"Азбука художественной керамики"
рабочая программа
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир керамического искусства. В процессе изучения программы дети получают знания о способах и приёмах работы с материалами и инструментами, знакомятся с художественными и культурными ценностями России и населяющих её народов, обучаются основам художественной композиции, цветоведения, используемым в керамическом искусстве, декорированию готовых изделий из керамики. Обучающиеся развивают мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и творческую смекалку, логику и мышление, воображение, художественный вкус, чувство гармонии в познании мира. Программа данного курса позволяет воспитывать толерантность и уважение к творческому проявлению, бережное отношение к русской культуре, истории, народным традициям, аккуратность в выполнении работ, товарищеские взаимоотношения при работе в группе, самостоятельность и ответственность в работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3. ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495) 764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: http://sch2120tn.mskobr.ru/ |
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. № 07-ВР от 31 августа 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Азбука художественной керамики»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-16
Срок реализации: 1 месяц
Автор составитель:
Попова Мария Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С незапамятных времен человек овладел умением лепить из глины и обжигать необходимую домашнюю утварь - сосуды для хранения пищи и жидкости, научился делать их формы разнообразными, а декор служил украшением и имел часто сакральное значение. Наравне с изготовлением необходимой домашней посуды из глины, гончары лепили фигурки людей и животных для ритуалов защиты дома и детей. Со временем эти фигурки просто превратились в игрушки для малышей и в часть интерьера. По изделиям из глины можно судить о религиозных пристрастиях, политическом устройстве, развитии науки и прочем многих ушедших цивилизаций. Глина используется в лечебных целях. Керамические изделия очень часто сопровождают и наш современный повседневный быт: это и сантехнические приборы, плитка на стенах, декоративные панно, тарелки, облицовка каминов, столовая посуда, вазы, цветочные горшки, статуэтки, различные сувенирные изделия и народные игрушки.
Форма и декор керамических изделий несёт в себе зафиксированную информацию – для чего предназначено изделие, из какого оно времени, какого стиля. В декоративно-художественных работах художник-керамист может передать своё отношение к окружающим его событиям, зафиксировать свои идеи и мысли. Керамические изделия несут в себе тепло огня и всегда создают уют и комфорт в интерьере.
На занятиях по изготовлению керамики ребенок проживает историю культуры человечества, законы гармонии цвета, формы и линии, погружается в мир природы, руками ощущает этот удивительный материал, созданный в течение многих тысяч лет под воздействием ветра, дождя и солнечного тепла. У него формируется эмоционально-образное мышление, он раскрывает свой творческий потенциал, приобщаясь к огромному человеческому опыту. Юные керамисты отличаются особой непосредственностью в передаче форм и декора в своём творчестве. Для детей важно целостное восприятие мира, познания себя и окружающих через художественное творчество. Самовыражение посредством объёмного мышления – лепки круглых, объёмных фигур, позволяет развивать и укреплять многие умственные и физические процессы в растущем организме. Так, например, развитие мелкой моторики пальцев способствует улучшению речевых, математических способностей, улучшает память, снимает нервозность, тренирует логику действий, развивает процесс опосредованного мышления. В свободное от школы время дети получают возможность расширить и углубить свои знания и навыки в области искусства, получить новые знания в учебных группах дополнительного образования.
Актуальность программы в формировании творческого взгляда ребёнка на подход к достижению задуманного художественного образа. Сотворить из пластичного материала аналогии из окружающего его мира предметов и событий, флору и фауну. Украсить свой дом, доставить радость близким и друзьям подарком, сделанным собственноручно. Занятия керамикой дают возможность лучше познать себя и окружающих, донести о своём видении мира, о своих чувствах. Во время учебного процесса обучающиеся знакомятся с разнообразием видов керамической деятельности, накопленной поколениями, изучают сложность и многообразие творческого процесса. Дети имеют возможность попробовать свои силы в различных техниках и видах выполнения изделий поработать в разных стилях и формах. Данная программа помогает желанию ребёнка выразить свою индивидуальность в объёмных работах.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная.
Цель и задачи программы.
Цель: обучение основам керамического искусства, раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
обучающие:
- обучить основам керамического искусства,
- дать знания о способах и приёмах работы с материалами и инструментами,
- познакомить с художественными и культурными ценностями России и населяющих её народов,
- обучить основам художественной композиции, цветоведения, используемым в керамическом искусстве,
- дать знания об основных способах и видах декорирования готовых изделий из керамики;
развивающие:
