Программа по трудовому обучению по разделу "Художественная керамика" 5 класс коррекции VIII вида
рабочая программа (5 класс) по теме

Ахапкина Лидия Викторовна

Программа составлена для обучения детей коррекционных классов VIII вида работе с глиной. Предоставленный материал рассчитан для обучения детей, ранее с глиной не работавших. Программа рассчитана на 6 часов в неделю по учебному плану. Опробована, усваивается детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glina_5_klass.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа по трудовому обучению по разделу:

         «Художественная керамика» 5 класс

  ( 6 часов в неделю – 204 часа)

                        Объяснительная записка.

Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению изделий из глины ручным способом.

Программа включает теоретические и практические занятия; предусматриваются экскурсии к местам заготовки сырья, а также практическая работа по подготовке глиняного теста.

При составлении программы учтены принципы повторяемости материала и постепенности ввода нового.

Программа включает разделы:

  1. Игрушки и сувениры
  2. Лепка из пластин
  3. Ручная формовка сосудов
  4. Спиральная лепка из жгутов
  5. Декоративная отделка изделий

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, их вырезыванием, скреплением деталей в изделия и украшением их.

Приобретают навыки владения инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами.

Планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы входит в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Много внимания уделяется эстетическому воспитанию при декорировании изделий.

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

  1 четверть (48 часов )

Вводное занятие

Задачи обучения в 5 классе. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Закрепление индивидуального инструмента. Назначение ответственных. Повторение обязанностей инструментальщика и дежурных мастерской.

Глина и ее использование (6 час)

Теоретические сведения: использование глины  в быту и строительстве. Заготовка сырья: карьеры, копанцы. Виды глины по жирности, цвету. Отощающие добавки, шликер.

Керамические изделия . Работа гончара. Горн, обжиг в современных печах.

Практические работы: подготовка глиняного теста; просеивание, отмучивание, отощающие добавки. Перебивание глины, перемин глины. Экскурсии к местам залегания глины, заготовка сырья для работы.

Приемы ручной лепки:(2 часа)

Теоретические сведения и демонстрация:

Лепка цилиндров прямыми движениями. Отбивание торцов цилиндра о доску. Получение основных геометрических форм ( конус, куб, пирамида и т.д.) из шара и цилиндра, используя инструменты и приспособления.

Практические работы: бусы.

Инструменты и приспособления для ручной лепки ( 2 часа)

Демонстрация: скульптурные стеки, стеки- петельки, деревянные лопатки, ножи, скалки.

Назначение инструментов.

Приспособления: доска подкладная, губка, тканевая салфетка.

Лепка из пластин (20 час)

Теоретические сведения: Технология изготовления пластин (раскатывание кома глины на ткани скалкой), использование реек для получения пластины одинаковой толщины. Инструменты и приспособления для работы с пластиной: нож, угольник, мерки, шаблоны, болванки, стеки.

Формовка на цилиндрической болванке, на конической, на болванке усеченный конус.

Практические работы: Колокольчики, посуда, домик–светильник

Раскатывать пластины, вырезать по шаблону заготовки, формовать  изделие на болванке. Гравировка -  один из видов оформления вылепленных изделий.

Налепные узоры.

Самостоятельная работа по теме: «Колокольчик» способом формовки на болванке и анализ её выполнения (2 час).

Итоги работы за 1 четверть.

 2 четверть (48 часов)

Вводное занятие.

Настенное панно ( 20 час)

Теоретические сведения : Использование настенного панно для украшения жилых помещений.

Пластина – основа настенного панно. Выбор формы настенного панно в зависимости от сюжета ( круг, овал, прямоугольник и др.) Ограничивающий валик – рамка. Порядок наложения деталей панно.

Практические работы: изготовление панно на круглой, прямоугольной, квадратной формах по сюжетным картинкам.

Декоративное панно на тканой основе (16 час)

Техника работы. Виды сюжетов таких панно.

Практические работы: Панно на тканой основе – индивидуальная работа.

Панно на тканой основе – коллективная работа.

Декоративная роспись работ гуашью (10 час)

Самостоятельная работа по теме: «Декоративное панно» и  анализ ее выполнения (2 часа).

Итоги работы за 2 четверть.

  3 четверть (60 часов)

Вводное занятие.

Декоративное панно. Маска.(20 час)

Маска – разновидность декоративного панно. Особенности работы над маской. Разновидности масок. Использование природного и бросового материала для оформления маски.

Лепка сосудов из пластин ( 38 час)

Теоретические сведение: Лепка из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину изделий, имеющих плоские поверхности. Подсушивание раскатанных пластин перед резкой и формовкой до состояния минимальной пластичности. Последовательность соединения изделий от донышка на шликер с предварительной насечкой мест соединения.

Практические работы: Сосуды из пластин: коробочка, чайница, декоративный сосуд, карандашница, домик – копилка. Обязательное сглаживание мест соединения. Украшение работ налепом, гравировкой и др.

cпособами.

Самостоятельная работа по теме: «Коробочка» из пластин и  анализ ее выполнения (2 часа).

Итоги работы за 3 четверть.

 4 четверть (48 часов)

Вводное занятие.

Спиральная лепка из жгутов( 26 часов)

Техника лепки из жгутов.

Инструменты и приспособления: дощечка с ограничителями, скалка, шаблоны, ложечка для сглаживания.

Практические работы: лепка сосудов из жгутов: кувшин, чайник, горшочек. Сглаживание поверхностей.

Практическое повторение ( 20 час)

Выполнение изделий изученными способами: лепка из жгутов, формовка на болванках из пластин, ручная лепка игрушек.

Самостоятельная работа по теме: «Горшочек» способом спиральной лепки и  анализ ее выполнения (2 часа).

Итоги работы за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Контрольные работы 5 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович

Контрольные тесты для 5 класса состатлены в соответствии с программой  для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /  под ред. В.В. Воронковой. - М....

Контрольные работы 6 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович

Контрольные тесты для 6 класса состатлены в соответствии с программой  для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /  под ред. В.В. Воронковой. - М....

Контрольные работы 7 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович

Контрольные тесты для 7 класса состатлены в соответствии с программой  для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /  под ред. В.В. Воронковой...

Контрольные работы 8 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович

Контрольные тесты для 8 класса состатлены в соответствии с программой  для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /  под ред. В.В. Воронковой. - М....

Контрольные работы 9 класс по трудовому обучению (профиль слесарное дело) для СКОУ VIII вида, Ескин Артём Павлович

Контрольные тесты для 9 класса состатлены в соответствии с программой  для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /  под ред. В.В. Воронковой. - М....