамбли, предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного обучения и концертных выступлений.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом, что создает благоприятный морально-психологический климат в ансамбле способствующий успешной работе.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели.

Дети 5-8 летнего возраста приходят в школу, на первый урок с сияющими глазами, с огромным желанием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием играть на инструменте. Необходимо правильно и умело выстроить кропотливую работу и поддержать интерес не только способных детей, но и менее успешных. Наиболее интересным и увлекательным занятием, является игра в ансамбле педагое – ученик. Первоначальным материалом для фортепианного ансамбля могут служить уже накопленное сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, фольклорные песни из сказок, попевок.

 Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, расположением нот, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также приобретает первоначальные игровые навыки на фортепиано, таким образом, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.

Играть в ансамбле с педагогом ученик начинает практически с первых уроков. В начале обучения это маленькие попевки или даже отдельные звуки, так как первичной ячейкой в фортепианной игре считается взятие лишь одной ноты, которая может быть сыграна очень по-разному (позывные к музыкальным передачам по радио, горное эхо, звучание музыкальных шкатулок, равномерный перезвон колокольчиков). После игры одного звука, идут два, пьесы дети играют вместе с учителем, что создает при минимальных трудностях впечатление законченного музыкального образа.

Преподавателю необходимо иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, которые помогут заинтересовать и увлечь процессом обучения игре на фортепиано.

К каждому учащемуся необходимо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад.

Совместное исполнение включает элементарные навыки дуэтной игры. К первым шагам в овладении ансамблевой техники относятся особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами; соблюдение общности ритмического пульса и тому подобное.

Игра в четыре руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя, совершенствует умение читать с листа, т.е. является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле.

Еще не начав совместного исполнения, партнеры должны договориться, кто будет показывать вступление, каков будет характер звучания и каким приемом, с какой силой будет начата пьеса. Точно также заблаговременно должен быть определен темп.

Очень часто непрерывность 4-х ручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчета длительных пауз.

Учащиеся должны определить, кому из партнеров удобней перевернуть страницу, если не оказывается свободной руки, следует определить, какой пропуск в нотном тексте окажется наименьшей потерей. Ловко и быстро в нужный момент перевернуть страницу любой рукой, продолжая играть второй, совсем не просто, как это может показаться, этому тоже надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой.

При четырехручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении.

Следует часть урока ансамбля посвящать чтению с листа несложных произведений.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения.

Работа над штрихами, это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями.

Казалось, самая простая вещь – начать играть вместе. Но точно одновременно взять два звука не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Надо объяснить учащимся, что в данном случае может быть применен существующий прием дирижерского замаха, ауфтакта. При исполнении за одним или параллельно стоящими двумя инструментами, когда руки каждого видны другому – легким движением кисти (с ясно определенной верхней точкой), кивком головы или с помощью знака глазами в тех случаях, когда рука не видна (когда рояли стоят напротив друг друга).

Очень важно не только одновременное начало, но и одновременное «снятие» звука.

Огромное выразительное значение имеет пауза. И недооценка его – распространенный недостаток у учащихся. Кроме того, в дуэте очень важно добиться равновесия звучания. С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной договоренности о приемах извлечения звука, к общей цели они должны идти общим путем.

Слаженность совместной игры в малом и большом, в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические затруднения возникают не только в материале каждой партии, но и при элементарной координации исполнения участников дуэта. Разделение нотного материала на две части обычно облегчает исполнение, но иногда и усложняет его. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без всяких затруднений двумя руками одного пианиста, иной раз становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей. Каждый из них ощущает при этом непривычную неловкость.

Есть еще некоторые моменты дуэтных навыков – передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента, контрапункта и т.д. пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.

Конечно, сразу добиться нужных результатов не удастся, потому что работа над звуком область огромного труда.

Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом он должен быть вполне естественным и органичным для каждого участника дуэта. Общность понимания и чувствования темпа, это одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть.

Воспитание в учениках чувства коллективного ритма – одна из важных задач ансамблевой работы. Наиболее распространенными недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и его устойчивости.

Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при нарастании силы звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс – или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах, когда хочется скорее «проскочить» опасные такты.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Учащиеся проявляют повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствуют собственной беспомощности, а получают удовольствие от результатов своей работы.

При умелом подборе репертуара, у учащихся будет рождаться уверенность в своих возможностях, будет активизироваться рабочий процесс и интерес к исполняемому произведению. Радость и удовольствие от совместного музицирования – залог устойчивого интереса к этому виду искусства.

Лучше разучить несколько нетрудных пьес, а играть их на художественном высоком уровне, чем работать над одной сложной, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Главным показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат. Для учащегося это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат, повысить интерес и самооценку, передать свое отношение к музыке, наполнить игру смыслов созданным им самим. Одним из основных признаков художественной завершенности музыкального произведения является синхронность, слаженность, равновесие, а также соотношение частного с общим и наоборот, в результате чего устанавливается целостное восприятие формы.

Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту преодолевать присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Задача педагога поддержать, развить, умело направить, активизировать творческое начало личности учащегося. Главное в работе, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.

Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся.

Используемая литература:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  3. Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
  4. Готлиб И. Фактура и тембр в ансамблевых произведениях. М, 1980.
  5. Зеленин В. Работа в классе ансамбля. М., 1977.
  6. Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
  7. Липецкий В. Некоторые особенности использования выразительных средств в ансамбле. М., 1988.
  8. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
  9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
  10. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  11. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
  12. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2002.