- развить мелкую моторику рук,
- развивать уверенность в своих силах, и творческую смекалку,
- развивать логику и мышление;
- развивать навыки самостоятельного освоения новых знаний и применение их на практике,
- развивать воображение, художественный вкус, чувство гармонии в познании мира;
воспитательные:
- воспитывать толерантность и уважение к творческому проявлению,
- воспитывать бережное отношение к русской культуре, истории, народным традициям,
- воспитывать аккуратность в выполнении работ,
- воспитывать товарищеские взаимоотношения при работе в группе.
Возраст обучающихся 8 - 15 лет
Сроки реализации программы - программа рассчитана на 1 месяц – 8 часов в месяц, 2 часа в неделю.
Формы и режим - занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с 15 мин. перерывами после каждого часа для выполнения упражнений и снятия нагрузок.
Количество детей в учебной группе – не более 15 человек. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы в керамическом классе, где старшие дети помогают младшим в процессе обучения (помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении тяжёлых материалов и приспособлений для лепки и формовки, помощь в выполнении).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- что такое керамика, где и для чего используется;
- об основных способах работы с глиняными массами;
- о теории сушки и обжига;
- о различных инструментах и приспособлениях для работы с глиняными массами и декорирующими материалами;
- о декорирующих материалах - красках (темпера ПВА) и глазурях;
- о народных игрушках: Дымковской;
уметь:
- организовать своё рабочее место и его уборку после занятия;
- выполнять основные манипуляции с материалом: раскатать пласт, жгут, скатать шар, разделить на заданные части, соединить детали, разгладить поверхность;
- использовать основные способы изготовления фигурок - пластичный, конструктивный, комбинированный;
- подбирать и наносить декор;
- изготовить народную игрушку – Дымковскую;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать в коллективе;
Формы подведения итогов обучения.
По завершению обучения по программе «Азбука художественной керамики» показательными моментами успешности обучения становятся подготовка и участие в выставках, просмотрах, конкурсах.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма аттестации/ контроля | |
Теоретич. | Практич. | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. От идеи к изделию. Герои любимых произведений. Круглая скульптура. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Педагогическое наблюдение, коллективный анализ работ |
2. | Техника работы с глазурями. Декорирование утильно обожжённых работ. | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение, коллективный анализ работ |
3. | Дымковская игрушка. Барышня и кавалер. | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение, коллективный анализ работ |
4. | Декорирование темперными и акриловыми красками дымковской игрушки. Подведение итогов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение, коллективный анализ работ |
Итого : | 8 | 2 | 6 | ||
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Инструктаж по т/б. От идеи к изделию. Герои любимых произведений. Круглая скульптура.
Что такое глина. Что такое керамика. Рассказ о керамическом ремесле, мини-экскурс в историю. Инструктаж по технике безопасности.
Значение и роль эскиза в работе с глиной.
Инструменты для формовки. Разнообразие глин, заготовка, виды изделий из керамики, обработка глины.
Практическая часть. Работа с шамотной массой – лепка любимых героев из художественных произведений (круглая скульптура).
2. Техника работы с глазурями. Декорирование утельно обожжённых работ (герои, домики).
Техника декорирования. Декорирующие материалы: краски, ангобы, глазури. Свойства красок. Разновидности глазурей, способы и приёмы нанесения; температурный режим обжига глазурей. Особенности сушки изделий, стадии обжига.
Виды и свойства декорирующих материалов: глазурей. Разнообразие глазурей, их «паспорт».
Практическая часть. Изучение и чтение «паспорта» глазурей.
3. Дымковская игрушка. Барышня и кавалер.
История промысла; каноны, особенности лепки форм, колористика.
Практическая часть. Лепка фигурок из красной глины.
4. Декорирование темперными и акриловыми красками дымковской игрушки.
Свойства темперы ПВА. Приёмы работы по нанесению темперы разными типами кистей.
Практическая часть. Росписи игрушек, ранее обожжённых на утиль. Подведение итогов.
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Данная программа использует развивающие и обучающие блоки одновременно. В программе применяются различные формы занятий: коллективно-групповое, собеседования. Материал излагается в доступной форме. Изучение нового материала базируется на усвоенном ранее материале. Занятия и подача информации строятся от простого к сложному и могут быть творческими или учебными. Формы организации обучения, методика и особенности организации занятий в учебных группах определяются принципами обучения. Используемая система основных принципов обучения состоит из следующих положений:
Методы и приёмы:
- наглядно – иллюстративный
- диалогическое общение (беседа)
- наблюдение, тестирование, анализ результатов с целью индивидуального подхода к воспитанникам
- метод индивидуальных проектов (для развития творческой активности, самовыражения)
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем
