Рабочая программа. Дополнительное образование кружок «Теория самоопределения»
рабочая программа (5 класс)

Филипп Олегович Гончаров

Цель программы: создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе и хуторе.

Задачи:

1. Расширить знания, связанные с миром профессий;

2. Расширить знания о современном рынке труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства;

3. Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование кружок «Теория самоопределения»

возраст детей 12- 14 лет

срок реализации программы 1 год (2022-2023 уч. год)

I. Пояснительная записка

На сегодняшний день реальность на рынке труда такова, что 40% людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания техникума или ВУЗа, а в целом более 50% населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего образования в настоящее время практически не содержит профориентационных компонентов. Возможно, для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное образования некоей «современной профориентацией». Но вполне возможно, что необходимо полностью изменить расстановку приоритетов, а именно создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Многие ведут споры о том, с какого возраста нужно проводить профориентационную работу. Мнения тут различны. Кто – то считает, что в девятом классе подростки еще не готовы к осмыслению профориентационных проблем и просто не поймут, о чем вы с ним говорите. Другие уверены, что профориентационная работа в 11 – классе уже бессмысленна, так как все школьники уже выбрали себе профессию. Современный взгляд на проблему таков, что такую работу нужно проводить с начальной школы, когда через игру дети способны овладевать некоторыми представлениями о трудовой деятельности. Также представляется верным мнение, что в пятых – девятых классах, школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс школы.

Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации.

С пятого класса обучающиеся изучают не только и не столько мир профессий, сколько себя и глубинность (характеристику) каждой профессии. Чем старше подростки, тем более они могут соотнести свои возможно, интересы и склонности к привлекательной для них трудовой деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности своих детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической.

Конечно, для школы профориентация – нелегкая задача. Как изучать со школьниками мир профессионально труда, когда профессий насчитывается около десяти тысяч. Многие справочные и рекламные издания представляют собой довольно бессистемное перечисление возможных путей продолжения образования. Быстро, раз и навсегда профессию выбрать невозможно. Тем более если это недостаточно определенная и не очень конкретная профессия. Но практически каждому из будущих выпускников предстоит разложить по полочкам аргументы за и против той или иной вполне конкретной специальности, должности, социально – профессиональной роли, жизненной миссии. И в чем – то может помочь именно школа, а не родители или даже социум.

Программа по профориентации «Теория самоопределения» предполагает профориентационное сопровождение обучающихся.

Цель программы: создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе и хуторе.

Задачи:

1. Расширить знания, связанные с миром профессий;

2. Расширить знания о современном рынке труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства;

3. Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;

Программа предполагает реализацию на II ступени: основное общее образование.

Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание обучающимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Система отслеживания полученных знаний, умений и навыков, проводится по единой системе для всех возрастных групп: через систему разработанных тестов, практические задания, игровые упражнения.

Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит сделать правильный профессиональный выбор. Отличительной чертой программы является то, что профориентационная работа осуществляется со всеми участниками образовательного процесса: учителями, обучающимися, родителями.

Одним из важных направлений работы школы всегда была профориентация школьников, ознакомление их с миром профессий.

Жизнь современного общества стремительно меняется и требует от выпускника совершенно новых компетенций. Поэтому в новых современных условиях уже недостаточно заниматься профориентационной работой с обучающимися. Необходима помощь в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Поэтому в школе создан и реализуется более современный подход к профориентации школьников. Чем вызвана необходимость нового подхода?

Мир профессий быстро меняется. Например, 10 самых востребованных в 2010 году профессий еще не существовали в 2004. Растет конкуренция на рынке труда. Повышаются требования к уровню профессионализма. Чтобы стать современным профессионалом, студент уже на первом курсе должен хорошо знать, что он хочет и что его ждет. Мировой опыт показывает, что еще учась в институте, студент должен приобретать практический опыт, т. е. начинать работать.

Основы программы

Психологическая готовность подростка к вступлению во взрослую жизнь—наличие способностей и потребностей, которые позволят подростку с возможной полнотой реализовать себя в обществе, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в общении и владении способами его построения; во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, что выступает в виде сложившихся основ научного и общественного мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; в-третьих, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Самооценка—оценка самого себя, качеств и места среди других людей. От этого зависят его взаимоотношения с окружающими и отношение к успехам и неудачам.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, будущей профессии и условий жизни.

Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных общественных норм. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складывается требования к профессии.

Самосознание — осознание человека самого себя, своих собственных качеств.

Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла в выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

II. Предполагаемые результаты:

1. Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.

2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.

3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Терминологическую основу программы составляет следующие понятия:

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Профессиональное просвещение – предоставление всем участникам образовательного процесса сведений о различных профессиях, формах и условиях профессионального обучения, актуальным состоянием рынка труда, значении профессий для социума, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности.