- использование соответствующе подобранного музыкального фона во время проведения занятий помогает обучающимся в творчестве и в восприятии материала темы
- использование игровых форм обучения, которые создают непринуждённую творческую атмосферу.
Обязательным является сотворчество педагога и обучающегося.
Программа носит развивающий характер, но, наряду с этим, предусматривает ориентацию на профессиональные навыки и поэтому содержит зачетную систему. Зачет выполняет три важных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. И прежде всего учитывает индивидуальные особенности обучающихся, направлен на активизацию творческого процесса обучающегося, оценку полученных знаний (оценка мастерства в технике и качестве исполнения, достижение художественного уровня, своеобразия в форме и декоре) и умения их применять.
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально-технические условия реализации программы.
Помещение:
Объём помещения для группы детей до 15 человек по нормативам СанПИН.
Освещение потолочное, для ИЗО студий и мастерских
Доступ к воде (раковина с гор и хол. водой)
Отведенное место для электрических печей
Оборудование:
Печь обжиговая, с t до 1200⁰ С для керамики
Рабочие столы, стулья
Осветительные приборы
Место и ящики для хранения глиняных смесей
Доски
Турнетки
Подставки различных размеров
Инструменты и приспособления:
Стеки различных видов
Петли различных видов
Струны для разрезания глиняных масс
Ветошь
Кисти плоские и круглые номеров 2,4,6,8,10,12
Куски ткани с рельефным рисунком
Сетка
Сито
Палитры
Ёмкости для воды
Губки разной пористости
Перчатки
Ёмкости для приготовления гипсового раствора
Фартук
Кисть набор синтетика
Контейнеры в наборе Икеа
Материалы:
Глиняные массы:
Шамот пластичный
Красная глина
Темпера поливинилацетатная различных цветов
Глазури различных цветов
Ангобы
Скотч малярный
Клей-карандаш
Клей ПВА
Тряпка в рулоне
Бумага ватман
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
- Бугамбаев М. Гончарное ремесло – Керамика. Терракота. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
- Крус Джованна Буббико Хуан. Керамика. Техники. Материалы. Изделия. – М., 2006.
- Долорс Рос. Керамика: техника, приемы, изделия. - М.: АСТ-Пресс книга, 2003.
- Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. - М., 2004.
- Персал Роналд. Керамика и фарфор. - Минск, 1997.
- Претте М.К. Капальдо. Творчество и выражение. - М., 1981.
- Федотов Г. Послушная глина. - М., 1997.
- Величкина Г., Шпикалова Т. - Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по искусству. - М., 2000.
- Соломенникова О., Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по искусству. - М., 2000.
- Лобанова В. Лепим народную игрушку. Рабочая тетрадь по искусству. - М., 2000.
- Носова Т. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по искусству. - М., 2000.
- Русакова Е.Н. - Дидактический материал с таблицами и схемами. Декорирование глазурями керамических поверхностей
Раздел V. Приложение.
Правила поведения в помещении.
- Необходимо осторожно обращаться с колющими (стеки, карандаши и т.д.) и режущими (ножницы и т.д.) инструментами;
- Нельзя бегать по помещению или шуметь, нельзя мешать работать другим детям;
- Для работы надо надевать фартук (футболку большего размера и т.д.), чтобы одежда оставалась чистой;
- Воду для работы надо наливать в широкую невысокую небьющуюся посуду;
- Во время работы необходимо поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- В ходе занятия нужно следить за тем, чтобы бак с глиной всегда был закрыт;
- Необходимо бережно относиться к оборудованию, материалам и инструментам;
- Объяснения педагога нужно слушать внимательно, за советом и помощью обращаться к педагогу или более старшим и опытным учащимся;
- После работы необходимо навести порядок на своем рабочем месте, убрать материалы, вымыть инструменты, разложить по местам, протереть стол влажной тряпкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению по разделу "Художественная керамика" 5 класс коррекции VIII вида
Программа составлена для обучения детей коррекционных классов VIII вида работе с глиной. Предоставленный материал рассчитан для обучения детей, ранее с глиной не работавших. Программа рассчитана на 6 ...
«Художественная керамика» в учреждениях дополнительного образования и художественных школах города Самары.
Исследование по вопросам, касающимся теории и методики преподавания дисциплин системыхудожественного образования....

Современные технологии изготовления и обработки художественной керамики
Глина бывает разная, и нужно толькоиметь умелые руки, пытливый уми много солнечной энергии,чтобы превратить ее в керамику.Эдуард Детлав....

Открытый урок по художественной керамике «Сказки севера»
Тема урока: «Сказки севера»Тип урока: комбинированныйЦель: Углубить знания о коренных народах западной Сибири, через фольклор, с...

Прецензия на программу «Художественная керамика» преподавателя МБОУ ДОД «ДХШ» г. Мегион Хажиловой Натальи Викторовны
Актуальность программы заключается в педагогическом подходе, ориентированном на изучении и практическом ознакомлении учащихся с таким видом декоративного искусства как керамика, начиная с изучения тра...

Открытый урок по художественной керамике «Любимая народная игрушка-свистулька»
План – конспект открытого урока Предмет «Художественная керамика»Класс: 2 «Б»Вид занят...

Открытый урок по художественной керамике. Керамическая фантазия «Ваза»
План – конспект открытого урока Тема: Керамическая фантазия – ...