Индивидуальная и групповая профконсультация - оказание помощи в принятии осознанного выбора профессии, определении сферы деятельности, в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями, интересами и склонностями, состоянием психофизического здоровья и социально-экономической ситуацией на рынке труда, а также планирования своего дальнейшего профессионального пути.

Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

- «Конвенция ООН о правах ребенка»;

- «Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;

- Устав, правила внутреннего распорядка МОБУСОШ №18 им. Ф.Т. Данчева х. Родниковского

Учебно-тематический план 5 класс

Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.

Основные задачи реализации Программы:

формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;

обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;

приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- психологическая комфортность.

На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий

1

2

Профессии моего хутора. Профессии моих родителей

1

3

Профессии школы. Профессии «учитель», «воспитатель»

1

4

Профессии «психолог», «социальный педагог»

1

5

Профессия «библиотекарь»

1

6

Профессия «повар». Экскурсия в столовую

1

7

Профессии сферы услуг

1

8

«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный»

1

9

Мир интересных профессий. Необычные профессии

1

10

Почему нравится профессия. Краткая характеристика профессий

1

11

Игротека «Угадай профессию»

1

12

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?»

1

13

Пресс-конференция со школьной медсестрой. Профессионально-важные качества, риск профессии. Оказание I медицинской помощи

1

14

Профессия «полицейский». Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии

1

15

Профессия работника сельского хозяйства

1

16

Знакомство с профессиями работников фермы и перерабатывающего цеха

1

-

17

Заключительное занятие. Обобщение, систематизация знаний о профессиях

1

Итого:

17

Содержание программы

реализуется в следующих видах деятельности:

Образовательная деятельность: тренинги, обучающие занятия, ролевые игры, практические занятия, профориентационные игры, экскурсии, профессиональные пробы.

Информационно-просветительская деятельность: сотрудничество с центром занятости населения, оформление информационного стенда «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться?», «Слагаемые выбора профессии».

Работа с родителями: тематические родительские собрания теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»; “Анализ рынка труда и востребованности профессий в округе”; “Медицинские аспекты при выборе профессии”.

Работа с учителями: проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий по профориентации. Круглый стол по обмену опытом в области профориентации. Консультации.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: помочь родителям совместно с детьми составить профессиональный маршрут.

Задачи:

1. Расширить представление о современных профессиях, профессиональном образовании, профессиональных интересах и способностях детей, и типичных ошибках при выборе профессии.

2. Обучить базовым навыкам сотрудничества с детьми в процессе планирования профессионально-жизненного пути с учетом интересов и способностей ребенка.

3. Познакомить с потребностями рынка труда, а также с учебными заведениями.

Ожидаемый результат:

Расширят представление о современных профессиях, рынке труда и профессиональном образовании, принципах выбора профессии, типичных ошибках при выборе профессии;

Овладеют базовыми навыками сотрудничества с детьми в процессе планирования профессионального пути;

Смогут помочь своим детям в выборе профессии и планировании карьеры в соответствии с их интересами, возможностями и современными экономическими условиями.

Мониторинг результатов

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько обучающихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с ребятами, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны обучающихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом. Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число обучающихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов школы.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Механизм реализации программы

Аналитический этап:

- определение проблемы;

-анализ ресурсов;

- планирование деятельности по реализации программы.

Прогностический этап:

-формирование нормативно-правовой базы;

-разработка программы;

-утверждение программы на программно-методической комиссии;

-внешнее рецензирование программы.

Подготовительный этап:

-материально-техническое обеспечение;

-организация презентации программы для всех участников образовательного процесса;

-утверждение состава участников программы.

Диагностический этап:

-тестирование обучающихся, родителей и учителей с целью выявления уровня сформированности знаний и понятий.

Практический этап:

-реализация программы;

-оформление текущей и системной документации.

Заключительный этап:

-Тестирование всех участников образовательного процесса, с целью анализа усвоения программы;

-анализ реализации программы;

-подготовка отчетной документации;

-обобщение опыта работы.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:

учебные классы для проведения диагностических исследований, тренинговых занятий;

компьютерный класс, для поиска информации в интернете;

выставочные стенды;

мультимедиа – проектор;

видеокамера, фотоаппарат;

справочная литература, книги, словари, брошюры и др.

Список литературы

1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. СПб, 2003, 465 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001, 270 с.

3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2006, 688 с.

4. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, 2009, 224 с.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2006, 192 с.

6. Профориентация: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений// Е.Ю.Пряжникова,

Н.С.Пряжников. М., 2008, 496 с.

7. Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении для учащихся 5-7 классов. Москва, 2012, 126 с.

8. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Питер, 2008, 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа дополнительного образования (Кружок "Эврика")

В рабочей программе представлена работа   с учащимися 7-9 классов  по физике  во внеурочное время....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».

                       Рабочая программа                 д...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 6-м классе"

Рабочая программа дополнительного образования для учителей математики(6-ой класс)...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 5-м классе"

Рабочая программа для учителя математики " Кружок в 5-м классе"...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....